Рабочая программа внеурочной деятельности «Доврачебная медицинская помощь»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Доврачебная медицинская помощь » составлена на основе ФГОС ООО , авторской программы: «Доврачебная медицинская помощь» .
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Основы военной подготовки (для кадетских, суворовских, нахимовских училищ). 7-9 классы: учебник/ В.Ю. Микрюк.- М.: Кнорус, 2020 . Энциклопедия: выживание в любых ситуациях, на природе и в городе-М. :Издательство АСТ,2018.
Программа рассчитана на 104 учебных часа из расчета 1 час в неделю на три года обучения. Содержание программы «Доврачебная медицинская помощь» для обучающихся специализированных (кадетских) классов имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
- сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
- эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
- наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
-устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
- использовать умственные операции (анализ, синтез,сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
- сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
-планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
- контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
-оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
-формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
- характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
-объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
-выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
-предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
-проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
-проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
- оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
1.Результаты I уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
- приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- об основах здорового образа жизни;
- правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты II уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
- развитие ценностных отношений к культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- коммуникабельность, культура общения в обществе
- осознанное отношение к здоровью
3. Результаты III уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):
- приобретение опыта самостоятельного социального действия , самоорганизации и организации совместной деятельности.
- ведение здорового образа жизни
- использовать знания на практике
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
№ п/п | Содержание курса | Формы организации и виды деятельности учащихся |
1 | Организация. Цели и задачи курса внеурочной деятельности. | Фронтальная форма. |
2 | Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | Фронтальная форма. |
3 | Основы анатомии и физиологии человека | Фронтальная форма. Изучают базовые понятия анатомии и физиологии человека . Применяют их в повседневной жизни. |
4 | Оценка состояния пострадавшего. Объективные показатели. Субъективные показатели. Простые и доступные методы исследования. Дополнительные профессиональные методы исследования. | Фронтальная форма. Изучают методы оценки состояния для оказания первой помощи . |
5 | Методы и средства оказания первой помощи | Фронтальная форма. Изучают методы и средства оказания первой помощи . |
6 | Способы остановки наружного кровотечения. Десмургия. | Работа в парах. Изучают порядок и правила выполнения остановки наружного кровотечения. Отрабатывают навыки Наложения повязок |
7 | Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания | Работа в парах. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания |
8 | Первая помощь при ожогах | Работа в парах. Изучают порядок и правила оказания доврачебной помощи при ожогах |
9 | Промежуточная аттестация | Коллективная форма. Конкурс |
2 год обучения
№ п/п | Содержание курса | Формы организации и виды деятельности учащихся |
| | |
1 | Первая помощь при поражении электрическим током . | Групповая работа. Изучают порядок и правила оказания доврачебной помощи при поражении электрическим током . |
2 | Первая помощь при утоплении . | Работа в парах. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при утоплении |
3 | Первая помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. | Групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. |
4 | Первая помощь при отравлениях | Групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при отравлениях |
5 | Реанимационные мероприятия | Работа в парах, групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при проведении реанимационных мероприятий |
6 | Промежуточная аттестация | Коллективная форма. Конкурс |
3 год обучения
№ п/п | Содержание курса | Формы организации и виды деятельности учащихся |
1 | Первая помощь при неотложных состояниях | Групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи |
2 | Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях пищеварительной, выделительной систем | Групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи |
3 | Первая помощь при инфекционных заболеваний | Групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи |
4 | Реанимационные мероприятия | Работа в парах, групповая работа. Отрабатывают навыки оказания доврачебной помощи при проведении реанимационных мероприятий |
5 | Промежуточная аттестация | Коллективная форма. Конкурс |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Организация. Цели и задачи курса внеурочной деятельности. | 1 |
2 | Опасности в быту | 2 |
3 | Основы анатомии и физиологии человека | 3 |
4 | Методы и средства оказания первой помощи | 10 |
5 | Способы остановки наружного кровотечения. Десмургия. | 6 |
6 | Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания | 6 |
7 | Первая помощь при ожогах | 6 |
8 | Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого | 35 |
Тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Первая помощь при поражении электрическим током . | 5 |
2 | Первая помощь при утоплении . | 5 |
3 | Первая помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. | 10 |
4 | Первая помощь при отравлениях | 7 |
5 | Реанимационные мероприятия | 7 |
6 | Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого | 35 |
Тематическое планирование 3год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Первая помощь при неотложных состояниях | 10 |
2 | Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях пищеварительной, выделительной систем | 5 |
3 | Первая помощь при инфекционных заболеваний | 9 |
4 | Реанимационные мероприятия | 9 |
5 | Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания | Кол-во часов | ||||
По плану | По факту | |||||||
| ||||||||
Тема № 1 Вводное занятие (1 час) | ||||||||
1 | | | Организация. Цели и задачи курса внеурочной деятельности. | Цели и задачи курса внеурочной деятельности. | | |||
Тема № 2 Опасности в быту (2 час) | ||||||||
2-3 | | | Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | Краткая характеристика наиболее возможных причин попадания человека в ЧС, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению | | |||
Тема №3 Основы анатомии и физиологии человека (3 часа) | | |||||||
4 | | | Общие сведения об анатомии и физиологии человека. Система органов движения, пищеварения, выделения, эндокринная и нервная системы. | Организм — самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения окружающей среды. | | |||
5-6 | | | Органы чувств. Система кровообращения. | Изучение строения сердца на моделях сердца человека. Определение кровяного давления у человека. Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний. | 1 | |||
Тема №4 Методы и средства оказания первой помощи (10 часов) | | |||||||
7 | | | Оценка состояния пострадавшего. | Основные правила оказания первой помощи Определение первоочередности оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные средства. Методы оказания ПП, асептика и антисептика. | 1 | |||
8 | | | Объективные показатели. | | ||||
9 | | | Субъективные показатели. | | ||||
10 | | | Простые и доступные методы исследования. | | ||||
11 | | | Основные правила оказания первой помощи | | ||||
12 | | | Дополнительные профессиональные методы исследования. | | ||||
13-14 | | | Определение первоочередности оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные средства. | 1 | ||||
15-16 | | | Методы оказания ПП, асептика и антисептика. | 1 | ||||
Тема № 5 Способы остановки наружного кровотечения. Десмургия. (6 часов) | | |||||||
17-18 | | | Первая помощь при ранениях. Виды кровотечений. | Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута.при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут, самодельный жгут. Правила наложения жгута, повязок Первая помощь при кровотечении из носа. | 1 | |||
19-20 | | | Понятие «десмургия». Повязка, перевязка . Виды перевязочного материала. | 1 | ||||
21-22 | | | Правила наложения повязок | 2 | ||||
Тема №6 Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания (6 часов) | ||||||||
23-24 | | | Травмы, их виды, характеристика. Возможные осложнения. | Общее попятие о травме. Механическая травма. Ссадины — поверхностные повреждения кожи. Кровоподтеки — результат ушибов и повреждений подкожных сосудов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку. Переломы костей, их деление на травматические и патологические. Деление травматических переломов на открытые и закрытые. | 1 | |||
25-26 | | | Оказание первой помощи при механических повреждениях костей. | 1 | ||||
27-28 | | | Разновидности переломов. Способы наложения транспортной иммобилизации. | 2 | ||||
Тема №5 Первая помощь при ожогах (6 часов) | 1 | |||||||
29-30 | | | Зависимость смертельных исходов от площади и степени ожога. | Ожоги, их классификация. Боль как сигнал об опасности. Влияние боли на физиологические процессы организма. Различная чувствительность органов тела к боли. Болевое восприятие. Первая помощь при ожогах: устранение причины, наложение стерильной повязки, введение обезболивающих средств, иммобилизация, покой и согревание | | |||
31-32 | | | Понятие об ожоговом шоке. Понятие об ожоговой болезни. Схема лечения ожогового шока. | | ||||
33-34 | | | Правила оказания помощи на месте происшествия. | 2 | ||||
35 | | | Промежуточная аттестация | | 1 | |||
| | | Итого | | 35 |
Тематическое планирование 2 год обучения
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания | Кол-во часов | ||||
По плану | По факту | |||||||
Тема №1 Первая помощь при поражении электрическим током .(5 часов) | ||||||||
1 | | | Поражающее действие электрического тока. | Поражающее действие электрического тока. Правила обесточивания пострадавших. Поражение током высокого напряжения и правила безопасного подхода к пострадавшему. Первая помощь при поражении электрическим током. | 1 | |||
2 | | | Правила обесточивания пострадавших. | 1 | ||||
3 | | | Поражение током высокого напряжения и правила безопасного подхода к пострадавшему. | 1 | ||||
4-5 | | | Первая помощь при поражении электрическим током. | 2 | ||||
Тема №2 Первая помощь при утоплении (5 ч) | | |||||||
6 | | | Этапы оказания помощи. Признаки истинного (синего) утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения. | Алгоритм оказания доврачебной помощи. Правила лечебных процедур. Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание помощи после оживления. | 1 | |||
7 | | | Экстренная помощь при истинном утоплении. Помощь при сохранении рвотного и кашлевого рефлексов. | 1 | ||||
8 | | | Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание помощи после оживления. | 1 | ||||
9-10 | | | Медицинская помощь в первые часы после спасения. Правила транспортировки. | 2 | ||||
Тема №3 Первая помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании (10 часов) | | |||||||
11-12 | | | Понятие обморожения. | Отморожения. Степени отморожения. Ознобление. Общее замерзание. Первая помощь и уход за пострадавшим. Понятие о терминальных состояниях. | 2 | |||
13-14 | | | Причины и факторы способствующие обморожениям. | 2 | ||||
15-16 | | | Классификация обморожений | 2 | ||||
17-20 | | | Первая помощь в полевых и домашних условиях. | 1 | ||||
Тема №4 Первая помощь при отравлениях (7 часов) | | |||||||
21 | | | Пищевые отравления | Пищевые отравления. Первые признаки пищевого отравления. Оказание доврачебной помощи. Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином. Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой. | 1 | |||
22 | | | Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях | 1 | ||||
23-24 | | | Отравления алкоголем, никотином | 2 | ||||
25-27 | | | Отравление угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой (семинар). | 3 | ||||
Тема №5 Реанимационные мероприятия (7 часов) | ||||||||
28 | | | Экстренная реанимационная помощь. | Экстренная реанимационная помощь. Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти | 1 | |||
29-34 | | | Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти. | 6 | ||||
35 | | | Промежуточная аттестация | Конкурс | 1 | |||
| | | Итого | | 35 |
Тематическое планирование 3 год обучения
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания | Кол-во часов | | | ||||||
| | |||||||||||
По плану | По факту | | | |||||||||
Тема №1 Первая помощь при неотложных состояниях .(10 часов) | | | ||||||||||
1-2 | | | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации. | 1 | | | |||||
3-4 | | | Первая помощь при ранениях | 1 | | | ||||||
5-6 | | | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. | 1 | | | ||||||
7-10 | | | Первая помощь при остановке сердца | 2 | | | ||||||
Тема №2 Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях пищеварительной, выделительной систем (5 ч) | | | | |||||||||
11 | | | Основные признаки неотложных состояний пищеварительной системы. | Понятие об «остром животе». Первая помощь при приступе аппендицита, холецистита, панкреатита, ущемлённой грыже, прободной язве желудка, непроходимости кишечника. Причины возникновения, признаки, первая помощь | 1 | | | |||||
12-13 | | | Первая помощь при приступе почечной колики. Первая помощь при рвоте, желудочном кровотечении. Первая помощь при диабетической коме. | 2 | | | ||||||
14 | | | Аллергические реакции, судорожные состояния. Причины возникновения, признаки, первая помощь при возникновении крапивницы, отёка Квинке, анафилактического шока, сенной лихорадки. | 1 | | | ||||||
15 | | | Судорожные состояния. Причины возникновения, признаки, первая помощь при судорожных состояниях. | 1 | | | ||||||
Тема №3 Первая помощь при инфекционных заболеваний (9 часов) | | | Первая помощь при истерическом, эпилептическом припадке. | |||||||||
16-17 | | | Инфекционные болезни. | Инфекционные болезни. Эпидемический процесс. Иммунитет. Календарь прививок. Воздушно-капельные инфекции: корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, паротит, коклюш, ОРЗ, грипп. Кишечные инфекции: холера, дизентерия, вирусный гепатит. Интерактивная форма: решение ситуационных задач. | 2 | | | |||||
18-19 | | | Эпидемический процесс. | 2 | | | ||||||
20-21 | | | Иммунитет. Календарь прививок. | 2 | | | ||||||
22-24 | | | Воздушно-капельные инфекции. Кишечные инфекции | 1 | | | ||||||
Тема №4 Реанимационные мероприятия (9 часов) | | | | |||||||||
25-26 | | | Реанимация. Терминальные состояния: агония, клиническая и биологическая смерть. | Экстренная реанимационная помощь. Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти Работа в парах и микрогруппах по отработке навыков наложения повязок. | 2 | | | |||||
27-28 | | | Принципы и методы реанимации. | 2 | | | ||||||
29-30 | | | Подготовка поражённого к реанимации (очищение полости рта и носа, положение головы и туловища). | 2 | | | ||||||
31-33 | | | Искусственное дыхание «рот –в -рот». Прекардиальныйудар, непрямой массаж сердца | 3 | | | ||||||
34 | | | Промежуточная аттестация | Конкурс | 1 | | | |||||
| | | Итого | | 34 | | |