Рабочая программа логопедических занятий обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития для 4, 5 классов

1
0
Материал опубликован 11 January 2019

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»

«Согласовано»                        «Согласовано»                                     «Утверждаю»

Руководитель МО                 Заместитель директора                       Директор МКОУ С(К)Ш

                                                   по УВР                                          № 5 «Новые надежды»

________________         ____________________                         _________ Я.В. Ушакова

«__» _____20___ г.            «__» __________20__ г.                          «__» _______ 20__ г.

Рассмотрено

на Педагогическом совете

Протокол № ___ от______20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

для 4, 5 классов

Составила: учитель-логопед

Шатрова Ольга Михайловна

высшая квалификационная

категория

Год обучения

2018-2019

Объём занятий по программе, всего

4 класс –60 часов (+ 8 ч логопедическое обследование)

5 класс – 90 часов (+12 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.

- Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 года № 26

- Письмо МО РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»

 

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в развитии. Меняется состав учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. В школу принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Умственная отсталость сочетается с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. С нарушением интеллекта тесно связано и развитие речи учащихся. Это дети с системным недоразвитием речи. Степень развития речи чаще всего соответствует сте­пени общего психического состояния детей. Работая над исправлением речи, формируя речевые умения и навыки, развиваются познавательные способности, совершенствуются психические функции ребёнка.

У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Есть дети, у которых можно наблюдать поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая, не имеющая смысла эхолаличная речь.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — все это тормозит процесс активизации словаря и развития общения. Диалог обычно не возникает по инициативе детей, всегда его инициатором становится взрослый.

При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

Цель логопедических занятий:

- формирование и развитие возможностей обучающихся пользоваться речью как средством коммуникации.

Главная задача логопедической работы с детьми с умеренной тяжёлой умственной отсталостью:

- Развитие речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности -обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

―в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

―развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

―психолого-педагогический эксперимент,

―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

―беседы с учащимися, учителями и родителями,

―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

―социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

―занятия индивидуальные и групповые,

―игры, упражнения, этюды,

―психокоррекционные методики и технологии,

―беседы с учащимися,

―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

― консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

―оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

―индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

―лекции для родителей,

―анкетирование педагогов, родителей,

―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов требует:

― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,

― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Характеристика обучающихся

У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи умеренной и глубокой степени при умственной отсталости (по Р.И.Лалаевой)

1.Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия и дисграфия.

2.Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.

Полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).

Техническое оснащение включает:

- предметы, игрушки, дидактические игры, графические изображения, фотографии, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, звучащие предметы, музыкальные инструменты, «говорящие» книжки, компьютер.

Основное условие для работы с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью:

- создание специальной среды для стимулирования речи: совмещение игровой и учебной деятельности: метод интерактивного обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой.

Требования к занятиям:

- тщательный подбор лексики для усвоения необходимых знаний и формирования понятий;

- продуманность речевого материала для ведения учебного диалога (вопросы, поручения, оценочные слова, выражения речевого этикета)

Содержание коррекционной работы:

1.Формирование потребности в речевом общении.

Проводится специфическая работа с одной стороны, по стимулированию активности ребенка в ходе различных ситуаций общения, с другой стороны– по «настраиванию» органов речи и их подготовки к речевому продуцированию. Работа по развитию речевой коммуникации осуществляется через создание специальных непосредственных контактных ситуаций общения между логопедом и ребенком и внутри подгруппы детей, являющихся основой речевой коммуникации.

Работа над импрессивной стороной речи:

- подготовка органов слуха к процессу восприятия речевого высказывания (игры для развития слухового внимания);

- формирование умения выполнять инструкции и поручения логопеда, данные в устной форме в различных видах игровой и учебной деятельности;

- обучение ребенка понимать простые инструкции в рамках специально организованной дидактической игры;

- включение ребенка в ситуацию понимания и обозначения отдельных предметов, их признаков и действий с ними показать и назвать предмет или действие (логопедическое лото, использование предметных картинок, простых сюжетных картинок с изображением различных действий людей, животных и т. п.).

Работа над экспрессивной стороной речи:

- подготовка органов речи к процессу продуцирования речевого высказывания (разучивание простых упражнений артикуляционной гимнастики, игры на звукоподражание, работа над правильным звукопроизношением, элементы логоритмики);

- обучение ребенка называть предметы окружающей действительности;

- формирование умения сопровождать речью совершаемые действия.

2.Формирование умения выражать свои потребности в вербальной форме.

- откликаться на свое имя (в структуру логопедического занятия включена процедура приветствия, с проговариванием каждым ребенком своего имени и фамилии);

- обращаться к педагогу по имени отчеству;

- обращаться к одноклассникам по имени, знать и помнить их имена;

понимать и использовать стандартные фразы, выражающие просьбу, с использованием «вежливых слов»: «Дай (дайте) мне, пожалуйста….»; «Мне надо….»; «Мне нужен…»; «Помогите мне, пожалуйста…» и т. п;

3.Формирование диалогической формы речи.

- обучение умению отвечать на поставленный вопрос;

- обучение умению самим задавать вопросы;

- обучение умению соблюдать очередность в разговоре. С этой целью проводятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «У врача» «В школьной столовой» и т. п.

4.Формирование монологической формы речи.

1. Работа по развитию речевой коммуникации, в рамках которой создавались эмоционально-значимые для ребенка ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно рассказать о чем либо:

- совместное рассматривание семейных фотографий детей («Кто это?» «Где вы?» «Что вы делаете?» и т. п.);

- обсуждение выходных дней, семейных праздников (ребёнок рассказывает где был, что делал и т. п.).

Работа над импрессивной стороной речи:

- обучение слушать монологическую речь логопеда (эмоциональное чтение детской литературы –сказок, рассказов, желательно ярко иллюстрированных);

- обучение слушать монологическую речь сверстников (имитация «публичного» выступления каждого из детей перед аудиторией сверстников с целью научить детей слушать не только педагога, но и друг друга).

2. Работа над экспрессивной стороной речи:

- активная работы по формированию звукопроизношения;

- активизация лексики по различным темам, расширение активного словаря ребенка;

- обучение ребенка составлять рассказ с опорой на вопросы учителя;

- обучение ребенка составлять описательный рассказ с опорой на схему;

- обучение связанному рассказу с опорой на серии двух, трех сюжетных картинок;

- участие детей в играх драматизациях по мотивам русских народных сказок, хорошо знакомых детям.

Организация логопедических занятий:

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учётом классных расписаний. Основной формой в 4-5 классах являются подгрупповые занятия.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму, развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся.

В структуру занятия входят:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- речь с движением;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, из обучающихся одного класса. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 человека.

На подгрупповые занятия обучающихся отводится, как правило, 20минут.

Занятия проводятся:

4 класс – 2 раза в неделю

5 класс - 3 раза в неделю;

Программа рассчитана на:

4 класс – 60 часов (+8 часов логопедическое обследование в начале и в конце учебного года)

5 класс – 90 часов (+12 часов логопедическое обследование в начале и в конце учебного года)

Возможные результаты обучения:

1.Речь, как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

  • понимание обращенной речи;

    овладение умением вступать в контакт;

    адекватное нахождение и обучение в среде сверстников, эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с группой обучающихся;

    учебное поведение:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- выполнение инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- выполнение действия по образцу и по подражанию;

2.Умение выполнять задание:

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

- с заданными качественными параметрами.

3.Самостоятельный переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

 

 

Материально-техническое и информационное обеспечение.

В МКОУ С(К)Ш №5 «Новые надежды» создан логопедический кабинет и оборудован в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Под ред. Канд. Псих. Наук проф. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
3. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Программно-методический комплекс. Под ред. Проф. Л.Б. Баряевой. СПб: КАРО, 2006
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002.
5. Маллер А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: «Педагогика», 1988

7. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. (3 книги), М., 2006;

8. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод.пособие/ Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0 -4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 220с.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный , 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение.
11. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз»,2004.

12. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск,2012

 

Содержание логопедических занятий для 4,5 классов

  1. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

1.Развитие внимания к неречевым звукам, узнавания и различения звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков.

2.Развитие слухового внимания и памяти, сосредоточенности, выдержки. Развитие чувства темпа, ритма.

3.Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти.

4.Воспитание зрительного внимания и памяти.

1.2. Развитие импрессивной речи.

1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря.

2. Закрепление дифференциации единственного и множественного числа глаголов и существительных.

3. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся только одним звуком (бочка – точка, дом – ком, лак – мак, лук – жук)

4. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (подметает – чистит, моет – умывается – стирает, лежит – спит)

5. Дифференциация глаголов, противоположных по значению (сними – надень, застегни – расстегни, завяжи – развяжи).

6. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображённых на сюжетных картинках (одевается – одевают, купается – купают).

7. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской – женский (убрал – убрала, вымыл – вымыла)

8. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

9.Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетной картинке.

10. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто – совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: Покажи, кто идёт без собаки, а кто идёт с собакой)

11. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, из-под, от, за (по демонстрации действий).

12. Закрепление обобщающих понятий (Выбери всё то, с чем ты будешь играть)

13. Различение противоположных по значению прилагательных (большой – маленький)

14. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди – сзади, внизу – вверху, далеко – близко, высоко – низко, справа – слева)

Лексический материал: Овощи, фрукты, осень, деревья, комнатные растения, цветы, зима, новый год, домашние животные, дикие животные, человек, семья, домашние птицы, весна, птицы, лето.

1.3.Воспитание общих речевых навыков.

1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного ротового выдоха (до 4 – 5 сек)

2. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса (упр.Приехали – уехали – гласные и –а, и –э, и –о, и –у, э-а, о-у, и-ы)

3. Развитие речевого подражания, пение гласных и слогов с согласными п, б, м, т, д, н, й, к, г, х типа: ма-мэ-ми-мо-му.

4. Формирование звукопроизношения в слоговых упражнениях; в составе слова, обращая внимание на звуки: ит в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения, где и находится под ударением (сидит, спит)

5. Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением); развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой (темп, ритм, регистр)

6. Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.

1.4. Формирование фонематического восприятия,, произношения и дифференциации звуков.

1. Развитие произносительных навыков. Продолжение работы над дифференциацией гласных, близких по артикуляции: э-а, о-у, и-ы, а также сопоставление соглансых м-п,м-н, п-м, н-т, п-т, т-к в открытых слогах.

2. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определённой звуко-слоговой структурой.

1.5. Развитие активного словаря.

1. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

2. Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов (Можно петь? Хочу есть.)

3. Уточнение и обогащение представлений детей о размере, цвете, форме; введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

4. Обогащение активного словаря детей наречиями, обозначающими местонахождение предмета (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), сравнение (больше, меньше) и оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно)

5. Постепенное введение в активный словарь местоимений: я, он, она, они (ты, вы); числительных: один, два, три, ни одного; предлогов на, в, под, за, у, с; союза и.

6. Формирование слоговой структуры слов.

7. Воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах со слоговой структурой типа:

СГ+СГС (ротик, ёжик, лимон)

СГС+СГС (зонтик, зайчик)

СГ+СГ+СГ (собака, курица, малина)

СГ+СГ+ССГ (Танечка, саночки), образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8. Формирование звукопроизношения в структуре слова. Звуки м, п, б, к, г, х, т, д, н, сь, зь.

1.6. Формирование грамматического строя речи.

Обучение детей различным способам словоизменения и стандартным, наиболее продуктивным способам словообразования (на материале предметных, сюжетных картинок; ответы на вопросы по демонстрации действий, повторение ответов несколькими детьми).

1.Образование дательного падежа существительных со значением субъекта (кому?)

2. Образование творительного падежа существительных с окончанием –ом со значением орудийности (топором, карандашом)

3. Образование родительного падежа существительных с предлогом у (Котёнок у кошки)

4. Закрепление умения образовывать множественное число существительных мужского рода именительного падежа.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок, -чик (носик, зайчик, сырок); -очк (носочки); -ата (-ята), онок (-ёнок).

6. Умение употреблять глаголы в нескольких формах: инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

7. Закрепление умения образовывать форму повелительного наклонения глаголов (сиди, иди, прыгай)

8. Образование изъявительного наклонения глаголов от глаголов повелительного наклонения путём «наращивания» звука т (си – сидит)

9. Образование и дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (по демонстрации действий, по сюжетным картинкам), а также дифференциация вопросов к этим глаголам (Что делает? – Сидит. Что делают? Сидят.)

10. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения (по картинкам: умывается)

11. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого в форме 2-го лица единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения (Он идёт. Они идут.)

12. Согласование прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут увидеть, услышать, потрогать, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

13. Согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах

14. Согласование местоимений моя, мой с существительными (мой мяч – моя книжка)

15. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах (у меня, ко мне)

16. Дифференциация рода и числа глаголов прошедшего времени (подбираются слова из 2-3 открытых слогов: упал-упала-упали)

1.7. Развитие диалогической речи.

Формирование простого двусоставного предложения типа С+П, С+П+О.

1.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что это? Что он делает?; подбор глаголов к существительным.

2. Подбор существительных к глаголам (Сидит кто? – Девочка.)

3. Развитие умения самостоятельно составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом, составлять предложения типа:

а) С+П (субъект + предикат) (Дети поют);

б) С+П+О (субъект+предикат+объект):

прямое дополнение (Мальчик кормит кошку)

косвенное дополнение (Папа пишет ручкой)

4. Развитие умения правильно употреблять инфинитив усвоенных глаголов и активно использовать его в словосочетаниях, выражая свои желания или спрашивая разрешения:

а) со словами: хочу, иди, надо, не надо, дай, можно + инфинитив (Хочу есть. Иди играть. Можно поиграть?)

б) обращение + хочу, иди, надо, не надо, дай + инфинитив (Мама, хочу спать. Оля, иди играть)

в) местоимение + глагол + инфинитив (Мы идём гулять. Я хочу гулять)

5. Образование словосочетаний типа: можно, не надо, надо + существительное в родительном падеже (Можно хлеба? Не надо молока?)

6. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.

7. Развитие умения договаривать при совместном с логопедом пересказе отдельных слов (групп слов) отражённо или самостоятельно.

8. Слушание небольших рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки), развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.

9. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.

10. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк)

11. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

1.8. Развитие мелкой моторики.

1. Развитие мелкой моторики в различных играх и игровых упражнениях.

2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

1.8. Речь с движением (звукоподражание, мимика, психогимнастика)

1.Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики.

2.Дальнейшая коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы детей с помощью психогимнастики.

3.Развитие пластики движений, чувства ритма, умения сочетать движения с соответствующими словами в стихотворении. Пропевание с прохлопыванием и отстукиванием слогов.

4.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, способности к модуляции голоса.

5.Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением), развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой.

6.Совершенствование психических функций.

7.Воспитание чувства дружбы, умения действовать в коллективе.

1.10.Обучение грамоте.

1. Буквы Д Й Ь Е Я Ю Ё Ц Ч Щ Ф Э Ъ. Соотнесение звука с буквой.

2. Подбор слов с заданными звуками, где он находится (в начале, в конце)

3. Анализ и чтение открытых и закрытых слогов типа ла, ли, лук, люк

4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных

5. Выделение в словах звука (в начале, середине, конце)

6. Анализ и чтение слов типа пила, горка, молоко

7. Дополнение одной пропущенной буквы в односложных и двусложных словах с опорой на наглядность

Тематическое планирование

4 класс

1 четверть - 12ч, 2 четверть – 14ч, 3 четверть – 20ч, 4 четверть – 14ч,

Всего – 60 часов

Тема

Количество часов

1 четверть

12ч

1. Развитие общего внимания и понимания речи

2

2. Развитие общего внимания и понимания речи

 

3.Формирование понятий о действии и предмете

3

4. Формирование понятий о действии и предмете

 

5. Формирование понятий о действии и предмете

1

6. Формирование понятий о действии и предмете

 

7. Имена собственные и их уменьшительная форма

2

8. Имена собственные и их уменьшительная форма

 

9. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения

4

10. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения

 

11. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения

 

12. Нарицательные существительные с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения

 

2 четверть

14ч

1. В.п. существительных ед.ч.

3

2. В.п. существительных ед.ч.

 

3. В.п. существительных ед.ч.

 

4. Т.п. существительных ед.ч.

3

5. Т.п. существительных ед.ч.

 

6. Т.п. существительных ед.ч.

 

7. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени

4

8. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени

 

9. Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени

 

10.Глаголы м.р. и ж.р. прошедшего времени

 

11. Согласование существительных и глаголов в числе

4

12. Согласование существительных и глаголов в числе

 

13. Согласование существительных и глаголов в числе

 

14. Согласование существительных и глаголов в числе

 

3 четверть

20ч

1. Согласование числительного «один» с существительным

2

2. Согласование числительного «один» с существительным

 

3. Согласование числительного «одна» с существительным

2

4. Согласование числительного «одна» с существительным

 

5.Согласование числительных «один-одна» с существительным

6

6.Согласование числительных «один-одна» с существительным

 

7.Согласование числительных «один-одна» с существительным

 

8.Согласование числительных «один-одна» с существительным

 

9.Согласование числительных «один-одна» с существительным

 

10Согласование числительных «один-одна» с существительным

 

11. Р.п. существительных ед.ч. без предлога и с предлогом У

2

12.Р.п. существительных ед.ч. без предлога и с предлогом У

 

13 Р.п. существительных в ед.ч.

3

14. Р.п. существительных в ед.ч.

 

15. Р.п. существительных в ед.ч.

 

16.Приставочные глаголы

 

17. Приставочные глаголы

5

18. Приставочные глаголы

 

19. Приставочные глаголы

 

20. Приставочные глаголы

 

4 четверть

14ч

1. Согласование числительного «два» с существительным

2

2. Согласование числительного «два» с существительным

 

3.Согласование числительного «две» с существительным

2

4.Согласование числительного «две» с существительным

 

5.Согласование числительных «два-две» с существительным

2

6.Согласование числительных «два-две» с существительным

 

7. Предлог НАД

2

8. Предлог НАД

 

9. Предлог ПОД

2

10. Предлог ПОД

 

11. Д.п.существительных в ед.ч.

4

12. Д.п.существительных в ед.ч.

 

13. Д.п.существительных в ед.ч.

 

14. Д.п.существительных в ед.ч.

 

Тематическое планирование

5 класс

1четверть – 18ч, 2 четверть – 21ч, 3 четверть – 30ч, 4 четверть – 21ч

Всего – 90 ч

Тема

Количество часов

четверть

18ч

1. Слова, отвечающие на вопрос кто?

2

2. Слова, отвечающие на вопрос кто?

 

3. Слова, отвечающие на вопрос Что?

2

4.Слова, отвечающие на вопрос Что?

 

5.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что?

4

6.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что?

 

7.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что?

 

8.Дифференциация слов отвечающих на вопросы Кто? Что?

 

9. Слова, обозначающие действия предметов

4

10. Слова, обозначающие действия предметов

 

11. Слова, обозначающие действия предметов

 

12. Слова, обозначающие действия предметов

 

13.Согласование глагола с именем существительным

6

14. Согласование глагола с именем существительным

 

15. Согласование глагола с именем существительным

 

16. Согласование глагола с именем существительным

 

17. Согласование глагола с именем существительным

 

18. Согласование глагола с именем существительным

 

2 четверть

21ч

1.Слова, обозначающие признак предмета

6

2. Слова, обозначающие признак предмета

 

3. Слова, обозначающие признак предмета

 

4. Слова, обозначающие признак предмета

 

5.Слова, обозначающие признак предмета

 

6.Слова, обозначающие признак предмета

 

7.Согласование имени прилагательного с именем существительным

9

8. Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

9. Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

10. Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

11. Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

12. Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

13.Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

14.Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

15.Согласование имени прилагательного с именем существительным

 

16. Предлог В.

6

17. Предлог В.

 

18. Предлог В.

 

19. Предлог В.

 

20. Предлог В.

 

21. Предлог В.

 

3 четверть

30ч

1.Предлог Из.

6

2. Предлог Из.

 

3. Предлог Из.

 

4. Предлог Из.

 

5.Предлог Из.

 

6.Предлог Из.

 

7.Предлог На.

 

8. Предлог На.

6

9. Предлог На.

 

10. Предлог На.

 

11. Предлог На.

 

12. Предлог На.

 

13.Предлог С.

6

14. Предлог С.

 

15. Предлог С.

 

16. Предлог С.

 

17. Предлог С.

 

18. Предлог С.

 

19.Предлог От.

6

20. Предлог От.

 

21. Предлог От.

 

22. Предлог От.

 

23. Предлог От.

 

24. Предлог От.

 

25.Предлог К.

6

26. Предлог К.

 

27. Предлог К.

 

28. Предлог К

 

29. Предлог К

 

30. Предлог К

 

4 четверть

21ч

1.Предлог Под.

6

2. Предлог Под.

 

3.Предлог Под.

 

4.Предлог Под.

 

5.Предлог Под.

 

6.Предлог Под.

 

7. Предлог Над

6

8. Предлог Над.

 

9.Предлог Над.

 

10.Предлог Над.

 

11.Предлог Над.

 

12.Предлог Над.

 

13. Дифференциация предлогов

6

14. Дифференциация предлогов

 

15.Дифференциация предлогов

 

16.Дифференциация предлогов

 

17.Дифференциация предлогов

 

18.Дифференциация предлогов

 

19. Составление предложений

3

20. Составление предложений

 

21.Составление предложений

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации