Отчет о педпрактике «Условия в средней общеобразовательной школе для формирования ученического самоуправления в начальной школе»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра ТМТПО
ОТЧЕТ
по преддипломной практике
«Условия в средней общеобразовательной школе для формирования ученического самоуправления в начальной школе»
Выполнила:
студентка гр. ОМ-44.04.01.01-11
Машковцева Елена Витальевна
Проверил:
к.п.н., доцент
Причинин А.Е.
Ижевск 2018 г.
Практика проходила в МБОУ «СОШ №72» г. Ижевска. В начальной школе со 2-4 классы.
Реальный процесс обучения младших школьников, состояние образовательной среды в СОШ.
Режим работы школы
|
Продолжительность года |
Продолжительность учебной недели. |
Продолжительность урока. |
1 классы |
33 учебных недели |
5-дневная учебная неделя. |
35минут: сентябрь - декабрь; 40 минут: январь-май |
2 - 4 классы |
34 учебных недели |
5-дневная учебная неделя. |
45 минут |
Особенности учебного плана начального общего образования.
Учебный план начального общего образования создает базу для освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования.
В начальной школе четырехлетнее обучение. В обязательную часть учебного плана входят следующие предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Физическая культура», «Основы религиозной культуры и светской этики».
В начальной школе 20 классов, из них: 17 классов (1а,1б,1в,1г,1д,2а,2б,2в,2г,2д,3а,3б,3в,3г,3д, 4г, 4с) занимаются по учебно-методическому комплекту «Школа России», 3 класса (4а,4б,4в) – по учебно-методическому комплексу «Школа 2100»*. Каждая программа имеет соответствующее программно-методическое обеспечение, рекомендованное или допущенное Министерством образования РФ.
*Приказ МоиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» п.3: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год».
В соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования предмет «Родной язык» в 1 классе изучается в 1-2 классах модульно по 0,5 часа в неделю. Предмет «Родная русская литература» в 1-2 классах модульно по 0,5 часа в неделю. Обязательная часть учебного плана дополнена 1 часом раздела формируемой участниками образовательного процесса.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Данный учебный предмет является интегрированным, куда включены вопросы, изучаемые на уроках ОБЖ, природоведения и истории.
Предмет «Иностранный язык» изучается со 2 по 4 классы по 2 часа. В рамках данного предмета обучающиеся изучают английский язык.
В 1-4 классах на уроки физической культуры отводится по 3 часа в неделю.
Согласно п.19.3 Приказа МО и Н РФ от 06.10.2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», Приказа МО и Н РФ от 18.12.12г. №1060, с целью развития этнокультурных интересов учащихся, в обязательную часть учебного плана введен комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). В результате заявлений родителей классы будут делиться на группы по изучению одного из шести модулей.
Целью комплексного курса «ОРКСЭ» является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Развитие этнокультурного направления так же реализуется посредством интеграции в содержание предметов «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение», «ОРКСЭ».
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации» в МБОУ «СОШ № 72». В 2018-2019 учебном году промежуточная аттестация проводится с 15.04.2019 по 20.05.2019 через проведения итоговых контрольных работ.
Информация об образовательных программах.
Класс |
Программы обучения |
1а |
Школа России |
1б |
Школа России |
1в |
Школа России |
1г |
Школа России |
1д |
Школа России |
2а |
Школа России |
2б |
Школа России |
2в |
Школа России |
2г |
Школа России |
2д |
Школа России |
3а |
Школа 2100 |
3б |
Школа 2100 |
3в |
Школа 2100 |
3г |
Школа России |
3д |
Школа России |
4а |
Школа 2100 |
4б |
Школа 2100 |
4в |
Школа 2100 |
4г |
Школа России |
4с |
Школа России |
Всего |
20 |
Направления реализации внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Стандарта Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Направление |
Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное |
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Духовно-нравственное |
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. |
Общеинтеллектуальное |
Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.
|
Общекультурное |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. |
Социальное |
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально - значимой деятельности. |
План внеурочной деятельности начального общего образования
на 2017-2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности |
Внеурочная деятельность (кружки) |
Количество часов в неделю |
||||||||||||||||||
1а |
1б |
1в |
1г |
1д |
2а |
2б |
2в |
2г |
2д |
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
4а |
4б |
4в |
4г |
||
Спортивно-оздоровительное направление |
Баскетбол ( МБУ «СШОР №3») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Ритмика (ДООПЦ «Грация») |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
«Путешествие по тропе здоровья» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
«Здоровье-это здорово!» |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
«Азбука здоровья» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Духовно-нравственное направление |
Изо-дизайн (школа) |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бальные танцы (школа) |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Эстрадные танцы (школа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вокальное пение (школа) |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Домашний текстиль (МБОУ ДО «ЦЭВД») |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я-гражданин России» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
«Изо-дизайн» ( МБОУ ДО «Форсайт») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Социальное направление |
«Школа добрых дел» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Общеинтел- лектуальное направление |
«Эрудит» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
«Развитие речи» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
«Логика» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Мир информатики ( МБОУ ДО «Форсайт») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Общекультурное направление |
«Разговор о правильном питании» |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
«Школа вежливых наук» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
Этическая грамматика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Количество часов в неделю |
5,25 |
7,25 |
5,25 |
5,25 |
5,25 |
9,25 |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
5,25 |
9,25 |
8,25 |
8,25 |
6,25 |
7,25 |
9,25 |
6,25 |
8,25 |
8,25 |
На данный момент в школе существует ученическое самоуправление в среднем и старшем звене. В начальной школе общешкольное самоуправление отсутствует. Оно проходит внутри класса. Выбираются старосты, заместители старост, дежурные и т.д. В каждом классе свои методики проведения подобных самоуправлений.
Критерии, методы и средства диагностики.
Для того чтобы начать работу, мне необходимо было провести диагностику учащихся на уровень развития лидерских качеств. Она помогла нам с классными руководителями определить уровень развития лидерских качеств и отобрать учащихся, которые смогут достойно представлять свой класс на общешкольном ученическом самоуправлении в начальной школе. Мной была подобрана диагностика из сети Internet.
Программа диагностического эксперимента решала следующие задачи:
1. Выявить наиболее активных детей в разных видах детской деятельности.
2. Определить специфику проявлений лидерских качеств младшими школьниками.
3. Составить индивидуальные характеристики детей-лидеров с учетом выявленных у них личностных качеств и ситуации их социального развития.
На начальном этапе исследования все обучающиеся, участвующие в эксперименте, прошли тестирование:
- Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»(приложение 1). Учащимся предлагались 50 высказываний, на которые требовалось дать ответ «Да» или «Нет», обработав которые я определила, насколько выражены их лидерские качества;
- «Диагностическая карта успешности» (Приложение 2), где необходимо было поставить оценку каждому из перечисленных личностных качеств и умений по шкале от «1» до «10», где высший балл «10», низший «1». Данная диагностика помогает определить, насколько у детей развито управление саморазвитием, управление взаимоотношениями и отношение к себе, способность к самоутверждению.
Качества присущи лидеру:
- общительность;
- организаторские способности;
- честность;
- коммуникабельность;
- трудолюбие;
- ораторские способности;
- чувство юмора;
- целеустремлённость;
Состав, особенности и исходный уровень лидерских качеств
Диагностика лидерских способностей учащихся показала мне лидеров классов.
В ходе исследования выяснилось:
- наиболее развиты лидерские качества: общительность, честность, коммуникабельность, трудолюбие и чувство юмора;
- наименее развиты лидерские качества: организаторские способности, ораторские способности и целеустремлённость.
Опыта организации общешкольных мероприятий, акций и т.д. у учащихся нет, но побеседовав с учащимися, желание есть.
Возможность испытания предполагаемого варианта педагогической технологии.
Возникает сложность в проведении собраний ученического самоуправления, так как учащиеся из разных классов и учатся в разных параллелях. Но есть возможность испытать педагогическую технологию один раз в неделю по понедельникам. В этот день с 13.00 - 14.00 проходит педагогическое совещание, и все учащиеся свободны от уроков.
В это время будут проходить собрания ученического самоуправления младших школьников. В самоуправлении будут принимать участие учащиеся 2 и 4 классов по два человека от класса (староста и заместитель старосты).
В связи с этим возникает необходимость корректировки учебного плана работы ученического самоуправления в начальной школе с расчетом на 1 час в неделю. Для эффективной работы самоуправления необходимо добавить в модель работу с классными руководителями и прописать их функциональные обязанности.
Необходимые уточнения теоретической модели и педагогической технологии, определить направления их уточнения.
Определив уровень развития лидерских качеств учащихся, необходимо внести корректировки в теоретическую модель и педагогическую технологию.
Для формирования организаторских способностей, необходимо добавить в план работы ученического самоуправления мероприятия и акции, которые дают возможность учащимся принять участие в их организации.
Для развития ораторских способностей дать возможность учащимся побывать в роли ведущих мероприятий. Давать возможность каждому учащемуся высказывать свою точку зрения, вносить свои идеи в мероприятия, план работы ученического самоуправления. Данную работу проводить после каждого проведенного мероприятия в форме «Огонька». Когда все участники рассаживаются в круг и по очереди каждый дает свою оценку проделанной работе. Дети учатся выступать перед аудиторией и тем самым развивают ораторские способности. Внести в план работы ученического самоуправления 1 раз в четверть тренинг по ораторскому искусству с приглашенными гостями.
Для того чтобы воспитать в учащихся целеустремлённость, необходимо внести следующие изменения в план ученического самоуправления:
- придумать систему поощрения за выполнение поставленной задачи каждому учащемуся;
- внести в план сюжетно-ролевые игры, в которых участникам необходимо для полного прохождения игры решить все поставленные задачи до конца и добиться поставленной цели. Данную работу проводить 1 раз в четверть.
Приложение 1
Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»
Инструкция:
Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
Считаете ли Вы себя мечтателем?
Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Какое из двух мнений Вам ближе:
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
С кем Вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
Уважаете ли Вы дисциплину?
Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее :
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а) коллегиальный
б) авторитарный
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно,
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?
46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка результатов тестирования:
Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а,12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а,27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а,42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Автор программы: педагог-психолог Гасникова Н.В.
Приложение 2
Диагностическая карта успешности
Поставь оценку каждому из перечисленных личностных качеств по шкале от «1» до «10», где высший балл «10», низший «1». Выбранную оценку обведи.
Личностные качества
Умения
Шкала оценки уровня развития
1. Управление саморазвитием:
целеустремленность
умею ставить цель и добиваться ее
12345678910
инициативность
могу организовать интересное дело
12345678910
организованность
планирую свои дела и выполняю их
12345678910
ответственность
добросовестно выполняю задания
12345678910
самостоятельность
умею решать проблемы сам
12345678910
2. Управление взаимоотношениями
Умею дружить
12345678910
Внимателен к людям
12345678910
Проявляю толерантность
12345678910
Умею слушать, сопереживать
12345678910
Умею конструктивно сотрудничать
12345678910
Помогаю людям в трудных ситуациях
12345678910
3. Отношение к себе. Способность к самоутверждению
12345678910
Уверен в себе
12345678910
Умею принимать справедливую критику
12345678910
Не боюсь проигрывать
12345678910
Могу отстоять свою точку зрения
12345678910
Не боюсь быть не таким как все
12345678910
Список использованной литературы
Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений [Текст]: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении/ В.И.Бочкарев - М.:ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях [Текст] / В.Г.Быкова // Классный руководитель. – 2004. №6
Викторов, Н. Досуг – дело серьезное [Текст] / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
Гуданис В.Я. Ученическое самоуправление в школе: структура и деятельность/В.Я. Гуданис//Классный руководитель. - 2009. - № 6.- С.9-17.
Дольникова, Е. Нам бы только выучиться жить [Текст] / Е.Дольникова // Воспитание школьника. – 2001. №8
Изучение и прогнозирование развития личности ученика. [Текст] // Воспитание школьника. – 2001. №7
Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О.//Народное образование.-2003, №7
Князева М.В. Работа классного руководителя с активом. Каковы особенности и в чём трудности?/М.В. Князева//Классный руководитель,-2013.-№ 6.- С.97-99.
Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И.Максимов – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.