Пояснительная записка
Факультативный курс «Экология для младших школьников» автор А.А. Плешаков разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе.
Цель программы «Экология для младших школьников»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Курс призван решать следующие задачи:
Обучающие:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников
Формирование ответственности за свои поступки;
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
Развивающие:
Развитие интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Особая актуальность изучения данного курса заключается в том, что именно начальная школа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «окружающий мир», обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников;
Общая характеристика факультативного курса
Содержание факультативного курса связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
Содержание программы «Экология для младших школьников» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая, ценностноориентировочная, через беседы, экологические игры, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Курс изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (автор А.А.Плешаков). Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся по курсу «Экология для младших школьников» будет использоваться ряд разворотов из учебника «Окружающий мир», представляющих редкие, нуждающиеся в охране виды растений, животных, грибов.
В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов. В конце учебного года проводится обобщение изученного, выделенное в программе факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».
Сроки реализации программы
Данная программа реализуется в течение 3 лет во внеурочной деятельности во 2, 3 и 4 классах.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно - методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, Интернет, электронных презентаций.
Методы и формы обучения
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать личную ответственность за свои поступки в мире природы и социуме. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию безопасного здорового образа жизни. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивов отношения к природе, чтобы не нарушалась культура понимания ценности природы как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение факультативного курса «Экология для младших школьников» в 3 классе отводится 1ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы, совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения факультативного курса
Результатами изучения факультативного курса «Экология для младших школьников» являются:
Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её природы;
Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности), чувство гордости за свою Родину, российский народ, выражающееся в в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально - нравственных представлений включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувст, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в селе и др.)
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гумманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;понимание особой роли России в мировой истории и культуре. знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Календарно-тематическое планирование.
№ пп/п |
Дата |
Тема занятия |
|
|
Выясняем, что такое экология (2ч) |
1 |
|
Организм и окружающая среда |
2 |
|
Экология - наука о связях |
|
|
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3ч) |
3 |
|
Работа с атласом - определителем «Растения нашей местности» |
4 |
|
Экскурсия на цветник, на пришкольный участок |
5 |
|
Работа с атласом - определителем «Животные нашей местности» |
|
|
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1ч) |
6 |
|
Представители редких организмов (грибов, растений, животных) |
|
|
Изучаем способы охраны природы (2ч) |
7 |
|
Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки) |
8 |
|
Байкальский заповедник |
|
|
Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3ч) |
9 |
|
Солнце как источник тепла и света для живых существ |
10 |
|
Теплолюбивые и холодостойкие растения |
11 |
|
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни живой природы |
|
|
Открываем жизнь в почве (1ч) |
12 |
|
Живые обитатели почвы. Особенности их строения и образа жизни |
|
|
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4ч) |
13 |
|
Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники |
14 |
|
Многообразие растений: хвощи, плауны |
15 |
|
Многообразие растений: черви, моллюски. ракообразные |
16 |
|
Г рибы и лишайники как особая группа живых существ |
|
|
Изучаем экологические связи в живой природе (4ч) |
17 |
|
Экологические связи в живой природе |
18 |
|
Сеть питания в природе и её значение |
19 |
|
Экологическая пирамида и её значение для охраны природы |
20 |
|
Защитные приспособления у растений и животных |
|
|
Знакомство с охраняемыми растениями и животными (5ч) |
21 |
|
Знакомство с растениями «Красной книги» |
22 |
|
Лекарственные растения, их свойства и правила сбора |
23 |
|
Охраняемые животные. Причины сокращения численности и меры их охраны |
24 |
|
История спасения бобра, соболя, стерха. |
25 |
|
Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. Сибирский ботанический сад. Иркутская зоогалерея |
26 |
|
Мастерим домики для птиц (1ч) Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц |
|
|
Учимся передавать свои знания другим ребятам (3ч) |
27 |
|
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток |
28 |
|
Подготовка и проведение школьниками бесед, конкурсов экологического содержания для других классов |
29 |
|
Экскурсия в природу |
|
|
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2ч) |
30 |
|
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека |
31 |
|
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье человека |
|
|
Обсуждаем примеры экологических катастроф (2ч) |
32 |
|
Экологические катастрофы. Причины, последствия экологических катастроф |
33 |
|
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение |
|
|
Подводим итоги нашей работы за год (1ч) |
34 |
|
Обобщение основных теоретических знаний по факультативному курсу |
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Обучающиеся 3 класса научатся:
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе), внутри живой природы, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
основы экологической безопасности;
некоторые города России, их главные достопримечательности, наиболее известные парки и заповедники нашей страны;
необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре в природе;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
различать наиболее распространённые растения, животных нашей страны и края;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную природу по охране природы;
проводить наблюдения природных явлений, фиксировать результаты;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность.
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях городов «Золотого кольца», готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари, хрестоматии).
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях