Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки русского языка» (3–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№89»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
Составил учитель высшей категории
Суслова Полина Юрьевна
Челябинск, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Загадки русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
1.1 Общая характеристика курса
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего навыка владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
1.2 Цели и задачи программы курса «Загадки русского языка» внеурочной деятельности
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Загадки русского языка» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
1.3 Распределение часов по основным разделам курса
Программа реализуется в течение двух лет обучения в начальной школе (с 3 по 4 класс). Программа рассчитана на 68 учебных часов в 3 классе (2 часа в неделю) и 68 учебных часов в 4 классе (2 часа в неделю).
Год обучения |
Наполняемость группы |
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Часов в неделю |
Часов в год |
3 класс |
25 |
1 час |
2 раза |
2 часа |
68 часов |
4 класс |
25 |
1 час |
2 раза |
2 часа |
68 часов |
1.4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
1.5 Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Учебно-тематическое планирование в 3 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие. Сочинение на тему «Сентябрь холоден, да сыт». |
1 |
|
2 |
Слова и образ, или поговорим о словарях. |
1 |
|
3 |
Сказка. Волшебная сказка. |
1 |
|
4 |
Сочинение и инсценировка сказки. |
1 |
|
5 |
Сочинение считалки, загадки. Игротека. |
1 |
|
6 |
Что такое текст? Тема, основная мысль, опорные слова. |
1 |
|
7 |
Работа со словариком настроений. Сочинение. |
1 |
|
8-9 |
Сказочное царство слов. Игротека. |
2 |
|
10 |
Поговорки и пословицы. |
1 |
|
11-12 |
Запоминаем словарные слова. |
2 |
|
13 |
Что такое фразеологизмы? |
1 |
|
14 |
Растения во фразеологизмах. |
1 |
|
15 |
Животные во фразеологизмах. |
1 |
|
16 |
Игротека |
1 |
|
17-19 |
Я не поэт, я только учусь… |
3 |
|
20-21 |
Как Морфология порядок навела. |
2 |
|
22 |
Кое-что о местоимении |
1 |
|
23 |
Познакомимся поближе с наречием и числительным. |
1 |
|
24 |
Игротека |
1 |
|
25 |
О чем могут рассказать наши фамилии? |
1 |
|
26 |
Имя и отчество. Значение имен. |
1 |
|
27 |
И снова животные во фразеологизмах. |
1 |
|
28 |
Речевой этикет как правила речевого общения. |
1 |
|
29 |
Азбука важных и вежливых слов. |
1 |
|
30 |
Телефонный разговор. |
1 |
|
31 |
Игротека |
1 |
|
32-33 |
Состав слова. Основа слова. Формы слова. |
2 |
|
34 |
Истории про корень и окончание. |
1 |
|
35 |
Истории про суффикс и приставку. |
1 |
|
36 |
Игротека |
1 |
|
37 |
Правила в стране Орфографии. |
1 |
|
38-39 |
Непроизносимые согласные |
2 |
|
40-41 |
Учимся различать приставку и предлог |
2 |
|
42-43 |
Учимся писать не с глаголами |
2 |
|
44 |
Игротека |
1 |
|
45-46 |
Имена существительные с шипящим звуком на конце. |
2 |
|
45-46 |
Его величество Ударение. |
2 |
|
47-49 |
Поговорим о падежах. Склонение. |
3 |
|
50 |
Игротека |
1 |
|
51 |
К истокам слова. Почему мы так говорим? |
1 |
|
52-53 |
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. |
2 |
|
54 |
Загадки древних славян. |
1 |
|
55-56 |
Сложные слова. |
2 |
|
57 |
От архаизмов до неологизмов |
1 |
|
58 |
Игротека. Богатство русского языка. |
1 |
|
59 |
По страницам энциклопедий. |
1 |
|
60 |
По страницам детских книг. |
1 |
|
61 |
По страницам газет и журналов… |
1 |
|
62 |
Мы - журналисты… |
1 |
|
63-64 |
Игротека. Создание собственной детской газеты. |
2 |
|
65 |
Как помогают в общении жесты и мимика? |
1 |
|
66 |
Нормы правильного произношения слов. |
1 |
|
67 |
Организация и проведение любимой ТВ-передачи. |
2 |
|
68 |
Обобщающее занятие. |
1 |
Учебно-тематическое планирование в 4 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
Вводное занятие. Сочинение в рисунках (пиктография). |
1 |
|
|
Осенний листок. Описание листопада. |
||
|
И снова о словах. Лексическое значение слова. |
||
|
Прямое и переносное значение слова. |
||
5-6 |
Ударение меняет значение. |
||
7-8 |
Пестрое семейство синонимов. |
||
9-10 |
Антонимы. Фразеологизмы. |
||
11 |
Игротека |
||
12 |
Занятие-практикум «Использование фразеологизмов в речи». |
||
13-14 |
Крылатые слова и афоризмы. |
1 |
|
15 |
Копилка занимательных заданий. |
1 |
|
16 |
Игротека |
1 |
|
17 |
Что мы знаем об именах? |
1 |
|
18 |
О русских фамилиях. |
1 |
|
19 |
Творческая лаборатория «Значение имен и фамилий». |
1 |
|
20 |
Игротека |
1 |
|
21 |
Мы играем в логогрифы |
1 |
|
22 |
Учимся распознавать речевые ошибки. |
1 |
|
23 |
В поисках сбежавших головоломок. |
1 |
|
24 |
Игротека |
1 |
|
25 |
Ох уж эти фразеологизмы!.. |
1 |
|
26-27 |
Работаем над рифмами. Стихосложение. |
2 |
|
28 |
Словесные забавы. |
1 |
|
29 |
Игротека |
1 |
|
30 |
Русские пословицы и поговорки. |
1 |
|
31-32 |
Поэтика русской сказки. |
2 |
|
33 |
О чем рассказывает устное народное творчество? |
||
34 |
Ассорти для любителей русского языка |
1 |
|
35 |
Игротека |
1 |
|
36-38 |
Повторяем части речи. |
3 |
|
39 |
Что мы знаем о склонении? |
1 |
|
40 |
Удивительный глагол. |
||
41-42 |
Спряжение глаголов. |
2 |
|
43 |
Игротека |
1 |
|
44-46 |
В стране Орфографии (повторяем правила). |
3 |
|
47 |
Про омонимы и их разновидности |
1 |
|
48 |
Еще немного фразеологизмов |
1 |
|
49 |
В стране Перевертундии |
1 |
|
50 |
Игротека |
1 |
|
51 |
Что такое «паронимы»? |
1 |
|
52 |
Запоминаем словарные слова. |
1 |
|
53 |
В занимательной стране Пунктуации… |
1 |
|
54-55 |
Однородные члены предложения |
2 |
|
56 |
Вопросительные предложения. |
1 |
|
57 |
Восклицательные предложения. |
1 |
|
58 |
Что такое диалог? |
1 |
|
59 |
Повторяем знаки при прямой речи. |
1 |
|
60 |
Игротека |
1 |
|
61 |
В стране вежливых слов. |
1 |
|
62 |
Речевой этикет. «Кто говорит-сеет, кто слушает – собирает». |
1 |
|
63 |
Нормы современного произношения слов. |
1 |
|
64 |
Игротека «Мы – дикторы телевидения» |
1 |
|
65 |
Вербальные и невербальные средства общения. |
1 |
|
66 |
Урок-практикум |
1 |
|
67-68 |
Защита проектов «В умелых руках слова творит чудеса». |
2 |
Описание материально-технического обеспечения курса:
Книгопечатные пособия:
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Цифровые ресурсы:
Ресурсы Интернет.
ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Техническое оборудование:
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.