Программа внеурочной деятельности «Путь в профессию» (11 класс)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Путь в профессию” разработана для обучающихся 11 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Цель изучения курса «Путь в профессию»: формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить к осознанному выбору будущей профессии;
расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям обучающихся;
формировать качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
иметь адекватное представление о себе и о своем профессиональном соответствии;
составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
обладать способностью к передаче новой информации о социальных явлениях партнерам по взаимодействию;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
уважительное отношение к труду, участие в социально значимом труде;
управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
высказывать своё предположение (версию), работать по плану;
оценивать собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
осознавать уровень развития своих профессионально важных качеств;
наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
уметь выбирать профессию согласно своим психофизическим возможностям;
уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
называть сферы трудовой деятельности;
иметь представление о профессиях и профессиональной деятельности;
уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.
Содержание программы
Введение
Основные теоретические сведения. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях.
Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование познавательной беседы, а также практической работы с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Мир профессий
Раздел посвящен изучению основных теоретических сведений и включает в себя ознакомление с понятием «профессиограмма», «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Классификация профессий по Е.А. Климову. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек - знаковая система, человек- техника, человек художественный образ. Знакомство с гностическими, преобразующими, изыскательскими профессиями. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. Определение типа темперамента. Темперамент и выбор профессии. Интересы, склонности и выбор профессии. Определение своего профессионального типа личности. Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности.
Формы проведения занятий:
-урок-лекция;
- работа в малых группах;
- групповые дискуссии;
- ролевые игры;
- тренинги;
- беседы.
Раздел предполагает проведение практических занятий с использованием психологических тестов, опросника Айзенка, «Карты интересов» Е.А. Климова, диагностических методик: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье», профессиональных проб.
Способности, интересы и профессиональная пригодность
Основные теоретические сведения. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей: интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. Условия развития способностей . Профпригодность. Уровни профпригодности.
Раздел предполагает проведение практических занятий с использованием психологических тестов, опросников по выявлению склонностей, опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
Формы проведения занятий:
-урок-лекция;
- работа в малых группах;
- групповые дискуссии;
- ролевые игры;
- тренинги;
- беседы.
Технологии основных сфер профессиональной деятельности.
Раздел посвящен знакомству с технологиями индустриального, агропромышленного производства. Профессиональной деятельностью в легкой и пищевой промышленности, торговле и общественном питании. Понятие «арттехнологии». Технологии искусства. Профессии в сфере арттехнологии. Понятие «перспективные технологии». Структура социальной сферы профессиональной деятельности. Профессии индустриального и промышленного производства. Профессии в сфере лёгкой и пищевой промышленности, общественного питания. Профессии новых перспективных сфер.
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций. Практические занятия предполагают использование профориентационных игр.
Формы проведения занятий:
-урок-лекция;
- работа в малых группах;
- групповые дискуссии;
- беседы.
Планирование профессиональной карьеры
Основные теоретические сведения. Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Имидж, этикет современного делового человека. Понятие о дресс – коде. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Презентация и защита проектов.
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций. Практические занятия предполагают использование профориентационных игр, дискуссий, проектной деятельности. Практические работы представлены составлением и анализом личного профессионального плана, составлением резюме, анализированием газет, объявлений, справочников, а также получением информации из компьютерных сетей.
Формы проведения занятий:
-урок-лекция;
- проек;
- работа в малых группах;
- групповые дискуссии;
- деловые игры;
- беседы.
Тематическое планирование
11 класс
Раздел | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Мир профессий | 11 |
Способности, интересы и профессиональная пригодность | 5 |
Технологии основных сфер профессиональной деятельности. | 9 |
Планирование профессиональной карьеры | 8 |
Итого | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план. | факт. | ||
Введение | |||
1 | Экскурс в профессию |
| |
Мир профессий | |||
2 | Классификация профессий. Признаки профессии. | | |
3 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | | |
4 | Понятие профессиограммы. | | |
5 | Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. | | |
6 | Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. | | |
7 | Здоровье и выбор профессии. | | |
8 | Профессиональный тип личности. | | |
9 | Матрица выбора профессий. | | |
10 | Типология профессий. | | |
11 | Типология профессий. | | |
12 | Типология профессий. | | |
Способности, интересы и профессиональная пригодность | |||
13 | Интересы и склонности в профессиональном выборе. (презентация для занятий) | | |
14 | Способности общие и специальные. | | |
15 | Специальные способности. | | |
16 | Специальные способности. | | |
17 | Профессиональная пригодность. Уровни профессиональной пригодности. | | |
Технологии основных сфер профессиональной деятельности. | |||
18 | Технологии индустриального производства. | | |
19 | Технологии агропромышленного производства. | | |
20 | Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. | | |
21 | Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. | | |
22 | Арттехнологии. | | |
23 | Универсальные перспективные технологии. | | |
24 | Профессиональная деятельность в социальной сфере. | | |
25 | Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. | | |
26 | Технологии управленческой деятельности. | | |
Планирование профессиональной карьеры | |||
27 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Должность. | | |
28 | Современный рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | | |
29 | Что ожидает молодого специалиста на рынке труда? Имидж и этикет современного молодого человека. | | |
30 | Навыки самопрезентации. Правила поведения на собеседовании. | | |
31 | Резюме: структура и содержание. Составление резюме. | | |
32 | Пути получения профессии. | | |
33 | Построение личного профессионального плана. | | |
34 | Творческий проект «Моя будущая профессия» Защита проекта. | |
Используемые источники:
https://dopobr73.ru/program/9620-vybor-professii
Наталья