Программа внеурочной деятельности «Человек. Труд. Профессия» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 9 January 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска Тамбовской области

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ СОШ № 19

№___ от ___________201 г.

___________ Е. В. Солончёва

«Человек. Труд. Профессия.»

Программа внеурочной деятельности

для обучающихся старшего школьного возраста

Разработали :

учитель математики Труфанова О.В.,

учитель русского языка и литературы

Любечанская Л.Н.

Рассмотрено на заседании МС

протокол № ___ от ____201 г.

Председатель МС ______Е.В.Щекочихина

Пояснительная записка

В настоящее время социально-экономическое состояние российского общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. При сохранении престижа высшего и средне специального образования наблюдается слабая информированность школьников о востребованных рабочих специальностях в экономике страны. В то же время, предприятия, фирмы и организации трудоустраивают молодежь неохотно, требуя определенный стаж работы. Молодые люди, оказавшись невостребованными на рынке труда, уходят в коммерческие структуры, где в большинстве случаев не имеют гарантированного социального пакета и дальнейшей социальной поддержки государства.

Для того, чтобы не оказаться в подобной ситуации, старшеклассники должны ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

2. Цель и задачи Программы

Общая цель программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у школьников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе, регионе, стране. оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи программы.
Образовательные задачи:

Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

Воспитательные задачи.

Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

Развивающие задачи.

Формирование положительного отношения к себе, уверенности в  своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

  • Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Ожидаемые результаты профориентационной работы.

Реализация данной Программы позволит:

повысить мотивацию молодежи к труду;

показать различия между желаниями и возможностями человека;

обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Сроки реализации Программы:

Программа «Человек. Труд. Профессия.» рассчитана на 3 часа (по 1 часу в триместр на протяжении одного года).

ЗАНЯТИЕ 1. «Моя будущая профессия»

Цель:

Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

Задачи:

1) Дать представление об основных понятиях профориентологии и разъяснить назначение профконсультации;
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

Регламент – 45-50 минут.

План занятия:

Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).

Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

Проведение профориентационного упражнения «Кто есть кто».

Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение со стульями, доска или стенд для размещения наглядных материалов. Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, листы бумаги и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Содержание:

1. Приветствие. Вводная часть.

С помощью наводящих вопросов педагог подводит ребят к самостоятельному формулированию цели занятия. Например, можно спросить: «Что вы ждете от занятия «Моя будущая профессия» (при чем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному ребенку, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера, система образования в РФ).

Педагог размещает на доске или стенде одно понятие. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

После того, как разобрали понятия, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

Найдите профессию, должность и специальность:

Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.

Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.

Летчик – пилот – командир вертолета.

Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.

Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

Оптант - человек, выбирающий профессию.

Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

Вакансия – свободное место, незанятая должность

Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5)высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

3. Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

4. Проведение профориентационного игрового упражнения «Кто есть кто?»

Цель упражнения- дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения 5 — 7 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Педагог опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения педагог называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.

Инструкция

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все члены команды одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной профессии).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а педагог сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии

(СНОСКА: Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

5.Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:

c техникой - «Человек – Техника»;

c природой - «Человек – Природа»;

со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»;

с художественным образом - «Человек – Художественный образ»;

c людьми - «Человек – Человек».

 Технономические профессии («Человек – Техника»): 

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами. 
Связаны:

с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

исследовать, наблюдать;

создавать и испытывать новые образцы;

планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

придумывать новые способы деятельности;

самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

принимать нестандартные решения.

технический склад ума;

пространственное воображение;

склонность к практическому труду;

эмоциональная устойчивость.


Биономические профессии («Человек – Природа»): 
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями. 
Связаны:

с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

ухаживать и наблюдать за животными;

разводить растения или животных;

заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

бороться с болезнями, вредителями;

выращивать овощи и фрукты;

ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями.

наблюдательность;

склонность к систематизации;

устойчивость внимания;

потребность в двигательной активности.


Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»): 
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. 
Профессии, связанные:

с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

с чертежами, картами;

со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

обрабатывать тексты и таблицы;

производить расчеты и вычисления;

перерабатывать информацию;

работать с чертежами, картами и схемами;

принимать и передавать сигналы и сообщения;

хорошо считать в уме;

оперировать знаками и символами;

искать и исправлять ошибки.

способность к математике;

развитое абстрактное мышление;

высокая устойчивость внимания;

склонность к общению;

аккуратность и усидчивость.


Артономические профессии («Человек — Художественный образ»): 
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. 
Профессия данного типа связаны:

с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

заниматься художественным оформлением;

заниматься художественным творчеством 
(живопись, скульптура, фотография, кино...);

сочинять (стихи, прозу и др.);

выступать на сцене;

изготавливать своими руками красивые вещи;

петь, играть на музыкальных инструментах.

яркое воображение;

образное мышление;

склонность к творчеству;

гибкость чувств;

специальные способности;

развитость функциональных способностей 
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)


Социономические профессии («Человек - Человек»): 
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

обслуживание людей;

занятие лечением;

обучение;

воспитание;

защита прав и безопасности;

управление людьми;

легкость знакомства и общения с новыми людьми;

умение внимательно выслушивать людей;

умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

развитые коммуникативные способности;

эмоциональная устойчивость;

быстрая переключаемость внимания;

эмпатия;

наблюдательность;

организаторские способности.


 

Педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек - знаковая система».

6. Подведение итогов занятия.

Педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что было интересного и полезного за эти минуты.


 


 

ЗАНЯТИЕ 2. «Здоровье и профессия»

Цель: дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии и последующих возможных заболеваний, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.

Задачи:

1) Информирование учащихся об особенностях выбора профессии.

2) Познакомить с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий;
3) Показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;

4) Осознание учащимися различия между желаниями и возможностями человека.

Регламент – 45-50 минут.

План занятия:

Приветствие. Вводная часть.

Разъяснение профпригодности при выборе профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

Проведение юмористической викторины на знание профессий

Проведение профориентационного игрового упражнения «День из жизни…»

Закрепление полученных знаний по профессиональной пригодности.

Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение со стульями, доска или стенд для размещения наглядных материалов. Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, листы бумаги и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Содержание:

1. Приветствие. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем мероприятии, где мы поговорим о профессиях, а конкретно о том, как может повлиять будущая профессия на ваше здоровье. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор – выбор будущей профессии – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.

2. Разъяснение профпригодности при выборе профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

- Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека?

- В чём это выражается?

- Скажите, что вы понимаете под термином “здоровье”?

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы определенных профессий? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем учитель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям). По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп:

Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

3. Проведение юмористической викторины на знание профессий

Номер телефона, по которому нужно вызывать пожарных? (01)

Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)

Профессия человека, имеющего отношение к охране леса? (лесничий)

Какую профессию имеет человек, лечащий животных? (ветеринар)

Номер телефона, по которому вызывают “ Скорую помощь”? (03)

Как называют главного повара в ресторане? (шеф-повар)

Детский врач? (педиатр)

Глава города. (мэр)

Профессия Д.А. Медведева (Президент Российской Федерации)

Человек, работающий в магазине? (продавец)

Главный человек в школе? (директор)

Какую профессию сейчас имеет человек, которого раньше называли “цирюльник”? (парикмахер)

Духовная профессия? (священник)

Животные, которые часто охраняют вместе с людьми государственную границу? (собаки)

15) Самые смешные люди в цирке? (клоуны)

16) Человек, имеющий прямое отношение к драгоценным камням и металлам? (ювелир)

17) Какая профессия по-английски звучит как “бодигард”? (телохранитель)

18) Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)

19) Кем по профессии был Виктор Драгунский? (детский писатель)

20) Человек, занимающийся устранением недостатков речи? (логопед, дефектолог)

21) Номер телефона, по которому можно вызвать наряд милиции. (02)

22) Кем был Ю.А.Гагарин? (космонавтом)

23) Кто по профессии В.В.Путин? (премьер-министр)

24) Кем по профессии был Дядя Степа из стихотворения С.В.Михалкова? (милиционер)

25) Постановщик художественных фильмов, сериалов? (режиссер)

26) Есть такая профессия - Родину охранять. Что за профессия? (военный)

27) Профессия человека, связанная с выучкой служебных собак? (кинолог)

28) Человек, разрабатывающий модные стили в одежде? (модельер)

29) Профессия человека, который занимается разработкой различных макетов городов и поселков? (архитектор)

30) Бортпроводница на самолетах? (стюардесса)

4. Проведение профориентационного игрового упражнения «День из жизни…»

Цель упражнения - повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. 

Время проведения- 15 — 25 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

Ведущий определяет вместе с участниками, какая профессия будет рассматриваться в игре, например, фотомодель.

Инструкция

1.Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о личном трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя: звонок - завтрак звонок - урок - двоечники – вопрос-ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок отличники - звонок - дом - постель.

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе ту или иную профессию, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным, «ради хохмы», дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

2.Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них.

Обсуждение

Ведущий может спросить у участников, получился целостный рассказ или нет. Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-нибудь из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что в нем происходило. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

5.Закрепление полученных знаний по профессиональной пригодности.

Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое-то заболевание.

Заболевание

Рекомендуемые профессии и специальности

Органов зрения

 

Органов слуха

 

Сердечно-сосудистой системы

 

Нервной системы

 

Органов пищеварения

 

 

При выполнении задания можно ссылаться на таблицу «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях»

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Заболевание

Противопоказания, профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности.

Органы зрения

Работа особо высокой точности, связанная с напряжением зрения;

Работа с мелкими деталями; работа, требующая ношения очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонной положении.

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля.

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и умения общаться с людьми; работа, требующая напряжения слуха; значительный шум и вибрация.

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер.

Кожа

Контакт с токсичными и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук.

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор.

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работа на высоте, у движущих механизмов.

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка.

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсичными веществами; значительное физическое напряжение; все виды излучения.

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф.

Сердечно-сосудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсичными веществами; работа на высоте с движущимися механизмами; шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод.

Органы пищеварения

Контакт с токсичными веществами; значительное физическое и нервное напряжение; нарушение режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и возможность соблюдать режим питания.

Сборщик полупроводников

оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель.

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсичными веществами, повышенная опасность травматизма.

Резчик по дереву, закройщик, столяр.

Озвучивают результаты заполнения таблицы.

6.Подведение итогов занятия.

В заключение мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

ЗАНЯТИЕ 3. «Хочу быть, надо быть, могу быть и буду!»

Цель: выяснить и проанализировать динамику профессиональных интересов, подвести итоги профориентационной работы, выяснить, насколько глубоко усвоены учащимися полученные знания, условий оптимального выбора профессии в том числе.

Задачи:

1. формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

2. информирование учащихся об особенностях выбора профессии;

3. развивать творческие способности учащихся;

4. Формировать умение работать в группах.

Регламент – 45-50 минут.

План занятия:

Приветствие. Вводная часть.

Проведение профориентационной викторины «Хочу, могу, надо»

Подведение итогов занятия

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение со стульями, доска или стенд для размещения наглядных материалов. Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, листы бумаги и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Содержание:

1.Приветствие. Вводная часть.

Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни…

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч.

Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу".

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим словом "могу".

А также необходимо учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

- Дорогие одноклассники! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.

А сегодня мы проведем профориентационную викторину «Хочу, могу, надо».

2.Проведение профориентационной викторины «Хочу, могу, надо».

Инструкция

Участники делятся на две команды, выбирают капитана команды.

Утверждаем состав жюри. Объяснение правил игры.

Слово капитанам команд (“Защита названия команды”).

1 задание «Назовите профессии на букву…»

Вспомните и назовите профессии на букву «П».

Время на подготовку 5 минут. Команды называют профессии по очереди. За каждую правильную профессию присваивается 1 балл.

Подводится подсчет баллов.

Озвучиваются результаты 1 задания.

2 задание «Угадайте профессию по профессиограмме»

Ведущий описывает профессию по заранее приготовленным профессиограммам (7 профессий), не называя профессию. Команды должны догадать, про какую профессию рассказывает ведущий. Кто первый догадался, поднимает руку и называет профессию. За каждую правильно угаданную профессию присваивается 1 балл.

Подводится подсчет баллов.

Озвучиваются результаты 2 задания.

3 задание «Презентация профессии»

Командам предлагается одна профессия (например, повар, парикмахер, официант).

Каждая команда должна прорекламировать выбранную профессию. Время на подготовку 3 минуты.

Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за наиболее удачную презентацию профессии.

Озвучиваются результаты 3 задания.

4 задание «Синквейн»

Составить синквейн на тему определенной профессии.

Правила составления синквейна:

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5. Пятая строка – одно слово, синоним темы. 

Время на подготовку 3 минуты.

Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за самый оригинальный синквейн.

Озвучиваются результаты 4 задания.

5 задание профориентационная игра «Ассоциация».

Одна команда загадает какую-нибудь профессию. Потом другая команда попробует ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, которые игроки задают по очереди капитану команды соперников, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса.

Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...

Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает в течение одной минуты продумать отгадывающим свои ответы. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

Затем команды меняются местами.

За каждую правильно угаданную профессию присваивается 1 балл.

Подводится подсчет баллов.

3.Подведение итогов занятия.

Слово жюри (подводятся итоги, благодарят участников за работу).

Материалы, используемые при подготовке к занятиям:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2000

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000

Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.