Рабочая программа «Экология младшего школьника»

1
0
Материал опубликован 12 October 2019 в группе

Пояснительная записка

Факультативный курс «Экология для младших школьников» автор А.А. Плешаков разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе.

Цель программы «Экология для младших школьников»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Курс призван решать следующие задачи:

Обучающие:

Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников

Формирование ответственности за свои поступки;

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

Развивающие:

Развитие интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Особая актуальность изучения данного курса заключается в том, что именно начальная школа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «окружающий мир», обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников;

Общая характеристика факультативного курса

Содержание факультативного курса связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Содержание программы «Экология для младших школьников» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая, ценностно­ориентировочная, через беседы, экологические игры, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Курс изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (автор А.А.Плешаков). Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся по курсу «Экология для младших школьников» будет использоваться ряд разворотов из учебника «Окружающий мир», представляющих редкие, нуждающиеся в охране виды растений, животных, грибов.

В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов. В конце учебного года проводится обобщение изученного, выделенное в программе факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».

 

Сроки реализации программы

Данная программа реализуется в течение 3 лет во внеурочной деятельности во 2, 3 и 4 классах.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно - методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, Интернет, электронных презентаций.

Методы и формы обучения

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать личную ответственность за свои поступки в мире природы и социуме. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию безопасного здорового образа жизни. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивов отношения к природе, чтобы не нарушалась культура понимания ценности природы как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Место курса в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение факультативного курса «Экология для младших школьников» в 3 классе отводится 1ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы, совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения факультативного курса

Результатами изучения факультативного курса «Экология для младших школьников» являются:

Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её природы;

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности), чувство гордости за свою Родину, российский народ, выражающееся в в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

расширение сферы социально - нравственных представлений включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувст, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в селе и др.)

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гумманитарных дисциплин;

умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;понимание особой роли России в мировой истории и культуре. знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

Календарно-тематическое планирование.

 

пп/п

Дата

Тема занятия

 

 

Выясняем, что такое экология (2ч)

1

 

Организм и окружающая среда

2

 

Экология - наука о связях

 

 

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3ч)

3

 

Работа с атласом - определителем «Растения нашей местности»

4

 

Экскурсия на цветник, на пришкольный участок

5

 

Работа с атласом - определителем «Животные нашей местности»

 

 

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1ч)

6

 

Представители редких организмов (грибов, растений, животных)

 

 

Изучаем способы охраны природы (2ч)

7

 

Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки)

8

 

Байкальский заповедник

 

 

Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3ч)

9

 

Солнце как источник тепла и света для живых существ

10

 

Теплолюбивые и холодостойкие растения

11

 

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни живой природы

 

 

Открываем жизнь в почве (1ч)

12

 

Живые обитатели почвы.

Особенности их строения и образа жизни

 

 

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4ч)

13

 

Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники

14

 

Многообразие растений: хвощи, плауны

15

 

Многообразие растений: черви, моллюски. ракообразные

16

 

Г рибы и лишайники как особая группа живых существ

 

 

Изучаем экологические связи в живой природе (4ч)

17

 

Экологические связи в живой природе

18

 

Сеть питания в природе и её значение

19

 

Экологическая пирамида и её значение для охраны природы

20

 

Защитные приспособления у растений и животных

 

 

Знакомство с охраняемыми растениями и животными (5ч)

21

 

Знакомство с растениями «Красной книги»

22

 

Лекарственные растения, их свойства и правила сбора

23

 

Охраняемые животные.

Причины сокращения численности и меры их охраны

24

 

История спасения бобра, соболя, стерха.

25

 

Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. Сибирский ботанический сад. Иркутская зоогалерея

26

 

Мастерим домики для птиц (1ч)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц

 

 

Учимся передавать свои знания другим ребятам (3ч)

27

 

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток

28

 

Подготовка и проведение школьниками бесед, конкурсов экологического содержания для других классов

29

 

Экскурсия в природу

 

 

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2ч)

30

 

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

31

 

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье человека

 

 

Обсуждаем примеры экологических катастроф (2ч)

32

 

Экологические катастрофы. Причины, последствия экологических катастроф

33

 

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение

 

 

Подводим итоги нашей работы за год (1ч)

34

 

Обобщение основных теоретических знаний по факультативному курсу


 

Планируемые результаты освоения факультативного курса

Обучающиеся 3 класса научатся:

определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

классифицировать объекты живой природы

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе), внутри живой природы, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения

основы экологической безопасности;

некоторые города России, их главные достопримечательности, наиболее известные парки и заповедники нашей страны;

необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки

собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

вырабатывать правильную осанку;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

правильно вести себя при пожаре в природе;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

различать наиболее распространённые растения, животных нашей страны и края;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную природу по охране природы;

проводить наблюдения природных явлений, фиксировать результаты;

осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет);

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность.

извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях городов «Золотого кольца», готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

находить дополнительные источники информации (словари, хрестоматии).

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.