Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (1 класс, Плешаков А.А.)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Баскаковская средняя школа» и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1- 4 классы».
Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 1 классе являются:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения письму необходимо решать следующие задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объектыокружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умеломупреобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учётом реальных возможностей и приобретенных знаний;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Учебный предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Учебный предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение учебного предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Учебный предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания учебного предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, кпознанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международноесотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залогпреемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю
(33 учебные недели)
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 66 ч
Количество часов в неделю – 2 ч
Количество часов в I четверти – 18 ч
Количество часов во II четверти – 14 ч
Количество часов в III четверти – 18 ч
Количество часов в IV четверти – 16 ч
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Практическая часть |
1 |
Введение. Задавайте вопросы |
1 |
|
2 |
Что и кто? |
20 |
Практическая работа – 1 Проверочный тест – 1 Экскурсия - 6 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
Практическая работа – 3 Проверочный тест – 1 Экскурсия - 1 |
4 |
Где и когда? |
11 |
Проверочный тест – 1 |
5 |
Почему и зачем? |
22 |
Проверочный тест – 1 |
ИТОГО: |
66 |
Практическая работа – 4 Проверочный тест – 4 Экскурсия – 7 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (20 ч)
Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников.
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе. Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.
Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.
Экскурсии: «Наблюдаем за небом», «Деревья возле школы»
Практические работы: «Определяем камни», «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем растения клумбы», «Определяем деревья по листьям»,
«Определяем хвойные растения», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей».
Проект: «Моя малая Родина».
Как, откуда и куда? (12 ч)
Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Экскурсии: экскурсия на почту.
Практические работы: «Выполняем опыты с водой», «Собираем электрическую цепь», «Готовим «морскую» воду», «Выполняем опыты со снегом и льдом», «Учимся ухаживать за комнатными растениями», «Учимся ухаживать за животными живого уголка», «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц», «Учимся сортировать мусор», «Исследуем снежки и снеговую воду».
Проект: «Моя семья».
Где и когда? (11 ч)
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Практические работы: «Учимся работать с глобусом».
Проект: «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон — средства связи.
Радио, телевидение, пресса — средства массовой информации. Интернет.
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Корабли — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройство корабля.
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Практические работы: «Изучаем возникновение звуков», «Учимся ухаживать за кошкой и собакой», «Учимся правильно мыть руки и чистить зубы».
Проект: «Мои домашние питомцы».
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
- Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитее самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.
- Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациейучебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместнойработы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и ихобразы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможностьсуществования различных точек зрения.
- Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценивать события.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Формировать умение работать в группах и парах.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- Название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села).
- Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
- Государственные праздники.
- Основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.
- Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
- Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,сравнительные размеры).
- Вести наблюдения в природе.
- Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называтьих роль в жизни человека.
- Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.
- Называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели.
- Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике.
- Выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды.
- Объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей.
- Группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;отображать их на рисунке (схеме).
- Различать овощи и фрукты.
- Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашнимиживотными (кошкой, собакой).
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
- Оценивать правильность поведения в быту (правила общения).
- Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знатьправила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажировтранспортных средств) и соблюдать их.
- Назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
- Правила сохранения и укрепления здоровья.
Обучающиеся должны научиться:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года;
- оценивать основные особенности поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- наблюдать и описывать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессиональногосообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками, осознанновыполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- осознавать свою связь с разнообразными окружающими социальными группами.
образовательного процесса
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. М: Просвещение,2011 год
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихсяобщеобразовательных организаций. В двух частях. М: Просвещение, 2015 год.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальныхклассов. М: Просвещение, 2013 год
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение, 2005
- А. А. Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2012 год.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,«Просвещение», 2012 год.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
- Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителейобщеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева,Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков,Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение,2011
- Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012
- Н. Н. Черноиванова. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А. А. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2015
- И. Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. –М.: ВАКО, 2015.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 1 класс»
- Таблицы:
- Дикорастущие растения. Деревья лиственные.
- Дикорастущие растения. Деревья хвойные.
- Дикорастущие растения. Травы.
- Дикорастущие растения. Травы.
- Дикорастущие растения. Кустарники
- Грибы. Съедобные.
- Грибы. Ядовитые.
- Смешанный лес.
- Сорные растения. Полевые культуры.
- Лиственница.
- Растения и животные лиственного леса.
- Растения и животные хвойного леса.
- Растения и животные пресного водоёма.
- Культурные растения. Фрукты.
- Культурные растения. Овощи.
- Культурные растения. Овощи.
14.Энциклопедическая литература:
- Звёздное небо. Иллюстрированная энциклопедия. И. Лапина
- Что есть что. Древние греки. Гайнс Райхардт
- Наша родина – Россия. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Под ред. О. Ю. Ивановой
- Страны и народы мира. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская и др.
15. Предметные картинки растений и животных
16. Мультимедийные презентации к урокам, физкультминутки
17. Интернет-ресурсы
- http://viki.rdf.ru/author/22
Технические средства:
- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Окружающий мир. А. А. Плешаков
1 класс
66 ч
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Вводный урок. Задавайте вопросы! |
1 |
|
Что и кто? |
20 |
||
2 |
Что такое Родина? Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине |
1 |
|
3 |
Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России |
1 |
|
4 |
Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Достопримечательности Москвы |
1 |
|
5 |
Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина» |
1 |
|
6 |
Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце, звёзды и созвездия. |
1 |
|
7 |
Что у нас под ногами? Экскурсия на школьный двор |
1 |
|
8 |
Что общего у разных растений? Экскурсия «Растения школьного двора» |
1 |
|
9 |
Что растёт на подоконнике? Распознавание комнатных растений |
1 |
|
10 |
Что растёт на клумбе? Экскурсия на пришкольный участок «Распознавание растений цветника» |
1 |
|
11 |
Что это за листья? Экскурсия «Распознавание деревьев по листьям» |
1 |
|
12 |
Что такое хвоинки? Экскурсия «Распознавание хвойных деревьев» |
1 |
|
13 |
Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных |
1 |
|
14 |
Кто такие рыбы? |
1 |
|
15 |
Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных |
1 |
|
16 |
Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей |
1 |
|
17 |
Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода |
1 |
|
18 |
Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Экскурсия в кабинет информатики |
1 |
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом |
1 |
|
20 |
На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме земли и её движении вокруг Солнца и своей оси Практическая работа № 1 «Глобус - модель Земли» |
1 |
|
21 |
Обобщающий урок по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверочный тест № 1 |
1 |
|
Как, откуда и куда? |
12 |
||
22 |
Как живёт семья? Подготовка к выполнению проекта «Моя семья» |
1 |
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды от природных источников до жилища людей |
1 |
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов |
1 |
|
25 |
Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции Экскурсия «Знакомство с работой почты» |
1 |
|
26 |
Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений о реках и морях |
1 |
|
27 |
Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 2 «Свойства снега и льда» |
1 |
|
28 |
Как живут растения? Растения как живой организм. Практическая работа № 3 «Уход за комнатными растениями» |
1 |
|
29 |
Как живут животные? Животные как живые организмы. |
1 |
|
30 |
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой |
1 |
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту |
1 |
|
32 |
Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнения. Практическая работа № 4 «Чистота снега» |
1 |
|
33 |
Обобщающий урок по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» Проверочный тест № 2 |
1 |
|
Где и когда? |
11 |
||
34 |
Когда учиться интересно? |
1 |
|
35 |
Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа». |
1 |
|
36 |
Когда придёт суббота? Время и его течение |
1 |
|
37 |
Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём |
1 |
|
38 |
Где живут белые медведи? Животный мир холодных районов Земли |
1 |
|
39 |
Где живут слоны? Животный мир жарких районов Земли |
1 |
|
40 |
Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы |
1 |
|
41 |
Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды |
1 |
|
42 |
Когда изобрели велосипед? История появления и совершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде |
1 |
|
43 |
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
|
44 |
Обобщающий урок по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверочный тест № 3 |
1 |
|
Почему и зачем? |
22 |
||
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
1 |
|
46 |
Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли, её особенности |
1 |
|
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра |
1 |
|
48 |
Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков |
1 |
|
49 |
Почему радуга разноцветная? Причины возникновения радуги |
1 |
|
50 |
Почему мы любим кошек и собак? Особенности ухода за кошкой и собакой |
1 |
|
51 |
Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы» |
1 |
|
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу |
1 |
|
53 |
Почему мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота |
||
54 |
Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека |
1 |
|
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека |
1 |
|
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения |
1 |
|
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи и массовой информации |
1 |
|
58 |
Зачем нужны автомобили? Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и значение |
1 |
|
59 |
Зачем нужны поезда? Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения |
1 |
|
60 |
Зачем строят корабли? Водный транспорт |
1 |
|
61 |
Зачем строят самолёты? Воздушный транспорт |
1 |
|
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и железной дороге |
1 |
|
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и самолёте |
||
64 |
Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе |
1 |
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии |
1 |
|
66 |
Обобщающий урок по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверочный тест № 4 |
1 |