СИПР обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (3 класс)

3
1
Материал опубликован 30 October 2019

Муниципальное образование Шипуновский район

Новоивановская основная общеобразовательная школа имени И.А. Гурова,

филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Порожненская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края

 

«Согласовано» На заседании МС Протокол ____ от «___»_______ 2018

«Согласовано» и.о. заместителя директора по УВР ________/Г.М. Белозёрова/ «____»_________ 2018

«Утверждено» Директор МКОУ «Порожненская СОШ» ________/Т.Н. Губарева/ Приказ №______от «_____»________2018

 

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

с тяжелыми и множественными нарушениями развития

третьего коррекционного класса

срок реализации: 1 год

 

Составитель: Титлер С.В

.учитель начальных классов

 

с.Новоивановка

2018

Структура СИПР

Общие сведения о ребёнке.

Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).

Индивидуальный учебный план.

Содержание образования.

Программы учебных предметов.

Нравственное воспитание.

Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность.

Ожидаемые результаты реализации СИПР

Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Программа сотрудничества с семьей.

Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

 

 

Общие сведения о ребёнке

 

Ф.И.О.: 

Дата рождения: 

Домашний адрес:

Сведения о родителях:

Мать:

Отец: 

Диагноз: F71.0 Системное недоразвитие речи. Эпи-синдром в анамнезе.

 

 

2. Характеристика (психолого-педагогическая)

 

Контакт речевой, жестовый; особенности коммуникации: коммуникативный барьер.

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы: По характеру добрая, малообщительная, легковозбудимая, сильно привязана к маме. Увлекается рисованием.

Понимание инструкции: понимает инструкцию плохо, постоянно требуется помощь взрослого (учителя или родителя).

Работоспособность: низкая

Общая и мелкая моторика: грубо сформирована мелкая моторика, наблюдаются сложности в переключении с одного вида на другой,

общая моторика сформирована недостаточно.

Внимание: концентрация внимания низкая, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания.

Память: все виды памяти несколько снижены.

Мышление: наглядно- действенное мышление сформировано, наглядно – образное мышление на среднем уровне сформированности.

Речь: наблюдается недостаточная сформированность средств языка.

Осведомлённость о себе и ближайшем окружении: знает части своего тела, как зовут.Ближайшее окружение воспринимает как обслуживающий персонал, кроме матери.

Восприятие времени: представление о последовательности частей суток, времен года не сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки. Не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом.

Ориентировка в пространстве :не ориентируется в сторонах собственного тела. Для определения понятий: выше-ниже, дальше-ближе, справа –слева, впереди-сзади, требуется помощь учителя или взрослого человека.

Сенсорное развитие: знает и называет основные цвета. Не называет плоскостные фигуры.

Элементарные математические представления: представление о количестве сформированы. Счет до 10. Счетные операции в пределах 10 на наглядном материале, нуждается в помощи взрослого. Обратный счет не сформирован.

Предметно-практическая и продуктивная деятельность: низкая.

Заключение: На занятиях проявляет среднюю активность, отмечается слабость волевого напряжения. Работоспособность недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога. Познавательная активность низкая. В контакт с педагогом вступает не сразу.

 

 

3. Индивидуальный учебный план

 

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

 

1

2

Математика

Математические представления

1

3

 

Окружающий мир

 

 

Окружающий природный мир

1

Человек

2

Окружающий социальный мир

1

4

Искусство

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

1

5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

1

6

Коррекционно – развивающие занятия

 

Итого

 

9

 

4.1 Программы учебных предметов

I. Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Ребёнок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.

II. Математические представления

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

III. Окружающий мир

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

IV. Музыка и движение

Цель обучения состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребёнку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений, активизировать участие ребёнка в музыкальных выступлениях.Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребёнка.

В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.

V. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приёмам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность воспитывает эмоциональное отношение к миру, формирует восприятия, воображение, память, зрительно-двигательную координацию, даёт возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

VI. Адаптивная физкультура

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

 

4.2. Нравственное воспитание.

 

Содержание

Наблюдение

1

Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

Наблюдается доброжелательное отношение к окружающим. Но устанавливает контакт с новым человеком с большим трудом, долго присматривается.

2

Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном ему уровне, предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Контроль за своими эмоциями и поведением.

Не контролирует свои эмоции и поведение, не понимает последствия своих действий, не соотносит свои действия с нормами и правилами жизни людей.

3

Усвоение правил совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.

Не усваивает правила

4

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

 

Требуется много времени, чтобы он осознал, что в его в жизни происходят перемены

5

Ориентация в религиозных ценностях с

учётом желания и вероисповедания обучающихся и их семей.

Не ориентируется

4.3 Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

 

Содержание

Наблюдение

Осознанное отношение к собственному

здоровью на основе соблюдения правил

гигиены, здоровье сбережения, режима дня

Осознанное отношение

Интерес и бережное отношения к

природе; экологически сообразное

поведения в быту и природе

Присутствует интерес к природе

Готовность безбоязненно обращаться к

врачу по любым вопросам, связанным с

особенностями состояния здоровья

Не готов, болезненно реагирует на визит к врачу

Безопасное поведение в окружающей

среде, простейшие умения поведения в

экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

Не сформировано безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, ждет помощи от взрослого

Знания о правилах здорового питания

Есть немного знаний

 

4. 4. Программа внеурочной деятельности.

Название

мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День матери.

Просмотр мультфильма

 

Новый год

Просмотр мультфильма

 

 

 

8 марта

Слушание песен

 

День Победы

Просмотр презентации

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации СИПР

 

1. осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;

3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4. формирование уважительного отношения к окружающим;

5. овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

 

Так как Даша находится на домашнем обучении все потребности ребенка в уходе и присмотре реализует мама и другие члены семьи.

 

 

Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

 

Титлер Светлана Владимировна (все учебные предметы).

 

7. Программа сотрудничества с семьёй.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведениии

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами по темам « Реализация СИПР в домашних условиях», «Сенсорное развитие ребенка»..

 

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в ОУ.

Участие родителей в разработке СИПР, консультирование родителей по вопросу обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

 

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

Личные встречи, беседы.

 

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

 

 

 

8.Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:

 

«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;

«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).

«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.

 

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

Мониторинг сформированности предметно-ориентированных навыков у учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития за 2018.-2019 учебный год (3-ый год обучения)

 

1-не освоено 2-освоено частично 3- освоено полностью


 

9.1Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы


 

Ф.И.О.

учителя

Год

обучения

Ф.И.

учащегося

Предмет

Начало года

Конец года

С учителем

По

инструкции (по образцу)

Самостоятельно

С учителем

По

инструкции (по образцу)

Самостоятельно

1

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Речь и альтернативная коммуникация

+

 

 

 

 

 

 

 

2

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Математические представления

+

 

 

 

 

 

3

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Окружающий природный мир

+

 

 

 

 

 

4

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Человек

+

 

 

 

 

 

5

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Окружающий социальный мир

+

 

 

 

 

 

6

 

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Музыка и движение

 

+

 

 

 

 

7

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Изобразительное искусство

 

+

 

 

 

 

8

Титлер С.В.

2018/

2019

 

Адаптивная физкультура

 

+

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Зачем написаны личные данные ребёнка, диагноз и его адрес?

30 October 2019

Похожие публикации