Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Цель данной программы – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Место данного курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность по курсу «История моего края» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Планируемые результаты программы
Учащиеся должны знать:
историю своих предков;
знать символику своей школы;
названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города;
растения и животных родного края;
этнический состав Мордовии, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.
Учащиеся должны уметь:
составлять родословную;
составлять устный рассказ о своей школе;
отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию;
находить на карте Мордовии столицу, города, реки мордовского края;
пересказать легенды края;
провести игру.
Ожидаемый результат
Расширение кругозора учащихся.
Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.
Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
-приобретение школьниками социальных знаний,
-получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд),
получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа данного курса включает:
- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;
- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
В процессе реализации программы курса формируются компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Основные принципы построения программы:
Принцип вариативности.
Принцип сотворчества.
Принцип динамики.
Принцип самоопределения.
Принцип созидательной творческой деятельности.
Принцип гуманизма.
Реализация программы элективного курса возможна в рамках внеурочной деятельности.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).
- Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.
- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.
- Экскурсии, поездки, походы.
- Тематические и творческие вечера, концертные программы.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
Родительские собрания.
Семейный клуб.
Лектории.
Тематические вечера.
Дни открытых дверей.
Часы общения.
Анкетирование и тестирование.
Устные журналы.
«Круглые» столы.
Диспуты
Основной формой подведения итогов является: разработка проекта по выбранной теме, составление творческого отчёта, фотовыставка, презентация.
Реализация данной программы предполагает:
- сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;
- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
- соблюдение норм культуры поведения, общения.
По окончанию изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу и в старших классах.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Вводное занятие. Беседа. | 1 | 1 | - |
2. | Что возьму с собой в поход? | 1 | 1 | - |
3. | Экскурсия в природу. | 2 | - | 2 |
4. | Моя семья. Семейные традиции. | 2 | - | 2 |
5. | История моей малой Родины. | 1 | 1 | |
6. | Бабушки и дедушки. Родословная. | 2 | - | 2 |
7. | Имя твоё. | 1 | 1 | - |
8. | Моя школа – мой дом. | 1 | 1 | - |
9. | Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. | 2 | - | 2 |
10. | Саранск – столица Мордовии. Из истории образования города. | 1 | 1 | - |
11. | Города Мордовии. | 1 | 1 | - |
12. | Промышленные предприятия города. | 2 | - | 2 |
13. | Народы Мордовии. | 1 | 1 | - |
14. | Странички старины далёкой. | 3 | - | 3 |
15. | Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир. | 2 | 1 | 1 |
16. | Красная книга Мордовии. | 1 | 1 | - |
17. | Темниковский заповедник и Национальный парк на территории Большеигнатовского и Ичалковского районов. | 3 | 1 | 2 |
18. | Реки Мордовии. | 1 | 1 | - |
19. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. | 2 | - | 2 |
20. | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | 2 | - | 2 |
21. | Итоговое занятие. Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Основное содержание программы
1 раздел. (1 час)
Вводное занятие.
- Беседа о родном крае. Для чего изучать историю родного края.
(Презентация)
2 раздел (1 час)
Что возьму с собой в поход?
- Правила безопасного поведения во время экскурсии.
- Игра «Собираемся в поход»
3 раздел (2 часа)
Экскурсия в природу.
- Сбор природного материала.
- Наблюдения за осенними изменениями в природе.
4 раздел (2 часа)
Моя семья. Семейные традиции.
- Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов).
-Творческий отчет.
5 раздел (2 часа)
Бабушки и дедушки. Родословная.
- Практическая деятельность по составлению родословной.
- Беседа.
6 раздел (1час)
Имя твоё.
- Индивидуальная поисковая деятельность (почему дали это имя, что оно означает, как влияет на характер).
- Работа с энциклопедической литературой.
7 раздел (1 час)
Моя школа – мой дом.
- Беседа о школе, история школы, символика.
- Правила поведения, бережного отношения.
8 раздел (2 часа)
Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.
- Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.
- Наблюдения.
9 раздел (1 час)
Саранск – столица Мордовии. Из истории образования города.
- Рассказ-экскурсия по родному городу: улицы, достопримечательности, парк имени А.С.Пушкина и.т.д.
10 раздел (1 час)
Города Мордовии.
- Работа с картой: нахождение городов Мордовии.
11 раздел (2 часа)
Промышленные предприятия города.
- Заочная экскурсия по городу.
- Фронтальная беседа.
12раздел (1 час)
Народы Мордовии.
- Беседа по содержанию: многонациональная Республика.
13 раздел (3 часа)
Странички старины далёкой.
- Экскурсия в этно-культурный центр фино-угорских народов село Старая Теризморга Старошайговского района.
- Творческий отчёт.
14 раздел (2 часа)
Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.
- Беседа.
- Индивидуальные сообщения.
15 раздел (1 час)
Красная книга Мордовии.
- Обзор литературы по данной теме.
- Беседа.
- Практическая индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.
16 раздел (3 часа)
Темниковский заповедник и Национальный парк на территории Большеигнатовского и Ичалковского районов.
- Экскурсия.
- Составление творческого отчёта.
17 раздел (1 час)
Реки Мордовии.
- Практическая работа с картой Мордовии.
- Названия рек. Определение их местонахождения.
18 раздел (2 часа)
Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
- Экскурсия в «Музей боевой славы».
- Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».
- Практическая работа, индивидуальная работа.
19 раздел (2 часа)
Экологическая тропа. В лес за здоровьем!
- Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.
- Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.
20 раздел (2 часа)
Итоговое занятие.
- Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».
Материально – техническая база:
1.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
2.Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.
Технические средства обучения
1. Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный ноутбук или компьютер.
4. Образовательные ресурсы (диски).
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Литература:
1. Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858–1946) // Краткие сообщения Института этнографии. – 1946. – № 1. – С. 101–111.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 412 с.
4. Гвоздева Т.Н. Мордовская народная вышивка.// - Саранск. Мордовское книжное издательство, 2009.- 24с.
5. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика \О.В. Гукаленко. –Ростов-н\Д.:Изд-во РГПУ, 2003.
6. Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания: Методические разработки по этнопедагогике и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара - Ореховка, 2004.
7. Корнишина Г.А.Знаковые функции народной одежды мордвы // - Саранск. Мордовское книжное издательство, 2002.- 259с.
8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс, 1998.
9. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974