12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Латышева Татьяна Анатольевна121
Россия, Белгородская обл., пгт Ракитное
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (научно-познавательное направление)

Для обучающихся 6,6-8 лет

Учитель Латышева Татьяна Анатольевна

 

Ракитное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные направления – научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и, прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

 Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Что понимается под словом «проект»?

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально – производственная,

– информационно-аналитическая,

– диагностическая,

– научная,

– методическая,

– образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям проектной деятельности в образовательной системе «Перспективная начальная школа»

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:

1) целями внеурочной деятельности;

2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими  ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Задачи:   

Ø  познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

Ø  мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Ø  прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Ø  прививать интерес к исследовательской деятельности;

В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

-  во-первых, она имеет краеведческую направленность;

- во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения;

- в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса  имеет отличительные особенности:

·         имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

·         в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

·         проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

·         проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

·         проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

·         в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·         реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире; 
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

·         узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

·         различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·         оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

·         использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·        внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·        адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·        эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·        строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·        проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

·        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·        записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        задавать вопросы;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Тематическое планирование и содержание 1-го года занятий проектной

деятельностью по курсу «Окружающий мир»

Цель проектной деятельности по созданию пособий – изучение природы родного края.

Конечный результат 1-го года занятий обучающихся – «Определитель растений родного края».

«Определитель растений родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух – четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Определитель растений родного края»).

Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (всего 33 ч).

Необходимые учебные пособия:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: учебник: 1 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.. Окружающий мир: хрестоматия: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: методическое пособие для учителя: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Тематический план 1-го года занятий

Сокращения: У-1 – учебник/класс, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д –другие источники информации.

№ п/п

Тема занятия

Характеристика основной деятельности ученика

Кол-во часов

Дата

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) У-1 (с. 18-23, 26-27)

Т-1 (с. 20)

Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4-х деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

2

 

2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) У-1 (с. 60)

Т-1 (с. 9) Х-1 (с. 8, 47, 48, 68)

 Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников.

2

 

3

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.

Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе) У-1 (с. 63) Х-1 (с. 74, 75)

Моделирование правила дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.

2

 

4

Индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Моделирование правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем).

1

 

5

Дикорастущие растения региона.

Д (Природные объекты)

 

Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Классификация дикорастущих растений. Экскурсия в сквер.

1

 

6

Дикорастущие растения региона.

Д (Природные объекты)

Исследование особенностей дикорастущих растений региона. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

2

 

7

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Классификация растений, сравнение и узнавание по признакам. Оформление страниц  рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами.

2

 

8

Культурные растения (садовые деревья) – экскурсия на садовый участок.

Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов.

1

 

9

Культурные растения (садовые деревья)

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, общение с родителями

Предварительный сбор информации, сравнение и классификация растений. Исследование особенностей культурных растений Черноземья.

2

 

10

Культурные растения (кустарники, травянистые растения)

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, общение с родителями

Предварительный сбор информации, сравнение и классификация растений. Исследование особенностей культурных растений Черноземья.

1

 

11

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий. Классификация и систематизация собранного материала.

2

 

12

Сад моей мечты.

Составление презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций.

2

 

13

Деревья и кустарники края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями

Исследовательская работа - поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

2

 

14

Травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями

Заочная экскурсия в заповедник с целью ознакомления с исчезающими видами деревьев (кустарников, травянистых растений.) Сравнение растений, выделение общих признаков.

2

 

15

Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края»

Моделирование  отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

 

2

 

16

Моя «Красная книга»

Составление презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

2

 

17

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Обобщение и систематизация собранного материала.

2

 

18

Подготовка к вступлению

в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» У-1 (с. 74-77)

Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Дифференцирование заданий.

2

 

19

Выполнение вступительных заданий. Итоговое занятие.

 

Заполнение адресов на конвертах. Моделирование исследовательских заданий на летние каникулы.

1

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примечание к теме 1. Подготовка к внеурочным занятиям. Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т. д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.) выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.

Занятие 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4-х деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками).

Занятие 2.Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 2. Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).

Занятие 3. Кустарники региона (дикорастущие растения). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Занятие 4 Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4-х наименований).

Занятие 5. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

Занятие 6.Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)

Занятие 7. Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 4. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

Занятие 8. Дикорастущие растения региона – экскурсия с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян.

Занятие 9.Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Занятие 10. Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Занятия 11-12. Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Примечание к теме 5. На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

Занятие 13.Экскурсия с привлечением родителей. Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Занятие 14. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Занятие 15 Исследование особенностей культурных растений Черноземья. Сушка листьев.

Занятие 16. Предварительный сбор информации о том, какие, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Занятие 17. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Занятие 18. Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Занятия 19-20. Подготовка презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в пособие «Определитель растений родного края».

Занятие 21. Деревья и кустарники края, занесенные в «Красную книгу России». Самостоятельная работа: поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России.

Занятие 22. Составление картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Занятие 23. Травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России»: поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Занятие 24. Заочная  экскурсия в заповедник  с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).

Занятие 25 Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

Занятие 26. Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края».

Занятия 27-28. Подготовка презентация «Редкие и исчезающие растения нашего

региона».

Занятия 29-30. Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Занятие 31. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.

Занятие 32. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Занятие 33. Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Окружающий мир» необходимы следующие  принадлежности:

·         набор рабочих инструментов для практических занятий;

·         микроскоп, лупа;

·         компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

·         набор ЦОР по окружающему миру.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  3.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  4.   Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  5.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  6.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.
  7.   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  8.  Кирсанова Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа -  2001 - № 1
  9.    Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  10.   Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  11.      Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  12.     Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  13.    Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  14.    Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  15.   Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  16.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008. 
  17.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.