12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шибанкова Юлия Александровна611
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Планирование работы педагога»
2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ» ДЛЯ 11 КЛАССА



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Путь в профессию” разработана для обучающихся 11 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Цель изучения курса «Путь в профессию»: формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить к осознанному выбору будущей профессии;

расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям обучающихся;

формировать качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

обучить планированию профессиональной карьеры.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

иметь адекватное представление о себе и о своем профессиональном соответствии;

составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;

использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

обладать способностью к передаче новой информации о социальных явлениях партнерам по взаимодействию;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

уважительное отношение к труду, участие в социально значимом труде;

управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

высказывать своё предположение (версию), работать по плану;

оценивать собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

систематизировать, анализировать полученные данные;

освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

осознавать уровень развития своих профессионально важных качеств;

наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

уметь выбирать профессию согласно своим психофизическим возможностям;

уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

называть сферы трудовой деятельности;

иметь представление о профессиях и профессиональной деятельности;

уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.

Содержание программы

Введение

Основные теоретические сведения. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях.

Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование познавательной беседы, а также практической работы с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

Мир профессий

Раздел посвящен изучению основных теоретических сведений и включает в себя ознакомление с понятием «профессиограмма», «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Классификация профессий по Е.А. Климову. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек - знаковая система, человек- техника, человек художественный образ. Знакомство с гностическими, преобразующими, изыскательскими профессиями. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. Определение типа темперамента. Темперамент и выбор профессии. Интересы, склонности и выбор профессии. Определение своего профессионального типа личности. Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

Раздел предполагает проведение практических занятий с использованием психологических тестов, опросника Айзенка, «Карты интересов» Е.А. Климова, диагностических методик: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье», профессиональных проб.

Способности, интересы и профессиональная пригодность

Основные теоретические сведения. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей: интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. Условия развития способностей . Профпригодность. Уровни профпригодности.

Раздел предполагает проведение практических занятий с использованием психологических тестов, опросников по выявлению склонностей, опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

Технологии основных сфер профессиональной деятельности.

Раздел посвящен знакомству с технологиями индустриального, агропромышленного производства. Профессиональной деятельностью в легкой и пищевой промышленности, торговле и общественном питании. Понятие «арттехнологии». Технологии искусства. Профессии в сфере арттехнологии. Понятие «перспективные технологии». Структура социальной сферы профессиональной деятельности. Профессии индустриального и промышленного производства. Профессии в сфере лёгкой и пищевой промышленности, общественного питания. Профессии новых перспективных сфер.

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций. Практические занятия предполагают использование профориентационных игр.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Планирование профессиональной карьеры

Основные теоретические сведения. Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Имидж, этикет современного делового человека. Понятие о дресс – коде. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Презентация и защита проектов.

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций. Практические занятия предполагают использование профориентационных игр, дискуссий, проектной деятельности. Практические работы представлены составлением и анализом личного профессионального плана, составлением резюме, анализированием газет, объявлений, справочников, а также получением информации из компьютерных сетей.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- проек;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- деловые игры;

- беседы.

Тематическое планирование

11 класс

Раздел

Кол-во часов

Введение

1

Мир профессий

11

Способности, интересы и профессиональная пригодность

5

Технологии основных сфер профессиональной деятельности.

9

Планирование профессиональной карьеры

8

Итого

34


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

11 класс

п/п

Тема урока

Дата

план.

факт.

Введение

1

Экскурс в профессию

 


Мир профессий

2

Классификация профессий. Признаки профессии.



3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.



4

Понятие профессиограммы.



5

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.



6

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.



7

Здоровье и выбор профессии.



8

Профессиональный тип личности.



9

Матрица выбора профессий.



10

Типология профессий.



11

Типология профессий.



12

Типология профессий.



Способности, интересы и профессиональная пригодность

13

Интересы и склонности в профессиональном выборе. (презентация для занятий)



14

Способности общие и специальные.



15

Специальные способности.


16

Специальные способности.


17

Профессиональная пригодность. Уровни профессиональной пригодности.



Технологии основных сфер профессиональной деятельности.


18

Технологии индустриального производства.



19

Технологии агропромышленного производства.



20

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности.



21

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.



22

Арттехнологии.



23

Универсальные перспективные технологии.



24

Профессиональная деятельность в социальной сфере.



25

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.



26

Технологии управленческой деятельности.



Планирование профессиональной карьеры

27

Понятие карьеры. Виды карьеры. Должность.



28

Современный рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.



29

Что ожидает молодого специалиста на рынке труда? Имидж и этикет современного молодого человека.



30

Навыки самопрезентации. Правила поведения на собеседовании.



31

Резюме: структура и содержание. Составление резюме.



32

Пути получения профессии.



33

Построение личного профессионального плана.



34

Творческий проект «Моя будущая профессия»

Защита проекта.





Используемые источники:

https://dopobr73.ru/program/9620-vybor-professii

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/10/22/rabochaya-programma-po-proforientatsii-dlya-obuchayushchihsya-9-yh




















Опубликовано в группе «Планирование работы педагога»


Комментарии (1)

Наталья, 13.09.21 в 18:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.