Рабочая программа учебного предмета «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

6
4
Материал опубликован 31 August в группе


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Человек» составлена на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).

Цели:

формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

- осознание общности и различий с другими людьми;

- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.

Задачи:

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

представления о собственном теле

распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

отнесение себя к определенному полу

развитие способности осознавать и выражать свои интересы

формировать представления о возрастных изменениях

формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

формировать умения обслуживать себя

формировать умения следить за своим внешним видом

формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.



2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Предусмотрена интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом: «Окружающий социальный мир», «Домоводство».

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой», «Прием пищи», «Семья». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предмета «Человек» в 5 классах определена учебным планом и рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 34 часа в год.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение учебного предмета «Человек» должно обеспечивать достижение личностных, базовых и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные образовательные результаты

Минимальный уровень

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

имеет представление о собственном теле;

относит себя к определенному полу;

умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания доступными способами;

умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол доступными средствами.

Участие в решении каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей:

умение принимать помощь взрослого;

эмоционально – положительно относится к гигиеническим процедурам;

проявляет максимально возможную самостоятельность в самообслуживании: приеме пищи и пить, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур, одевании и раздевании;

умение производить отдельные доступные действия, операции по самообслуживанию и их последовательность;

умение сообщать о своих потребностях и желаниях, боли или проблеме доступным способом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

имеет представление о семье и её членах как близких ребёнку людях;

имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей. социальной роли, основных занятиях членов семьи, быте и досуге семьи;

умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

умение определять свое самочувствие(как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Достаточный уровень

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

представление о собственном теле.

отнесение себя к определенному полу.

умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

умение соблюдать правила гигиены;

умение соблюдать правила поведения за столом;

умение самостоятельно принимать пищу;

умение пользоваться столовыми приборами и салфетками;

умение сервировать стол и убирать со стола посуду;

умение подбирать одежду и обувь по сезону;

уметь застегивать застежку молнию, липучки, завязывать шнурки;

умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

умение определять свое самочувствие(как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

уметь выразить (карточкой, словом, жестом) свое эмоциональное состояние;

умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);

умение следить за своим внешним видом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи;

знать родственные отношения в семье (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка;

знать имена членов семьи, показывать их на фотографиях.

Содержание учебного предмета

Раздел 1.

«Представления о себе». Строение человека. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание возрастных изменений человека. Знание вредных привычек.

Моё «Я». Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени.

Раздел 2.

Гигиена тела.

Пользование краном. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.

Гигиена рук и ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Подстригание ногтей ножницами.

Гигиена лица. Мытье и вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Нанесение косметического средства на лицо.

Гигиена ротовой полости. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Гигиена носа и ушей. Очищение носового хода. Мытье ушей. Чистка ушей. Пользование носовыми платками, салфетками.

Уход за волосами. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.

Купание). Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.

Гигиена интимной зоны. Пользование средствами ухода.

Раздел 3.

Обращение с одеждой и обувью

Одежда. Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер, рубашка (футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник). Знание назначения деталей предметов одежды.

Обувь. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

Головные уборы. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов.

Сезонная одежда, обувь. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Одевание, раздевание. Надевание предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Соблюдение последовательности действий при одевании. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Снятие предмета одежды. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

Обувание, разбувание. Обувание обуви. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).

Раздел 4.

Туалет.

Гигиена туалета. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Принадлежности для туалета. Туалетная бумага, салфетки, влажные салфетки. Пользование принадлежностями для туалета.

Раздел 5.

Прием пищи

Питьё. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.

Пища. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Раздел 6.

Семья

Моя семья. Узнавание (различение) членов семьи. Запоминание имен членов семьи, степени родства. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

Профессии родителей. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.



6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Разделы программы, темы

Кол- во часов

Основные виды деятельности

Раздел 1. Представления о себе

Строение человека

6

-Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

-Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

-Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).

-Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок).

-Знание назначения внутренних органов. Знание возрастных изменений человека.

-Знание вредных привычек.

Моё «Я»

2

-Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение сведений о себе.

-Рассказ о себе. Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени.

Раздел 2. Гигиена тела

Пользование краном

1

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной

температуры.

Гигиена рук и ног

1

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании

рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической

сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание

пилочкой.

Гигиена лица

2

-Мытье лица. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

-Нанесение косметического средства на лицо.

Гигиена ротовой полости

2

-Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Гигиена носа и ушей

1

Очищение носового хода. Мытье ушей. Чистка ушей. Пользование носовыми платами, салфетками.

Уход за волосами

2

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.

Купание

1

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны.

Пользование средствами ухода.

Раздел 3. Обращение с одеждой и обувью


Одежда

2

-Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер, рубашка (футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (шорты), носки (колготки).

-Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник).

-Знание назначения деталей предметов одежды.

Обувь

1

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

Головные уборы

1

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных

уборов.

Сезонная одежда, обувь

1

-Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.

-Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Одевание, раздевание

1

Надевание предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Соблюдение последовательности действий при одевании. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Снятие предмета одежды. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог,

снятие сапог).


Обувание, разбувание

1

Обувание обуви. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).

Раздел 4. Туалет

Гигиена туалета

1

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание

кнопки слива воды, мытье рук.

Принадлежности для туалета

1

Туалетная бумага, салфетки, влажные салфетки. Пользование принадлежностями для туалета.

Раздел 5. Прием пищи

Питьё

1

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.

Наливание жидкости в кружку.

Пища

1

Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват

ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи.

Накладывание пищи в тарелку.

Раздел 6. Семья

Моя семья

3

Узнавание (различение) членов семьи. Запоминание имен членов семьи, степени родства. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

Профессии родителей

2

Представление о

профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.


Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В.В.Воронкова, С.А.Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.

1. Демонстрационный, раздаточный и дидактический материал:

-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, фотографии;

-видеоматериалы, презентации;

- раскрашивание, вырезание, наклеивание.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/catalogue

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Приложение 1

КИМ

Рассмотри картинку. Сколько этих частей тела у человека? Запиши числом.


t1756613764aa.png


Раскрась предметы, которые помогут тебе быть чистыми


t1756613764ab.png

Обведи предметы, которые помогут сделать зубы чистыми.

t1756613764ac.png

Закрась обувь коричневым цветом, одежду – красным, головные уборы – голубым.



t1756613764ad.jpg


«Подпиши» линиями внешние части тела человека.

t1756613764ae.png

«Подпиши» линиями название внутренних органов человека.


t1756613764af.png

Кто не соблюдает правила личной гигиены? Раскрась соответствующий кружок.

t1756613764ag.pngt1756613764ah.pngt1756613764ai.pngt1756613764aj.png

t1756613764ak.pngt1756613764ak.pngt1756613764ak.pngt1756613764ak.png


​​​​​​​ Критерии оценивания

Действия, операции, представления

Оценка результата

Представления о своём имени и фамилии


Представления о внешнем строении человека


Представления о внутреннем строении человека


Представления об органах чувств


Представления о правилах гигиены


С - самостоятельно

НП – незначительная помощь

ЗП – значительная помощь



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за Ваш материал!

2
31 August

Рада помочь коллегам!

1
31 August

Спасибо за серию полезных материалов, за помощь коллегам!

2
31 August

Буду только рада, если рабочая программа окажется востребована коллегами.

1
31 August