Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»

1
0
Материал опубликован 19 November 2015

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

Цель данной программы – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
 

Место данного курса в учебном плане.

На внеурочную деятельность по курсу «История моего края» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Планируемые результаты программы

Учащиеся должны знать:

историю своих предков;

знать символику своей школы;

названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города;

растения и животных родного края;

этнический состав Мордовии, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

Учащиеся должны уметь:

составлять родословную;

составлять устный рассказ о своей школе;

отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию;

находить на карте Мордовии столицу, города, реки мордовского края;

пересказать легенды края;

провести игру.

Ожидаемый результат

Расширение кругозора учащихся.

Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.

Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:

-приобретение школьниками социальных знаний,

-получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд),

получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа данного курса включает:

- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;

- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).

В процессе реализации программы курса формируются компетенции:

Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).

Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).

Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).

Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).

Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)

Основные принципы построения программы:

Принцип вариативности.

Принцип сотворчества.

Принцип динамики.

Принцип самоопределения.

Принцип созидательной творческой деятельности.

Принцип гуманизма.

Реализация программы элективного курса возможна в рамках внеурочной деятельности.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:

- Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).

- Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.

- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.

- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.

- Экскурсии, поездки, походы.

- Тематические и творческие вечера, концертные программы.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:

Родительские собрания.

Семейный клуб.

Лектории.

Тематические вечера.

Дни открытых дверей.

Часы общения.

Анкетирование и тестирование.

Устные журналы.

«Круглые» столы.

Диспуты

Основной формой подведения итогов является: разработка проекта по выбранной теме, составление творческого отчёта, фотовыставка, презентация.

Реализация данной программы предполагает:

- сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;

- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;

- соблюдение норм культуры поведения, общения.

По окончанию изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу и в старших классах.
 

Тематическое планирование

п/п

Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие.

Беседа.

1

1

-

2.

Что возьму с собой в поход?

1

1

-

3.

Экскурсия в природу.

2

-

2

4.

Моя семья. Семейные традиции.  

2

-

2

5.

История моей малой Родины.

1

1

 

6.

Бабушки и дедушки. Родословная.

2

-

2

7.

Имя твоё.

1

1

-

8.

Моя школа – мой дом.

1

1

-

9.

Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.

2

-

2

10.

Саранск – столица Мордовии. Из истории образования города.

1

1

-

11.

Города Мордовии.

1

1

-

12.

Промышленные предприятия города.

2

-

2

13.

Народы Мордовии.

1

1

-

14.

Странички старины далёкой.

3

-

3

15.

Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.

2

1

1

16.

Красная книга Мордовии.

1

1

-

17.

Темниковский заповедник и Национальный парк на территории Большеигнатовского и Ичалковского районов.

3

1

2

18.

Реки Мордовии.

1

1

-

19.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

2

-

2

20.

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

2

-

2

21.

Итоговое занятие. Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2

2

-

 

Итого

34

14

20

 

Основное содержание программы

1 раздел. (1 час)

Вводное занятие.

- Беседа о родном крае. Для чего изучать историю родного края.

(Презентация)

2 раздел (1 час)

Что возьму с собой в поход?

- Правила безопасного поведения во время экскурсии.

- Игра «Собираемся в поход»

3 раздел (2 часа)

Экскурсия в природу.

- Сбор природного материала.

- Наблюдения за осенними изменениями в природе.

4 раздел (2 часа)

Моя семья. Семейные традиции.  

- Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов).

-Творческий отчет.

5 раздел (2 часа)

Бабушки и дедушки. Родословная.

- Практическая деятельность по составлению родословной.

- Беседа.

6 раздел (1час)

Имя твоё.

- Индивидуальная поисковая деятельность (почему дали это имя, что оно означает, как влияет на характер).

- Работа с энциклопедической литературой.

7 раздел (1 час)

Моя школа – мой дом.

- Беседа о школе, история школы, символика.

- Правила поведения, бережного отношения.

8 раздел (2 часа)

Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.

- Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

- Наблюдения.

9 раздел (1 час)

Саранск – столица Мордовии. Из истории образования города.

- Рассказ-экскурсия по родному городу: улицы, достопримечательности, парк имени А.С.Пушкина и.т.д.

10 раздел (1 час)

Города Мордовии.

- Работа с картой: нахождение городов Мордовии.

11 раздел (2 часа)

Промышленные предприятия города.

- Заочная экскурсия по городу.

- Фронтальная беседа.

12раздел (1 час)

Народы Мордовии.

- Беседа по содержанию: многонациональная Республика.

13 раздел (3 часа)

Странички старины далёкой.

- Экскурсия в этно-культурный центр фино-угорских народов село Старая Теризморга Старошайговского района.

- Творческий отчёт.

14 раздел (2 часа)

Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.

- Беседа.

- Индивидуальные сообщения.

15 раздел (1 час)

Красная книга Мордовии.

- Обзор литературы по данной теме.

- Беседа.

- Практическая индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.

16 раздел (3 часа)

Темниковский заповедник и Национальный парк на территории Большеигнатовского и Ичалковского районов.

- Экскурсия.

- Составление творческого отчёта.

17 раздел (1 час)

Реки Мордовии.

- Практическая  работа с картой Мордовии.

- Названия рек. Определение их местонахождения.

18 раздел (2 часа)

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

- Экскурсия в «Музей боевой славы».

- Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».

- Практическая работа, индивидуальная работа.

19 раздел (2 часа)

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

- Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.

- Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.

20 раздел (2 часа)

Итоговое занятие.

- Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

Материально – техническая база:

1.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

2.Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.

Технические средства обучения

1. Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук или компьютер.

4. Образовательные ресурсы (диски).

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
 


Литература:

1. Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858–1946) // Краткие сообщения Института этнографии. – 1946. – № 1. – С. 101–111.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 412 с.

4. Гвоздева Т.Н. Мордовская народная вышивка.// - Саранск. Мордовское книжное издательство, 2009.- 24с.

5. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика \О.В. Гукаленко. –Ростов-н\Д.:Изд-во РГПУ, 2003.

6. Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания: Методические разработки по этнопедагогике и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара - Ореховка, 2004.

7. Корнишина Г.А.Знаковые функции народной одежды мордвы // - Саранск. Мордовское книжное издательство, 2002.- 259с.

8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс, 1998.

9. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации