Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7
городского округа город Мантурово Костромской области
Рабочая тетрадь
по биологии Костромской области
Автор – составитель: Бальсунова Елена Александровна
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по биологии Костромской области позволяет реализовать региональный компонент основного общего образования предметной области «Естествознание».
В содержании тетради включено два раздела: «Флора Костромской области: Растения. Грибы. Лишайники», «Животные Костромской области». В первый раздел входит 6 тем: «Общее знакомство с флорой Костромской области», «Основные отделы царства Растений (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)», «Царство Грибы. Лишайники», «Природные сообщества», «Лекарственные растения», «Красная книга». Во второй раздел входит 7 тем: «Моллюски. Рыбы», «Насекомые», «Земноводные. Пресмыкающиеся», «Птицы» «Млекопитающие» «Красная книга»
Итогом завершения работы по каждому разделу является выполнение творческого задания.
Основная цель рабочей тетради – освоение знаний о биологическом разнообразии родного края, своего населенного пункта, бережного отношения к природе, рационального природопользования, пути сохранения природных богатств родной стороны.
Основными задачами рабочей тетради являются:
- формирование природного образа своего края в его многообразии и
взаимодействии компонентов природы, в сравнении с другими регионами России.
- обобщение знаний об основных биологических понятиях: растительного и животного мира Костромской области; об экологических проблемах
своего края, путях сохранения и рационального использования;
- овладение необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации краеведческого характера.
- воспитание любви и уважения к своей местности, своему региону, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Актуальность – данная рабочая тетрадь может использоваться педагогами, работающими в образовательной организации при изучении регионального компонента.
Новизна рабочей тетради – дидактический материал для учащихся, разработанный педагогом является не тиражируемым в больших количествах. Следовательно, данная рабочая тетрадь может стать частью учебно - методического комплекта по биологии, который может заинтересовать, расширить и углубить знания по предмету.
Рабочая тетрадь может быть использована учителем на уроках биологии в
5, 6 классах, при проведении краеведческих курсов и учебных экскурсий, а также для самостоятельной работы учащихся дома.
Задания рабочей тетради могут выполняться в классе под руководством учителя или самостоятельно учащимися, а также дома, обрабатывая тот или иной учебный материал, так как определенные задания предусматривают поисковый и творческий уровень деятельности школьников.
Использование рабочей тетради на уроке позволяет работать каждому ученику в индивидуальном темпе.
Тетрадь выдаётся каждому учащемуся.
Учителю это пособие поможет лучше организовать учебную деятельность
школьников и правильно оценить результаты обучения.
Выполнение некоторых заданий может потребовать использование
дополнительной информации: видеофрагментов, справочников и других источников.
Рабочая тетрадь - это наглядное представление учебного материала в логике познавательной деятельности, которая специально конструируется и представляется в предметно-знаковой форме, с целью повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Наиболее эффективные способы взаимодействия представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Наиболее эффективные способы взаимодействия педагога с обучающимися при использовании рабочей тетради.
Эффективное средство воздействия на обучающихся | Цель | Полученный результат |
1.Нацеленность обучающихся на составление плана в процессе изложения (анализа) материала педагогом | Обучить умению выделять в информации главное, существенное. Повысить внимание и любознательность. Вовлечь в активную работу на уроке | Овладение большинством обучающихся умениями поставлять план, выделять существенные моменты в информации |
2.Ориентирование обучающихся на выражение знаний в схемах, таблицах, рисунках | Обучить способам концентрации и переноса изученного материала в схемы, таблицы и т.п. | Умение обучающихся использовать учебный материал |
3.Ориентирование обучающихся на соотнесение информации из различных источников | Обучить способам переноса знаний из одной области в другую | Способность большинства обучающихся относить информацию из различных источников и располагать ее в системе |
4.Ориентирование обучающихся на раскрытие сущности понятий, законов в виде целостного логического обоснования | Обучить логическому рассказу, представлению обоснований абстрактной информации на примере анализа конкретных фактов | Умение связывать абстрактное с конкретным и выражать знания в должной системе |
5.Создание проблемных ситуаций | Обучить способам выдвижения и обоснования гипотез в ходе овладения новой информацией | Умение обучающихся овладевать информацией самостоятельным путем |
Критерии оценки заданий рабочей тетради
Проверка выполнения заданий рабочей тетради позволяет осуществлять обратную связь, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях. Проверяя и анализируя знания учитель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы. В основу критериев оценки работы положены объективность и единый подход. Содержание заданий в рабочей тетради, как сказано выше, достаточно разнообразно. Это и ответы на вопросы, работа с цифровым материалом и заполнение таблиц, задания, проверяющие знание терминологии, хронологии, тестирование. Каждое задание требует отдельного подхода при оценке качества его выполнения со своими критериями.
И тем не менее, при 5- балльной оценке каждого вида заданий следует придерживаться общедидактических критериев, а именно:
Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2. Допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если он выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если он правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если: 1. Допустил число ошибок (недочетов) превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». 2. Если правильно выполнил менее половины работы. 3. Не приступил к выполнению работы. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.
Рабочая тетрадь способствует их саморазвитию, успешному усвоению знаний, освоению практических навыков, формированию общих компетенций по предмету.
Рабочая тетрадь по биологии
Костромской области
ученика(цы) ______ класса
____________________________
Содержание
Правила работы с тетрадью для учащихся 5
Раздел «Флора Костромской области: Растения. Грибы. Лишайники»
Тема 1. Общее знакомство с флорой Костромской области 7
Тема 2. Основные отделы царства Растений (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) 9
Тема 3. Царство Грибы. Лишайники 11
Тема 4. Природные сообщества 14
Тема 5. Лекарственные растения 17
Тема 6. Красная книга 19
Итоговое задание по разделу «Растения. Грибы. Лишайники» 20
Раздел «Животные Костромской области»
Тема 1. Моллюски. Рыбы 22
Тема 2. Насекомые 23
Тема 3. Земноводные. Пресмыкающиеся 24
Тема 4. Птицы 25
Тема 5. Млекопитающие 28
Тема 6. Красная книга 29
Итоговое задание по разделу «Животные Костромской области» 30
Список литературы 31
Правила работы с тетрадью
Дорогие друзья!
Перед вами тетрадь - ваш добрый друг и помощник в изучении природы родного края.
Тетрадь предназначена для самостоятельных и практических работ на уроке и дома.
Для того, чтобы успешно выполнить задания, воспользуйтесь следующим
алгоритмом:
● внимательно слушайте учителя;
● познакомьтесь с темой и содержанием заданий; повторите теоретический материал, соответствующей темы;
● соблюдайте последовательность выполнения действий;
● некоторые задания помечены звездочкой - это задания повышенной сложности.
Пусть эта тетрадь поможет лучше узнать свой край, а напутствием вам будут
слова выдающегося учёного Фёдора Михайловича Достоевского:
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».
Желаю удачи!
|
|
|
Раздел «Флора Костромской области: Растения. Грибы. Лишайники» |
| |
|
|
|
Тема 1. Общее знакомство с флорой Костромской области
Задание 1:
1. Заполните пропуски:
Костромская область расположена в ________________________________________ зоне, в подзоне ___________________________________________________________. Эта подзона в пределах европейской части России делится на два округа – ___________________________________________________________________________ (с наличием сибирских хвойных пород: лиственницы русской, пихты сибирской, ели сибирской) и ______________________________________________________________ (без сибирских хвойных пород). В Костромской области граница между ними проходит по линии, проведенной от города Буя на Кадый и далее на южную границу Макарьевского района. К одному округу относятся районы: Костромской, Красносельский, Нерехтский, Сусанинский, Судиславский и Островский. Все остальные относятся к другому округу.
Лесопокрытая площадь территории области составляет в среднем около ________%. Наиболее богаты лесами северные и северо-восточные районы, где лесистость доходит до 72,5% (Поназыревский район) и даже до 82,6% (Кологривский район). Наиболее бедны лесами юго-западные районы, например, лесистость в Нерехтском районе составляет всего около 19%.
Наиболее типичными древесными породами являются ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. На местах лесных вырубок и частично после лесных пожарищ развились мелколиственные временники из ______________. Примесь широколиственных древесных пород – ________________________________________________________в лесах области незначительна.
2. На контурной карте Костромской области укажите:
округи подзоны южной тайги; проведите между ними границу.
3. Ответьте на вопросы:
А) Кто составил наиболее подробную сводку по флоре Костромской области? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Какой тип растений по числу семейств и видов является самым многочисленным? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) какой тип леса преобладает в Костромской области? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Работа по изучению своего местоположения:
В каком округе расположен ваш населенный пункт? Деревья, каких пород преобладают в ближайшем лесном массиве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Тема 2. Основные отделы царства Растений (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)
Задание:
1. Ответьте на вопросы:
1*.Какой вид мхов наиболее известен? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте кластер на тему «Значение мхов»
Значение мхов
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Так ли это? Определите тип размножения папоротника, сравните функции гаметофита и спорофита у папоротника. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4*. Зарисуйте схему развития папоротника.
|
5. Перечислите хвойные породы Костромской области: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Детектор хвои. Определите и напишите названия растений.
|
|
|
| | |
Отметка: ________
Тема 3. Царство Грибы. Лишайники
Задание 1:
1. Мир грибов причудлив и многообразен. Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.
Чем же грибы заслужили такое описание? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы? Ответ запишите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте названия представленным грибам в таблице.
________________________ |
______________________ |
_________________________ |
_________________________ |
_____________________ |
__________________________ |
3. Заполните таблицу «Значение грибов»
В природе | В жизни человека |
| |
4. Составьте список съедобных трубчатых грибов и съедобных пластинчатых грибов, встречающихся в нашей местности.
Съедобные грибы, встречающиеся в нашей местности
Трубчатые | Пластинчатые |
| |
Выясните отличные признаки съедобных грибов от ядовитых.
Отличие ядовитых и съедобных:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Выясните, почему грибы растут под деревьями? Дайте определение понятиям симбиоз и микориза.
Симбиоз – это ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микориза – это ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя дополнительную информацию, определите, под какими деревьями растут данные грибы.
Подберезовик –
Подосиновик –
Масленок –
Опенок –
Рыжик -
6.Составьте памятку грибникам, как правильно собирать грибы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7*. Определите лишайники:
|
|
|
| | |
Отметка: __________
Тема 4. Природные сообщества
Задание 1.
Выберите из правого столбика приспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:
1.Медведь А) тёплый мех
2.Лягушка Б) перелёт в тёплые края
3.Ласточка В) спячка
4.Белка Г) оцепенение
5.Лиса Д) запасы на зиму
Задание 2. Прочитайте отрывок:
Отрывок из книги Максима Зверева «Кладовая чудес»: «Погода была жаркая, дождей давно не было, … совсем близко в муравейнике барахталась ворона. Сначала я подумал: уж не упала ли в муравейник раненая ворона и не съедят ли ее теперь заживо муравьи? Но, присмотревшись, с удивлением понял, что ворона трепыхается в муравейнике по доброй воле: она ложилась то на один бок, то на другой и трясла крыльями, словно курица, принимающая пыльную ванну. Муравьи облепили ворону со всех сторон и, вероятно, кусали ее немилосердно, но она терпела. Более того, она сама ловила муравьев клювом и совала их себе под крылья. Несколько минут валялась ворона в муравейнике, потом вспорхнула на сук, деловито отряхнулась и улетела».
Назовите взаимоотношения между организмами, о которых рассказывает автор? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А какие еще бывают отношения между живыми организмами? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вы должны угадать название каши и из какой крупы она готовится.
|
|
|
| | |
Задание 4. Определите, с какого дерева лист.
Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Кроссворд «Елочка»
Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.
Что является домом для ели?
Я сестра родная елки, но мои длинней иголки.
Я обманщица большая, я всех вас перехитрю:
И не елка, не сосна я, а с иголками живу.
У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки?
Задание 6. Рассели животных по ярусам.
Отметка: __________
Тема 5. Лекарственные растения
Задание 1. Выбери номера правильных ответов. Правильные ответы подчеркни маркером.
1. Какие лекарственные растения нужно собирать?
а) собирай все растения подряд - дома разберешься;
б) собирай только те растения, которые хорошо знаешь;
в) лучше собирать растения уже с сухими листьями и стеблями;
г) следи, чтобы на растении не было пыли и грязи, не было больных и поврежденных листьев.
2. Где собирать лекарственные растения?
а) лучше собирать около дома, чтобы было недалеко нести;
б) собирай около дороги, это сократит время;
в) собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много;
г) собирая растения нужно помнить, что у каждого есть свое местообитания .
3.Когда собирать лекарственные растения?
а) собирай растения в дождливую погоду;
б) растения в сухую погоду;
в) все нужные растения лучше собрать в один день;
г) для каждого вида растения существуют свои сроки сбора.
4. Как собирать лекарственные растения?
а) собирай лекарственные растения все до единого.
б) собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян, чтобы растения могли в дальнейшем размножаться;
в) собирай все растение целиком;
г) собирай только ту часть растения, которая необходима для использования в лечебных целях;
д) складывай все растения в одну тару;
е) разные виды растений собирай в разную тару.
5. Как правильно сушить лекарственные растения?
а) начинать сушить растения нужно в день сбора;
б) суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай;
в) избегай прямого попадания солнечного света;
г) не надо торопиться с сушкой растений, пусть они полежат день два;
г) быстрее растения высушить в печке или на солнце.
Задание 2. Составь памятку по сбору лекарственных растений. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Определите название лекарственного растения, какие части растения обладают лечебными свойствами и какие болезни могут быть ими излечены.
|
|
|
| | |
| | |
Отметка: __________
Тема 6. Красная книга
Задание 1. В красную книгу Костромской области занесено __________________ вида растений.
Приведите примеры: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите известные вам памятники природы Костромской области:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Работа по изучению своего края.
Какие меры предпринимаете вы и жители вашего населенного пункта для того,
чтобы сохранить и приумножить красоты нашего родного края?
В каких мероприятиях и акциях вы участвовали для сохранения природы родного края?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Итоговое задание по разделу «Растения. Грибы. Лишайники»
Составьте кроссворд по изученному материалу по теме.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По вертикали:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
|
|
|
Раздел «Животные Костромской области» |
| |
|
|
|
Тема 1. Моллюски. Рыбы
Задание 1.
Начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, догадайтесь сами. Перед вами коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
___________________________________________________________________________
Задание 2.
Как называется раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca) - ___________________________________________________________________________
Задание 3.
Рассмотрите коллекцию раковин моллюсков, определите их видовое название, определите их систематическое положение:
|
|
|
| | |
| | |
Задание 4. Заполните пропуски в тексте:
В водоемах Костромской области обитает более _____ видов рыб. Основным ценно-промысловым видом рыб является ____________________________________________.
Задание 5. Игра «Пойми меня»
1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах. Держали в Древнем Риме и Греции. ___________________________________________________________________________
2.Существует легенда что, давным-давно, когда люди жили в Поднебесной и никуда не плавали за море, в одной бедной деревне жил юноша и прекрасная, как утренняя заря, девушка Тао. Казалось, что никто не может их разлучить. Но однажды на Поднебесную напали враги. Император кликнул клич: «Кто может держать в руках меч, кто может метать копье – на помощь, собирайтесь к великой стене!». Горько плакала Тао, провожая своего любимого на войну. Там, где ее слезинки падали на землю, вырастали подобно заре цветы – розы. Долго бились сыны Поднебесной, пока не выгнали врагов. Тогда стали возвращаться храбрые воины домой. Лишь любимый Тао не приходил. Он нашел другую девушку. Пришла Тао на берег озера и горько разрыдалась. Слезы капали в воду и тут же превращались в ___________________________________________________________________________
3. Есть ли такой знак зодиака, о котором говориться в предыдущем тексте? __________
Отметка: __________
Тема 2. Насекомые
Задание 1. По описанию определить название насекомого.
1. Очень назойливые и распространенные насекомые. Древние люди так объясняли их происхождение. Жила красивая, но болтливая женщина. Она и богиня Луны – Селена очень любили прекрасного юношу Эндитиона. Женщина так и приставала к нему, так была несносно болтлива, что богиня Селена, рассердилась и превратила ее в насекомое. Это насекомое везде оставляет свои следы. Если оно отложит яйца, то через 4-5 дней из них появятся безголовые, безногие личинки, которые через 4-5 дней уходят в землю для окукливания. Куколки имеют вид коричневатого бочонка, вскоре из них вылетают насекомые.
2. С этим насекомым знаком каждый. Тучами они носятся в воздухе, заполняя его зловещим жужжанием. И не всегда можно заметить, как они садятся на кожу. Объясняется это тем, что самка одновременно с укусом выделяет в ранку слюну. Она оказывает обезболивающее действие и усиливает приток крови к месту прокола. Развитие у этих насекомых происходит в воде, зимуют они во взрослой стадии в подвалах, дуплах деревьев.
3. На березах летом можно увидеть листья, свернутые в фунтики. Это работа маленького (2,5 мм) насекомого. Передний конец его головы вытянут, им оно прорезает лист двумя несимметричными, сильноизогнутыми линиями до середины жилки листа. Правую половину заворачивает в виде трубочки с расширенным концом, а левой оборачивает образовавшуюся трубочку. В результате получается фунтик. Отложив яйцо в трубочку – фунтик, насекомое переходит на другой лист. Насекомое делает особые надрезы, поэтому фунтик не может развернуться. Математики считают, что эти насекомые решают сложную математическую задачу: построить эволюту по данной эвольвенте. Сами же математики до сего времени решить эту задачу не могут. Однако вопрос: зачем такая сложность, к чему лишняя трата сил? На этот вопрос ответа пока нет.
4. Насекомые – опылители бобовых культур, богатых белком, их нужно знать и оберегать, так как их численность сокращается. Главные причины – уничтожение гнездовых участков скотом, гибель от инсектицидов и сжигание старой травы. В жизни этих насекомых много загадочного. Их работа начинается с первыми лучами солнца. Матка после зимовки начинает искать место для гнезда, которое строят в самых разнообразных местах: в покинутых норах мышей. В скворечниках, в залежалой соломе. В выбранном месте самка устраивает «пещерку», в ней она сооружает кувшинкообразные ячейки. Дно ячейки выстилает пыльцой и медом, а стенки делает из воска. Откладывает в ячейку 6-15 яиц и закрывает ее восковой крышечкой. Молодое поколение появляется через 20 -22 дня. К концу лета в семье уже насчитывается до 500 особей.
Задание 2. Представителей каких отрядов насекомых можно встретить на территории Костромской области? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Тема 3. Земноводные. Пресмыкающиеся
Задание 1. Заполните пропуски.
Что касается земноводных, то главными представителями являются - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Они обитают на различных __________________________ и _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
На территории области отмечено ______________ видов пресмыкающихся: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2. Кто это? Почему она получила такое название?
Змея и чаша – древнейшая эмблема медицины. Изящное тело змеи обвивает ножку
чаши и над ней склоняет голову. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Тема 4. Птицы
Задание 1. Какие птицы зашифрованы в ребусах.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 2. Определите, какой птице принадлежит гнездо, либо строение.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 3. Заполните информацию в таблицу:
Название птицы | Форма гнезда | Материал, применяемый в строительстве | Местонахождение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 4. Заполните таблицу:
Значение птиц в Природе | Значение птиц в жизни человека |
| |
Задание 5. Создайте свою кормушку, выполните эскиз. Предложите меню для птиц.
Меню | Эскиз |
| |
Отметка: __________
Тема 5. Млекопитающие
Задание 1. Что объединяет этих животных?
|
|
|
|
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Тема 6. Красная книга
Задание 1. Что объединяет этих животных?
|
|
|
|
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1. Приведите примеры охотничье-промысловых животных Костромской области. В
каких районах области они наиболее распространены?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Какие меры предпринимаются для сохранения и восстановления животного мира на
территории области? Предложите свои пути решения данной проблемы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Итоговое задание по разделу «Животные Костромской области»
Составьте кроссворд по изученному материалу по теме.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По вертикали:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: __________
Список литературы
https://yandex.ru/images/search
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-yarusnoe-raspolozhenie-rastitelnosti-v-lesu-2824569.html
Воронцов А.И. Насекомые – разрушители древесины. Москва. «Лесная промышленность». 1981
Горбунова Н.П. Малый практикум по низшим растениям. Издательство «Высшая школа». Москва. 1967
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Издательство «просвещение». Москва, 1989
Смирнова О.С. Природа, население и история Костромского края: [Электронное издание] / – Кострома: ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», 2015. – Ок. 42,5 Мб. (120 с.) + Электр. приложение 176 Мб.
Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология, учебник для 5 (6) классов общеобразовательной школы. Москва. «Устойчивый мир», 1999