Программа «Школа дошкольника»

15
1
Материал опубликован 21 December 2015 в группе

Львова Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

первой категории

Пояснительная записка.

Программа « Школа дошкольника» разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель программы:

формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.

Задачи программы:

обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни;

формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;

умений общаться со сверстниками и взрослыми;

необходимого уровня монологической и диалогической речи;

целостных представлений о мире;

создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

единство развития, обучения и воспитания;

уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

комплексный подход при разработке занятий

вариативность содержания и форм проведения занятий

систематичность и последовательность занятий;

сознательность и творческая активность;

наглядность; доступность и достаточность.


Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

Программа рассчитана на 20 недель. Занятия в «Школе дошкольника » проводятся 1 раз в неделю в период с января по май текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 60 часов.

Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 12 - 15 человек.

Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

В результате занятий по программе «Школа дошкольника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Содержание программы

1. Учебные занятия « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Основное содержание.

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Планируемые результаты.

• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги.

2.Учебные занятия «Развитие математических представлений». Основное содержание.

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Планируемые результаты.

• Называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

3.Учебные занятия « Знакомство с окружающим миром».

Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Основное содержание.

Окружающий мир: общество.

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая.

Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени.

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.


 

Планируемые результаты.

К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:

- о живой и неживой природе;

- о правилах школьной жизни;

- о своей большой и малой Родине.

- о сезонных изменениях природы;

- о разнообразии профессий;

- о предметах одушевлённых и неодушевленных.

Владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданные вопросы;

- ориентироваться в тетради;

- не перебивать отвечающего.

Знать:

- название нашей страны, ее столицы, родного города;

- правила поведения в школе;

- правила вежливого общения;

- признаки времен года;

- месяцы года, дни недели, время суток;

- животных и их детёнышей;

- фрукты и овощи.

Уметь:

- выполнять правила поведения в школе;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правилами вежливости.

4. Учебные занятия « Художественный труд».

Целью данных занятий является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал ( клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Основное содержание.

Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические упражнения.

Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок.

Лепка. Аппликация.

Литература:

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.

Федосова Н.А.  Программ «Преемственность. Подготовка к школе». – М.: Просвещение, 2009.

 Волина В. Учимся играя. -  Москва, «Новая школа», 2001 .                      

Безруких М.М.  Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа,  2000 г.

Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г 

Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ

Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.   

Интернет - ресурсы

Петерсон Л.Г., Кочемсова Е.Е. Игралочка. Часть 1,2. М.:Баласс, 2002.

Прописи для детей 4-5 лет, 5-6 лет (по клеточкам, по контуру, обведи и раскрась, узоры и штриховка, линии и фигуры и др.)М.:РОСМЭН,2003,2004

Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.


Тематическое планирование

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

( 20 часов)


 

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная.

1

2

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.

2

3

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме.

2

4

Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками).

1

5

Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха»

1

6

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

1

7

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения)

2

8

Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему.

1

9

Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками)

2

10

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки)

1

11

Звуко - буквенный анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение.

1

12

Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

2

13

Деление слов на слоги. Ударение. Работа со схемами слов. Развитие речи (русские народные сказки)

1

14

Звуко - буквенный анализ слова. Составление предложений по картинке. Графическое изображение предложения.

1

15

Итоговое занятие. Чему мы научились? Что мы умеем?

1


 

Тематическое планирование

«Развитие математических представлений».

( 20 часов)


 

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Прямой и обратный счет. Разорванный счет.

1

2

Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам.

1

3

Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2.

1

4

Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3

1

5

Геометрическая фигуры. Треугольник.

1

6

Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4

2

7

Геометрические фигуры. Четырехугольник.

1

8

Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право.

2

9

Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач.

1

10

Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач.

1

11

Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8.

1

12

Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9.

2

13

Цифра 10.Состав числа 10.

1

14

Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар

1

15

Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам.

1

16

Сравнение чисел.

1

17

Итоговое занятие. Раскрашивание по полученным ответам.

1

Тематическое планирование

« Знакомство с окружающим миром».

( 10 часов)


 

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Мир вокруг нас. Времена года

1

2

Части суток. Режим дня. Школьное время

1

3

Природа живая и неживая.

1

4

Дикие и домашние животные.

1

5

Культурные и дикорастущие растения.

1

6

Правила поведения в природе.

1

7

Россия - наше государство. Столица России.

1

8

Наше село.

1

9

Расскажи о себе. Моя семья.

1

10

Итоговое занятие.

1

Тематическое планирование

Художественный труд + развитие мелкой моторики

( 10 часов)

№п/п

Тема занятия

Количество занятий

1

Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с трафаретом.

1

2

Упражнения для развития мелкой моторики. Штриховка. Рисование по клеточкам

2

3

Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок.

1

4

Художественный труд. Лепка любимых сказочных героев.

1

5

Упражнения для развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку.

1

6

Художественный труд. Аппликация из геометрических фигур.

1

7

Упражнения для развития мелкой моторики. Лепка.

1

8

Рисование на тему « Скоро лето».

1

9

Итоговое занятие

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полный и полезный материал. Возьму на вооружение!

23 April 2016