Рабочая программа учителя-дефектолога «Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников»
23
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Суземского района
__________________________________________________________________
Рабочая программа
учителя-дефектолога
«Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников»
Составлена на основе рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А. В. Ястребовой, Г. Г. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Разработала:
Учитель-дефектолог: Игнатькова О.В.
Суземка-2023-2024 уч.г.
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………...3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….....3
1.2 Цель, задачи программы…………………………………………………......4
2. Содержательный раздел…………………………………………...................5
2.1 Структура программы…………………………………………………...........5
2.2 Планируемые результаты………………………………………………….....7
2.3 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий (1класс)…………………………………………………………………………...17
2.4 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий (2класс)…………………………………………………………………………...21
2.5 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий (3-4 класс).......................................................................................................................24
3. Организационный раздел…………………………………………………..27
3.1 Материально-техническое обеспечение……………………………………27
3.2 Список используемой литературы………………………………………….28
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, трудностях формирования орфографического навыка, заменах согласных букв, пропусках гласных букв и т.д. и является широко распространенным явлением среди учащихся начальной общеобразовательной школы. Как правило, дисграфия проявляется у детей на начальном этапе обучения. В группу риска попадают те дети, которые в дошкольном возрасте имеют те или иные нарушения устной речи (чаще всего, двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и фонетико-фонематических представлений). Таким образом, дисграфия является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дисграфии у школьников. СПб., 1995).
Кроме того, устная речь детей, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дисграфией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дисграфией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель - логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 1 раза в неделю.
Занятия проводятся индивидуально.
Сроки реализации - 4 учебных года.
1.2 Цель, задачи программы
Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи:
Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю.
2. Содержательный раздел
2.1 Структура программы
Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.
В 1 классе предусмотрено 33часа. Всю коррекционную работу в 1 классе можно разбить на 3 раздела:
- в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
- во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;
- в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв. Длительность занятий 40 минут.
Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на 33 часа. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 40 минут.
В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 33 часа и осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Коррекционная работа посвящена закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка.
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа:
Этап:
-Формирование навыка построения связных высказываний.
-Закрепление навыков словообразования.
-Формирование продуктивных и простых по семантике форм.
Этап:
-Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
-Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения.
-Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Этап:
-Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
-Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения.
-Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Длительность занятия 40 минут.
2.2 Планируемые результаты
Раздел работы | Содержание планирования | Планируемый результат (что должны знать и уметь учащиеся) | |
1-й класс | |||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры: Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте): - гласные звуки А, О,У,Э,Ы,И. Их обозначение буквами; - гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в различных позициях ( в начале слова, после гласного, после согласных); - согласные звуки: твёрдые и мягкие; звонкие и глухие; обозначение звуков буквами. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. | Вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме (без искажений). Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных позициях. Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Проводить звукобуквенный анализ доступных слов. Правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. | |
Лексико-грамматический строй речи | Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Органы речи», «Части тела», «Семья», «Дом», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Школа, класс», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Труд людей», «Домашние и дикие животные», «Праздники и даты». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии) | Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику. Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи. | |
Работа над предложением и связной речью | Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.) Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Оформление предложений на письме. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. | Усвоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Уметь распространять предложение по модели и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в начале, точка – в конце). Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 3 – 5 предложений на заданную тему. | |
Неречевые процессы | Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитее общей и мелкой моторики, мыслительных операций ( анализ, классификация, сравнение, обобщение) | Знать времена года, дни недели, части суток. Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку. | |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Формирование учебно-организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного). Развитее умения воспринимать инструкции и действовать чётко и последовательно в соответствии с её указаниями. Учить выделять главное. Формировать умения вести диалог с учителем. | Готовить своё рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по её выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного. | |
2 –й класс | |||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Повторение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Деление на слоги. Перенос слов. Ударение. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков и букв [ы] – [и], [а] – я, [о] – ё, [у] – ю. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков и букв [б] – [п], [в]- [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Разделительный мягкий знак. Дифференциация ма – мья. Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Безударные гласные. Проверка безударных гласных в корне слова. Фонетический разбор слов. | Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, знать правила орфоэпии ( на материала изученных слов). Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки парных согласных на конце слова. Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах. Выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне. | |
Лексико-грамматический строй речи | Расширение словаря по темам: Летние каникулы. Снова в школу. Режим дня. В гости к осени, зиме, весне. На улицах города. Семья дома. Перелётные и зимующие птицы. Подготовка к зиме. Живая и неживая природа в различные времена года. Зимние развлечения и спорт. Защитники Отечества. Праздник наших мам. Речевой этикет. Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Сопоставление слов – предметов, признаков, действий. Первоначальное понятие об имени существительном, прилагательном, глаголе, их грамматических признаках. Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Подбор и расширение полей родственных слов. | Активизировать усвоенный словарь через речевую практику. Употреблять в речи усвоенную терминологию. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, определять их лексическую сочетаемость, исправлять ошибки словоупотребления. Уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать однокоренные слова различных частей речи. Владеть практическими способами словообразования и словоизменения. | |
Работа над предложением и связной речью | Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предлоги. Составление предложно-падежных конструкций. Дифференциация предлогов. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения. Общее понятие о тексте – повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. Письменная передача содержания текста по вопросам. Дополнение текста. Письменное изложение текста по вопросам. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста – повествования. | Понимать роль предложений в общении. Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Составлять предложения с заданным количеством слов. Выделять логическое ударение в предложении. Выделять подлежащее и сказуемое в предложении. Распространять предложения по моделям (с предлогами). Правильно употреблять предлоги. Рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную тему. Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям. Передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями текста. | |
Неречевые процессы | Развитие свойств внимания. Закрепление временных и пространственных представлений. Коррекция психомоторики. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие мышления, всех видов памяти. | Чётко знать, определять и называть временные и пространственные представления. Работать вдумчиво, сосредоточенно; уметь распределять внимание. Анализировать, сравнивать, обобщать. Запоминать и передавать информацию. | |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Развитие учебно-организационных умений: составление плана деятельности, поэтапный контроль и оценка своих действий. Ведение учебного диалога: ученик – учитель, ученик – ученик; постановка вопросов. Работа с литературой (книгой, словарём), памятками, алгоритмами. | Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Оценивать свои действия. Вести учебный диалог с учителем и товарищем. Исправлять ошибки в чужой речи. Давать объяснение, рассуждать и последовательно доказывать. Работать с литературой, памятками, алгоритмами. | |
3 – й класс | |||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Повторение ранее изученного. Слоговой анализ, звукобуквенный разбор на более сложном речевом материале. Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Разделительный мягкий знак. Случаи обозначения гласными двух звуков после разделительного мягкого знака. Непроизносимые согласные в корне слова и их проверка. | Формирование обобщенных представлений о звуковой стороне речи. Закрепление обозначения мягкости согласных, звонкости и глухости согласных на письме (на усложнённом речевом материале). Закрепление слогового анализа, звукобуквенного разбора (на усложненном материале). Виды заданий и упражнений включаются систематически в занятие на отдельных его этапах. | |
Лексико-грамматический строй речи | Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру, природоведению. Усвоение программной терминологии. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Сравнительные обороты, эпитеты, фразеологические обороты. Состав слова. Корень. Слова. Однокоренные слова. Значимые части слова: приставка, суффикс. Суффиксальный и приставочный способы образования слов. Приставки противоположного значения. Суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. Суффиксы прилагательных. Дифференциация приставок и предлогов. Развитие навыков словообразования на различном лексическом материале. Род и число имён существительных и прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Время и число глагола. Род глаголов в прошедшем времени. | Активизировать усвоенную лексику через речевую практику, использовать программную терминологию. Объяснять лексическое значение слов. Подбирать синонимы, антонимы, расширять поля родственных слов. Владеть способами словообразования. Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Проводить морфемный разбор слова. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги и приставки. Знать способы проверки орфограмм в корне слова. Владеть способами словоизменения для проверки орфограмм (изменение числа, формы слова). Распознавать имена существительные и прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными, изменять по родам и числам. Знать грамматические признаки глагола. Уметь изменять глаголы по числам и временам. Согласовывать существительные с глаголами в числе. | |
Работа над предложением и связной речью | Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений различных типов. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложений и их анализ. Определение границ предложений в тексте. Грамматическое оформление предложений. Роль окончаний в предложении. Виды пересказов. Развитие диалогической формы речи в диалогах, инсценировки по прочитанным произведениям. Ознакомление с типами текстов: повествование, рассуждение, описание. Работа с планом текста. Ключевые слова текста. Изложение текста по опорным словам и плану. Изложение текста по частям. | Интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены. Проводить анализ предложений. Распознавать текст – описание, рассуждение, повествование. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова. Составлять план текста. Пересказывать текст по плану. Писать изложение текста по частям по плану. Составлять связный рассказ на близкую тему по плану (устно и письменно). Записывать рассказ по личным наблюдениям, заданной теме (с помощью педагога и предварительной подготовки). | |
Неречевые процессы | Развитие словесно-логического и образного мышления. Развитие слуховой и зрительной памяти. | Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать, рассуждать и доказывать. Запоминать и передавать усвоенную информацию. | |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определять пути и средства достижения учебной цели. Развитие учебного диалога. Обучение работе в группе, парах, умение принимать на себя роль руководителя группы. Применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого ответа. Развитие приёмов самоконтроля и оценки деятельности своей и товарищей. | Свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и выполнения учебной задачи. Составлять алгоритм действий. Работать в группе, парах. Работать с образцами, обращаться к товарищу, учителю за разъяснением. Владеть приёмами самоконтроля и оценки деятельности. | |
4 – й класс | |||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Закрепление пройденного. Согласные звуки и буквы. Ударные и безударные гласные. Твёрдые и мягкие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Роль мягкого и твёрдого знаков. Слог. Перенос. Ударение. Фонетический разбор слов. Работа с заданиями тестового характера. | Систематизировать обобщённые представления о звуковой стороне речи. Задания и упражнения носят обобщающий характер, систематически включаются на уроках. | |
Лексико-грамматический строй речи | Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру, природоведению, истории. Усвоение программной терминологии. Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами, фразеологическими и сравнительными оборотами. Переносное значение слов. Имя существительное. Грамматические категории существительного: род, число, падеж, склонение. Падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе. Имя прилагательное. Грамматические категории имён прилагательных: род, число, падеж. Согласование с существительными. Падежные окончания имён прилагательных. Глагол. Грамматические категории глагола: время, число, род в прошедшем времени. Личные окончания глаголов. | Активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную терминологию. Подбирать антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологические и сравнительные обороты и учитывать их лексическую сочетаемость. Правильно использовать слова с переносным и абстрактным значением. Знать грамматические категории частей речи. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы. | |
Работа над предложением и связной речью | Простые и сложные предложения. Сложноподчинённые предложения с союзами. Простые предложения, осложнённые однородными членами, составление предложений с однородными членами и их анализ. Работа с текстами различных видов. Структурная организация текстов. План текста. Заголовок, теме и главная мысль. Самостоятельное изложение текстов по плану. Различные виды пересказов. Письменная коммуникация (открытки и письма) | Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Распознавать виды текстов, составлять различные виды текстов. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения по заданной теме (близкой личными впечатлениям ребёнка) | |
Неречевые процессы | Развитие произвольности психических познавательных процессов, деятельности и поведения. Развитие абстрактного мышления, долговременной памяти. Развитие творческих способностей и познавательной активности, коммуникативных навыков. | Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить её. Проявлять познавательные интересы и творческие способности. | |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Умение действовать в усложнённых условиях, переносить усвоенные умения и навыки на новый материал. Развитие учебного диалога, различных форм организации совместной и индивидуальной работы. Использование в работе справочной литературы, компьютерных технологий. Развитие приёмов дифференцированного самоконтроля и оценки деятельности. | Действовать в новых условиях. Самостоятельно составлять алгоритм действий. Давать развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подводить итоги работы. Пользоваться справочной литературой, компьютером. Владеть дифференцированными приёмами самоконтроля и оценки деятельности. |
2.3 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
1 класс
Темы | Содержание | Часы 33 |
Звук. Слово. Предложение. | Знакомство с органами речи. Научить называть органы речи соответственно названиям с показом. Звук. Выделение предложения в потоке речи. Обобщение представлений о предложении как о единице высказывания. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
Слова-предметы | Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. Предложения из двух слов. | 1 |
Слова - действия | Составление предложений из двух слов. Постановка вопроса «что делает?» | 1 |
Слова-признаки | Составление предложений из 3-х слов. Постановка вопросов «какой?» «какая?» «какое?» | 1 |
Звук [а] и буква А, а | Буква А, а. Звук [а]. Выделение звука из слова (начало, середина, конец). Лексическая тема «фрукты». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 |
Звук [о] и буква О, о | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «овощи». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 |
Звук [э] и буква Э, э | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «деревья». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. | 1 |
Звук [у] и буква У, у | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. | 1 |
Звук [ы] и буква ы | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «цветы». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Развитие умения выбирать из текста слова со звуком [ы]. Множественное число существительных. | 1 |
Дифференциация гласных звуков [и] - [ы] | Различия в написании. Различие по произношению и на слух. Звукобуквенный анализ и синтез. Ударение. Развитие умения узнавать гласные в словах, определять количество гласных, их позицию, определение на слух ударной гласной. | 1 |
Звук и буква П | Закрепить звуки п, пь, формировать навыки письма букв, слогов со словами, уточнить употребление предлога ПО, обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. | 1 |
Дифференциация Б-П | Учить дифференцировать звуки п, пь,б,бь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных п-б на конце слова. | 1 |
Звук и буква В | Закрепить звук в, познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 1 |
Звук и буква Ф | Уточнить произношение звуков ф, фь; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов. | 1 |
Дифференциация В-Ф | Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях. | 1 |
Звук и буква Г | Закрепить звуки г, гь; познакомить с их графическим изображением; обучать звуко-буквенному анализу трехсложных слов; формировать навык чтения слогов и слов с буквой Г. | 1 |
Звук и буква К | Уточнить произношение звуков к, кь; учить выделять звуки из состава слова; познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 1 |
Дифференциация Г-К | Дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных г-к на конце слова. | 1 |
Звук и буква Д | Закреплять звуки д, дь; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 1 |
Звук и буква Т | Закреплять звуки т, ть; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. Учить дифференцировать звуки д–т по звонкости-глухости на слух при чтении и на письме. | 1 |
Звук и буква З | Закрепить звуки з, зь; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов. | 1 |
Звук и буква С | Закрепить звуки с,сь; формировать навык письма бук С,с, слогов, двусложных слов. | 1 |
Дифференциация З-С | Учить дифференцировать звуки с-сь; з-зь; по звонкости-глухости и твердости-мягкости на слух. | 1 |
Звук и буква Ж | Закрепить звук ж, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ж. | 1 |
Звук и буква Ш | Закрепить звук ш, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ш. | 1 |
Дифференциация Ж-Ш | Учить дифференцировать звуки ш-ж по звонкости-глухости в слогах, словах и предложениях, и буквы Ш-Ж при чтении и письме. Развивать зрительное восприятие. | 1 |
Дифференциация С-Ш | Учить дифференцировать звуки с, сь,ш,шь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; упражнять в согласовании числительного с существительным, отрабатывать дикцию, развивать зрительное восприятие. | 1 |
Дифференциация З-Ж | Учить дифференцировать звуки з-ж в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении, и буквы З-Ж при чтении и письме. Развивать мышление. | 1 |
Дифференциация С-Ц | Учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать воображение. | 1 |
Дифференциация Ч-Ш | Учить дифференцировать звуки ч-ш в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать внимание. | 1 |
Дифференциация Ч-Щ | Учить дифференцировать звуки ч-Щ в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать слуховое восприятие. | 1 |
Звук и буква Л | Уточнить произношение звука л; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными. Развивать слуховую память. | 1 |
Звук и буква Р | Уточнить произношение звука р; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов и слов с буквой Р, р. | 1 |
Дифференциация Р-Л | Учить дифференцировать звуки р,рь - л,ль на слух и в произношении и буквы Р-Л при чтении и на письме: развивать дикцию, учить передавать интонацию. | 1 |
2.4 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
2 класс
№ п/п | Этап. Тема | К-во часов 33 |
1. | Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти • артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста) • упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение); • фонематический анализ слов различной звуконаполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; | 3 |
2. | Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки • упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным, с разными ударениями; • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины, • чтение слоговых таблиц | 2 |
3. | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и • фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью ; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах; | 2 |
4. | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине | 2 |
5. | Языковой анализ и синтез. Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы. Развитие объема слухоречевой памяти составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты • повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц | 3 |
6. | Развитие зрительного восприятия букв • реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте | 2 |
7. | Работа над праксисом кисти руки • тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в прописях | 1 |
8. | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн •характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши; • характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу; • упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером | 2 |
9. | Развитие морфологического анализа • анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах • подбор однокоренных слов; • разбор слов по составу; подбор однокоренных слов с корнями (вода, водяной, водопровод); | 2 |
10. | Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой | 2 |
11. | Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме • вписывание пропущенных ъ и ь; • написание коротких диктантов; • дидактические игры на различение ъ и ь; • перенос слов с разделительными а и ь | 2 |
12. | Развитие лексико-грамматических категорий • подбор синонимов; • подбор антонимов: • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами | 2 |
13. | Развитие лексико-семантических связей объяснение многозначных слов; | 1 |
14. | Согласование имен существительных с прилагательными. • тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными. | 1 |
15. | Беспредложное и предложное управление • упражнения в спряжении глаголов Правописание личных окончаний глаголов | 1 |
16. | Развитие синтаксического анализа • составление предложений с заданным словом; • работа с деформированными предложениями | 2 |
17. | Развитие связной устной и письменной речи • составление рассказа по серии сюжетных картин; • работа с деформированным текстом; | 3 |
2.5 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
3-4 класс
Темы | Содержание | Часы 33 |
I. Слово. Словосочетание. Предложение. | | |
1. Развитие навыков словообразования | | |
Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. | 2 |
Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. | 1 |
Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | 1 |
Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса. | 1 |
Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. | 2 |
Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. | 1 |
2. Развитие навыков словоизменения | | |
Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 1 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). | 2 |
Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. | 2 |
Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 2 |
3. Развитие навыков согласования слов | | |
Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. | 1 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами. | 1 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 1 |
Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета с графической схемой. | 1 |
Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. | 1 |
Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. | 1 |
Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. | 1 |
Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи. | 1 |
II. Предложение. | | |
Предложение | Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. | 2 |
Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. | 3 |
III. Текст. | | |
Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаки: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. | 5 |
3. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
•оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
•технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
•классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
•демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, телевизор);
• вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
•экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;
•дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
•библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
3.2 Список используемой литературы
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.
Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие.— М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие.—М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.