Рабочая программа ученического самоуправления в начальной школе (2–4 класс)
Рабочая программа ученического самоуправления в начальной школе
Рабочая программа развития лидерских качеств у младшего школьного возраста в условиях ученического самоуправления для основной школы составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Программа будет реализовываться в рамках внеурочной деятельности согласно федеральным государственным образовательным стандартам. И рассчитана на 1 час в неделю.
Цель программы: Развитие лидерских качеств у обучающихся младшего школьного возраста в условиях ученического самоуправления.
Задачи программы:
Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах;
Подготовка группы лидеров, способных сотрудничать в разных возрастных группах;
Создание условий для самореализации учащихся и повышения их социальной активности;
Развитие жизненного целеполагания в условиях социально-значимой деятельности;
Развитие самоконтроля;
Создание условий для прохождения учащихся всех этапов проектной и коллективной творческой деятельности.
Формы работы.
Данная программа состоит из теоретических и практических частей, причем практическая часть занимает большее количество времени. Теоретические занятия можно проводить как в группе, в зависимости от изучаемого материала, возможно применения тренингов, ролевых игр, лекций, бесед, обсуждений также можно применять индивидуальные формы работы, например консультации по проектам, частным вопросам, касающимся особенности практической деятельности детей. Практические занятия, занимают большую часть времени, так как теоретическая основа строится исходя из практической надобности. Для организации практических занятий можно применять различные формы:
Деловые и ролевые игры;
Упражнения на взаимодействиях в группе;
Тренинги;
Творческие задания;
Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских);
Проигрывание ситуаций;
Дискуссии;
Встречи со специалистами и интересными людьми;
Экспресс тесты и опросы;
Коллективные творческие дела;
Беседы.
Правила поведения для педагога во время взаимодействия с учащимися:
Не требуй от учащихся того, чего не выполняешь сам;
Гарантируй помощь каждому ребенку при подготовке к делу;
Выстраивай доверительные отношения со всеми детьми;
Избегай мелких несущественных замечаний.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
мотивированность на активное участие в общественной жизни;
заинтересованность в своем успехе, в процветании и благополучии своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, стремлении к укреплению государственного единства сложившегося исторически, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур, осознании своей ответственности за страну.
Метапредметные:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать модели поведения и способы деятельности в рамках реализуемых основных социальных ролей, которые свойственны учащимся младшего школьного возраста;
следование нормам и правилам ведения диалога и владение различными видами публичных выступлений;
умение выполнять познавательные и практические знания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметные:
Знание ряда основных понятий о ключевых социальных объектах;
Знания, умения и ценностные установки, которые необходимы для выполнения социальных ролей;
Умение находить нужную информацию;
Знание ключевых правовых и моральных понятий, правил и норм и умение применять их в конкретных ситуациях;
Понимание значения общественной деятельности для общества и для человека;
Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Умение использовать средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации;
Умение различать аргументы, факты, оценочные суждения;
Умение взаимодействовать с людьми в ходе выполнения работы в группе, участвовать в дискуссии, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа состоит из трех основных блоков: диагностика лидерских качеств личности; методики развития лидерских способностей; социальное проектирование.
Блок 1. Диагностика лидерских качеств личности (4ч).
Выборы актива в ученическое самоуправление. Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Сплочение коллектива. Портрет лидера. Организация детского самоуправления.
Блок 2. Методики развития лидерских способностей (20ч).
Портфолио лидера. Развитие лидерских качеств и способностей. Генератор идей. Формы массовых мероприятий в школе. Коллективная творческая деятельность. Коммуникативные навыки и умения. Знакомство с невербальным общением. Основы организаторской работы. Участие в конкурсах, мероприятиях. Лидер во всех аспектах. Лидер и порядок. Детское и молодежное движение в России. Стили работы лидера. Взаимодействие. Работа в команде. Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов. Здоровый образ жизни как ресурс лидера.
Блок 3. Социальное проектирование (10ч).
Социальное проектирование. Слагаемые успеха. Конкурентно-способная личность. Творческий подход к решению проблем. Отработка навыков работы с информацией. Актерское мастерство.
Вся программа представлена в сводной таблице 2.1.
Таблица 2.1
Сводная таблица компонентов педагогической технологии
Наименование темы |
Общ. трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Методы и формы |
Средства |
Контроль |
|
теория |
Практика |
|
|
|
|
||
1 блок. Диагностика лидерских качеств личности |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 тема. Выбор актива в ученическое самоуправление |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
- игровые - контролирующий (тест) |
- тест «Способен ли ты быть лидером?» - Игры на выявление лидера |
1.2 Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Сплочение коллектива. Организация детского самоуправления |
2 |
1 |
1 |
|
- Тренинговое занятие по лидерству «На шаг впереди!» (метод) - урок – игра (форма) |
- контролирующие средства (тест) - видеоролик «Лидерство»
|
- тест «Готов ли ты стать лидером?» - Игры на знакомство и на сплочение |
1.3 Портрет лидера. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- наглядный метод - урок – беседа (форма) |
- презентация «21 качество лидера» |
Практическая работа «Нарисуй портрет лидера» |
2 блок. Методики развития лидерских способностей |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 Портфолио лидера |
0,5 |
0,5 |
|
|
- метод поощрения - урок – беседа «Рейтинг учащегося»
|
- презентация «Рейтинг» |
Индивидуальные карты участия детей |
2.2 Генератор идей. Формы массовых мероприятий в школе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- игровой метод - познавательная игра «Школьная жизнь» |
- презентация «Формы массовых мероприятий» |
- Практическая работа «Составь план мероприятий на год» |
2.3 Коллективная творческая деятельность. Коммуникативные навыки и умения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
- игровой метод - Игровая программа «Построй город будущего» |
- печатные средства (раздаточный материал)
|
Защита своих секторов |
2.4 Знакомство с невербальным общением. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- метод соревнования - игра «Крокодил» |
- презентация (Ход игры, загаданные слова для каждой команды) |
- подсчет результатов команд, выявление команды – победителя |
2.5 Основы организаторской работы. |
4 |
0,5 |
2,5 |
1 |
- Пример мероприятия (метод) - Урок «Я - организатор» |
- наглядные плоскостные (магнитная доска) - печатные (раздаточный материал) |
Практическая работа – организация мероприятия |
2.6 Участие в конкурсах, мероприятиях. |
4 |
|
|
4 |
- метод поощрения - игровые и конкурсные программы |
|
Личный зачет учащегося |
2.7 Лидер во всех аспектах. Лидер и порядок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- беседа - дискуссия |
- презентация «Я - лидер» |
Рефлексия |
2.8 Детское и молодежное движение в России |
0,5 |
0,5 |
|
|
- беседа -наглядный метод |
Видеоролик «Детские и молодежные движения России» |
Практическая работа «Движения Росси» |
2.9 Стили работы лидера. Взаимодействие. Работа в команде. Формирование толерантных отношений. |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
- игровые тренинги, направленные на работу в команде - игры на сплочение |
Раздаточный материал |
Рефлексия |
2.10 Разрешение конфликтов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- игровой тренинг «Я и конфликт» - игровые методы |
- наглядные плоскостные (флипчарт) |
Рефлексия. Упражнение «Ваше настроение и пожелания» |
2.11 Здоровый образ жизни как ресурс лидера.
|
2 |
|
2 |
|
- игровой метод «Спортивные игры» - спортивное состязание |
спортивное оборудование |
Подсчет результатов |
3 блок. Социальное проектирование |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 Социальное проектирование |
4 |
1 |
1 |
2 |
- Урок - экскурсия - написание социальных проектов |
- печатные - электронные ресурсы - аудиовизуальные - наглядные плоскостные - демонстрационные - учебные приборы |
Защита проектов |
Слагаемые успеха. Конкурентно-способная личность. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- беседа - дискуссия |
- флипчарт - презентация - видеоролик |
Рефлексия |
3.2 Творческий подход к решению проблем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- игровые методы (Создание проблемных ситуаций) - урок – игра |
- видеоролики - флипчарт |
Рефлексия |
3.3 Отработка навыков работы с информацией |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- викторина - метод соревнования |
- презентация - раздаточный материал |
Подсчет результатов. Личный зачет |
3.6 Актерское мастерство. |
3 |
1 |
2 |
|
- мастер – класс «Актерское мастерство» |
- видеоролики - музыкальное сопровждение |
Спектакль |
Всего |
35 |
10 |
17 |
7 |
|
|
|
Педагогическая технология предполагает чередование ролей и задач. Для того чтобы учащиеся пробовали себя в различных направлениях. Ученическое самоуправление состоит из следующих секторов:
- культмассовый сектор;
- учебный сектор;
- спортивный сектор;
- хозяйственный сектор;
- трудовой сектор.