СИПР обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (3 класс)
Муниципальное образование Шипуновский район
Новоивановская основная общеобразовательная школа имени И.А. Гурова,
филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Порожненская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
|
«Согласовано» На заседании МС Протокол ____ от «___»_______ 2018 |
«Согласовано» и.о. заместителя директора по УВР ________/Г.М. Белозёрова/ «____»_________ 2018 |
«Утверждено» Директор МКОУ «Порожненская СОШ» ________/Т.Н. Губарева/ Приказ №______от «_____»________2018 |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
с тяжелыми и множественными нарушениями развития
третьего коррекционного класса
срок реализации: 1 год
Составитель: Титлер С.В
.учитель начальных классов
с.Новоивановка
2018
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования.
Программы учебных предметов.
Нравственное воспитание.
Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.
Внеурочная деятельность.
Ожидаемые результаты реализации СИПР
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества с семьей.
Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о родителях:
Мать:
Отец:
Диагноз: F71.0 Системное недоразвитие речи. Эпи-синдром в анамнезе.
2. Характеристика (психолого-педагогическая)
Контакт речевой, жестовый; особенности коммуникации: коммуникативный барьер.
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы: По характеру добрая, малообщительная, легковозбудимая, сильно привязана к маме. Увлекается рисованием.
Понимание инструкции: понимает инструкцию плохо, постоянно требуется помощь взрослого (учителя или родителя).
Работоспособность: низкая
Общая и мелкая моторика: грубо сформирована мелкая моторика, наблюдаются сложности в переключении с одного вида на другой,
общая моторика сформирована недостаточно.
Внимание: концентрация внимания низкая, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания.
Память: все виды памяти несколько снижены.
Мышление: наглядно- действенное мышление сформировано, наглядно – образное мышление на среднем уровне сформированности.
Речь: наблюдается недостаточная сформированность средств языка.
Осведомлённость о себе и ближайшем окружении: знает части своего тела, как зовут.Ближайшее окружение воспринимает как обслуживающий персонал, кроме матери.
Восприятие времени: представление о последовательности частей суток, времен года не сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки. Не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом.
Ориентировка в пространстве :не ориентируется в сторонах собственного тела. Для определения понятий: выше-ниже, дальше-ближе, справа –слева, впереди-сзади, требуется помощь учителя или взрослого человека.
Сенсорное развитие: знает и называет основные цвета. Не называет плоскостные фигуры.
Элементарные математические представления: представление о количестве сформированы. Счет до 10. Счетные операции в пределах 10 на наглядном материале, нуждается в помощи взрослого. Обратный счет не сформирован.
Предметно-практическая и продуктивная деятельность: низкая.
Заключение: На занятиях проявляет среднюю активность, отмечается слабость волевого напряжения. Работоспособность недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога. Познавательная активность низкая. В контакт с педагогом вступает не сразу.
3. Индивидуальный учебный план
|
№ |
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|
1 |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
1 |
|
2 |
Математика |
Математические представления |
1 |
|
3
|
Окружающий мир
|
Окружающий природный мир |
1 |
|
Человек |
2 |
||
|
Окружающий социальный мир |
1 |
||
|
4 |
Искусство |
Музыка и движение |
1 |
|
Изобразительная деятельность |
1 |
||
|
5 |
Физическая культура |
Адаптивная физкультура |
1 |
|
6 |
Коррекционно – развивающие занятия |
|
|
|
Итого |
|
9 |
|
4.1 Программы учебных предметов
I. Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Ребёнок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
II. Математические представления
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
III. Окружающий мир
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
IV. Музыка и движение
Цель обучения состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребёнку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений, активизировать участие ребёнка в музыкальных выступлениях.Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребёнка.
В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
V. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приёмам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Изобразительная деятельность воспитывает эмоциональное отношение к миру, формирует восприятия, воображение, память, зрительно-двигательную координацию, даёт возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
VI. Адаптивная физкультура
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
4.2. Нравственное воспитание.
|
№ |
Содержание |
Наблюдение |
|
1 |
Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. |
Наблюдается доброжелательное отношение к окружающим. Но устанавливает контакт с новым человеком с большим трудом, долго присматривается. |
|
2 |
Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном ему уровне, предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Контроль за своими эмоциями и поведением. |
Не контролирует свои эмоции и поведение, не понимает последствия своих действий, не соотносит свои действия с нормами и правилами жизни людей. |
|
3 |
Усвоение правил совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. |
Не усваивает правила |
|
4 |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
|
Требуется много времени, чтобы он осознал, что в его в жизни происходят перемены |
|
5 |
Ориентация в религиозных ценностях с учётом желания и вероисповедания обучающихся и их семей. |
Не ориентируется |
4.3 Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.
|
Содержание |
Наблюдение |
|
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня |
Осознанное отношение |
|
Интерес и бережное отношения к природе; экологически сообразное поведения в быту и природе |
Присутствует интерес к природе |
|
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья |
Не готов, болезненно реагирует на визит к врачу |
|
Безопасное поведение в окружающей среде, простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях |
Не сформировано безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, ждет помощи от взрослого |
|
Знания о правилах здорового питания |
Есть немного знаний |
4. 4. Программа внеурочной деятельности.
|
Название мероприятия |
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Участие ребенка в мероприятии |
|
День матери. |
Просмотр мультфильма |
|
|
Новый год |
Просмотр мультфильма
|
|
|
8 марта |
Слушание песен |
|
|
День Победы |
Просмотр презентации |
|
Ожидаемые результаты реализации СИПР
1. осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;
3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. формирование уважительного отношения к окружающим;
5. овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Так как Даша находится на домашнем обучении все потребности ребенка в уходе и присмотре реализует мама и другие члены семьи.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Титлер Светлана Владимировна (все учебные предметы).
7. Программа сотрудничества с семьёй.
|
Задачи |
Мероприятия |
Отчет о проведениии |
|
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
Индивидуальные консультации родителей со специалистами по темам « Реализация СИПР в домашних условиях», «Сенсорное развитие ребенка».. |
|
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в ОУ. |
Участие родителей в разработке СИПР, консультирование родителей по вопросу обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. |
|
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
Личные встречи, беседы. |
|
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях. |
Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. |
|
8.Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:
«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;
«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).
«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
Мониторинг сформированности предметно-ориентированных навыков у учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития за 2018.-2019 учебный год (3-ый год обучения)
1-не освоено 2-освоено частично 3- освоено полностью
9.1Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
|
№ |
Ф.И.О. учителя |
Год обучения |
Ф.И. учащегося |
Предмет |
Начало года |
Конец года |
|||||
|
С учителем |
По инструкции (по образцу) |
Самостоятельно |
С учителем |
По инструкции (по образцу) |
Самостоятельно |
||||||
|
1 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Речь и альтернативная коммуникация |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Математические представления |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Окружающий природный мир |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Человек |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Окружающий социальный мир |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Музыка и движение |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
7 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Изобразительное искусство |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
8 |
Титлер С.В. |
2018/ 2019 |
|
Адаптивная физкультура |
|
+ |
|
|
|
|
|
Ивлиева Наталия Алексеевна