12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ерушева Раиса Александровна113
учитель биологии МАОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Летка
Россия, Коми респ., село Летка

Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР приказ №181 от 30.08.2014г.

Кислицин В.Г. по МАОУ «СОШ» с. Летка


 


 


 

Рабочая программа по учебному предмету «Экология»

среднего общего образования

Срок реализации 2 года

Программа составлена на основе Примерной программы образовательных учреждений по биологии

Биология: 5 – 11 классы: программы./ {И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.} – М.: Вентана – Граф, 2014, - 400 с.

 


 

Составитель:

учителя биологии Ерушева Р.А.


 

с. Летка, 2014

Пояснительная записка

 

Программой предусмотрено овладение обучающимися научными основами экологии, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. На изучение курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю. При ведении курса 1 час в неделю: 34 часа – на вопросы по общей экологии в 10 классе, 34 часа – на изучение социальной и практической экологии в 11 классе. При преподавании курса экологии применяются информационно – коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология проектной и исследовательской деятельности и другие. Программа адаптирована к применению учебника: Экология, 10 – 11 класс. Автор: Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, Издательство «Дрофа», 2013 год

Цели изучения:

формирование знаний основ науки -  важнейших фактов, понятий, законов и теорий,  химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства;

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории и в повседневной жизни;

формирование  умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

• личностных: − устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

− умения анализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

− формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; − владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− овладение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− формирование личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- формирование способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


 

 

Тематическое планирование курса «Экология»


 

Тема раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение

Экологические факторы

Популяция

Экологическая система

Биосфера

Рациональное природопользование

Виды и формы загрязнений

Проблемы глобальных загрязнений

Охрана природы

Итого

5

11

6

9

5

7

7

8

11

68

4

8

4

7

4

6

7

8

11

1

3

2

2

1

1

 


 

Содержание учебного материала

Тема раздела

№ урока

Тема урока

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Региональный компонент

Введение

 

2. Экологические

факторы

3. Популяция

4. Экологическая система

5.Биосфера

6. Рациональное природопользование

7. Виды и формы загрязнений

8.Проблемы глобальных загрязнений

9. Охрана природы

1.

2.

3 - 4

 

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

 

15.

16.

 

17 – 18.

19.

20.

21.

21.

22.

23.

 

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43 – 44.

45 – 46.

47.

48.

49.

50.

51.

52 - 53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Введение. Экологическая ситуация в РКоми, Прилузском районе.

История экологии

Экологические законы Б. Коммонера

Структура экологии

Среда обитания

Живые организмы как среда обитания

Экологические факторы

Закономерности экологических факторов

Абиотические факторы

Фотопериодизм

Температурный режим

Влажность

Биотические факторы

Зачёт по теме: Экологические факторы

Понятие «популяция» в экологии

Структура популяции. Статистическая характеристика

Динамическая характеристика популяции

Регуляция численности популяции

Зачёт по теме: Популяция

Общая характеристика экосистемы

Состав экосистемы

Пищевые цепи и сети питания

Структура экосистем

Биологическая продуктивность экосистем

Экологические пирамиды

Смена экосистем

Искусственные экосистемы (агроценозы)

Зачёт по теме: Экологическая система

Понятие о биосфере

Свойства и функции биосферы

Биогеохимическая роль живого вещества

Круговорот веществ и превращение энергии

Зачёт по теме: Биосфера

Что такое природопользование

Значение лесных экосистем

Принцип рационального природопользования лесных экосистем

Принцип рационального природопользования тундровых экосистем

Принцип рационального природопользования болотных экосистем

Принцип рационального природопользования пресноводных экосистем

Зачёт по теме: Рациональное природопользование

Источники загрязнения окружающей среды

Классификация загрязнений. Физическое загрязнение

Химическое загрязнение

Биологическое загрязнение

Зачёт по теме: Виды и формы загрязнений

Экологические проблемы и кризисы

Загрязнение Мирового океана

Радиоактивное заражение

Загрязнение атмосферы и его последствия

Загрязнение гидросферы

Загрязнение почв, эрозия почв и борьба с ними

Зачёт по теме: Проблемы глобальных загрязнений

Уровни охраны природы

Особо охраняемые территории

Охрана растительных ресурсов

Охрана животных

Мероприятия по охране атмосферы от загрязнений

Методы очистки воды

Охрана почв

Методы биоиндикации

Экологический мониторинг

Международное сотрудничество

Зачёт по теме: Охрана природы

Итоговая контрольная работа по курсу: Экология

 

 

 

 

Проект: создание плакатов, отражающих сущность законов Коммонера.

Лабораторная работа№1: Выявление приспособлений у живых организмов в связи со средой обитания.

Лабораторная работа №2: Решение экологических задач: Выявление закономерностей экологических факторов(Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №3: Определение типов биотических взаимоотношений(Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №4: Решение экологических задач по теме: Экология популяций(Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №5: Решение задач (Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №6: Решение задач по теме: Пищевые цепи и сети питания

(Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №7: Решение задач по теме: Экологические пирамиды(Сборник задач по экологии)

Лабораторная работа №8: Решение задач по теме: Круговорот веществ и превращение энергии (Сборник задач по экологии)

Знакомство обучающихся с «Государственным докладом о состоянии окружающей среды в РК»

Проект: Модельный лес Прилузье

ООПТ РК, Прилузского района, Летки

Красная книга РКоми

Красная книга РКоми


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.