Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса на 2024-2025 учебный год

1
0
Материал опубликован 13 March в группе

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса

на 2024-2025 учебный год

Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».

Составитель: Г.Н.Кравченко, учитель высшей квалификационной категории.

Содержание рабочей программы.

1. Паспорт рабочей программы.

2. Пояснительная записка.

3. Основные виды организации учебного процесса.

4. Содержание учебного материала.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

6. Формирование базовых учебных действий.

7. Критерии и нормы оценивания.

8. Календарно-тематическое планирование.

9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

10. Лист корректировки календарно-тематического планирования.

Паспорт рабочей программы

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1).

Статус программы: рабочая программа учебного предмета « История».

.Назначение программы: для обучающихся программа учитывает овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Категория обучающихся: учащиеся 10 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: устный опрос, карточки, тесты, проверочные работы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа «История» основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Владос»,2008, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Цель: формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности при систематическом руководстве деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе изучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности

Задачи:

освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «История» входит в образовательную область «Обществознание» и относится к обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом курс «История» в 10 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) 2 часа в неделю.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

  Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (самостоятельная работа, тесты)

Методы работы на уроке:

словесные;

наглядные;

интегрированные;

практические;

непосредственный и опосредованный контроль.

Представляется, что в курсе «История» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. В процессе изучения предмета используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Уроки краеведения проводятся с целью повторения основных исторических событий, происходивших в изучаемый период и ознакомления с соответствующим периодом истории Алтайского края. Сопоставление исторических событий (в стране → в крае) нацелено на формирование целостной картины истории нашей страны.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Формы и средства контроля.

Специфичность содержания предмета оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения делать выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные проверочные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени.

Содержание учебного материала.

История Алтайского края до начала XX века.

История страны, края. Древнейшее прошлое края. Освоение Сибири в XII – XVII веках. Начало заселения и хозяйственного освоения территории Алтайского края. Создание и развитие горно-металлургической промышленности в XVIII в. Культура, обычаи жителей края.

Век XX.

Социально-экономическое развитие Алтая в начале XX века. Первая мировая война. Революция и Гражданская война на Алтае. Коллективизация.

Великая Отечественная война.

Алтайский край в годы ВОВ. Тыл - на помощь фронту. Переселение немцев на Алтай.

Послевоенное становление.

Освоение целины. Создание колхозов. Новые стройки. Трудовые пятилетки.

Век XXI.

Край и Россия сегодня. СВО и наши земляки. Выдающиеся люди края. Туризм и Алтай.

Тематический план.


Тема

Количество часов

1.

История Алтайского края до начала XX века.

11

2.

Век XX.

9

3.

Великая Отечественная война

14

4.

Послевоенное становление.

18

5.

Век XXI.

11

6.

Повторение

5


Всего

68

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Существует два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с интеллектуальными нарушениями

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

- даты важнейших событий отечественной истории;

- основные факты исторических событий, явлений, процессов;

- имена наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры).

Учащиеся должны уметь:

- понимать значение основных терминов-понятий;

- устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;

- описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, составлять рассказ о них по вопросам учителя;

- находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;

- объяснять значение основных исторических понятий с помощью учителя.

Достаточный уровень

Учащиеся должны знать:

- хронологические рамки ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;

- основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; - места совершения основных исторических событий;

- имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;

- основные термины понятий и их определения;

- иметь представление о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий.

Учащиеся должны уметь:

- понимать «легенды» исторической карты и «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;

- составлять рассказ об исторических событиях, формулировать выводы об их значении;

- соотносить года с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты с помощью учителя;

- искать информацию в одном или нескольких источниках;

- устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями с помощью учителя.

Формирование базовых учебных действий

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные УУД

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативные УУД

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УУД

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Критерии и нормы оценивания

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• логично, развернуто отвечает как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

• соотносит исторические события, процессы с определенным периодом истории России , определяет их место в историческом развитии страны;

• анализирует, сравнивает, обобщает факты прошлого и современности, пользуясь минимальной помощью учителя;

• дает оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в отечественную историю);

• обосновывает свое мнение об исторических событиях;

• объясняет содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

• демонстрирует знание основных дат отечественной истории;

• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

•не демонстрирует логически построенный и продуманный ответ.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний, либо отказался отвечать.

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося,

оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней.

Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;    

 менее 50% - неудовлетворительно «2».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание

Коррекционная работа

Сроки

История Алтайского края до начала XX века.

1.

История страны, края. Древнейшее прошлое Алтайского края.

Развивать умение анализировать исторические факты


2.

Освоение Сибири в XIIXVII веках.

Развивать навыки элементарно анализировать исторический материал, делать выводы


3.

Начало заселения и хозяйственного освоения территории Алтайского края

Способствовать формированию умения давать оценку событиям


4.

Создание и развитие горно-металлургической промышленности в XVIII в.

Развивать умения анализировать исторические события


5.

Колывано - Воскресенская оборонительная линия. Форпост Казанской Божьей матери.

Развивать познавательные способности в работе с картой, привлекать к диалогу


6.

Образование г.Барнаул.

Развивать познавательные способности


7.

Культура, обычаи жителей края.

Развивать познавательные способности, умения давать ответы по ходу рассказа


8.

Церкви и христианство на Алтае.

Способствовать формированию умения составлять связный рассказ


9.

Социально – экономическое развитие Алтайского края в конце XIX в.

Способствовать формированию умения давать оценку событиям


10.

История в предметах

Способствовать развитию познавательных способностей


11.

Обобщение и повторение по теме: «История Алтайского края до начала XX века»

Формировать умение использовать приемы анализа, сравнения, обобщения


Век XX.

12

Социально-экономическое развитие Алтая в начале XX века.

Первая мировая война.

Формировать умение соотносить события и факты по времени и месту


13

Революция и Гражданская война на Алтае. Алтай к началу 1917года.

Развивать умение устанавливать последовательность событий


14

Революция и Гражданская война на Алтае. Февральская революция.

Развивать умение устанавливать последовательность событий


15

Памятники погибшим в Гражданскую войну.

Формировать познавательную активность через работу с архивными документами, фотографиями


16

Коллективизация

Учить выражать свои мысли, суждения


17

Ликвидация церквей.

Учить выражать свои мысли, суждения


18

Репрессии 1919 – 1939 гг.

Формировать навыки работы с устными заданиями


19

Комсомольская организация.

Развивать познавательные способности в ходе анализа исторических фактов


20

Урок повторения и обобщения: «Архивная хроника».

Формировать умение использовать приемы анализа, сравнения, обобщения


Великая Отечественная война.

21

Великая Отечественная война.

Развивать умение сопоставлять события и даты


22

Алтайский край в годы ВОВ.

Развивать умение составлять краткий рассказ


23

Барнаул в годы ВОВ.


Развивать умение анализировать и делать обобщение


24

История солдата – история победы. Ветераны ВОВ.

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


25

История солдата – история победы. Ушли на фронт со школьной скамьи.

Побуждать учащихся к высказыванию своего мнения


26

История солдата – история победы. Им 18 было в 43-ем.

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


27

История солдата – история победы. Ветераны ВОВ.

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


28

Урок – экскурсия к памятнику погибшим в годы ВОВ

Развивать умение описать увиденное


29

Тыл - на помощь фронту.

Развивать внимание, память


30

Судьба человека – история села

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


31

Новая Родина. Переселение немцев на Алтай.

Учить высказывать свое мнение, излагать своими словами найденные в тексте аргументы


32

Судьба человека – история села.

Побуждать учащихся к высказыванию своего мнения


33

Поклонимся великим тем годам

Учить выражать свои мысли, суждения


34

Повторение и обобщение по теме: «Великая Отечественная война»

Развивать умения анализировать, обобщать изученный материал


Послевоенное становление.

35

Послевоенное становление.

Закреплять умение устанавливать последовательность событий, обобщать, делать выводы


36

Освоение целины.

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


37

Судьба человека – история села.

Формировать умение слушать и дополнять


38

Реки Алтая.

Развивать умение пользоваться картой, делать выводы


39

Колхоз «40 лет Октября».

Развивать умение устанавливать последовательность событий


40

Создание школ

Развивать умение устанавливать последовательность событий


41

Создание школ –интернатов.

Способствовать запоминанию и воспроизведению


42

Дом, где согреваются сердца

Развивать умение выражать свое отношение к событиям


43

Судьба человека – история села.

Развивать познавательные способности по оценке исторических событий


44

Участковые больницы

Развивать познавательные способности в ходе анализа исторических фактов


45

Почта и Дом культуры.

Формировать навыки самостоятельной работы с текстом


46

С песней по жизни.

Формировать умение высказывать свое отношение к явлениям в обществе


47

Библиотеки села

Формировать оценочные суждения


48

Урок – экскурсия в сельскую библиотеку.

Закреплять умение составлять связный ответ


49

История семьи – история села. .

Способствовать формированию уважительного отношения к труду


50

История семьи – история села.

Способствовать формированию уважительного отношения к труду


51

Они служили в горячих точках

Развивать познавательные способности в ходе беседы


52

Урок повторения и обобщения: «Архивная хроника 1945 - 1978».

Развивать умения анализировать, обобщать изученный материал


Век XXI.

53

Алтай сегодня.

Развивать познавательные способности, умение анализировать


54

Наши реки

Развивать умение составить устный рассказ


55

Урок – экскурсия

Развивать умение описать увиденное


56

Урок – викторина «Что? Где? Когда?»

Развивать внимание, память, мышление


57

Наши таланты.

Способствовать развитию умения вести диалог


58

Наши таланты.

Закреплять умение формулировать и задавать вопросы


59

Наши поэты.

Развивать познавательные способности в ходе беседы


60

Литературные страницы.

Развивать умение объяснять события на основе нескольких источников


61

Музыкальный Алтай.

Развивать познавательные способности


62

Руки золотые.

Развивать познавательные способности в ходе беседы


63

Урок- обобщение «Мой край – частичка России»

Развивать познавательные способности при обобщении исторического материала


Повторение

64

История России, края.

Формировать умение сопоставлять события и даты


65

Даты, события, личности.

Способствовать прочности запоминания


66

Даты, события, личности.

Способствовать прочности запоминания


67

Россия сегодня

Формировать адекватность представлений об окружающем мире


68

Обобщение и повторение

Обобщить знания по курсу Истории


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Воронкова В.В., Перова М.Н. и др. «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Петрова Л.В..Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.

http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей).

http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал).

Ноутбук NotebukIRU.

Мультимедийный проектор Optoma DX329.

Интерактивная доска Activ Board.

Лист корректировки календарно - тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

За счёт чего произведена корректировка

по плану

фактически

по плану

фактически


























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации