Рабочая программа "Занимательная экология"

1
0
Материал опубликован 20 February

t1740039812aa.jpg


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 7 октября 2022 года, с редакцией, действующей с 13 октября 2022 года;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ № 383-П КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019);

- Устав МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка.

Направленность программы: естественнонаучная.

Направление: экология.

Уровень сложности содержания программы: стартовый (1 год). На занятия принимаются все желающие. При записи на программу у обучающихся проверяется наличие прививки от клеща.

Актуальность: Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. В крае реализуется Государственная программа Хабаровского края «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае», в которой признаётся наличие ряда экологических проблем на территории края. Один из вариантов изменить ситуацию образовательная деятельность. ДООП «Занимательная экология» разработана с учетом рационального природопользования и предполагает работу обучающихся по экомониторингу природных объектов территории своего населенного пункта. Ученические исследования по экологии своей местности сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы по проблемам экологии, анализ и план исследования, построение графиков, схем, диаграмм.

Обучающиеся занимаются изучением экологических проблем современности на примере места своего жительства. В рамках программы в процессе изучения раздела теории обучающиеся участвуют в практической природоохранной деятельности в рамках акций и мероприятий по направлению раздельный сбор мусора.

Отличительная особенность программы: Программа «Занимательная экология» модифицированная и разработана на основе программы «Эко медиа» для детей школьного возраста (12-14 лет), автор Н.П. Шепелёва, исключив раздел журналистики и дополнив разделы самостоятельной и исследовательской деятельностью.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 12 – 14 лет. Дети этого возраста активно включаются в процессы как быстрого, так и длительного достижения результата, им интересно развитие ситуации, самостоятельная работа, ответственность за результат своей деятельности.

Цель программы: формирование исследовательских навыков в области природоохраны.

Задачи:

предметные:

изучить основные понятия и методы исследований в области экологии;

сформировать знания организации и проведения самостоятельной исследовательской работы.

метапредметные:

развить способности сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию;

формировать коммуникативные умения и навыки;

личностные:

привлекать к участию в краеведческих конференциях и конкурсах.


Объём программы: программа рассчитана на один год. Общий объём: 144 часа в год. Недельная нагрузка – 4 часа по 45 минут.


Формы и режим занятий: групповые занятия; индивидуальные занятия; самостоятельная работа; творческие конкурсы. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

При организации занятий с учащимися необходимо использовать дифференцированный подход, давая задания разного уровня сложности. Применять разнообразные формы и методы работы (индивидуальный, групповой).


Учебный план

п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы

контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2



2

Экология и экологические факторы

20

6

14

Практическая работа

2.1

Экология. Взаимоотношения живых организмов между собой.

8

4

4


2.2

Жизненные формы живых организмов

12

2

10


3

Среда обитания

22

8

14

Практическая работа

3.1

Среда обитания. Характеристика основных сред обитания.

10

4

6



3.2

Основные виды организмов, обитающие в каждой из рассмотренных сред.

12

4

8


4

Экосистема

18

4

14

Практическая работа

4.1

Понятие об экосистемах. Основные экосистемы природных зон.

8

2

6


4.2

Искусственные экосистемы. Создание искусственной экосистемы.

10

2

8


5

Загрязнение окружающей среды.

20

4

16

Практическая работа

5.1

Загрязнение вод и почвы.

10

2

8


5.2

Загрязнение атмосферного воздуха.

10

2

8


6

Охрана живой природы

18

4

14

Практическая работа

6.1

Красная книга России.

8

2

6


6.2

Красная книга Хабаровского края

10

2

8



7

Особо охраняемые природные территории Хабаровского края (ООПТ)

22

4

18

Творческая работа

7.1

Заповедники

8

2

6


7.2

Заказники

8

2

6


7.3

Национальные парки, памятники природы.

6

2

4


8

Экологические проблемы

20

4

16

Практическая работа

8.1

Экологические проблемы района имени Лазо

10

2

8


8.2

Экологические проблемы Хабаровского края.

10

2

8


9

Итоговое занятие.

2

2


Творческая работа



144

38

106


Содержание программы

Вводное занятие

Оборудование: ноутбук, фотоаппарат, принтер.

Теория: Основные направления экологии. Экология – наука будущего. Инструктаж по технике безопасности.


Экология и экологические факторы

Оборудование: ноутбук, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, фотоаппарат, принтер.

Теория: Экология как наука. Экологические факторы. Пищевые взаимоотношения. Жизненные формы живых организмов.

Практика: Приспособительные особенности растений и животных к различным экологическим факторам. Изучение биоритмов.

Практическая работа: «Адаптация организмов к экологическим факторам среды».


Среда обитания.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, фотоаппарат, коллекция насекомых вредителей.

Теория: Среда обитания. Характеристика основных сред обитания. Основные виды организмов, обитающие в каждой из рассмотренных сред.

Практика: приспособительные особенности растений и животных, обитающих в различных средах жизни. Рассмотрение особенностей живых организмов, видеоматериалы о приспособлениях животных.

Практическая работа: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».


Экосистема

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, фотоаппарат.

Теория: понятие об экосистемах. Основные экосистемы природных зон. Искусственные экосистемы.

Практика: рассмотрение особенностей различных экосистем. Основные виды живых организмов, обитающих в данных экосистемах.


Загрязнение окружающей среды

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, бумага фильтровальная, пробирки пластиковые, фотоаппарат, принтер, ноутбук.

Теория: Загрязнение окружающей среды. Загрязнение вод и почвы. Загрязнение атмосферного воздуха.

Практика: Загрязнение водной среды. Загрязнение почвенной среды. Загрязнения воздушной среды.


Охрана живой природы.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, фотоаппарат, ноутбук, принтер.

Теория: Охрана живой природы. Красная книга России. Красная книга Хабаровского края.

Практика: рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу. Изучение деятельности общественных экологических организаций.


Особо охраняемые природные территории Хабаровского края (ООПТ)

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, фотоаппарат.

Теория: Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.

Практика: Знакомство о ООПТ края.


Экологические проблемы.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB-микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, бумага фильтровальная, фотоаппарат, ноутбук.

Теория: Экологические проблемы. Экологические проблемы района имени Лазо и Хабаровского края. Лесные проблемы. Проблема питьевой воды. Опустынивание. Проблема отходов. Продовольственная проблема.

Практика: методы решения экологических проблем. Моделирование различных сценариев развития проблем и общества.


Итоговое занятие.

Теория: Защита творческой работы.

Планируемые результаты:

предметные:

изучат основные понятия и методы исследований в области экологии;

сформируются навыки организации и проведения самостоятельной исследовательской работы.

метапредметные:

Смогут:

сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию;

взаимодействовать в группе обучающихся, убеждать оппонентов в правильности своих суждений и доводов;

личностные:

примут участие в краеведческих конференциях и конкурсах.


Принципы работы:

постепенность и последовательность (от простого к сложному);

использование образного, ассоциативного мышления в различных формах работы с детьми;

принцип эмоционального положительного фона обучения;

коллективный способ развития личности в социуме и индивидуальный подход к каждому ребенку в работе над трудностями.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки детей и времени, необходимого для решения профессиональных задач.




Время

Цель проведения

Формы контроля

Текущий контроль

В течение всего учебного года (в конце раздела)

Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.


Творческая работа, практическая работа.

Итоговая аттестация

В конце учебного года (обучения по программе)


Определение результатов обучения.


Творческая работа



п/п


Наименование основного оборудования


Технические средства обучения


Ноутбук

1


Звуковые колонки

1


Фотоаппарат

1


Принтер/МФУ с картриджем

1

Мебель


Комплект мебели

1


Стул учительский

1


Стол учительский

1


Шкаф для приборов лабораторный

1


Шкаф для коллекций и дидактических материалов

1

Лабораторное оборудование


Цифровой USB-микроскоп

2

Учебно-практическое оборудование

(учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.)

1

Коллекция семян культурных растений

1

2

Коллекция вредителей сельскохозяйственных культур

1

3

Контейнеры для сбора образцов

на группу

4

Пипетки

на группу

5

Покровные стёкла

на группу

6

Предметные стёкла

на группу

7

Пинцет анатомический

на группу

8

Бумага фильтровальная

на группу


Формы аттестации


Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.

Формы аттестации для определения результативности освоения программы творческая работа.

Текущий контроль проводится после изучения каждой темы и вносится в мониторинговую карту. Форма проведения: беседа, экскурсия, творческая работа, практическая работа.

Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы (стенд/постер).



Список литературы


Багдасарян, А. С. Биотестирование почв техногенных зон городских территорий с использованием растительных организмов. дис. канд. биол. наук. Ставрополь, 2005. 159 c.

Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. Челябинск. ЮУрГУ, 2011.

Ахмадулин Ы.В. Основы теории журналистики. – Ростов н/Д: Феникс. 2009.

Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 3-е издание: СП б.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Зверева Н. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. – М, 2002

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 2001.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие. РИП- холдинг. 2003.

Познин В. Основы монтажа изображения. – СПб, 2000

Привалова М. Работа над видеосюжетом.– М., 2001

Рабигер М. Монтаж. М, 1999

Вальков, В. Ф. Почвоведение: учебник для бакалавров / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 527 с.

Высоцкая, М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В. Высоцкая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 256c.

Голиков, В. И. Сельскохозяйственная энтомология: учебное пособие / В.И. Голиков. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 221 с

Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ, 1985. - 192 c.

Терехова, В. А. Биотестирование почв: подходы и проблемы // Почвоведение. 2011. № 2. С. 190-198. выступая публично. – М.: Прогресс, 1994.

Леонтович, А. В., Калачихина, О.Д, Обухов, А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». – М., 2003.

Титов, Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта

//Город. – 2002. - №3 – с.20-2 1.






Календарный учебный график

Дата

Тема занятия

Форма

проведения

Кол-во

часов

Форма контроля

Примечание

Сентябрь

02.09

03.09

Предмет экологии, основные направления. Инструктаж по ТБ.

Беседа-рассказ

2



04.09

05.09

Экология как наука.


2



06.09

09.09

Экологические факторы.


2



10.09

11.09

Пищевые взаимоотношения.


2



12.09

13.09

Жизненные формы живых организмов.


2



16.09

17.09

Жизненные формы живых организмов.


2



18.09

19.09

Приспособительные особенности растений и животных к различным экологическим факторам.





20.09

23.09

Изучение биоритмов.


2



24.09

25.09

Изучение биоритмов.


2



26.09

27.09

«Адаптация организмов к экологическим факторам среды».


2



30.09

01.10

«Адаптация организмов к экологическим факторам среды».


2


Практическая работа

02.10

03.10

Среда обитания.


2



04.1007.10


Характеристика основных сред обитания.


2



08.10

09.10


Основные виды организмов.


2



10.10

11.10

Основные виды организмов.


2



14.10

15.10

Приспособительные особенности 2растений и животных, обитающих в различных средах жизни


2



16.10

17.10

Приспособительные особенности растений и животных, обитающих в различных средах жизни


2



18.10

21.10

Рассмотрение особенностей живых организмов


2



22.10

23.10

Праздник «Эколята – Молодые защитники природы»


2



24.10

25.10

Рассмотрение особенностей живых организмов


2



05.11

06.11


Видеоматериалы о приспособлениях животных


2



07.1108.11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания


2



11.11

12.11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания


2


Практическая работа

13.11

14.11

15.11

18.11

Подготовка к краевому этапу Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтёры могут всё»


4



19.11

20.11

Понятие об экосистемах.


2



21.11

22.11

Основные экосистемы природных зон.


2



25.11

26.11

Основные экосистемы природных зон.


2



27.11

28.11

Искусственные экосистемы.


2



29.11

02.12

Искусственные экосистемы.


2



03.12

04.12

Рассмотрение особенностей различных экосистем.


2



05.12

06.12

Рассмотрение особенностей различных экосистем.


2



09.12

10.12

Основные виды живых организмов, обитающих в изученных экосистемах.


2



11.12

12.12

Основные виды живых организмов, обитающих в изученных экосистемах.


2


Практическая работа

13.12

16.12

Загрязнение окружающей среды.


2



17.12

18.12

Загрязнение вод.


2



19.12

20.12

Загрязнение почвы.


2



23.12

24.12

Загрязнение атмосферного воздуха.


2



25.12

26.12

Загрязнение водной среды.


2



27.12

09.01

Загрязнение водной среды.


2



10.01

13.01

Загрязнение почвенной среды.


2



14.01

15.01

Загрязнение почвенной среды.


2



17.01

20.01

Загрязнения воздушной среды.


2



21.01

22.01

Загрязнения воздушной среды.


2


Практическая работа

23.01

24.01

Охрана живой природы.


2



27.01

28.01

Охрана живой природы.


2



29.01

30.01

Животные Красной книги России.


2



31.01

03.02

Растения Красной книги России.


2



04.02

05.02

Животные Красной книги Хабаровского края.


2



06.02

07.02

Растения Красной книги Хабаровского края.


2



10.02

11.02

Рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу


2



12.02

13.02

Рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу


2



14.02

17.02

Изучение деятельности общественных экологических организаций


2


Практическая работа

18.02

19.02

Особо охраняемые природные территории Хабаровского края.


2



20.02

21.02

Особо охраняемые природные территории Хабаровского края.


2



24.02

25.02

Заповедники.


2



26.02

27.02

Заказники.


2



28.02

03.03

Заказники.


2



04.03

05.03

Национальные парки.


2



06.03

07.03

Национальные парки.


2



10.03

11.03

Памятники природы.


2



12.03

14.03

Памятники природы.


2



17.03

18.03

Знакомство о ООПТ края.


2



19.03

20.03

Знакомство о ООПТ края.


2



21.03

24.03

Экологические проблемы.


2



25.03

26.03

Экологические проблемы района имени Лазо.


2



07.08

08.04

Экологические проблемы Хабаровского края.


2



09.04

10.04

Лесные проблемы.


2



11.04

14.04

Проблема питьевой воды.


2



15.04

16.04

Опустынивание.


2



17.04

18.04

Проблема отходов.


2



21.04

22.04

Продовольственная проблема.


2



23.04

24.04

Рациональное природопользование.


2



25.04

28.04

Природные ресурсы.


2



29.04

30.04

Классификация природных ресурсов.


2



05.05

06.05

Природные ресурсы России.


2



07.05

12.05

Природные ресурсы Хабаровского края


2



13.05

14.05


Ресурсы природных компонентов

Ресурсы природно-территориальных комплексов


2



15.05

16.05


Энергетические ресурсы.

Неэнергетические ресурсы.


2



19.05

Методы решения экологических проблем.


2



20.05

21.05

Моделирование различных сценариев развития проблем и общества.


2


Творческая работа

22.05

23.05

Защита проектов


2



26.05

Итоговое занятие.


2


Защита творческой работы.
















Мониторинг результатов обучения

 


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

1

Теоретическая подготовка:

1.1

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

1

наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

10

1.2.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

1

собеседование

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

10

2

Практическая подготовка:

2.1

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1

контрольное задание

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

10

2.2.

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

1

контрольное задание

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

10

2.3.

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

1

контрольное задание

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

5

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

10

3

Общеучебные умения и навыки:

3.1

Учебно-интеллектуальные умения:

А

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

В

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.2.

Учебно-коммуникативные умения:

А

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

В

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.3

Учебно-организационные умения и навыки:

А

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

1

наблюдение

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

10

В

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовл. – хорошо – отлично


наблюдение




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.