12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Григорьева21 |
Коррекционно-развивающая программа по литературе «Вокруг тебя - Мир...»
ОГКОУ «Школа – интернат № 16»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор
ОГКОУ «Школа-интернат № 16»
Пронина Е.В. Фадеева О.В.
2016 г. 2016 г.
2017 г. 2017 г.
ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса по литературе
«Вокруг тебя – Мир…»
Автор – составитель
учитель русского языка и литературы
Григорьева Н.А.
Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей словесности
Протокол № от
Руководитель МО Шакмаева Т.А.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса по литературе «Вокруг тебя – Мир…» составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования РФ на основе «Рабочей программы для общеобразовательных учреждений, 5-9 классы. Литература». /Авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др.; М.Просвещение, 2014 год к учебно-методическому комплексу «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. Изменения и дополнения к программе внесены на основе журнала «Дефектология» № 3 1993 год.
В соответствии с этим сегодня особенно актуальным и значимым в образовании признается все то, что может пригодиться в жизни после обучения в школе (компетентностный подход). Особое внимание уделяется воспитанию гражданственности, правовой грамотности, толерантной культуре и т.п.
Для учебно-методического комплекса (далее УМК) характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в коррекционно-развивающие занятия по литературе правовой компонент. Через позицию автора художественного произведения с учеником-читателем ведется разговор о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, об уважении чести и достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора и мн. др.
УМК дополняет учебники основного курса литературы, согласованы с основными рекомендациями Министерства образования Российской Федерации, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера.
Цель коррекционно-развивающего курса:
В ходе работы по учебно-методическому комплекту способствовать пропедевтической подготовки к освоению Международного гуманитарного права в рамках обществознания в 9 классе.
Задачи:
Развивать навыки анализа литературного произведения.
Через анализ литературных произведений способствовать развитию ценностного потенциала личности: гуманности, толерантности и т.п.
Эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах.
В ходе коррекционно-развивающего курса системно используются:
-
работа по анализу текста художественного произведения;
работа по развитию речи учащихся;
работа по развитию логических способностей;
работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся.
Среди основных методов и приемов при работе с текстом художественного произведения используются:
обогащение словарного запаса,
чтение по ролям,
пересказ,
выразительное чтение,
работа с афоризмами,
составление плана,
задания на основе речевых ситуаций и жизненного опыта учащихся,
диалог,
беседа,
создание проблемных ситуаций и ситуаций поиска,
написание сочинений-миниатюр.
Существенным моментом на занятиях является обращение к личному опыту учащихся.
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям.
Таким образом, коррекционные занятия дают возможность органичного соединения обучения анализу литературного произведению, с воспитанием ценностного потенциала, с этико-правовым воспитанием и развитием личности школьника.
Тематическое планирование (6 класс)
Таблица распределения часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
8 | 7 | 11 | 8 | 34 |
(34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1 | Тогда и теперь | |
2 | Гесиод «Пять веков» | |
3-4 | Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» | |
5 | Извечный спор: кто лучше, кто сильнее? | |
6 -7 | В. Скотт «Айвенго» | |
8 -9 | А. Дюма «Три мушкетера» | |
10 | Г. Иванов «Отвратительнейший шум на свете» | |
11 | Право безоружного | |
12-13 | Д. Купер «Последний из могикан» | |
14-15 | В. Гроссман «Жизнь и судьба» | |
16-18 | К. Воробьев «Немец в валенках» | |
19 | Г. А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» | |
20-21 | Г. Бочаров «Что человек может» | |
22-23 | Л. Толстой «Детство» (отрывок) | |
24-25 | В. Железников «Чучело» | |
26-28 | В. Распутин «Уроки французского» | |
29-30 | А. Грин «Победитель» | |
31-32 | Н. Носов «Тридцать зерен» | |
33 | Итоговая беседа по курсу | |
34 | Резерв |
Литература
1.Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. – 160 с.
2.Вокруг тебя – Мир: Пособие для учащихся 6 класса. – М.: МККК, 1999.
3.Гассер, Ханс Петерсон. Международное гуманитарное право. Введение. – 2-е изд., испр. – МККК, 1999. – 128 с.
«Вокруг тебя – Мир…»
Факультатив по литературе для 5, 6 класса
(Программа составлена на основе Программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…» для 5-8 классов)
Факультативный курс составлен
учителем русского языка
и литературы МОУ «Кызыл-Озекская
средняя общеобразовательная школа»
Сафроновой С.Н.
Объяснительная записка
Факультативный курс по литературе «Вокруг тебя – Мир…» разработан с учетом современных тенденций в обучении, воспитании и развитии учащихся, заявленных в ФГОС. В соответствии с этим документом, сегодня особенно актуальным и значимым в образовании признается все то, что может пригодиться в жизни после обучения в школе (компетентностный подход). Особое внимание уделяется воспитанию гражданственности, правовой грамотности, толерантной культуре и т.п.
Для учебно-методического комплекса (далее УМК) характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки факультатива по литературе правовой компонент. Через позицию автора художественного произведения с учеником-читателем ведется разговор о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, об уважении чести и достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора и мн. др.
УМК дополняет учебники основного курса литературы, согласованы с основными рекомендациями Министерства образования Российской Федерации, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера.
Цель факультативного курса:
В ходе работы по учебно-методическому комплекту способствовать пропедевтической подготовки к освоению Международного гуманитарного права в рамках обществознания в 9 классе.
Задачи:
Развивать навыки анализа литературного произведения.
Через анализ литературных произведений способствовать развитию ценностного потенциала личности: гуманности, толерантности и т.п.
Эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах.
В ходе факультатива системно используются:
-
работа по анализу текста художественного произведения;
работа по развитию речи учащихся;
работа по развитию логических способностей;
работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся.
Среди основных методов и приемов при работе с текстом художественного произведения используются:
обогащение словарного запаса,
чтение по ролям,
пересказ,
выразительное чтение,
работа с афоризмами,
составление плана,
задания на основе речевых ситуаций и жизненного опыта учащихся,
диалог,
беседа,
создание проблемных ситуаций и ситуаций поиска,
написание сочинений-миниатюр.
Существенным моментом на факультативных занятиях является обращение к личному опыту учащихся.
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям.
Таким образом, факультативные занятия дают возможность органичного соединения обучения анализу литерного произведению, с воспитанием ценностного потенциала, с этико-правовым воспитанием и развитием личности школьника.
Тематическое планирование (5 класс)
(34 часа)
№ п/п | тема занятия | Дата проведения |
1 | Анри Дюнан – основатель Красного Креста | |
2-3 | «Общее счастье». Кавказская народная сказка | |
4-5 | С. Александрова «Светофорчик». | |
6 | Составление комикса по сказке | |
7-9 | А. Платонов «Неизвестный цветок» | |
10 | Письменная работа – характеристика сказочной героини. | |
11-13 | О. Уайльд «Мальчик-звезда» | |
14 | Письменная работа по сказке-были. | |
15-17 | Л. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир» | |
18-19 | Д. Давыдов. 1812 год. Отрывок из дневника. | |
20-21 | Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» | р/р |
22-24 | А. Куприн «Чудесный доктор» | |
25 | Письменная работа по произведению | |
26-28 | Е. Носов «Трудный хлеб» | |
29-30 | Проект «Вокруг нас – Мир…» | |
31-34 | Резерв |
Тематическое планирование (6 класс)
(34 часа)
№ п/п | тема занятия | Дата проведения |
1 | Тогда и теперь | |
2 | Гесиод «Пять веков» | |
3-4 | Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» | |
5 | Извечный спор: кто лучше, кто сильнее? | |
6 -7 | В. Скотт «Айвенго» | |
8 -9 | А. Дюма «Три мушкетера» | |
10 | Г. Иванов «Отвратительнейший шум на свете» | |
11 | Право безоружного | |
12-13 | Д. Купер «Последний из могикан» | |
14-15 | В. Гроссман «Жизнь и судьба» | |
16-18 | К. Воробьев «Немец в валенках» | |
19 | Г. А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» | |
20-21 | Г. Бочаров «Что человек может» | |
22-23 | Л. Толстой «Детство» (отрывок) | |
24-25 | В. Железников «Чучело» | |
26-28 | В. Распутин «Уроки французского» | |
29-30 | А. Грин «Победитель» | |
31-32 | Н. Носов «Тридцать зерен» | |
33 | Итоговая беседа по курсу | |
34 | Резерв |
Литература
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. – 160 с.
Вокруг тебя – Мир: Пособие для учащихся 6 класса. – М.: МККК, 1999.
Гассер, Ханс Петерсон. Международное гуманитарное право. Введение. – 2-е изд., испр. – МККК, 1999. – 128 с.
«Вокруг тебя – Мир…»
Факультатив по литературе для 5, 6 класса
(Программа составлена на основе Программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…» для 5-8 классов)
Факультативный курс составлен
учителем русского языка
и литературы МОУ «Кызыл-Озекская
средняя общеобразовательная школа»
Сафроновой С.Н.
Объяснительная записка
Факультативный курс по литературе «Вокруг тебя – Мир…» разработан с учетом современных тенденций в обучении, воспитании и развитии учащихся, заявленных в ФГОС. В соответствии с этим документом, сегодня особенно актуальным и значимым в образовании признается все то, что может пригодиться в жизни после обучения в школе (компетентностный подход). Особое внимание уделяется воспитанию гражданственности, правовой грамотности, толерантной культуре и т.п.
Для учебно-методического комплекса (далее УМК) характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки факультатива по литературе правовой компонент. Через позицию автора художественного произведения с учеником-читателем ведется разговор о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, об уважении чести и достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора и мн. др.
УМК дополняет учебники основного курса литературы, согласованы с основными рекомендациями Министерства образования Российской Федерации, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера.
Цель факультативного курса:
В ходе работы по учебно-методическому комплекту способствовать пропедевтической подготовки к освоению Международного гуманитарного права в рамках обществознания в 9 классе.
Задачи:
Развивать навыки анализа литературного произведения.
Через анализ литературных произведений способствовать развитию ценностного потенциала личности: гуманности, толерантности и т.п.
Эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах.
В ходе факультатива системно используются:
-
работа по анализу текста художественного произведения;
работа по развитию речи учащихся;
работа по развитию логических способностей;
работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся.
Среди основных методов и приемов при работе с текстом художественного произведения используются:
обогащение словарного запаса,
чтение по ролям,
пересказ,
выразительное чтение,
работа с афоризмами,
составление плана,
задания на основе речевых ситуаций и жизненного опыта учащихся,
диалог,
беседа,
создание проблемных ситуаций и ситуаций поиска,
написание сочинений-миниатюр.
Существенным моментом на факультативных занятиях является обращение к личному опыту учащихся.
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям.
Таким образом, факультативные занятия дают возможность органичного соединения обучения анализу литерного произведению, с воспитанием ценностного потенциала, с этико-правовым воспитанием и развитием личности школьника.
Тематическое планирование (5 класс)
(34 часа)
№ п/п | тема занятия | Дата проведения |
1 | Анри Дюнан – основатель Красного Креста | |
2-3 | «Общее счастье». Кавказская народная сказка | |
4-5 | С. Александрова «Светофорчик». | |
6 | Составление комикса по сказке | |
7-9 | А. Платонов «Неизвестный цветок» | |
10 | Письменная работа – характеристика сказочной героини. | |
11-13 | О. Уайльд «Мальчик-звезда» | |
14 | Письменная работа по сказке-были. | |
15-17 | Л. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир» | |
18-19 | Д. Давыдов. 1812 год. Отрывок из дневника. | |
20-21 | Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» | р/р |
22-24 | А. Куприн «Чудесный доктор» | |
25 | Письменная работа по произведению | |
26-28 | Е. Носов «Трудный хлеб» | |
29-30 | Проект «Вокруг нас – Мир…» | |
31-34 | Резерв |
Тематическое планирование (6 класс)
(34 часа)
№ п/п | тема занятия | Дата проведения |
1 | Тогда и теперь | |
2 | Гесиод «Пять веков» | |
3-4 | Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» | |
5 | Извечный спор: кто лучше, кто сильнее? | |
6 -7 | В. Скотт «Айвенго» | |
8 -9 | А. Дюма «Три мушкетера» | |
10 | Г. Иванов «Отвратительнейший шум на свете» | |
11 | Право безоружного | |
12-13 | Д. Купер «Последний из могикан» | |
14-15 | В. Гроссман «Жизнь и судьба» | |
16-18 | К. Воробьев «Немец в валенках» | |
19 | Г. А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» | |
20-21 | Г. Бочаров «Что человек может» | |
22-23 | Л. Толстой «Детство» (отрывок) | |
24-25 | В. Железников «Чучело» | |
26-28 | В. Распутин «Уроки французского» | |
29-30 | А. Грин «Победитель» | |
31-32 | Н. Носов «Тридцать зерен» | |
33 | Итоговая беседа по курсу | |
34 | Резерв |
Литература
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. – 160 с.
Вокруг тебя – Мир: Пособие для учащихся 6 класса. – М.: МККК, 1999.
Гассер, Ханс Петерсон. Международное гуманитарное право. Введение. – 2-е изд., испр. – МККК, 1999. – 128 с.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. – С.4-41.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК. – С.4-41.