Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Баскаковская средняя школа» и авторской программы М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 – 4 классы».
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Цели:
- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи;
- освоение начальных математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- формирование представлений о величинах и геометрических фигурах;
- развитие математической речи;
- развитие познавательных способностей;
- выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
- воспитание стремления к расширению математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет математика является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание). На уроках математики у первоклассников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах двадцати; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий.
Рабочая программа предусматривает ознакомление учащихся с величинами длины (сантиметр, дециметр).
Особое место в содержании занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого от частей);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Математика» в 1 классе отводится 4 ч в неделю (33 учебные недели)
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 132 ч
Количество часов в неделю – 4 ч
Количество часов в I четверти – 35 ч
Количество часов во II четверти – 29 ч
Количество часов в III четверти – 36 ч
Количество часов в IV четверти – 32 ч
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Подготовка к изучению чисел |
8 |
|
1 |
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления |
8 |
Числа от 1 до 10. Число 0 |
83 |
|
2 |
Нумерация |
28 |
3 |
Сложение и вычитание |
55 |
Числа от 1 до 20 |
36 ч |
|
4 |
Нумерация |
12 |
5 |
Табличное сложение и вычитание |
24 |
Итоговое повторение |
5 ч |
|
Итого |
132 |
Содержание учебного предмета
Числа и величины. Счёт предметов. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на… Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др). Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Сравнение, десятичный состав чисел от 11 до 20. Равенства и неравенства, соответствующие знаки. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Измерение величин. Время (определение времени с точностью до часа). Масса (килограмм). Вместимость (литр).
Арифметические действия. Конкретный смысл названия действий сложения и вычитания, соответствующие знаки; название компонентов и результатов действий. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего. Состав чисел до 10, монеты в 1 р., 2 р., 5 р. Табличное сложение и вычитание. Сложение и вычитание с 0. Переместительное свойство суммы. Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия (без скобок). Нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10; сравнение с помощью вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами. Задачи в 1-2 действие на сложение и вычитание. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Планирование хода решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов: выше, ниже, слева, справа, перед, за, между, рядом. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, кривая, прямая, луч, отрезок, ломаная, многоугольник (углы, вершины, стороны).
Геометрические величины. Длина отрезка. Сравнение длин отрезков с помощью мерки. Измерение длины отрезка (сантиметр, дециметр) и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией. Сбор и предоставление информации, связанной со счётом, пересчётом. Фиксирование, анализ и представление информации в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Построение простейших логических выражений с помощью слова «и», логических связок «неверно/верно, что…», «если…, то…». составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур.
1. Подготовка к изучению чисел (8 ч)
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.), по цвету, составу, действию.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .
Практическая работа: Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный), по цвету, составу, действию.
2. Числа от 1 до 10. Число 0 (83 ч)
Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше), = (равно).
Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.
Точка. Линии: кривая, прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Многоугольник, виды многоугольников.
Углы, виды углов, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Практическая работа: Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Геометрические тела. Распознавание и называние
Куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Сложение и вычитание (55 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок..
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
3. Числа от 1 до 20 (36 ч)
Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Счет десятками до 100.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа, минут
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр
Практическая работа: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Табличное сложение и вычитание (24 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (5 ч)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков
Решение задач изученных видов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы: начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Обучающийся научится определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и других средств), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы других;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними:1 дм=10 см.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести счёт десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Обучающийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами.
Обучающийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Учебник М. И. Моро и др. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. М: Просвещение, 2011 год
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. М.: Просвещение, 2015
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Математика 1 класс. Система уроков по учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Волгоград: Учитель, 2013
- Контрольно-измерительные материалы. Математика 1 класс/Сост. Т. Н. Ситникова. – 3-е издание. – М: ВАКО, 2013
- Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
- Самостоятельные и контрольные работы по математике. 1 класс. Т. Н. Ситникова. – 2-е издание. – М: ВАКО, 2015
- Электронное приложение к учебнику «Математика»
- Набор таблиц для 1 класса
- Демонстрационный счётный материал
- Индивидуальные карточки. Математика 1 класс
- Мультимедийные презентации к урокам, физкультминутки
- Технические средства:
- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка.
Математика. М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова
1 класс
132 ч
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления |
8 |
||
1 |
Предмет «Математика». Счёт предметов (с использованием количественного и порядкового числительных). Сравнение групп предметов |
1 |
|
2 |
Пространственные представления: вверх, вниз, налево, направо, слева направо |
1 |
|
3 |
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом |
1 |
|
4 |
Отношения «столько же», «больше», «меньше» |
1 |
|
5-6 |
Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? |
2 |
|
7 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления» |
1 |
|
8 |
Повторение пройденного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
Числа от 1 до 10 |
83 |
||
Нумерация |
28 |
||
9 |
Много. Один. Письмо цифры 1 |
1 |
|
10 |
Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
1 |
|
11 |
Число 3. Письмо цифры 3 |
1 |
|
12 |
Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=). Прибавить, вычесть, получится |
1 |
|
13 |
Число 4. Письмо цифры 4 |
1 |
|
14 |
Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» |
1 |
|
15 |
Число 5. Письмо цифры 5 |
1 |
|
16 |
Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых |
1 |
|
17 |
Закрепление пройденного материала по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5» |
1 |
|
18 |
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок |
1 |
|
19 |
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины |
1 |
|
20 |
Закрепление пройденного материала. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых |
1 |
|
21 |
Знаки сравнения больше ( >), меньше (<), равно (=) |
1 |
|
22 |
Понятия «равенство», «неравенство» |
1 |
|
23 |
Многоугольник |
1 |
|
24 |
Числа 6, 7. Письмо цифры 6 |
1 |
|
25 |
Числа 6, 7. Письмо цифры 7 |
1 |
|
26 |
Числа 8, 9. Письмо цифры 8 |
1 |
|
27 |
Числа 8, 9. Письмо цифры 9 |
1 |
|
28 |
Число 10. Запись числа 10 |
1 |
|
29 |
Повторение и обобщение по теме «Числа от 1 до 10» |
1 |
|
30 |
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» |
1 |
|
31 |
Сантиметр – единица измерения длины |
1 |
|
32 |
Понятия «увеличить на….», «уменьшить на…». Измерение длины отрезков с помощью линейки |
1 |
|
33 |
Число 0. Цифра 0. |
1 |
|
34 |
Сложение и вычитание с числом 0. |
1 |
|
35 |
Закрепление пройденного материала по теме «Числа 1-10. Число 0» |
1 |
|
36 |
Повторение пройденного материала «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа № 1 |
1 |
|
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание |
55 |
||
37 |
Прибавить и вычесть число 1. Знаки «плюс» (+), «минус» (-). |
1 |
|
38 |
Сложение и вычитание вида +1+1, –1–1. |
1 |
|
39 |
Прибавить и вычесть число 2 |
1 |
|
40 |
Слагаемые. Сумма |
1 |
|
41 |
Задача (условие, вопрос) |
1 |
|
42 |
Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку |
1 |
|
43 |
Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с числом 2. |
1 |
|
44 |
Присчитывание и отсчитывание по 2 |
1 |
|
45 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц |
1 |
|
46 |
Закрепление пройденного материала по теме «Прибавить и вычесть число 2» |
1 |
|
47 |
Обобщение и закрепление пройденного материала по теме «Прибавить и вычесть число 2» |
1 |
|
48 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа № 2 |
1 |
|
49-50 |
Прибавить и вычесть число 3 |
2 |
|
51 |
Закрепление пройденного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». Сравнение длин отрезков |
1 |
|
52 |
Таблицы сложения и вычитания с числом 3. |
1 |
|
53 |
Присчитывание и отсчитывание по 3. Решение задач |
1 |
|
54-55 |
Решение задач |
2 |
|
56-57 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
2 |
|
58-59 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание». Проверочная работа № 3 |
2 |
|
60-61 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание». Решение задач |
2 |
|
62 |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц |
1 |
|
63 |
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц |
1 |
|
64-65 |
Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычитаний |
2 |
|
66-67 |
Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? |
2 |
|
68 |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4. |
1 |
|
69 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
70 |
Перестановка слагаемых |
1 |
|
71 |
Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9 |
1 |
|
72 |
Таблицы для случаев +5. 6, 7, 8, 9 |
1 |
|
73-74 |
Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» |
2 |
|
75 |
Закрепление изученного материала. Решение задач |
1 |
|
76 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
77 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 |
1 |
|
78-79 |
Связь между суммой и слагаемыми |
2 |
|
80 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
81 |
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность |
1 |
|
82-83 |
Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. |
2 |
|
84 |
Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9 |
1 |
|
85 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
86 |
Вычитание из числа 10 |
1 |
|
87 |
Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания |
1 |
|
88 |
Килограмм – единица массы |
1 |
|
89 |
Литр - единица вместимости |
1 |
|
90 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
91 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 5 |
1 |
|
Числа от 1 до 20. Нумерация |
12 |
||
92 |
Числа от 1 до 20. Название и последовательность чисел от 11 до 20 |
1 |
|
93 |
Образование чисел второго десятка |
1 |
|
94 |
Запись и чтение чисел второго десятка |
1 |
|
95 |
Дециметр – единица длины |
1 |
|
96-97 |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации (без перехода через десяток) |
2 |
|
98 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
99 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 6 |
1 |
|
100 |
Закрепление изученного материала по теме «Решение задач» |
1 |
|
101 |
Подготовка к введению задач в два действия |
1 |
|
102 |
Ознакомление с задачей в два действия |
1 |
|
103 |
Составная задача |
1 |
|
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание |
24 |
||
104 |
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
1 |
|
105 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3 |
1 |
|
106 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +4 |
1 |
|
107 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +5 |
1 |
|
108 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6 |
1 |
|
109 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +7 |
1 |
|
110 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +8, +9 |
1 |
|
111 |
Таблица сложения |
1 |
|
112 |
Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
|
113 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
114 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 7 |
1 |
|
115 |
Приём вычитания однозначных чисел с переходом через десяток |
1 |
|
116 |
Вычитание вида 11- |
1 |
|
117 |
Вычитание вида 12- |
1 |
|
118 |
Вычитание вида 13- |
1 |
|
119 |
Вычитание вида 14- |
1 |
|
120 |
Вычитание вида 15- |
1 |
|
121 |
Вычитание вида 16- |
1 |
|
122 |
Вычитание вида 17-, 18- |
1 |
|
123 |
Закрепление изученного материала по теме «Вычитание с переходом через десяток» |
1 |
|
124 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
125 |
Повторение изученного материала «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 8 |
1 |
|
126 |
Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» |
1 |
|
127 |
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) |
1 |
|
Итоговое повторение |
5 |
||
128 |
Сложение и вычитание. |
1 |
|
129 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
130 |
Геометрические фигуры |
1 |
|
131 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа № 9 |
1 |
|
132 |
Обобщение и повторение изученного материала |
1 |