Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (1 класс, Плешаков А.А.)

1
0
Материал опубликован 9 February 2016

Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Баскаковская средняя школа» и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1- 4 классы».

Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 1 классе являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

 

Для достижения поставленных целей на уроках обучения письму необходимо решать сле­дующие задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объектыокружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умеломупреобразованию природы и общественной жизни;
  • формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учётом реальных возможностей и приобретенных знаний;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
 
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

   Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

   Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Учебный предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

   Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Учебный предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

   Значение учебного предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Учебный предмет обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

   Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

   Отбор содержания учебного предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

   Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

   Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

   В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

- распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

- моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

   Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, кпознанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международноесотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залогпреемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

   На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю

(33 учебные недели)

Распределение учебного материала и время его изучения:

Количество часов в год – 66 ч
Количество часов в неделю – 2 ч
Количество часов в I четверти – 18 ч
Количество часов во II четверти – 14 ч
Количество часов в III четверти – 18 ч
Количество часов в IV четверти – 16 ч

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Практическая часть

1

Введение. Задавайте вопросы

1

 

2

Что и кто?

20

Практическая работа – 1

Проверочный тест – 1

Экскурсия - 6

3

Как, откуда и куда?

12

Практическая работа – 3

Проверочный тест – 1

Экскурсия - 1

4

Где и когда?

11

Проверочный тест – 1

5

Почему и зачем?

22

Проверочный тест – 1

 

ИТОГО:

66

Практическая работа – 4

Проверочный тест – 4

Экскурсия – 7

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Что и кто? (20 ч)

Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Распознавание комнатных растений в классе. Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям. Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых.

Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы.

Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли.

Экскурсии: «Наблюдаем за небом», «Деревья возле школы»

Практические работы: «Определяем камни», «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем растения клумбы», «Определяем деревья по листьям»,

«Определяем хвойные растения», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей».

Проект: «Моя малая Родина».

Как, откуда и куда? (12 ч)

Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Экскурсии: экскурсия на почту.

Практические работы: «Выполняем опыты с водой», «Собираем электрическую цепь», «Готовим «морскую» воду», «Выполняем опыты со снегом и льдом», «Учимся ухаживать за комнатными растениями», «Учимся ухаживать за животными живого уголка», «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц», «Учимся сортировать мусор», «Исследуем снежки и снеговую воду».

Проект: «Моя семья».

Где и когда? (11 ч)

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года.

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей. Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира.

Практические работы: «Учимся работать с глобусом».

Проект: «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Луна — спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны.

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных.

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев. Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу.

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу.

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Почта, телеграф, телефон — средства связи.

Ра­дио, телевидение, пресса — средства массовой информации. Интернет.

Автомобили — наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего.

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Корабли — водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения. Устройство корабля.

Самолёты — воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта.

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окру­жающего мира.

Практические работы: «Изучаем возникновение звуков», «Учимся ухаживать за кошкой и собакой», «Учимся правильно мыть руки и чистить зубы».

Проект: «Мои домашние питомцы».

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитее самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациейучебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

 

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместнойработы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и ихобразы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД

 

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможностьсуществования различных точек зрения.
  • Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценивать события.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Формировать умение работать в группах и парах.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

 

  • Название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села).
  • Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
  • Государственные праздники.
  • Основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.
  • Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
  • Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,сравнительные размеры).
  • Вести наблюдения в природе.
  • Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называтьих роль в жизни человека.
  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.
  • Называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели.
  • Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике.
  • Выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды.
  • Объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей.
  • Группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей.
  • Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;отображать их на рисунке (схеме).
  • Различать овощи и фрукты.
  • Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашнимиживотными (кошкой, собакой).
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
  • Оценивать правильность поведения в быту (правила общения).
  • Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знатьправила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажировтранспортных средств) и соблюдать их.
  • Назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
  • Правила сохранения и укрепления здоровья.

Обучающиеся должны научиться:

 

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • оценивать основные особенности поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат возможность научиться:

 

  • наблюдать и описывать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессиональногосообщества, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками, осознанновыполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • осознавать свою связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. М: Просвещение,2011 год
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихсяобщеобразовательных организаций. В двух частях. М: Просвещение, 2015 год.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальныхклассов. М: Просвещение, 2013 год
  4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение, 2005
  5. А. А. Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2012 год.
  6. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,«Просвещение», 2012 год.
  7. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
  8. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителейобщеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева,Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков,Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение,2011
  9. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012
  10. Н. Н. Черноиванова. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А. А. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2015
  11. И. Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. –М.: ВАКО, 2015.
  12. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 1 класс»
  13. Таблицы:

- Дикорастущие растения. Деревья лиственные.

- Дикорастущие растения. Деревья хвойные.

- Дикорастущие растения. Травы.

- Дикорастущие растения. Травы.

- Дикорастущие растения. Кустарники

- Грибы. Съедобные.

- Грибы. Ядовитые.

- Смешанный лес.

- Сорные растения. Полевые культуры.

- Лиственница.

- Растения и животные лиственного леса.

- Растения и животные хвойного леса.

- Растения и животные пресного водоёма.

- Культурные растения. Фрукты.

- Культурные растения. Овощи.

- Культурные растения. Овощи.

  14.Энциклопедическая литература:

- Звёздное небо. Иллюстрированная энциклопедия. И. Лапина

- Что есть что. Древние греки. Гайнс Райхардт

- Наша родина – Россия. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Под ред. О. Ю. Ивановой

- Страны и народы мира. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская и др.

   15. Предметные картинки растений и животных

   16. Мультимедийные презентации к урокам, физкультминутки

   17. Интернет-ресурсы

- http://viki.rdf.ru/author/22

Технические средства:

- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка.

 

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Окружающий мир. А. А. Плешаков

1 класс

66 ч

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Вводный урок. Задавайте вопросы!

1

 
 

Что и кто?

20

 

2

Что такое Родина? Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

1

 

3

Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России

1

 

4

Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Достопримечательности Москвы

1

 

5

Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина»

1

 

6

Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце, звёзды и созвездия.

1

 

7

Что у нас под ногами?

Экскурсия на школьный двор

1

 

8

Что общего у разных растений?

Экскурсия «Растения школьного двора»

1

 

9

Что растёт на подоконнике? Распознавание комнатных растений

1

 

10

Что растёт на клумбе?

Экскурсия на пришкольный участок «Распознавание растений цветника»

1

 

11

Что это за листья?

Экскурсия «Распознавание деревьев по листьям»

1

 

12

Что такое хвоинки?

Экскурсия «Распознавание хвойных деревьев»

1

 

13

Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных

1

 

14

Кто такие рыбы?

1

 

15

Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных

1

 

16

Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей

1

 

17

Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода

1

 

18

Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.

Экскурсия в кабинет информатики

1

 

19

Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом

1

 

20

На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме земли и её движении вокруг Солнца и своей оси

Практическая работа № 1 «Глобус - модель Земли»

1

 

21

Обобщающий урок по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Проверочный тест № 1

1

 
 

Как, откуда и куда?

12

 

22

Как живёт семья? Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»

1

 

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды от природных источников до жилища людей

1

 

24

Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов

1

 

25

Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции

Экскурсия «Знакомство с работой почты»

1

 

26

Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений о реках и морях

1

 

27

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа № 2 «Свойства снега и льда»

1

 

28

Как живут растения? Растения как живой организм.

Практическая работа № 3 «Уход за комнатными растениями»

1

 

29

Как живут животные? Животные как живые организмы.

1

 

30

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой

1

 

31

Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту

1

 

32

Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнения.

Практическая работа № 4 «Чистота снега»

1

 

33

Обобщающий урок по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»

Проверочный тест № 2

1

 
 

Где и когда?

11

 

34

Когда учиться интересно?

1

 

35

Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа».

1

 

36

Когда придёт суббота? Время и его течение

1

 

37

Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём

1

 

38

Где живут белые медведи? Животный мир холодных районов Земли

1

 

39

Где живут слоны? Животный мир жарких районов Земли

1

 

40

Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы

1

 

41

Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды

1

 

42

Когда изобрели велосипед? История появления и совершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

1

 

43

Когда мы станем взрослыми?

1

 

44

Обобщающий урок по разделу «Где и когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Проверочный тест № 3

1

 
 

Почему и зачем?

22

 

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

 

46

Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли, её особенности

1

 

47

Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра

1

 

48

Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков

1

 

49

Почему радуга разноцветная? Причины возникновения радуги

1

 

50

Почему мы любим кошек и собак? Особенности ухода за кошкой и собакой

1

 

51

Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы»

1

 

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу

1

 

53

Почему мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота

   

54

Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека

1

 

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека

1

 

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения

1

 

57

Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи и массовой информации

1

 

58

Зачем нужны автомобили? Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и значение

1

 

59

Зачем нужны поезда? Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения

1

 

60

Зачем строят корабли? Водный транспорт

1

 

61

Зачем строят самолёты? Воздушный транспорт

1

 

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и железной дороге

1

 

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблю­дать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и самолёте

   

64

Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе

1

 

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии

1

 

66

Обобщающий урок по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Проверочный тест № 4

1

 
Комментарии
Комментариев пока нет.