12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Сердюкова Наталья Павловна19

Кружок «Занимательная математика»

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

     Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание используется для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

       

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.



2.Учебно-тематический план



Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные




1 класс












Числа. Арифметические действия. Величины.

10

3

7

Выбирают удобные способы для выполнения конкретных заданий. Разгадывают кроссворды, играют в математические игры.


Мир занимательных задач.

15

8

7

Конструируют несложные задачи. Участвуют в учебном диалоге, анализируют различные варианты решения задач.


Геометрическая мозаика

8

4

4

Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.


Итого

33

15

18



2 класс





1.


Числа. Арифметические действия. Величины.

10

3

7

Выбирают удобные способы для выполнения конкретных заданий. Разгадывают кроссворды, играют в математические игры.

2.

Мир занимательных задач.

10

4

6

Конструируют несложные задачи. Участвуют в учебном диалоге, анализируют различные варианты решения задач.

3.

Геометрическая мозаика

14

4

10

Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.


Итого:

34 ч

11 ч

23 ч


3 класс





1.

Числа. Арифметические действия. Величины.

17 ч

7

10

Заполняют и решают числовые головоломки. Знакомятся с новыми величинами.

2.

Мир занимательных задач.

12 ч

4

8

Решают олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру», задачи на переливание.




3.

Геометрическая мозаика

5 ч

1

4

Конструируют многоугольники из заданных элементов.


Итого:

34 ч

12 ч

22 ч



4 класс





1.

Числа. Арифметические действия. Величины.


10 ч

3

7

Решают и составляют ребусы, содержащие числа. Участвуют в заполнении числового кроссворда (судоку, какуро).


2.

Мир занимательных задач.

15 ч

5

10

Решают задачи со многими возможными решениями, задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

3.

Геометрическая мозаика


9 ч

3

6

Работают с набором «Танграм». Конструируют многоугольники из заданных элементов.



Итого:

34 ч

11

23






3. Содержание программы.

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач .

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

1 класс

Числа. Арифметические действия. Величины – 10 часов.

Тема1. Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Ира «Муха» (муха перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 м на 3 м)

Тема 2. Праздник числа 10.

Иры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 3. Игра – соревнование «Веселый счет».

Найти, показать и назвать по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 на 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 4. Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 5-6. Математическая карусель.

Работа в центрах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 7. Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 8. Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает3, второй прибавляет 2, третий вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы записывают в таблицу.

Тема 9. Математическая карусель.

Работа в центрах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 10. Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Мир занимательных задач 16 часов.

Тема 11. Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема12. Игры с кубиками.

Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема.13 Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 14. Игры с кубиками.

Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 15 – 16 .Конструкторы «Лего».

Знакомство с деталями конструктора, схемами – инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по самостоятельному замыслу.

Тема 17. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 18 – 19. «Спичечный» конструктор

Построение конструкций по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 20. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Тема 21. Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 22. Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20.Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2,3,4,5,6,7, а на гранях второго – числа 4,5,6,7,8,9. Взаимный контроль.

Тема 23. Математические игры.

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 24. Секреты задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 25. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Геометрическая мозаика 14 часов.

Тема 26. Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственно рисунка и описание его шагов.

Тема 27. Волшебная линейка.

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 28. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части, с частично заданным разбиением на части, без разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 29. Веселая геометрия.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 30. Прятки с фигурами.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

Тема 31- 32.Уголки.

Составление фигур из 4,5,6,7 уголков по образцу, по собственному замыслу.

Тема 33. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части, с частично заданным разбиением на части, без разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

2 класс

Числа. Арифметические действия. Величины – 10 часов.

Тема 1. Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного небного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная -уточка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

Тема 2. Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Тема 3. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­пового кроссворда(судок).

Тема 4. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полинино» из электронного учебного по- :обия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», - Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 5. Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22 + 15 = 37

Тема 6. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Тема 7. «Часы нас будят но утрам...»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 8. Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

Темы 9-10. Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач 10 часов.

Тема 11. Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Тема 12 - 13 Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан­ными. Нестандартные задачи.

Тема 14. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: виЗна, 100л, про100р, ко100чка, 40а, Збуна, и100рия и др.

Тема 15. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 16. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Темы 17-18. Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 19. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшае­мое и др. (ходом шахматного коня).

Тема 20. Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Геометрическая мозаика 14 часов.


Тема 21. «Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа : таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»1.

Тема 22. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Темы 23-24. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной ра­боты.

Тема 25. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

Тема 26. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полинино» из электронного учебного по- :обия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», - Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 27. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Тема 28. Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 29. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу)

Темы 30-31. «Праздничный серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные матиматические игры (работа на компьютере), математические головоломки: занимательные задачи.

Тема 31. Геометрический калейдоскоп

Тема 33. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Задания на разрезание и составление фигур.

34. Круглый стол «Подведем итоги»

3 класс.

Числа. Арифметические действия. Величины – 17 часов.

Тема 1-2. «Числовой» конструктор.

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3,4,..., 9 (10); 2) 10, 20, 30,40,..., 90; 3) 100, 200, 300, 400,..., 900.


Тема 3-4. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


Тема 5-6. Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 111111 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,15.


Тема 7-8. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол­шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).


Тема 9-10. Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на­право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.


Тема 11. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га­зеты, детские журналы), для составления задач.


Тема 12. Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150 = 670


Тема 13. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре­делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.


Тема 14. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


Темы 15. От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

родственников.


Тема 16. Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей "Старинные русские меры длины"

Тема 17. Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.


Мир занимательных задач - 12 часов.


Тема 18. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».


Тема 19. Волшебные переливания

Задачи на переливание.


Темы 20-21. В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


Темы 22-23. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


Темы 24-25. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


Тема 26. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


Тема 27. Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.


Темы 28-29. Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных задании. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).


Геометрическая мозаика 5 часов.


Тема 30 . Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.


Тема 31. «Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


Тема 32. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

на части; заданного в уменьшенном масштабе.


Тема 33. Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.


Тема 34. Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»




4 класс

Тема 1. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Тема 2. Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Тема 3. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Тема 4. Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Тема 5. Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Тема 6. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Тема 7. Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Тема 8. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 9. Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Темы 10-11. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не­скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной ра­боты.

Тема 12. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре­делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Тема 13. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 14. Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Темы 15-17. Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание обьёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипе; усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Тема 18. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 х 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187,198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Тема 20. «Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания(придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Тема 21. Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходим можно использовать скобки.

Темы 22-23. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 24. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числовог о кроссворда (судоку, какуро).

Темы 25-26. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Тема 27. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «От­гадай число и месяц рождения» и др.

Темы 28-29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Тема 31. Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 х 5 см (на клетчатой части листа).

Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

Тема 33. Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному кон­курсу «Кенгуру».

Тема 34. Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».


4. Предполагаемые результаты


Первый уровень результатов освоения программы: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения. Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения задачи. Аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разны мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет воспитание чувства справедливости, ответственности, развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Дети умеют сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

5. Формы контроля

Защита выполненных проектов.

Конкурсы выполненных работ.

Тестовые задания.

Олимпиада по математике.


6. Методические рекомендации.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых

определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и

необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания

отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений

работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе

формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –

это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,

стараться и самому найти выход – ответ.

Кружок учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических

заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во

время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность

подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При

организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк»,

«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах

постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические

игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между

командами.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач- средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа 2009.- №7.



2

Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вента-Граф, 2008.


3

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2007


2. Печатные пособия

1.

Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 /Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.




3. Технические средства обучения

1

Компьютер.

Интерактивная доска.


4. Экранно-звуковые пособия

1

Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика»и др.






5. Игры и игрушки

1

Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).



6. Оборудование класса

1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15

2

Стол учительский

1

3

Стол компьютерный

1

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

2





СОГЛАСОВАНО:                                                                           СОГЛАСОВАНО:


   Руководитель ШМО                                                      Заместитель директора по УВР

   _________/Е.Н. Лесная /                                                   _________/ Н.А.Евченко/


   «_26_» августа 2019 год                                                   « 27 » августа 2019 г.








































1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.