12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Телепенина Татьяна Федоровна6528
Стаж работы 27 лет. Учитель географии высшей квалификационной категории. Классный руководитель 7 класса.
Россия, Челябинская обл., Бреды

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по ВР Директор МКОУ БСОШ №1

 

_________________ __________________________


 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектная деятельность по географии»

на 2017-2018 уч. год

Возраст детей - 7 класс.


 

Реализация программы рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю

Программу составила:

Телепенина Татьяна Федоровна

учитель географии

высшей квалификационной категории

Бреды 2017

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и техникумах.

Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход к ученику.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;

2. Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Срок реализации: Программу планируется реализовывать в 7 классах. Изучение данного курса рассчитано на 2 час в неделю, 68 часов в год.  

Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.

Задачи:

Образовательные:

развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;

Развивающие:

развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Мотивационные

создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.

Социально-педагогические

формирование общественной активности, реализация в социуме;

Обучающие

познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

сформировать представление о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта, пользоваться различными источниками информации, ресурсами, представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

познакомить с критериями оценивания проекта;

научить проводить рефлексию своей деятельности.

Для успешной реализации внеурочной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

принцип природосообразности;

принцип прогностичности;

принцип индивидуализации и дифференциации;

принцип рефлексивности;

принцип культуросообразности.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности»:

Прогнозируемый воспитательный результат:

мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные ценностные отношения школьника к науке; сотрудничеству; человеку; людям;

развитие морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности;

умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации; фиксации информации с помощью инструментов ИКТ;

приобретение обучающимися опыта проектной деятельности; работы в команде; разрешении конфликтных ситуаций; публичного выступления по проблемным вопросам; общения с другими представителями социальных групп;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

в перспективе - профессиональное самоопределение;

проявление познавательной инициативы;

возможность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

участие в научных конференциях, в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению;

использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

активная жизненная позиция.

Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:

лекция;

беседа;

коллаж;

игра;

практическая работа;

лепбук;

макет географического объекта;

презентация предмета, факта, явления, события;

видеоролик;

проектная деятельность.

Используемые технологии и методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты:

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости

проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Проектная деятельность» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть и практические задания.

Этапы работы над проектом

Этап работы

Виды деятельности обучающихся

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитичес­кий

Постановка цели проекта

Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирова­ние работ

Планирование продукта -- Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

4

Презентаци­онный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных ма­териалов

Презентация продукта

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация)

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка качества выполнения продукта

Оценка продвижения

Содержание программы

Теоретический модуль

Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью? Этапы проектной деятельности. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей.

Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества.

Тема 3. Знакомство с методами создания проектов.

Тема 4. Знакомство с основными правилами поискового этапа. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение задач, планирование проектной деятельности, сбор, изучение и обработку информации по теме проекта.

Тема 5. Знакомство с понятиями конструкторского этапа. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 6. Знакомство с понятиями технологического этапа. Составление плана практической реализации проекта, составление технологических карт, выбор материалов, инструментов, оборудования, текущий контроль качества запланированных операций, изготовление изделия, внесение изменений в конструкцию и технологию.

Тема 7. Заключительный этап. Анализ результатов проектной деятельности и полученного изделия, определение возможностей использования результатов выполнения проекта. Важно оценить, как продукт труда, так и качество проектирования.

Тема 8. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

Практический модуль

Тема 8. Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

Тема 9. Макет географического объекта - вулкан

Тема 10. Лепбук «Эндемики Австралии»

Тема 11. Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация)

Тема 12. Коллаж «Органический мир Антарктиды»

Тема 13. Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

Тема 14. Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

Тема 15. Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

Тема 16. Проектная работа «Храмы и соборы России»

Тема 17. Работа над индивидуальным проектом

Тема 18. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

   

 

Знакомство с понятием проект

1

 

 

Знакомство с основными правилами сотрудничества

1

 

 

Знакомство с методами создания проектов.

1

 

 

Познавательная беседа: «Этапы проектной деятельности»

1

 

 

Первый этап- поисковый.

1

 

 

Второй этап- конструкторский.

1

 

 

Третий этап- технологический.

1

 

 

Четвертый этап- заключительный.

1

 

 

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график

1

 

 

Работа с книжной литературой.

   

 

Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта

1

 

 

Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта

1

 

 

Коллаж – как вид проекта

   

 

Макет географического объекта

   

 

Секрет успешного вы­полнения проекта.

1

 
 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

             

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Макет географического объекта - вулкан

1

 

 

Макет географического объекта - вулкан

   

 

Макет географического объекта - вулкан

   

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация)

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Самостоятельный выбор темы и формы проекта

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Защита проектов

1

 

 

Защита проектов

   

 

Мини-конференция

1

 

 

Выставка проектных работ.

1

 

65-68

Резерв

4

 
 

Итого

68

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин.9-е изд.М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.204с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - .

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат.М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.224с.

В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

10

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 25.01.18 в 18:58 5Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ! ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВАС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Янакова Ольга Александровна, 26.01.18 в 10:58 5Ответить Пожаловаться
Татьяна Федоровна, с победой Вас!!! Ура!
Телепенина Татьяна Федоровна, 26.01.18 в 16:50 5Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ольга Александровна, за внимание!!!
Понакшина Валентина Ивановна, 27.02.18 в 23:09 3Ответить Пожаловаться
Искренне поздравляю!!! Дальнейших успехов, Татьяна Фёдоровна!
Телепенина Татьяна Федоровна, 28.02.18 в 04:09 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Валентина Ивановна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.