Львова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
первой категории
Пояснительная записка.
Программа « Школа дошкольника» разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель программы:
формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Задачи программы:
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
умений общаться со сверстниками и взрослыми;
необходимого уровня монологической и диалогической речи;
целостных представлений о мире;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
единство развития, обучения и воспитания;
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
комплексный подход при разработке занятий
вариативность содержания и форм проведения занятий
систематичность и последовательность занятий;
сознательность и творческая активность;
наглядность; доступность и достаточность.
Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Программа рассчитана на 20 недель. Занятия в «Школе дошкольника » проводятся 1 раз в неделю в период с января по май текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 60 часов.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 12 - 15 человек.
Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа дошкольника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Содержание программы
1. Учебные занятия « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
2.Учебные занятия «Развитие математических представлений». Основное содержание.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
3.Учебные занятия « Знакомство с окружающим миром».
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Основное содержание.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
Планируемые результаты.
К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:
- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных.
Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости.
4. Учебные занятия « Художественный труд».
Целью данных занятий является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал ( клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Основное содержание.
Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические упражнения.
Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок.
Лепка. Аппликация.
Литература:
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.
Федосова Н.А. Программ «Преемственность. Подготовка к школе». – М.: Просвещение, 2009.
Волина В. Учимся играя. - Москва, «Новая школа», 2001 .
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа, 2000 г.
Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г
Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ
Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Интернет - ресурсы
Петерсон Л.Г., Кочемсова Е.Е. Игралочка. Часть 1,2. М.:Баласс, 2002.
Прописи для детей 4-5 лет, 5-6 лет (по клеточкам, по контуру, обведи и раскрась, узоры и штриховка, линии и фигуры и др.)М.:РОСМЭН,2003,2004
Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
Тематическое планирование
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
( 20 часов)
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. |
1 |
2 |
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. |
2 |
3 |
Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. |
2 |
4 |
Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками). |
1 |
5 |
Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха» |
1 |
6 |
Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения) |
1 |
7 |
Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) |
2 |
8 |
Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему. |
1 |
9 |
Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) |
2 |
10 |
Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки) |
1 |
11 |
Звуко - буквенный анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение. |
1 |
12 |
Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) |
2 |
13 |
Деление слов на слоги. Ударение. Работа со схемами слов. Развитие речи (русские народные сказки) |
1 |
14 |
Звуко - буквенный анализ слова. Составление предложений по картинке. Графическое изображение предложения. |
1 |
15 |
Итоговое занятие. Чему мы научились? Что мы умеем? |
1 |
Тематическое планирование
«Развитие математических представлений».
( 20 часов)
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Прямой и обратный счет. Разорванный счет. |
1 |
2 |
Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам. |
1 |
3 |
Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2. |
1 |
4 |
Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3 |
1 |
5 |
Геометрическая фигуры. Треугольник. |
1 |
6 |
Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4 |
2 |
7 |
Геометрические фигуры. Четырехугольник. |
1 |
8 |
Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право. |
2 |
9 |
Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач. |
1 |
10 |
Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач. |
1 |
11 |
Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8. |
1 |
12 |
Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9. |
2 |
13 |
Цифра 10.Состав числа 10. |
1 |
14 |
Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар |
1 |
15 |
Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам. |
1 |
16 |
Сравнение чисел. |
1 |
17 |
Итоговое занятие. Раскрашивание по полученным ответам. |
1 |
Тематическое планирование
« Знакомство с окружающим миром».
( 10 часов)
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Мир вокруг нас. Времена года |
1 |
2 |
Части суток. Режим дня. Школьное время |
1 |
3 |
Природа живая и неживая. |
1 |
4 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
5 |
Культурные и дикорастущие растения. |
1 |
6 |
Правила поведения в природе. |
1 |
7 |
Россия - наше государство. Столица России. |
1 |
8 |
Наше село. |
1 |
9 |
Расскажи о себе. Моя семья. |
1 |
10 |
Итоговое занятие. |
1 |
Тематическое планирование
Художественный труд + развитие мелкой моторики
( 10 часов)
№п/п |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 |
Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с трафаретом. |
1 |
2 |
Упражнения для развития мелкой моторики. Штриховка. Рисование по клеточкам |
2 |
3 |
Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок. |
1 |
4 |
Художественный труд. Лепка любимых сказочных героев. |
1 |
5 |
Упражнения для развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку. |
1 |
6 |
Художественный труд. Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
7 |
Упражнения для развития мелкой моторики. Лепка. |
1 |
8 |
Рисование на тему « Скоро лето». |
1 |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
Янченкова Наталья Александровна