Рабочая программа логопедических занятий обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития для 4, 5 классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ С(К)Ш
по УВР № 5 «Новые надежды»
________________ ____________________ _________ Я.В. Ушакова
«__» _____20___ г. «__» __________20__ г. «__» _______ 20__ г.
Рассмотрено
на Педагогическом совете
Протокол № ___ от______20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
для 4, 5 классов
Составила: учитель-логопед
Шатрова Ольга Михайловна
высшая квалификационная
категория
Год обучения |
2018-2019 |
Объём занятий по программе, всего |
4 класс –60 часов (+ 8 ч логопедическое обследование) 5 класс – 90 часов (+12 часов) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.
- Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 года № 26
- Письмо МО РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в развитии. Меняется состав учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. В школу принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Умственная отсталость сочетается с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. С нарушением интеллекта тесно связано и развитие речи учащихся. Это дети с системным недоразвитием речи. Степень развития речи чаще всего соответствует степени общего психического состояния детей. Работая над исправлением речи, формируя речевые умения и навыки, развиваются познавательные способности, совершенствуются психические функции ребёнка.
У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Есть дети, у которых можно наблюдать поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая, не имеющая смысла эхолаличная речь.
Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — все это тормозит процесс активизации словаря и развития общения. Диалог обычно не возникает по инициативе детей, всегда его инициатором становится взрослый.
При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Цель логопедических занятий:
- формирование и развитие возможностей обучающихся пользоваться речью как средством коммуникации.
Главная задача логопедической работы с детьми с умеренной тяжёлой умственной отсталостью:
- Развитие речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности -обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
―в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
―развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями,
―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
―социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые,
―игры, упражнения, этюды,
―психокоррекционные методики и технологии,
―беседы с учащимися,
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
―оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
―индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
―лекции для родителей,
―анкетирование педагогов, родителей,
―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,
― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,
― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Характеристика обучающихся
У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи умеренной и глубокой степени при умственной отсталости (по Р.И.Лалаевой)
1.Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия и дисграфия.
2.Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.
Полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).
Техническое оснащение включает:
- предметы, игрушки, дидактические игры, графические изображения, фотографии, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, звучащие предметы, музыкальные инструменты, «говорящие» книжки, компьютер.
Основное условие для работы с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью:
- создание специальной среды для стимулирования речи: совмещение игровой и учебной деятельности: метод интерактивного обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой.
Требования к занятиям:
- тщательный подбор лексики для усвоения необходимых знаний и формирования понятий;
- продуманность речевого материала для ведения учебного диалога (вопросы, поручения, оценочные слова, выражения речевого этикета)
Содержание коррекционной работы:
1.Формирование потребности в речевом общении.
Проводится специфическая работа с одной стороны, по стимулированию активности ребенка в ходе различных ситуаций общения, с другой стороны– по «настраиванию» органов речи и их подготовки к речевому продуцированию. Работа по развитию речевой коммуникации осуществляется через создание специальных непосредственных контактных ситуаций общения между логопедом и ребенком и внутри подгруппы детей, являющихся основой речевой коммуникации.
Работа над импрессивной стороной речи:
- подготовка органов слуха к процессу восприятия речевого высказывания (игры для развития слухового внимания);
- формирование умения выполнять инструкции и поручения логопеда, данные в устной форме в различных видах игровой и учебной деятельности;
- обучение ребенка понимать простые инструкции в рамках специально организованной дидактической игры;
- включение ребенка в ситуацию понимания и обозначения отдельных предметов, их признаков и действий с ними показать и назвать предмет или действие (логопедическое лото, использование предметных картинок, простых сюжетных картинок с изображением различных действий людей, животных и т. п.).
Работа над экспрессивной стороной речи:
- подготовка органов речи к процессу продуцирования речевого высказывания (разучивание простых упражнений артикуляционной гимнастики, игры на звукоподражание, работа над правильным звукопроизношением, элементы логоритмики);
- обучение ребенка называть предметы окружающей действительности;
- формирование умения сопровождать речью совершаемые действия.
2.Формирование умения выражать свои потребности в вербальной форме.
- откликаться на свое имя (в структуру логопедического занятия включена процедура приветствия, с проговариванием каждым ребенком своего имени и фамилии);
- обращаться к педагогу по имени отчеству;
- обращаться к одноклассникам по имени, знать и помнить их имена;
понимать и использовать стандартные фразы, выражающие просьбу, с использованием «вежливых слов»: «Дай (дайте) мне, пожалуйста….»; «Мне надо….»; «Мне нужен…»; «Помогите мне, пожалуйста…» и т. п;
3.Формирование диалогической формы речи.
- обучение умению отвечать на поставленный вопрос;
- обучение умению самим задавать вопросы;
- обучение умению соблюдать очередность в разговоре. С этой целью проводятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «У врача» «В школьной столовой» и т. п.
4.Формирование монологической формы речи.
1. Работа по развитию речевой коммуникации, в рамках которой создавались эмоционально-значимые для ребенка ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно рассказать о чем либо:
- совместное рассматривание семейных фотографий детей («Кто это?» «Где вы?» «Что вы делаете?» и т. п.);
- обсуждение выходных дней, семейных праздников (ребёнок рассказывает где был, что делал и т. п.).
Работа над импрессивной стороной речи:
- обучение слушать монологическую речь логопеда (эмоциональное чтение детской литературы –сказок, рассказов, желательно ярко иллюстрированных);
- обучение слушать монологическую речь сверстников (имитация «публичного» выступления каждого из детей перед аудиторией сверстников с целью научить детей слушать не только педагога, но и друг друга).
2. Работа над экспрессивной стороной речи:
- активная работы по формированию звукопроизношения;
- активизация лексики по различным темам, расширение активного словаря ребенка;
- обучение ребенка составлять рассказ с опорой на вопросы учителя;
- обучение ребенка составлять описательный рассказ с опорой на схему;
- обучение связанному рассказу с опорой на серии двух, трех сюжетных картинок;
- участие детей в играх драматизациях по мотивам русских народных сказок, хорошо знакомых детям.
Организация логопедических занятий:
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учётом классных расписаний. Основной формой в 4-5 классах являются подгрупповые занятия.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму, развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся.
В структуру занятия входят:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- речь с движением;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, из обучающихся одного класса. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 человека.
На подгрупповые занятия обучающихся отводится, как правило, 20минут.
Занятия проводятся:
4 класс – 2 раза в неделю
5 класс - 3 раза в неделю;
Программа рассчитана на:
4 класс – 60 часов (+8 часов логопедическое обследование в начале и в конце учебного года)
5 класс – 90 часов (+12 часов логопедическое обследование в начале и в конце учебного года)
Возможные результаты обучения:
1.Речь, как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
-
понимание обращенной речи;
овладение умением вступать в контакт;
адекватное нахождение и обучение в среде сверстников, эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с группой обучающихся;
учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- выполнение инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- выполнение действия по образцу и по подражанию;
2.Умение выполнять задание:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
- с заданными качественными параметрами.
3.Самостоятельный переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Материально-техническое и информационное обеспечение.
В МКОУ С(К)Ш №5 «Новые надежды» создан логопедический кабинет и оборудован в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Под ред. Канд. Псих. Наук проф. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
3. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Программно-методический комплекс. Под ред. Проф. Л.Б. Баряевой. СПб: КАРО, 2006
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002.
5. Маллер А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: «Педагогика», 1988
7. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. (3 книги), М., 2006;
8. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод.пособие/ Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0 -4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 220с.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный , 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение.
11. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз»,2004.
12. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск,2012
Содержание логопедических занятий для 4,5 классов
-
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
1.Развитие внимания к неречевым звукам, узнавания и различения звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков.
2.Развитие слухового внимания и памяти, сосредоточенности, выдержки. Развитие чувства темпа, ритма.
3.Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти.
4.Воспитание зрительного внимания и памяти.
1.2. Развитие импрессивной речи.
1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря.
2. Закрепление дифференциации единственного и множественного числа глаголов и существительных.
3. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся только одним звуком (бочка – точка, дом – ком, лак – мак, лук – жук)
4. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (подметает – чистит, моет – умывается – стирает, лежит – спит)
5. Дифференциация глаголов, противоположных по значению (сними – надень, застегни – расстегни, завяжи – развяжи).
6. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображённых на сюжетных картинках (одевается – одевают, купается – купают).
7. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской – женский (убрал – убрала, вымыл – вымыла)
8. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.
9.Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетной картинке.
10. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто – совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: Покажи, кто идёт без собаки, а кто идёт с собакой)
11. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, из-под, от, за (по демонстрации действий).
12. Закрепление обобщающих понятий (Выбери всё то, с чем ты будешь играть)
13. Различение противоположных по значению прилагательных (большой – маленький)
14. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди – сзади, внизу – вверху, далеко – близко, высоко – низко, справа – слева)
Лексический материал: Овощи, фрукты, осень, деревья, комнатные растения, цветы, зима, новый год, домашние животные, дикие животные, человек, семья, домашние птицы, весна, птицы, лето.
1.3.Воспитание общих речевых навыков.
1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного ротового выдоха (до 4 – 5 сек)
2. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса (упр.Приехали – уехали – гласные и –а, и –э, и –о, и –у, э-а, о-у, и-ы)
3. Развитие речевого подражания, пение гласных и слогов с согласными п, б, м, т, д, н, й, к, г, х типа: ма-мэ-ми-мо-му.
4. Формирование звукопроизношения в слоговых упражнениях; в составе слова, обращая внимание на звуки: ит в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения, где и находится под ударением (сидит, спит)
5. Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением); развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой (темп, ритм, регистр)
6. Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.
1.4. Формирование фонематического восприятия,, произношения и дифференциации звуков.
1. Развитие произносительных навыков. Продолжение работы над дифференциацией гласных, близких по артикуляции: э-а, о-у, и-ы, а также сопоставление соглансых м-п,м-н, п-м, н-т, п-т, т-к в открытых слогах.
2. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определённой звуко-слоговой структурой.
1.5. Развитие активного словаря.
1. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
2. Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов (Можно петь? Хочу есть.)
3. Уточнение и обогащение представлений детей о размере, цвете, форме; введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
4. Обогащение активного словаря детей наречиями, обозначающими местонахождение предмета (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), сравнение (больше, меньше) и оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно)
5. Постепенное введение в активный словарь местоимений: я, он, она, они (ты, вы); числительных: один, два, три, ни одного; предлогов на, в, под, за, у, с; союза и.
6. Формирование слоговой структуры слов.
7. Воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах со слоговой структурой типа:
СГ+СГС (ротик, ёжик, лимон)
СГС+СГС (зонтик, зайчик)
СГ+СГ+СГ (собака, курица, малина)
СГ+СГ+ССГ (Танечка, саночки), образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8. Формирование звукопроизношения в структуре слова. Звуки м, п, б, к, г, х, т, д, н, сь, зь.
1.6. Формирование грамматического строя речи.
Обучение детей различным способам словоизменения и стандартным, наиболее продуктивным способам словообразования (на материале предметных, сюжетных картинок; ответы на вопросы по демонстрации действий, повторение ответов несколькими детьми).
1.Образование дательного падежа существительных со значением субъекта (кому?)
2. Образование творительного падежа существительных с окончанием –ом со значением орудийности (топором, карандашом)
3. Образование родительного падежа существительных с предлогом у (Котёнок у кошки)
4. Закрепление умения образовывать множественное число существительных мужского рода именительного падежа.
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок, -чик (носик, зайчик, сырок); -очк (носочки); -ата (-ята), онок (-ёнок).
6. Умение употреблять глаголы в нескольких формах: инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
7. Закрепление умения образовывать форму повелительного наклонения глаголов (сиди, иди, прыгай)
8. Образование изъявительного наклонения глаголов от глаголов повелительного наклонения путём «наращивания» звука т (си – сидит)
9. Образование и дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (по демонстрации действий, по сюжетным картинкам), а также дифференциация вопросов к этим глаголам (Что делает? – Сидит. Что делают? Сидят.)
10. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения (по картинкам: умывается)
11. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого в форме 2-го лица единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения (Он идёт. Они идут.)
12. Согласование прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут увидеть, услышать, потрогать, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.
13. Согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах
14. Согласование местоимений моя, мой с существительными (мой мяч – моя книжка)
15. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах (у меня, ко мне)
16. Дифференциация рода и числа глаголов прошедшего времени (подбираются слова из 2-3 открытых слогов: упал-упала-упали)
1.7. Развитие диалогической речи.
Формирование простого двусоставного предложения типа С+П, С+П+О.
1.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что это? Что он делает?; подбор глаголов к существительным.
2. Подбор существительных к глаголам (Сидит кто? – Девочка.)
3. Развитие умения самостоятельно составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом, составлять предложения типа:
а) С+П (субъект + предикат) (Дети поют);
б) С+П+О (субъект+предикат+объект):
прямое дополнение (Мальчик кормит кошку)
косвенное дополнение (Папа пишет ручкой)
4. Развитие умения правильно употреблять инфинитив усвоенных глаголов и активно использовать его в словосочетаниях, выражая свои желания или спрашивая разрешения:
а) со словами: хочу, иди, надо, не надо, дай, можно + инфинитив (Хочу есть. Иди играть. Можно поиграть?)
б) обращение + хочу, иди, надо, не надо, дай + инфинитив (Мама, хочу спать. Оля, иди играть)
в) местоимение + глагол + инфинитив (Мы идём гулять. Я хочу гулять)
5. Образование словосочетаний типа: можно, не надо, надо + существительное в родительном падеже (Можно хлеба? Не надо молока?)
6. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.
7. Развитие умения договаривать при совместном с логопедом пересказе отдельных слов (групп слов) отражённо или самостоятельно.
8. Слушание небольших рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки), развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.
9. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.
10. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк)
11. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.
1.8. Развитие мелкой моторики.
1. Развитие мелкой моторики в различных играх и игровых упражнениях.
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
1.8. Речь с движением (звукоподражание, мимика, психогимнастика)
1.Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики.
2.Дальнейшая коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы детей с помощью психогимнастики.
3.Развитие пластики движений, чувства ритма, умения сочетать движения с соответствующими словами в стихотворении. Пропевание с прохлопыванием и отстукиванием слогов.
4.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, способности к модуляции голоса.
5.Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением), развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой.
6.Совершенствование психических функций.
7.Воспитание чувства дружбы, умения действовать в коллективе.
1.10.Обучение грамоте.
1. Буквы Д Й Ь Е Я Ю Ё Ц Ч Щ Ф Э Ъ. Соотнесение звука с буквой.
2. Подбор слов с заданными звуками, где он находится (в начале, в конце)
3. Анализ и чтение открытых и закрытых слогов типа ла, ли, лук, люк
4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных
5. Выделение в словах звука (в начале, середине, конце)
6. Анализ и чтение слов типа пила, горка, молоко
7. Дополнение одной пропущенной буквы в односложных и двусложных словах с опорой на наглядность
Тематическое планирование
4 класс
1 четверть - 12ч, 2 четверть – 14ч, 3 четверть – 20ч, 4 четверть – 14ч,
Всего – 60 часов
Тема |
Количество часов |
1 четверть |
12ч |
1. Развитие общего внимания и понимания речи |
2 |
2. Развитие общего внимания и понимания речи |
|
3.Формирование понятий о действии и предмете |
3 |
4. Формирование понятий о действии и предмете |
|
5. Формирование понятий о действии и предмете |
1 |
6. Формирование понятий о действии и предмете |
|
7. Имена собственные и их уменьшительная форма |
2 |
8. Имена собственные и их уменьшительная форма |
|
9. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения |
4 |
10. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения |
|
11. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения |
|
12. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения |
|
2 четверть |
14ч |
1. В.п. существительных ед.ч. |
3 |
2. В.п. существительных ед.ч. |
|
3. В.п. существительных ед.ч. |
|
4. Т.п. существительных ед.ч. |
3 |
5. Т.п. существительных ед.ч. |
|
6. Т.п. существительных ед.ч. |
|
7. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени |
4 |
8. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени |
|
9. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени |
|
10.Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени |
|
11. Согласование существительных и глаголов в числе |
4 |
12. Согласование существительных и глаголов в числе |
|
13. Согласование существительных и глаголов в числе |
|
14. Согласование существительных и глаголов в числе |
|
3 четверть |
20ч |
1. Согласование числительного «один» с существительным |
2 |
2. Согласование числительного «один» с существительным |
|
3. Согласование числительного «одна» с существительным |
2 |
4. Согласование числительного «одна» с существительным |
|
5.Согласование числительных «один-одна» с существительным |
6 |
6.Согласование числительных «один-одна» с существительным |
|
7.Согласование числительных «один-одна» с существительным |
|
8.Согласование числительных «один-одна» с существительным |
|
9.Согласование числительных «один-одна» с существительным |
|
10Согласование числительных «один-одна» с существительным |
|
11. Р.п. существительных ед.ч. без предлога и с предлогом У |
2 |
12.Р.п. существительных ед.ч. без предлога и с предлогом У |
|
13 Р.п. существительных в ед.ч. |
3 |
14. Р.п. существительных в ед.ч. |
|
15. Р.п. существительных в ед.ч. |
|
16.Приставочные глаголы |
|
17. Приставочные глаголы |
5 |
18. Приставочные глаголы |
|
19. Приставочные глаголы |
|
20. Приставочные глаголы |
|
4 четверть |
14ч |
1. Согласование числительного «два» с существительным |
2 |
2. Согласование числительного «два» с существительным |
|
3.Согласование числительного «две» с существительным |
2 |
4.Согласование числительного «две» с существительным |
|
5.Согласование числительных «два-две» с существительным |
2 |
6.Согласование числительных «два-две» с существительным |
|
7. Предлог НАД |
2 |
8. Предлог НАД |
|
9. Предлог ПОД |
2 |
10. Предлог ПОД |
|
11. Д.п.существительных в ед.ч. |
4 |
12. Д.п.существительных в ед.ч. |
|
13. Д.п.существительных в ед.ч. |
|
14. Д.п.существительных в ед.ч. |
Тематическое планирование
5 класс
1четверть – 18ч, 2 четверть – 21ч, 3 четверть – 30ч, 4 четверть – 21ч
Всего – 90 ч
Тема |
Количество часов |
четверть |
18ч |
1. Слова, отвечающие на вопрос кто? |
2 |
2. Слова, отвечающие на вопрос кто? |
|
3. Слова, отвечающие на вопрос Что? |
2 |
4.Слова, отвечающие на вопрос Что? |
|
5.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что? |
4 |
6.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что? |
|
7.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что? |
|
8.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что? |
|
9. Слова, обозначающие действия предметов |
4 |
10. Слова, обозначающие действия предметов |
|
11. Слова, обозначающие действия предметов |
|
12. Слова, обозначающие действия предметов |
|
13.Согласование глагола с именем существительным |
6 |
14. Согласование глагола с именем существительным |
|
15. Согласование глагола с именем существительным |
|
16. Согласование глагола с именем существительным |
|
17. Согласование глагола с именем существительным |
|
18. Согласование глагола с именем существительным |
|
2 четверть |
21ч |
1.Слова, обозначающие признак предмета |
6 |
2. Слова, обозначающие признак предмета |
|
3. Слова, обозначающие признак предмета |
|
4. Слова, обозначающие признак предмета |
|
5.Слова, обозначающие признак предмета |
|
6.Слова, обозначающие признак предмета |
|
7.Согласование имени прилагательного с именем существительным |
9 |
8. Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
9. Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
10. Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
11. Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
12. Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
13.Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
14.Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
15.Согласование имени прилагательного с именем существительным |
|
16. Предлог В. |
6 |
17. Предлог В. |
|
18. Предлог В. |
|
19. Предлог В. |
|
20. Предлог В. |
|
21. Предлог В. |
|
3 четверть |
30ч |
1.Предлог Из. |
6 |
2. Предлог Из. |
|
3. Предлог Из. |
|
4. Предлог Из. |
|
5.Предлог Из. |
|
6.Предлог Из. |
|
7.Предлог На. |
|
8. Предлог На. |
6 |
9. Предлог На. |
|
10. Предлог На. |
|
11. Предлог На. |
|
12. Предлог На. |
|
13.Предлог С. |
6 |
14. Предлог С. |
|
15. Предлог С. |
|
16. Предлог С. |
|
17. Предлог С. |
|
18. Предлог С. |
|
19.Предлог От. |
6 |
20. Предлог От. |
|
21. Предлог От. |
|
22. Предлог От. |
|
23. Предлог От. |
|
24. Предлог От. |
|
25.Предлог К. |
6 |
26. Предлог К. |
|
27. Предлог К. |
|
28. Предлог К |
|
29. Предлог К |
|
30. Предлог К |
|
4 четверть |
21ч |
1.Предлог Под. |
6 |
2. Предлог Под. |
|
3.Предлог Под. |
|
4.Предлог Под. |
|
5.Предлог Под. |
|
6.Предлог Под. |
|
7. Предлог Над |
6 |
8. Предлог Над. |
|
9.Предлог Над. |
|
10.Предлог Над. |
|
11.Предлог Над. |
|
12.Предлог Над. |
|
13. Дифференциация предлогов |
6 |
14. Дифференциация предлогов |
|
15.Дифференциация предлогов |
|
16.Дифференциация предлогов |
|
17.Дифференциация предлогов |
|
18.Дифференциация предлогов |
|
19. Составление предложений |
3 |
20. Составление предложений |
|
21.Составление предложений |