Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 04 Физическая культура для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ОРДЕНА «ДРУЖБЫ НАРОДОВ» ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ А.М. Булах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ. 04 Физическая культура
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
базовая подготовка
Владикавказ
2018
ОДОБРЕНО предметной комиссией Протокол № __ от «___» сентября 2018 г. Председатель _______________ Составитель ________________ З.А. Кочиева | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ______________ А.М. Булах |
СОДЕРЖАНИЕ
. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
физкультурно-оздоровительной деятельностью;
спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной подготовкой;
введением в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО (ППССЗ): 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории и самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
готовность к служениюОтечеству, егозащите;
метапредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальнойпрактике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
предметных:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственнойдеятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к циклу общеобразовательной подготовки и направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта:
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, потребителями.
OK7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки - 332 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 166 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 166часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 332 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | 166 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 166 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студента | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Научно-методические основы формирования физической культуры личности | 28 | | |
Тема 1.1 Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни | Содержание учебного материала | 14 | 2, 3 |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования. | 2 | | |
Социально-биологические основы физической культуры и спорта. Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека. | 2 | ||
Основы здорового образа и стиля жизни. Здоровье человека как ценность и фактор достижения жизненного успеха. Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа и стиля жизни. | 2 | ||
Двигательная активность и здоровье. Эволюционные предпосылки двигательной активности. Двигательная активность человека, ее влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в зависимости от образа жизни человека. Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Организация двигательной активности. Общие эффекты физической тренировки. Двигательная активность и повышение уровня адаптации организма к условиям внешней среды. | 2 | ||
Тема 1.2. Методичес кие основы воспитания физических качеств. Самостояте льные занятия физическими упражнения ми | Основы методики развития физических способностей человека. Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. | 2 | |
Основы методики самостоятельных занятий физическимиупражнениями. Самоконтроль. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания. | 2 | ||
Практические занятия. | 2 | | |
Требования к составлению индивидуальных программ занятий физическими упражнениями. | |||
| Самостоятельная работа студента | 14 | 3 |
1. Работа с учебной литературой (Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студентов СПО). 2. Выполнение заданий для самоконтроля. 3. Оформление дневника самоконтроля; 4. подбор комплексов физических упражнений для самостоятельного выполнения. | | | |
Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности | 247 | | |
Тема 2.1. Легкая атлетика | Содержание учебного материала | 46 | 2, 3 |
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на стадионе и пересеченной местности. Эстафетный бег. Техника спортивной ходьбы. Прыжки в длину. | 2 | | |
Практические занятия | | ||
Ознакомление с техникой бега на средние и длинные дистанции. | 2 | ||
Общая беговая подготовка. Техника бега на повороте дорожки. | 2 | ||
Техника высокого старта и стартового ускорения. | 4 | ||
4. Техника бега на средние дистанции в целом. | 4 | ||
Совершенствование техники бега. | 4 | ||
Развитие общей выносливости. Марш-бросок. | 4 | ||
Ознакомление с техникой бега по прямой на короткие дистанции. | 2 | ||
Низкий старт, стартовый разбег, финиширование. | 2 | ||
Развитие скоростных качеств, эстафетный бег. | 4 | ||
Совершенствование техники бега. Общая беговая подготовка. | 4 | ||
Основы техники прыжка в длину способом «согнув ноги». | 4 | ||
Техника прыжка в длину. Подбор разбега | 2 | ||
Развитие скоростно-силовых качеств. | 4 | ||
Совершенствование техники прыжка. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 46 | 3 | |
Выполнение индивидуальной программы физического воспитания, направленной на развитие общей выносливости, скоростных качеств. Занятия видами спорта (тренажеры). Подготовка к выполнению контрольных нормативов. | 15 15 16 | | |
Тема 2.2. Спортивные игры. Волейбол. | Содержание учебного материала | 30 | 2, 3 |
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра. | 2 | | |
Практические занятия | | ||
1. Основы техники волейбола: стойки, перемещения, передачи. | 2 | ||
2. Передача мяча сверху с собственного набрасывания, в парах. | 4 | ||
3. Передача сверху двумя руками. Обучение нижней прямой подаче. | 2 | ||
4. Обучение верхней прямой подаче. | 4 | ||
5. Обучение нижней и верхней боковым подачам. | 2 | ||
6. Прием мяча. | 4 | ||
7. Обучение технике прямого нападающего удара, блокирования. | 2 | ||
8. Командные тактические действия в нападении. | 2 | ||
9. Выполнение контрольных нормативов. Учебная игра. | 4 | ||
10. Совершенствование элементов техники игры. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 30 | 3 | |
1. Выполнение индивидуальной программы физического воспитания,направленной на развитие общей выносливости, координационныхспособностей, скорости реакции; дифференцировке пространственныхвременных и силовых параметров движения, силовых качеств. 2. Занятия видами спорта (волейбол). 3. Подготовка к выполнению контрольных нормативов. 4. Подготовка и участие в соревнованиях. | 5 15 5 5 | | |
Тема 2.3. Спортивные игры. Баскетбол. | Содержание учебного материала. | 28 | 2, 3 |
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра. | 4 | | |
Практические занятия | | ||
Техника перемещений. Передача и ловля мяча на месте и в движении. | 2 | ||
Передача мяча от груди двумя руками. Броски в кольцо. | 4 | ||
Техника выполнения штрафного броска. | 2 | ||
Ведение мяча на месте и в движении. | 2 | ||
Ведение мяча с изменением направления. Обводка. | 2 | ||
Ведение мяча с броском в кольцо. | 4 | ||
Техника нападения. | 2 | ||
Тактика нападения: индивидуальные, групповые, командные действия. | 2 | ||
Техника защиты. | 2 | ||
Тактика защиты: индивидуальные, групповые, командные действия. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 28 | 3 | |
Выполнение индивидуальной программы физического воспитания, направленной на развитие общей выносливости, координационных способностей, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, силовых качеств. Занятия видами спорта (баскетбол). Подготовка к выполнению контрольных нормативов, подготовка и участие в соревнованиях. | 10 14 4 | | |
Тема 2.4. Атлетическая гимнастика. | Содержание учебного материала | 12 | 2, 3 |
Особенности составления комплексов атлетической гимнастики в зависимости от решаемых задач. Особенности использования атлетической гимнастики как средства физической подготовки к службе в армии. Упражнения на блочных тренажерах для развития основных мышечных групп. Упражнения со свободными весами: гантелями, штангами, бодибарами. Упражнения с собственным весом. Техника выполнения упражнений. Методы регулирования нагрузки: изменение веса, исходного положения упражнения, количества повторений. Комплексы упражнений для акцентированного развития определенных мышечных групп. Круговая тренировка. Акцентированное развитие гибкости в процессе занятий атлетической гимнастикой на основе включения специальных упражнений и их сочетаний. | 2 | | |
Практические занятия | | | |
Общеразвивающие упражнения. Упражнения с собственным весом. | 2 | ||
Атлетическая гимнастика. Упражнения с отягощениями и эспандерами. | 2 | ||
Упражнения на тренажерах. | 4 | ||
Круговая тренировка. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 12 | 3 | |
Выполнение индивидуальной программы физического воспитания, направленной на развитие общей выносливости, силовых качеств, координационных способностей, гибкости. Занятия видами спорта (н/теннис). Подготовка к выполнению контрольных нормативов. | | | |
Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) | 63 | | |
Тема 3.1. Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиона льных результатов. | Содержание учебного материала | 24 | 2, 3 |
1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки. Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП. | 2 | | |
Практические занятия | | ||
1. Методика выполнения комплексов дыхательных упражнений различной направленности. | 2 | ||
2. Методика составления и проведения утренней гигиенической гимнастики и разминки в учебно-тренировочном занятии. | 2 | ||
3. Методика выполнения комплексов корригирующей гимнастики для глаз. | 2 | ||
4. Методика выполнения комплексов упражнений по формированию осанки. | 2 | ||
5. Методика выполнения комплексов физических упражнений для коррекции телосложения (снижения, наращивания массы тела). | 2 | ||
6. Методика выполнения комплексов упражнений для профилактики плоскостопия. | 2 | ||
7. Организация и методика проведения закаливающих процедур. | 2 | ||
8. Основы методики восстановления организма после занятий физическими упражнениями. | 2 | ||
9. Методы контроля и самоконтроля за физическим развитием и состоянием здоровья. | 2 | ||
10. Прикладные виды спорта: туризм. Организация и методика подготовки к туристическому походу. | 2 | ||
11. Требования техники безопасности в походе. Доврачебная помощь в походе. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 24 | 2,3 | |
1. Работа с учебной литературой. Выполнение заданий для самоконтроля. Подбор физических упражнений для коррекции телосложения (комплекс для укрепления отдельных мышечных групп, уменьшения жировой прослойки). Подбор физических упражнений для коррекции физического развития (дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы). Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики. Подбор комплексов физических упражнений для профилактики и коррекции нарушений состояния здоровья (корригирующая гимнастики для глаз, гимнастика для профилактики сколиозов, сутулости, гимнастика для профилактики плоскостопия). Выполнение комплекса закаливающих процедур. Выполнение комплекса дыхательной гимнастики (по выбору). Выполнение мероприятий для восстановления организма (комплексов упражнений для мышечной релаксации, растяжка, самомассаж). Подбор и выполнение комплекса приемов и упражнений для регуляции эмоционального состояния (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, психорегулирующая тренировка, дыхательная гимнастика) (по выбору). Подбор физических упражнений для производственной гимнастики (вводная гимнастика, физкультминутка, физкультпауза). | | | |
| |||
Тема 3.2. Военно-прикладная физическая подготовка. | Содержание учебного материала | 10 | 2, 3 |
Строевая подготовка. Строевые приемы и навыки четкого и слаженного выполнения совместных действий в строю. Физическая подготовка: стойки, падения, самостраховка, преодоление полосы препятствий, безопорные и опорные прыжки, перелезание, прыжки в глубину, соскакивания и выскакивания, передвижение по узкой опоре. | 5 | | |
Практические занятия Строевые и общеразвивающие упражнения. Общая физическая подготовка: приемы самостраховки, безопорные и опорные прыжки, передвижение по узкой опоре. | 5 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | 3 | |
Развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий физическими упражнениями. | | | |
Раздел 4. Контрольный | 4 | | |
Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала | 2 | 2, 3 |
Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности. Оценка теоретических знаний и практических умений по дисциплине. | | | |
Самостоятельная работа студента Подготовка к дифференцированному зачету. | 2 | 3 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 166 часов Самостоятельная работа обучающегося 166 часов ВСЕГО 332 часа | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
теоретическая часть | |
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены |
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля |
3. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности |
4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования |
практическая часть | |
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности |
Учебно-тренировочные занятия | |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов. |
2. Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики |
3. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации. |
Виды спорта по выбору | Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26-30 движений |
1. Ритмическая гимнастика | Знание средств и методов тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья. Освоение техники безопасности занятий |
2. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики. Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой. Заполнение дневника самоконтроля |
3. Дыхательная гимнастика | Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы. Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой. Умение осуществлять самоконтроль. Участие в соревнованиях |
4. Спортивная аэробика | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике). Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой, которые необходимы для реализации учебной дисциплины «Физическая культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, конь с ручками, конь для прыжков и др.), тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат, шест для лазания, канат для перетягивания, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, беговая дорожка, ковер борцовский или татами, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита или стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита для волейбольных стоек, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, гасители для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
Открытый стадион широкого профиля:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления, указатель расстояний для тройного прыжка, брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки стартовые, барьеры для бега, стартовыефлажки или стартовый пистолет, флажки красные и белые, палочки эстафетные, гранаты учебные Ф-1, круг для метания ядра, упор для ног, для метания ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные номера, тумбы «Старт – Финиш», «Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.
В зависимости от возможностей, которыми располагают профессиональные образовательные организации, для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования могут быть использованы:
тренажерный зал;
плавательный бассейн;
лыжная база с лыжехранилищем;
специализированные спортивные залы (зал спортивных игр, гимнастики, хореографии, единоборств и др.);
открытые спортивные площадки для занятий: баскетболом; бадминтоном, волейболом, теннисом, мини-футболом, хоккеем;
футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой, секторами для прыжков и метаний.
В зависимости от возможностей материально-технической базы и наличия кадрового потенциала перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря может быть дополнен.
Для проведения учебно-методических занятий целесообразно использовать комплект мультимедийного и коммуникационного оборудования: электронные носители, компьютеры для аудиторной и внеаудиторной работы.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. - М., 2013.
Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В.Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. - М., 2014.
Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. - Кострома, 2014.
Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб.пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд. - М., 2013.
Для обучающихся: Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М., 2014. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. - Смоленск, 2012. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015. Сайганова Е.Г, Дудов В.А. Физическая культура. Самостоятельная работа: учеб.пособие. - М., 2015. - (Бакалавриат).
Интернет-ресурсы: www.minstm.gov.ru(Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). www.edu.ru(Федеральный портал «Российское образование»). www.olympic.ru(Официальный сайт Олимпийского комитета России). www.goup32441.narod.ru(сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации, промежуточного и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается итоговой аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы итоговой аттестации, промежуточного и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет.
Фонды оценочных средств (ФОС) разрабатываются образовательным учреждением. Они включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности. | Индивидуальная, устная |
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; | Индивидуальная, визуальная |
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; | Коллективная, практическая |
бег 30 м, 6 – минутный бег, бег 3000 м. | Коллективная, практическая |
оказать первую помощь при обморожениях; преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма. | Индивидуальная, практическая |
нормативы: бег на лыжах 5 км. | Коллективная, практическая |
составлять комплексы производственной гимнастики; выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по гимнастике при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма. контрольные нормативы гимнастических упражнений; принципы построения самостоятельных занятий по развитию таких физических качеств как гибкость и ловкость. | Индивидуальная, практическая |
нормативы: наклон вперед из положения стоя, приседание на одной ноге с опорой на стену, поднимание ног в висе до касания перекладины. | Коллективная, практическая |
организовать соревнования по футболу; играть вратарем, защитником и нападающим; жонглировать (чеканить) мячом. | Индивидуальная, практическая |
нормативы: челночный бег. | Коллективная, практическая |
организовать соревнования по баскетболу; играть защитником и нападающим; выполнять штрафные броски. | Индивидуальная, практическая |
прыжки в длину с места. | Коллективная, практическая |
организовать соревнования по волейболу; играть защитником и нападающим. | Индивидуальная, практическая |
прыжки со скакалкой. | Коллективная, практическая |
составить комплекс упражнений на развитие основных групп мышц. | Индивидуальная, практическая |
подтягивание на высокой перекладине. | Коллективная, практическая |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
91 ÷ 100 | 5 | отлично |
66 ÷ 90 | 4 | хорошо |
51 ÷ 65 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | не удовлетворительно |