Рабочая программа "Занимательная экология"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 7 октября 2022 года, с редакцией, действующей с 13 октября 2022 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ № 383-П КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019);
- Устав МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка.
Направленность программы: естественнонаучная.
Направление: экология.
Уровень сложности содержания программы: стартовый (1 год). На занятия принимаются все желающие. При записи на программу у обучающихся проверяется наличие прививки от клеща.
Актуальность: Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. В крае реализуется Государственная программа Хабаровского края «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае», в которой признаётся наличие ряда экологических проблем на территории края. Один из вариантов изменить ситуацию – образовательная деятельность. ДООП «Занимательная экология» разработана с учетом рационального природопользования и предполагает работу обучающихся по экомониторингу природных объектов территории своего населенного пункта. Ученические исследования по экологии своей местности сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы по проблемам экологии, анализ и план исследования, построение графиков, схем, диаграмм.
Обучающиеся занимаются изучением экологических проблем современности на примере места своего жительства. В рамках программы в процессе изучения раздела теории обучающиеся участвуют в практической природоохранной деятельности в рамках акций и мероприятий по направлению раздельный сбор мусора.
Отличительная особенность программы: Программа «Занимательная экология» модифицированная и разработана на основе программы «Эко медиа» для детей школьного возраста (12-14 лет), автор Н.П. Шепелёва, исключив раздел журналистики и дополнив разделы самостоятельной и исследовательской деятельностью.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 12 – 14 лет. Дети этого возраста активно включаются в процессы как быстрого, так и длительного достижения результата, им интересно развитие ситуации, самостоятельная работа, ответственность за результат своей деятельности.
Цель программы: формирование исследовательских навыков в области природоохраны.
Задачи:
предметные:
изучить основные понятия и методы исследований в области экологии;
сформировать знания организации и проведения самостоятельной исследовательской работы.
метапредметные:
развить способности сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию;
формировать коммуникативные умения и навыки;
личностные:
привлекать к участию в краеведческих конференциях и конкурсах.
Объём программы: программа рассчитана на один год. Общий объём: 144 часа в год. Недельная нагрузка – 4 часа по 45 минут.
Формы и режим занятий: групповые занятия; индивидуальные занятия; самостоятельная работа; творческие конкурсы. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
При организации занятий с учащимися необходимо использовать дифференцированный подход, давая задания разного уровня сложности. Применять разнообразные формы и методы работы (индивидуальный, групповой).
№ п/п | Название темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | | |
2 | Экология и экологические факторы | 20 | 6 | 14 | Практическая работа |
2.1 | Экология. Взаимоотношения живых организмов между собой. | 8 | 4 | 4 | |
2.2 | Жизненные формы живых организмов | 12 | 2 | 10 | |
3 | Среда обитания | 22 | 8 | 14 | Практическая работа |
3.1 | Среда обитания. Характеристика основных сред обитания. | 10 | 4 | 6 | |
3.2 | Основные виды организмов, обитающие в каждой из рассмотренных сред. | 12 | 4 | 8 | |
4 | Экосистема | 18 | 4 | 14 | Практическая работа |
4.1 | Понятие об экосистемах. Основные экосистемы природных зон. | 8 | 2 | 6 | |
4.2 | Искусственные экосистемы. Создание искусственной экосистемы. | 10 | 2 | 8 | |
5 | Загрязнение окружающей среды. | 20 | 4 | 16 | Практическая работа |
5.1 | Загрязнение вод и почвы. | 10 | 2 | 8 | |
5.2 | Загрязнение атмосферного воздуха. | 10 | 2 | 8 | |
6 | Охрана живой природы | 18 | 4 | 14 | Практическая работа |
6.1 | Красная книга России. | 8 | 2 | 6 | |
6.2 | Красная книга Хабаровского края | 10 | 2 | 8 | |
7 | Особо охраняемые природные территории Хабаровского края (ООПТ) | 22 | 4 | 18 | Творческая работа |
7.1 | Заповедники | 8 | 2 | 6 | |
7.2 | Заказники | 8 | 2 | 6 | |
7.3 | Национальные парки, памятники природы. | 6 | 2 | 4 | |
8 | Экологические проблемы | 20 | 4 | 16 | Практическая работа |
8.1 | Экологические проблемы района имени Лазо | 10 | 2 | 8 | |
8.2 | Экологические проблемы Хабаровского края. | 10 | 2 | 8 | |
9 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | | Творческая работа |
| | 144 | 38 | 106 | |
Содержание программы
Вводное занятие
Оборудование: ноутбук, фотоаппарат, принтер.
Теория: Основные направления экологии. Экология – наука будущего. Инструктаж по технике безопасности.
Экология и экологические факторы
Оборудование: ноутбук, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, фотоаппарат, принтер.
Теория: Экология как наука. Экологические факторы. Пищевые взаимоотношения. Жизненные формы живых организмов.
Практика: Приспособительные особенности растений и животных к различным экологическим факторам. Изучение биоритмов.
Практическая работа: «Адаптация организмов к экологическим факторам среды».
Среда обитания.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, фотоаппарат, коллекция насекомых вредителей.
Теория: Среда обитания. Характеристика основных сред обитания. Основные виды организмов, обитающие в каждой из рассмотренных сред.
Практика: приспособительные особенности растений и животных, обитающих в различных средах жизни. Рассмотрение особенностей живых организмов, видеоматериалы о приспособлениях животных.
Практическая работа: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Экосистема
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, фотоаппарат.
Теория: понятие об экосистемах. Основные экосистемы природных зон. Искусственные экосистемы.
Практика: рассмотрение особенностей различных экосистем. Основные виды живых организмов, обитающих в данных экосистемах.
Загрязнение окружающей среды
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB- микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, бумага фильтровальная, пробирки пластиковые, фотоаппарат, принтер, ноутбук.
Теория: Загрязнение окружающей среды. Загрязнение вод и почвы. Загрязнение атмосферного воздуха.
Практика: Загрязнение водной среды. Загрязнение почвенной среды. Загрязнения воздушной среды.
Охрана живой природы.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, фотоаппарат, ноутбук, принтер.
Теория: Охрана живой природы. Красная книга России. Красная книга Хабаровского края.
Практика: рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу. Изучение деятельности общественных экологических организаций.
Особо охраняемые природные территории Хабаровского края (ООПТ)
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, фотоаппарат.
Теория: Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.
Практика: Знакомство о ООПТ края.
Экологические проблемы.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, цифровой USB-микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, бумага фильтровальная, фотоаппарат, ноутбук.
Теория: Экологические проблемы. Экологические проблемы района имени Лазо и Хабаровского края. Лесные проблемы. Проблема питьевой воды. Опустынивание. Проблема отходов. Продовольственная проблема.
Практика: методы решения экологических проблем. Моделирование различных сценариев развития проблем и общества.
Итоговое занятие.
Теория: Защита творческой работы.
Планируемые результаты:
предметные:
изучат основные понятия и методы исследований в области экологии;
сформируются навыки организации и проведения самостоятельной исследовательской работы.
метапредметные:
Смогут:
сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию;
взаимодействовать в группе обучающихся, убеждать оппонентов в правильности своих суждений и доводов;
личностные:
примут участие в краеведческих конференциях и конкурсах.
постепенность и последовательность (от простого к сложному);
использование образного, ассоциативного мышления в различных формах работы с детьми;
принцип эмоционального положительного фона обучения;
коллективный способ развития личности в социуме и индивидуальный подход к каждому ребенку в работе над трудностями.
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки детей и времени, необходимого для решения профессиональных задач.
Время | Цель проведения | Формы контроля |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года (в конце раздела) | Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение. | Творческая работа, практическая работа. |
Итоговая аттестация | ||
В конце учебного года (обучения по программе) | Определение результатов обучения. | Творческая работа |
№ п/п | Наименование основного оборудования | |
Технические средства обучения | ||
| Ноутбук | 1 |
| Звуковые колонки | 1 |
| Фотоаппарат | 1 |
| Принтер/МФУ с картриджем | 1 |
Мебель | ||
| Комплект мебели | 1 |
| Стул учительский | 1 |
| Стол учительский | 1 |
| Шкаф для приборов лабораторный | 1 |
| Шкаф для коллекций и дидактических материалов | 1 |
Лабораторное оборудование | ||
| Цифровой USB-микроскоп | 2 |
Учебно-практическое оборудование (учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.) | ||
1 | Коллекция семян культурных растений | 1 |
2 | Коллекция вредителей сельскохозяйственных культур | 1 |
3 | Контейнеры для сбора образцов | на группу |
4 | Пипетки | на группу |
5 | Покровные стёкла | на группу |
6 | Предметные стёкла | на группу |
7 | Пинцет анатомический | на группу |
8 | Бумага фильтровальная | на группу |
Формы аттестации
Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.
Формы аттестации для определения результативности освоения программы творческая работа.
Текущий контроль проводится после изучения каждой темы и вносится в мониторинговую карту. Форма проведения: беседа, экскурсия, творческая работа, практическая работа.
Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы (стенд/постер).
Список литературы
Багдасарян, А. С. Биотестирование почв техногенных зон городских территорий с использованием растительных организмов. дис. канд. биол. наук. Ставрополь, 2005. 159 c.
Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. Челябинск. ЮУрГУ, 2011.
Ахмадулин Ы.В. Основы теории журналистики. – Ростов н/Д: Феникс. 2009.
Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 3-е издание: СП б.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
Зверева Н. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. – М, 2002
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 2001.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие. РИП- холдинг. 2003.
Познин В. Основы монтажа изображения. – СПб, 2000
Привалова М. Работа над видеосюжетом.– М., 2001
Рабигер М. Монтаж. М, 1999
Вальков, В. Ф. Почвоведение: учебник для бакалавров / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 527 с.
Высоцкая, М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В. Высоцкая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 256c.
Голиков, В. И. Сельскохозяйственная энтомология: учебное пособие / В.И. Голиков. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 221 с
Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ, 1985. - 192 c.
Терехова, В. А. Биотестирование почв: подходы и проблемы // Почвоведение. 2011. № 2. С. 190-198. выступая публично. – М.: Прогресс, 1994.
Леонтович, А. В., Калачихина, О.Д, Обухов, А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». – М., 2003.
Титов, Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта
//Город. – 2002. - №3 – с.20-2 1.
Календарный учебный график
Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
Сентябрь | |||||
02.09 03.09 | Предмет экологии, основные направления. Инструктаж по ТБ. | Беседа-рассказ | 2 | | |
04.09 05.09 | Экология как наука. | | 2 | | |
06.09 09.09 | Экологические факторы. | | 2 | | |
10.09 11.09 | Пищевые взаимоотношения. | | 2 | | |
12.09 13.09 | Жизненные формы живых организмов. | | 2 | | |
16.09 17.09 | Жизненные формы живых организмов. | | 2 | | |
18.09 19.09 | Приспособительные особенности растений и животных к различным экологическим факторам. | | | | |
20.09 23.09 | Изучение биоритмов. | | 2 | | |
24.09 25.09 | Изучение биоритмов. | | 2 | | |
26.09 27.09 | «Адаптация организмов к экологическим факторам среды». | | 2 | | |
30.09 01.10 | «Адаптация организмов к экологическим факторам среды». | | 2 | | Практическая работа |
02.10 03.10 | Среда обитания. | | 2 | | |
04.1007.10 | Характеристика основных сред обитания. | | 2 | | |
08.10 09.10 | Основные виды организмов. | | 2 | | |
10.10 11.10 | Основные виды организмов. | | 2 | | |
14.10 15.10 | Приспособительные особенности 2растений и животных, обитающих в различных средах жизни | | 2 | | |
16.10 17.10 | Приспособительные особенности растений и животных, обитающих в различных средах жизни | | 2 | | |
18.10 21.10 | Рассмотрение особенностей живых организмов | | 2 | | |
22.10 23.10 | Праздник «Эколята – Молодые защитники природы» | | 2 | | |
24.10 25.10 | Рассмотрение особенностей живых организмов | | 2 | | |
05.11 06.11 | Видеоматериалы о приспособлениях животных | | 2 | | |
07.1108.11 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | | 2 | | |
11.11 12.11 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | | 2 | | Практическая работа |
13.11 14.11 15.11 18.11 | Подготовка к краевому этапу Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтёры могут всё» | | 4 | | |
19.11 20.11 | Понятие об экосистемах. | | 2 | | |
21.11 22.11 | Основные экосистемы природных зон. | | 2 | | |
25.11 26.11 | Основные экосистемы природных зон. | | 2 | | |
27.11 28.11 | Искусственные экосистемы. | | 2 | | |
29.11 02.12 | Искусственные экосистемы. | | 2 | | |
03.12 04.12 | Рассмотрение особенностей различных экосистем. | | 2 | | |
05.12 06.12 | Рассмотрение особенностей различных экосистем. | | 2 | | |
09.12 10.12 | Основные виды живых организмов, обитающих в изученных экосистемах. | | 2 | | |
11.12 12.12 | Основные виды живых организмов, обитающих в изученных экосистемах. | | 2 | | Практическая работа |
13.12 16.12 | Загрязнение окружающей среды. | | 2 | | |
17.12 18.12 | Загрязнение вод. | | 2 | | |
19.12 20.12 | Загрязнение почвы. | | 2 | | |
23.12 24.12 | Загрязнение атмосферного воздуха. | | 2 | | |
25.12 26.12 | Загрязнение водной среды. | | 2 | | |
27.12 09.01 | Загрязнение водной среды. | | 2 | | |
10.01 13.01 | Загрязнение почвенной среды. | | 2 | | |
14.01 15.01 | Загрязнение почвенной среды. | | 2 | | |
17.01 20.01 | Загрязнения воздушной среды. | | 2 | | |
21.01 22.01 | Загрязнения воздушной среды. | | 2 | | Практическая работа |
23.01 24.01 | Охрана живой природы. | | 2 | | |
27.01 28.01 | Охрана живой природы. | | 2 | | |
29.01 30.01 | Животные Красной книги России. | | 2 | | |
31.01 03.02 | Растения Красной книги России. | | 2 | | |
04.02 05.02 | Животные Красной книги Хабаровского края. | | 2 | | |
06.02 07.02 | Растения Красной книги Хабаровского края. | | 2 | | |
10.02 11.02 | Рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу | | 2 | | |
12.02 13.02 | Рассмотрение живых организмов, занесенных в Красную книгу | | 2 | | |
14.02 17.02 | Изучение деятельности общественных экологических организаций | | 2 | | Практическая работа |
18.02 19.02 | Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. | | 2 | | |
20.02 21.02 | Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. | | 2 | | |
24.02 25.02 | Заповедники. | | 2 | | |
26.02 27.02 | Заказники. | | 2 | | |
28.02 03.03 | Заказники. | | 2 | | |
04.03 05.03 | Национальные парки. | | 2 | | |
06.03 07.03 | Национальные парки. | | 2 | | |
10.03 11.03 | Памятники природы. | | 2 | | |
12.03 14.03 | Памятники природы. | | 2 | | |
17.03 18.03 | Знакомство о ООПТ края. | | 2 | | |
19.03 20.03 | Знакомство о ООПТ края. | | 2 | | |
21.03 24.03 | Экологические проблемы. | | 2 | | |
25.03 26.03 | Экологические проблемы района имени Лазо. | | 2 | | |
07.08 08.04 | Экологические проблемы Хабаровского края. | | 2 | | |
09.04 10.04 | Лесные проблемы. | | 2 | | |
11.04 14.04 | Проблема питьевой воды. | | 2 | | |
15.04 16.04 | Опустынивание. | | 2 | | |
17.04 18.04 | Проблема отходов. | | 2 | | |
21.04 22.04 | Продовольственная проблема. | | 2 | | |
23.04 24.04 | Рациональное природопользование. | | 2 | | |
25.04 28.04 | Природные ресурсы. | | 2 | | |
29.04 30.04 | Классификация природных ресурсов. | | 2 | | |
05.05 06.05 | Природные ресурсы России. | | 2 | | |
07.05 12.05 | Природные ресурсы Хабаровского края | | 2 | | |
13.05 14.05 | Ресурсы природных компонентов Ресурсы природно-территориальных комплексов | | 2 | | |
15.05 16.05 | Энергетические ресурсы. Неэнергетические ресурсы. | | 2 | | |
Методы решения экологических проблем. | | 2 | | | |
20.05 21.05 | Моделирование различных сценариев развития проблем и общества. | | 2 | | Творческая работа |
22.05 23.05 | Защита проектов | | 2 | | |
26.05 | Итоговое занятие. | | 2 | | Защита творческой работы. |
Мониторинг результатов обучения
| Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1 | Теоретическая подготовка: | ||||
1.1 | Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); | 1 | наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); | 5 | ||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 10 | ||||
1.2. | Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); | 1 | собеседование |
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); | 5 | ||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 10 | ||||
2 | Практическая подготовка: | ||||
2.1 | Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | 1 | контрольное задание |
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); | 5 | ||||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 10 | ||||
2.2. | Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); | 1 | контрольное задание |
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 10 | ||||
2.3. | Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); | 1 | контрольное задание |
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); | 5 | ||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 10 | ||||
3 | Общеучебные умения и навыки: | ||||
3.1 | Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
А | Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
Б | Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
В | Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
3.2. | Учебно-коммуникативные умения: | ||||
А | Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
Б | Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
В | Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
3.3 | Учебно-организационные умения и навыки: | ||||
А | Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||
Б | Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); | 1 | наблюдение |
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); | 5 | ||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). | 10 | ||||
В | Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл. – хорошо – отлично | | наблюдение |