Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к Олимпу»

0
0
Материал опубликован 23 February 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №14» г. Глазова Удмуртской Республики

 

 

 

 

 







 

 

ТЕМА: Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Путь к Олимпу».

 






 

Автор: Бекмансурова Венера Ануровна

учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 

Глазов

2020 г


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа направлена на развитие интеллектуального потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресована обучающимся 8-11 классов.

Современному обществу нужны одаренные люди, поэтому задача школы не только обучить ученика предметным знаниям, но и развить думающую, творческую личность.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В наше время выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно. Одаренных детей можно назвать нестандартными детьми.  У них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. 

Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Одаренных детей отличают умение широко пользоваться накопленными знаниями. Ранняя речь, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Многие взрослые люди думают, что одаренный ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладающий хорошими умственными способностями, не имеет проблем в образовательном учреждении в ходе учебного процесса. Всем кажется, что такому ребенку уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же у одаренных детей существуют определённые сложности и проблемы.  У большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности. Данная потребность может вызвать проблему в урочной деятельности. На уроках недостаточно времени для работы с интеллектуально-развитыми обучающимися. Решением данной проблемы может стать организация занятий, которые будут развивать познавательный интерес ученика, учитывать его индивидуальные потребности во внеурочное время.

Еще один способ решения проблемы - создание малых учебных групп, которые не превышают 10 человек.  В таких группах можно достичь эффективного индивидуального подхода, обеспечить индивидуальное расписание ученикам и снять проблемы межличностных отношений. В малых группах легко организовать занятия по типу «свободного класса». Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.

Работая с интеллектуально одаренными учащимися, необходимо выйти за границы учебника, показывать им разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способов и методов много, и решить эту проблему можно также через участие в олимпиадах и конкурсах.

На сегодняшний день существует множество различных конкурсов и олимпиад. Приобщение учителем детей к ним способствует развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости, гибкости, быстроты мышления, а Интернет - конкурсы и олимпиады развивают ИКТ-компетентность, что действительно актуально в век компьютерных технологий.

 Олимпиада позволяет не только углублять знания по предмету, но и способствует формированию универсальных учебных действий.

Чтобы совершенствовать работу с одаренными детьми в процессе подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам, нужно придерживаться следующих принципов:

1.Максимальная самостоятельность. Школьники должны сами попробовать отыскать правильный ответ, так как наиболее прочными знаниями являются те, которые добыты самостоятельно, собственными усилиями.

2.Активность знаний. Запас знаний школьника должен находиться в активном применении. Педагог должен обеспечить постоянное повторение уже пройденного материала, при этом постоянно углубляя знания учащегося.

3. Анализ результатов прошлых олимпиад и конкурсов. Анализируя прошлые работы, учащиеся могут выявить недостатки и упущения, допущенные в знании предмета.

4. Принцип «золотой середины».  Необходимо находить золотую середину, выбирая задания для подготовки. Нельзя выбирать только сложные задания, так как это может отбить у учащихся желание заниматься.

    В процессе подготовки к олимпиадам и конкурсам рекомендуют также обратить внимание на следующие методические принципы, основы которых заложены выдающимся педагогом И.Ф. Шарыгиным.

    Регулярность. Ежедневно выделять время для самостоятельной работы, а не один раз в неделю работать много часов подряд.

    Опережающая сложность. Выполнять много слишком простых заданий, как и браться без должной подготовки за решение очень сложных, одинаково плохо. Имеет смысл работать на индивидуальном пределе трудности.

    Смена приоритетов. В период накопления приемов выполнения заданий, а также при выполнении трудных заданий главное – правильная идея, которую можно довести до ответа за разумное время. При отработке изученных методов, а также при выполнении стандартных заданий главное – получить правильный ответ.

    Вариативность. Полезно на примере одного задания рассмотреть различные приемы и методы его выполнения, а затем сравнить получившиеся решения с разных позиций.

    Самоконтроль. Регулярный и систематический анализ своих ошибок –обязательный элемент самостоятельной работы.

     Повторение. По мере накопления опыта и числа выполненных заданий следует просматривать и систематизировать свой архив.

    Чтение текста. Вдумчивое прочтение и понимание условия задания.

    Моделирование возможных ситуаций. Зная особенности своего поведения в экстремальных ситуациях, например, в условиях дефицита времени, имеет смысл искусственно их моделировать – хронометрировать время выполнения.

Описание целей и задач

Рабочая программа по курсу «Путь к Олимпу» разработана с целью – выявление, раскрытие и поддержка талантливого ребенка, подготовка ученика к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                 Выявить учеников с высоким интеллектуальным уровнем знаний;

2.                 Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

3.                 Стимулировать учащихся к достижению высоких результатов;

4.                 Снять страх перед новыми, сложными заданиями;

5.                 Научить контролировать время и оценивать собственные силы, не «застревать» на сложных заданиях;

6.                 Создать банк олимпиадных заданий.

Ожидаемые результаты от внедрения программы

В результате изучения данного курса в старшей школе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

-                     уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

-                     сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

-                     формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-                     формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                     осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

-                     овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

-                     овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам;

-                     устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

-                     учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-                     учиться аргументировать, доказывать;

-                     учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

-                     выделять свойства предметов;

-                     обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

-                     сопоставлять части и целое для предметов и действий;

-                     описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

-                     выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

-                     рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Диагностический инструментарий

Для изучения уровня развития познавательных психических процессов, характерологических личностных особенностей школьника, уровня его интеллектуального развития и творческих способностей может быть использован широкий спектр психодиагностических методик и тестов.

Критерии оценивания

Методики диагностирования

Мышление

анализ

- синтез

- сравнение

- абстрагирование

- обобщение

- классификация

- систематизация

- конкретизация

 

Тест Айзенка

тест «Структура интеллекта Амтхауэра»

тест Равена

методика Е.П. Торренса

Внимание

- концентрация

- устойчивость

- объем

Корректурная проба

Тест Мюнстерберга

П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая

Память

- образная

- эмоциональная

- словесно-логическая

 

Методика "Определение типа памяти" 

Методика "Изучение логической и механической памяти"

Методика «Смысловая память»

Акцентуации характера

Тест Леонгарда – Шмишека

тест Кеттелла

Мотивация учебной деятельности

Методика Н.Ц. Бадмаемой

Самооценка

Методика Дембо - Рубинштейна

 

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в сентябре - мае учебного года.

1 этап (сентябрь-октябрь) – диагностический: выявление одаренных, нестандартно мыслящих учащихся.

2 этап (ноябрь-февраль) – решение заданий повышенного уровня сложности, занятия с психологом по формированию эмоционально-волевой сферы учащихся и адекватной самооценки;

3 этап (март-май) – заключительный: участие в научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ, подведение общих итогов.

Ресурсы, которые необходимы для реализации программы

1.Специалисты, реализующие программуучитель и педагог-психолог.

2. Цифровые образовательные ресурсы.

 

t1677170405aa.pngt1677170405ab.pngЦОР

 



Приобретенные

   (рекомендованные ФГОС)

Авторские



ü    Единая Коллекция ЦОР

http://school-collection.edy.ru

(презентации, видео, аудиоматериалы)

ü    Учи.ру

https://uchi.ru

ü    Городская система дистанционного обучения

http://is.glazov.net

ü    Всероссийская многопредметная олимпиада «Умосфера»

https://umosphera.ru/

ü    Яндекс Учебник

https://education.yandex.ru

ü    Международный дистанционный конкурс «Олимпис»

https://www.olimpis.ru/

ü    Международный дистанционный турнир для учащихся 1-4 классов по русскому языку и математике

http://turnir1.ru/

 

 

 

ü ThingLink -  сервис для создания интерактивных изображений

https://www.thinglink.com

ü Learningapps - создание мультимедийных интерактивных упражнений

https://learningapps.org

ü Центр развития молодежи

http://www.cerm.ru

ü Авторские презентации по всем учебным предметам





План мероприятий по реализации программы

Мероприятия

 

Срок

Ответственные

Ожидаемые результаты

1

Создание банка диагностических работ

Сентябрь-ноябрь

Учитель,

педагог-психолог

Создание банка диагностических работ

2

Проведение месяца английского языка

Декабрь

Зам. дир. по УВР, учителя

Повышение уровня мотивации познавательной деятельности у учащихся

3

Организация и проведение конкурсов проектов в классе, параллели

Ноябрь-декабрь

Зам. дир. по УВР, учителя

Мониторинг участия каждого школьника в олимпиадах

4

Организация и проведение школьных, республиканских научно-практических конференций с одаренными учащимися

Январь-февраль

Зам. дир. по УВР, учителя

Выявление и поддержка учащихся ОУ города, одаренных в интеллектуальной деятельности

5

Развитие дистанционной формы обучения одаренных учащихся на основе внедрения в учебный процесс информационных технологий

Октябрь-май

Учителя английского языка

Развитие самостоятельности

6

Организация индивидуальных занятий с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня  

В течение года

Учителя английского языка

Повышение уровня продуктивности учебной работы

7

Проведение уроков-тренингов

В течение года

Педагог-психолог

Создание эмоционального контроля во время выполнения олимпиадных заданий

8

Организация консультаций родителей с педагогом-психологом, учителями, работающими с одаренными детьми.

В течение года

Учитель, педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

9

Пополнение портфолио обучающихся 

В течение года

Учащиеся, учителя

Повышение уровня самостоятельности познавательной активности учащихся

10

Информационная поддержка достижений одаренных детей на стенде и сайте школы.

В течение года

Зам. дир. по УВР, рук. сайта

Информирование участников образовательного процесса о происходящем в школе

11

Работа системы дополнительного образования: предметных факультативов, кружков.

В течение года

Зам.дир. по УВР, учителя

Развитие способностей учащихся.

Участие в различных конкурсах различного уровня

 

Возможные риски

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Можно выделить следующие риски, которые могут существенно повлиять на ход реализации программы:

1.                 Отсутствие ожидаемых конечных результатов программы;

2.                 Недостаточная мотивация обучающихся;

3.                 Недостаток времени на выполнение дополнительных заданий в связи с высокой нагрузкой учащихся;

4.                 Излишняя психологическая напряженность ученика;

5.                 Слабая заинтересованность родителей в необходимости проведения развивающей работы с детьми;

6.                 Несвоевременное психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Пути преодоления негативных последствий

 

Риски

Пути преодоления

1.

Отсутствие ожидаемых конечных результатов программы

Ø    разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов;

Ø    оптимизация процесса выполнения задания для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах;

 

2.

Недостаточная мотивация обучающихся

Ø    индивидуальная работа с учащимися;

Ø    изучение запросов учащихся по использованию различных форм работы;

3.

Недостаток времени на выполнение дополнительных заданий в связи с высокой нагрузкой учащихся

Ø    контроль со стороны учителя за нагрузкой учащегося;

4.

Излишняя психологическая напряженность ученика

Ø    индивидуальное консультирование с педагогом-психологом;

5.

Слабая заинтересованность родителей в необходимости проведения развивающей работы с детьми

Ø    информационно-разъяснительная работа;

6.

Несвоевременное психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Ø    тесное сотрудничество педагога-психолога и учителя;

Ø    четкое планирование мероприятий, отслеживание результатов учащихся и внесение рекомендаций по изменению индивидуального образовательного маршрута.

 

Информация о практической апробации программы с кратким анализом достигнутых результатов на момент участия в конкурсе

Данная программа была использована в 2021-2022, 2022-2023 учебных годах в 8Б (9Б) классе МБОУ «Гимназии №14» г. Глазова. В сентябре была проведена диагностика на интеллектуальную одаренность учащихся и выявлена группа из 5 учеников. Учитель в течение года осваивал работу в форме дистанционного обучения, которую применял во время индивидуальной работы с учащимися. Еженедельно проходили занятия по углублению предметных знаний. Один раз в месяц группа встречалась с педагогом-психологом на уроках-тренингах. 

В течение учебного года учащиеся попробовали свои силы в конкурсах проектных и исследовательских работ различного уровня.

В 2021-2022 учебном году ученики Бекмансуровой В.А. стали победителями и призерами научно-практических конференций. Результаты участия представлены в таблице.

 

Школьная конференция «Юный Исследователь»

2021-2022

Лесникова Алла

«Mobile applications as an additional tool in exam preparation»

Победитель

2022-2023

Лесникова Алла

«Developing a website as great tool in exam preparation in the 9th grade»

Победитель

Малкова Виктория

Creating an educational guide on idiomatic expressions”

2 место

Анкудинова Полина

Top 5 ways of memorizing new English lexis”

3 место

Республиканская конференция «За страницами учебника»

2021-2022

Лесникова Алла

«Mobile applications as an additional tool in exam preparation»

Победитель

Региональный этап Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Высший Пилотаж» от Высшей Школы Экономики

2021-2022

Лесникова Алла

«Mobile applications as an additional tool in exam preparation»

2 место

2022-2023

Лесникова Алла

The development of a website in student’s exam preparation”

Победитель

Малкова Виктория

Idiomatic expressions in the spoken English as an extra tool in developing language skills”

2 место

Анкудинова Полина

The best methods of memorizing new lexis in the English language”

3 место

Всероссийская конференция студентов и школьников

«Первые шаги в науку»

2021-2022

Наговицын Тимур

My Lapbook: about me

участник

Международный конкурс исследовательских и проектных работ «Таланты России»

2022-2023

Лесникова Алла

Создание сайта для подготовки к сдаче ОГЭ по английскому языку

Победитель I степени


Благодаря работе по данной рабочей программе учащиеся успешно выступили на научно-практических конференциях различных уровней, научились контролировать свои эмоции и оценивать собственные силы.

 

Список использованных источников и литературы

1.                 Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995. - №4.

2.                 Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. //Журнал практического психолога. – 1998. -  №3.

3.                 Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000

4.                 Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. – 1996. - №3 – с. 34.

5.                 Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997. - №1 – с. 59.

6.                 План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/03/12/plan-meropriyatiy-po-realizatsii-programmy, свободный. – Загл. с экрана (23.09.2019)

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.