12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Валентина Борисовна66

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Планета загадок

2011

Содержание

 

1.     Пояснительная записка…. ……………………………………………….3

2.     Содержание программы первого года обучения………………………..7

3.     Учебно-тематический план программы первого года обучения……...10

4.     Содержание программы второго года обучения……………………….27

5.     Учебно-тематический план программы второго года обучения.……...28

6.     Содержание программы третьего года обучения………………………43

7.     Учебно-тематический план программы третьего года обучения …….47

8.     Содержание программы четвертого года обучения …………………. .62

9.     Учебно-тематический план программы четвертого года обучения..…64

10.   Список литературы для учителя ………………………………………..75

11.   Список литературы для обучающихся …………………………………76

 

Пояснительная записка

         Программа курса « Планета загадок » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

1.  Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.


       К  числу основных задач данного курса относятся  обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.
      К числу задач курса относятся также:
      -   расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
      -   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
      -   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
      В целом преподавание курса «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
      В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
      Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Это рассматривание окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассматривание образцов минералов и горных пород, овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов курса (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для младших школьников.
      Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи — краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.

 

  Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

           Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

2. В  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

В результате освоения содержания курса « Планета загадок » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов - 135, из них 22ч – экскурсии, 40ч – практические работы.

Содержание программы первого года обучения

Природа —  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания.  Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

 Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, личная гигиена. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

 Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон, телеграф. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина- Россия, Российская Федерации. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения  при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Москва – столица России.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности.

Учебно-тематический план

по программе первого года обучения

 

 

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

1.

Я – школьник.

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Как сохранить свое здоровье?

Знаешь ли ты свой организм?

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

 

2 ч.

 

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.

 

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

 

2.

Что такое природа?

Природа —  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

 

 

2 ч.

Наблюдать объекты и явления

природы

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

 

Познавательные Общеучебные действия

·        Знаково-символические;

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

3.

Почему происходит смена времен года?

Чем отличается одно время года от другого?

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима.

  Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы

(короткая продолжительность дня, низкое солнце,  холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

5 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе.

Выбирать вид деятельности

Познавательные Общеучебные действия

·        Знаково-символические;

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

Личностные

·        самоопределение

4.

Какая бывает природа?

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания.  Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

 Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

 Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

 Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

 

18 ч.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Познавательные Общеучебные действия

·        Знаково-символические;

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Выбор критериев для сравнения;

·        Синтез как составление частей целого;

·        доказательство

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        самоопределение

5.

Как влияет человек на природу?

Что такое круговорот веществ в природе?

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

 

1 ч.

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

6.

А Человек – это природа?

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 

 

3 ч.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

7.

Человек – это хозяин или гость природы?

Что такое глобус?

 

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

1 ч.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

 

8.

О чем ты узнал на занятиях?

Брейн-ринг «Что, где, когда?»

1 ч.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

 

 


 

Основные требования к уровню подготовки по окончании курса

 

 

ЗУН

Учебные действия

Универсальные учебные действия

Природа вокруг нас.

 

Обучающиеся должны знать:

Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности веществ и явлений природы

Наблюдать объекты и явления

природы

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

 

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Времена года                                                                         

Обучающиеся должны знать:

Основные признаки времен года

Обучающиеся должны уметь:

Описывать и узнавать по описанию времена года

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Природа живая и неживая

Обучающиеся должны знать:

Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными

Обучающиеся должны уметь:

Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями

 

 

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Единство живой и неживой природы

Обучающиеся должны знать:

О круговороте веществ в природе

Обучающиеся должны уметь:

Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему

 

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Человек – часть природы

Обучающиеся должны знать:

О пагубном влиянии человека на природу

Обучающиеся должны уметь:

Бережно относится к природным объектам

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Наша страна на карте и глобусе

Обучающиеся должны знать:

Основные условные обозначения

Обучающиеся должны уметь:

Составлять план местности

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Тело человека

Обучающиеся должны знать:

Основные приемы оказания первой медицинской помощи

Обучающиеся должны уметь:

Оказать помощь при порезе, ушибе

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

на экскурсии

на практические работы

Я – школьник.

 

2

 

1

Что такое природа?

 

2

1

 

Почему происходит смена времен года?

Чем отличается одно время года от другого?

 

5

1

2

Какая бывает природа?

 

18

4

4

Как влияет человек на природу?

Что такое круговорот веществ в природе?

 

2

 

1

А Человек – это природа?

 

1

 

 

Человек – это хозяин или гость природы?

Что такое глобус?

 

2

 

1

О чем ты узнал на занятиях?

Брейн-ринг «Что, где, когда?»

 

1

 

 

Итого

33

6

9

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

программы второго года обучения

 

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Деревья,    их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных   признаков  (с использованием сравнения.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным

Простейшие правила ухода за кошкой, собакой.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха.

Откуда берется бытовой мусор.

Разнообразие растений и животных.

Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

 

 

Учебно-тематический план

 

по программе  второго года обучения

 

разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

1.

«Я и мир вокруг меня».

 Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение.

2 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Познавательные Общеучебные действия

·        Знаково-символические;

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

Личностные

·        самоопределение

2.

«Загадочный мир веществ».

 Практическая работа.

3 ч.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

 

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Познавательные Общеучебные действия

·        Знаково-символические;

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Выбор критериев для сравнения;

·        Синтез как составление частей целого;

·        доказательство

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        самоопределение

3.

Почему надо охранять природу?

Почему книга красная?

 

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 

 

3 ч.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

·        Смысловое чтение;

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

4.

«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

3 ч.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности растений, домашних животных (на примере своей местности).

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

 

5.

«Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.

Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена

Деревья,    их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных   признаков  (с использованием сравнения

 

Урок - практикум

2 ч.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

 Проводить наблюдения в группах

Сравнивать и различать деревья. кустарники и травы.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями.

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

·        Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

6.

«Чудо-растение». Проектная деятельность.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

 

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Проводить наблюдения в группах

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавателъных интересов

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать.

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

7.

«Что вырастет из семечка?».

Проектная деятельность.

Соцветие. Виды семян и плодов

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Проводить наблюдения в группах

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

 

8.

«Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».

Природа- это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. 

«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

 Проводить наблюдения в группах

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

 

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

9.

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных)

Знать разнообразие животного мира

Характеризовать условия, необходимые для жизни домашних животных

Отрабатывать простейшие приемы ухода за домашними животными

 

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

10.

Просмотр фильма из серии ВВС.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь подтверждать свои ответы примерами

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера (оценка, коррекция

11.

«В мире животных». Презентация.

«Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.

Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным

Простейшие правила ухода за кошкой, собакой

 

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь подтверждать свои ответы примерами

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

·        Коррекция

 

12

Викторина «Знатоки природы».

Способы познания окружающего мира: наблюдение

 

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов, поиска дополнительной информации

Личностные УУД

·        Смыслополагание.

·        Самоопределение

Регулятивные УУД

·        Оценка;

Коммуникативные УУД

·        Постановка вопросов;

·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·        Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

13

Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история».

Экологический светофор.

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.

Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

 

 

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы

У П логические Д

·        Анализ объектов

·        Синтез как составление частей целого;

·        Доказательство;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·        Выделение познавательной цели;

·        Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

·        Целеполагание;

·        Волевая саморегуляция

·        Прогнозирование уровня усвоения

·        Оценка;

Коррекция

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.