Рабочая программа с краеведческим аспектом «Литература, 5 класс»

0
0
Материал опубликован 27 July 2021



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогическогосовета

Протокол №1 от 31. 08. 2019 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

59 от 31. 08. 2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 5 класса






Автор - составитель

Никитина Екатерина Александровна


















2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

-Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577);

-СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015 г.);

-ООП ООО МБОУ Синьковской СШ;

-Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной;

-Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск, «Траст-Имаком», 1995г. Составители: Н.Н. Колпачков, Г.А. Ластовский

-Учебного плана МБОУ Синьковской СШ;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г.) (в действующей редакции);

-Положения о рабочей программе;

Дляреализации программного содержания используется учебник Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2 ч/В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2017;

Меркин. Г.С. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению в 2-х частях, - Смоленск: Универсум, 2016г.

Место курса литература в учебном плане:Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение литературе в 5 классе в объёме 102 часа (3 часа в неделю).

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской.

В авторскую программу В.Я. Коровиной внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Повторение», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию.




п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

9

9

3

Древнерусская литература

2

2

4

Произведения русских писателей XVIII века

4

4

5

Произведения русских писателей XIX века

43

43

6

Произведения русских писателей XX века

29

29

7

Из зарубежной литературы

11

11

8

Годовая промежуточная аттестация


1

9

Повторение

2

1


Всего

102

102


Особенностью данной программы является то, что она объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие обучающихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.

В процессе изучения основного курса литературы предполагается изучение памятников литературы и фольклора Смоленской земли, произведений, написанных о Смоленском крае, созданных на разных этапах развития культуры края, связей смоленских писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых смоленских писателей дополнительно к программе по литературе основной школы. В региональный компонент содержания программы включены лучшие произведения местных писателей, а также произведения тех авторов, которые так или иначе связаны со Смоленщиной. Изучение произведений этих писателей поможет сформировать у обучающихся представления о Смоленщине как о своеобразном и неповторимом регионе.

Содержание и структура программы даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе, позволяет познакомиться со спецификой литературного процесса на Смоленщине, с богатством её художественных традиций. Краеведческий компонент логично соотносится с содержанием программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, что позволяет сопоставлять произведения региональной литературы с базовым курсом, выявлять их сходства и своеобразие художественных решений. Такая работа позволит обучающимся воспринимать литературу Смоленщины и о Смоленщине в контексте временного и культурного процесса, позволит пробудить интерес обучающихся к истории и культуре родного края, поможет им, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры. Таким образом, будет реализован принцип единого литературного образования.










































Цели обучения литературе

Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.





















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего (Смоленского) края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

воспитание любви и уважения к Смоленскому краю, чувства гордости за свою малую Родину, её прошлое и настоящее; знание истории, культуры Смоленщины; воспитание чувства ответственности и долга перед своей малой Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовностии способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, художественного наследия Смоленского края, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

обучающийся получит возможность научиться:

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Обучающийся получит возможность научиться:

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Обучающийся получит возможность научиться:

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого

результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и

способы действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью

деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе

взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению

имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

Обучающийся получит возможность научиться:

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или

самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),факты;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою

мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

Обучающийся получит возможность научиться:

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной

речью.

Обучающийся научится:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с

помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и

сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,

докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Предметные результаты обучающихся основной школы по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России, литературы Смоленского края и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, в том числе обобщение наблюдений над родо-жанровыми особенностями литературы Смоленщины; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, развитие интереса к литературе Смоленского края; сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формирование представлений об истории и литературном процессе Смоленского края; творческая история этапных произведений литературы Смоленщины;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней; обобщение наблюдений над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведениях смоленских авторов;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

представление о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве её содержания, форм, о её общественном значении;

осознание обучающимися значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития;

воспитание у обучающихся правильного «читательского вкуса»;

формирование потребности в систематическом чтении русской классической литературы.

Планируемые результаты по разделам

Устное народное творчество

Обучающий научится:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).























Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).

Устное народное творчество (9ч)

Фольклор - коллективное устное народное творчество.Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Детский фольклор Смоленщины. Сказки.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

«Сказки Смоленского края». (Обзор.)

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на земле.

Смоленские «Лицевые» летописи. (Начальные представления)

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века (3ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов -учёный, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Смоляне в литературе XVIII века. В.А. Левшин. Краткий рассказ о жизни писателя. «Русские сказки» и «Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских».

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы XIX века (43ч)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев).

Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский.Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский.«Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму».Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет.Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой.Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Смоляне в литературе XIX века. Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Песни «Вот мчится тройка удалая…», «Не слышно шуму городского…», «Город чудный, город древний…».

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор).

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XX века (29ч)

Иван Алексеевич Бунин.Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе».Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» -поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Русская литературная сказка XXвека

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...».

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Поэты Смоленщины о войне. (Н Рыленков «Мы прощались с близкими в надежде…», «Дымились сёла. Как тот дым был горек!» и произведения по выбору учителя)

Произведения о Родине и родной природе.

И. Бунин «Помню - долгий зимний вечер...». Прокофьев «Аленушка». Д. Кедрин «Аленушка». Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы».

Произведения смоленских авторов о красоте родной земли. (А. Твардовский «Станция Починок», М. Исаковский «Апрель в Смоленске», «Край мой Смоленский», Н.И. Рыленков «Всегда задумчива, скромна…», «Семь холмов», «Велиж», «На берегу Сапшо», Л.И. Козырь «Приднепровье», «Липы в русском», «Город-воин», А.М. Бодренков «Смоленск» и произведения по выбору учителя).

Стихотворные лирические произведения о Родине, природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (11 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен.Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.







































Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля ( по необходимости)

1

Введение

1


2

Устное народное творчество

9


3

Древнерусская литература

2


4

Произведения русских писателей XVIII века

4

Контрольная работа

5

Произведения русских писателей XIX века

43

Контрольная работа

6

Произведения русских писателей XX века

29

Контрольная работа

7

Из зарубежной литературы

11


8

Годовая промежуточная аттестация

1

Контрольная работа

9

Повторение

1



Всего

102

4

Выполнение практической части:

Количество контрольных работ – 4

Количество сочинений – 5


























Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов


Дата

Дата корректировки(по необходимости)

Введение (1 ч)

1.

Введение. Книга в жизни человека и общества.

1 ч



Устное народное творчество (9 ч)

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: частушки, скороговорки, колыбельные песни.

1 ч



3.

Устное народное творчество. Обучение сочинению загадки, частушки. Детский фольклор Смоленщины. Сказки.

1 ч



4.

Сказка как вид народной прозы. «Царевна- лягушка». Виды сказок.

1 ч



5.

Художественный мир сказки «Царевна- лягушка». Образ Ивана - царевича.

1 ч



6.

Народная мораль в сказке «Царевна- лягушка».«Сказки Смоленского края». (Обзор.)

1 ч



7.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1 ч



8.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки.

1 ч



9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народные представления о добре и зле в бытовой сказке «Солдатская шинель».

1 ч



10.

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению: «Моя любимая русская народная сказка»

1 ч



Древнерусская литература (2 ч)

11.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1 ч



12.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. Смоленские «Лицевые» летописи. (Начальные представления)

1 ч



Русская литература XVIII в. (3 ч)

13.

М.В.Ломоносов «Случилось вместе два Астронома». Роды и жанры литературы.

1 ч



14.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (баснописцы ХVIII в.) Смоляне в литературе XVIII века. В.А. Левшин. «Русские сказки» и «…Древние сказки славян древлянских».

1 ч



15.

Подготовка к контрольной работе: «Фольклор. Древнерусская литература. Литература ХVIII века»

1



16.

Контрольная работа: «Фольклор. Древнерусская литература. Литература ХVIII века»

1 ч



Русская литература XIX в. (43 ч)

И. А. Крылов (3 ч)

17.

Басенное творчество И. А. Крылова. Басня «Волк на псарне». Понятие об аллегории и морали.

1 ч



18.

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1 ч



19.

И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок».

1 ч



В. А. Жуковский (3 ч)

20.

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

1 ч



21.

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты народной и литературной сказки.

1 ч



22.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Понятие о балладе.

1 ч



А.С. Пушкин (7 ч)

23.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне».

1 ч



24.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - собирательная картина народных сказок.

1 ч



25.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

1 ч




Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

1 ч



26.

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1 ч



27.

Внеклассное чтение: «Руслан и Людмила» - поэма А.С. Пушкина.

1 ч



28.

Обучение домашнему сочинению: «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне…»

1 ч



Русская литературная сказка (4 ч)

29.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

1 ч



30.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1 ч



31.

В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1 ч



32.

Творчество В.М. Гаршина.


1 ч



М.Ю. Лермонтов (2 ч)

33.

М.Ю. Лермонтов. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино».

1 ч



34.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1 ч



Н.В. Гоголь (3 ч)

35.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1 ч



36.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

1 ч



37.

Понятие о фантастике. Юмор в повести «Заколдованное место».

1 ч



Н.А. Некрасов (3 ч)

38.

Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге». Развитие понятия об эпитете.

1 ч



39.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…». Поэтический образ русской женщины.

1 ч



40.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1 ч



И.С. Тургенев (6 ч)

41.

И.С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

1 ч



42.

И.С. Тургенев. «Муму». Герасим и Татьяна.

1 ч



43.

Нравственный облик Герасима.

1 ч



44.

Протест Герасима против барыни и ее челяди. Осуждение крепостничества.

1 ч



45.

Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева «Муму».

1 ч



46.

Классное сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима».

1 ч



Л.Н. Толстой (4 ч)

47.


Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Исторический аспект рассказа «Кавказский пленник»

1 ч



48.

«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1 ч



49.

Обучение сравнительной характеристике героев из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин)

1 ч



50.

Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

1 ч



А.П. Чехов (3 ч)

51.


А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1 ч



52.

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

1 ч



53.

Рассказы Антоши Чехонте. Смоляне в литературе XIX века. Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Песни «Вот мчится тройка удалая…», «Не слышно шуму городского…», «Город чудный, город древний…».

1 ч



Русская поэзия о природе XIXв. (5 ч)

54.

А.А. Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

1 ч



55.

Русские поэты XIX века о Родине и природе. Лирика Ф.И. Тютчева.

1 ч



56.

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1 ч



57.

Обучение анализу лирического текста (русская поэзия XIX в).

1 ч



58.

Контрольная работа по прозе и лирике XIX века

1 ч



Русская литература XX в. (29 ч)

И.А. Бунин (1 Ч)

59.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа «Косцы».

1 ч



В.Г. Короленко (5 ч)

60.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Развитие отношений между главными героями.

1 ч



61.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

1 ч



62.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Портрет как средство изображения героев.

1 ч



63.

Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

1 ч



64.

Классное сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Вася и его отец: от вражды к пониманию».

1 ч



С.А. Есенин (2 ч)

65

66.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2 ч



П.П. Бажов (2 ч)

67.

П.П.Бажов. Слово о писателе. Трудолюбие и талант Данилы-мастера в сказе «Медной горы хозяйка».

1 ч



68.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1 ч



К.Г. Паустовский (3 ч)

69.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

1 ч



70.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1 ч



71.

К.Г. Паустовский. Человек и природа в произведении «Заячьи лапы».

1 ч



С.Я. Маршак (4 ч)

72.

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1 ч



73.

Столкновение добра и зла в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака. Драма как род литературы.

1 ч



74.

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор и традиции народных сказок в пьесе «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

1 ч



75.

Обучение домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака: «Падчерица и Королева»

1 ч



А.П. Платонов (2+1ч.)

76.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1 ч




77.

Душевный мир главного героя рассказа «Никита» А.П. Платонова. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1 ч



78.

Контрольная работа по творчеству поэтов и писателей XX века

1 ч



В.П. Астафьев (3 ч)

79.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и поведение в лесу.

1 ч



80.

«Открытие» Васюткой нового озера по автобиографическому произведению В.П. Астафьева.

1 ч



81.

Классное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение» (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)

1 ч



Русская поэзия о природеXX в. (2 ч)

82.

Поэтическое восприятие природы и места в нём. Лирика русских поэтов XX века И.А. Бунина. Образ Родины в стихах о природе А.А. Прокофьева, Н.М. Рубцова.

1 ч



83.

Произведения смоленских авторов о красоте родной земли. (А. Твардовский «Станция Починок», М. Исаковский «Апрель в Смоленске», «Край мой Смоленский», Н.И. Рыленков «Всегда задумчива, скромна…», «Семь холмов», Л.И. Козырь «Приднепровье», «Липы в русском», «Город-воин», А.М. Бодренков «Смоленск» Обучение сочинению по анализу лирического произведения.

1 ч



Саша Чёрный (2 ч)

84.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник».

1 ч



85.

Саша Чёрный. Образы и сюжет рассказа «Игорь- Робинзон».

1 ч



Русская поэзия великой отечественной войны (2 ч)

86.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Отечественной войны.

1 ч



87.

К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. Поэты Смоленщины о войне. (Н Рыленков «Мы прощались с близкими в надежде…», «Дымились сёла. Как тот дым был горек!»)

1 ч



Зарубежная литература (11 ч) + 1 ч

88.

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. Понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков в балладе «Вересковый мёд».

1 ч



89.

Баллады Р.Л. Стивенсона.

1 ч



90.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1 ч



91.

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1 ч



92.

Х.К. Андерсен. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева». Кай и Герда.

1 ч



93.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини сказки «Снежная королева».

1 ч



94.

Наши любимые сказки Х.К. Андерсена.

1 ч



95.

Защита проекта по сказкам Х.К. Андерсена.

1 ч



96.

Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1 ч



97.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев.

1 ч



98.

Внутренний мир Тома и Гека в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1 ч



99.

Промежуточная аттестация. Контрольнаяработа.

1 ч



100.

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».

1 ч



101.

Нравственное взросление героя рассказа. Изображение жизни северного народа.

1 ч



Повторение (1 ч)

102.

«Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития обучающихся.

1 ч





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.