Контрольная работа по теме «Географической положение, природа и население Костромской области» (8 класс)
Тема: проверка усвоения материала, изученного по теме «Природа и население Костромской области»
Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся основного содержания курса географии Костромской области 8-го класса.
Смирнова О.С. Природа, население и история Костромского края: [Электронное издание] / – Кострома: ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», 2015. – Ок. 42,5 Мб. (120 с.) + Электр. приложение 176 Мб.
Учебное пособие по краеведению для учащихся начальных классов и основной школы содержит материалы о природе, населении и истории Костромской области. Автором учебного пособия является Смирнова Ольга Сергеевна, учитель географии МОУ гимназия №1 им. Л.И. Белова города Галича Костромской области. Для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений дополнительного образования для использования урочной и внеурочной деятельности, в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Продолжительность выполнения работы: 45 минут
Уровень «А» - базовый (12 заданий с выбором ответа)
Уровень «В» - повышенный (5 заданий на установление соответствия, выявление причинно-следственных связей, построение логических цепочек)
Уровень «С» - высокий (умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами)
Вид контроля: промежуточный (диагностический)
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код |
Описание элементов предметного содержания |
Географическое положение и природа Костромской области |
|
1.1 |
Костромская область на карте России |
1.2 |
Особенности поверхности территории Костромской области |
1.3 |
Геологическая история Костромского края |
1.4 |
Рельеф Костромской области |
1.5 |
Полезные ископаемые |
1.6 |
Климат Костромской области |
1.7 |
Внутренние воды Костромской области |
1.8 |
Растительный и животный мир Костромской области |
1.9 |
Почвы Костромской области |
1.10 |
Природно-хозяйственные зоны и особо охраняемые природные территории Костромской области. |
Население Костромской области |
|
1.11 |
Численность населения области |
1.12 |
Половой, возрастной и национальный состав населения Костромской области |
1.13 |
Административно-территориальное деление Костромской области |
1.14 |
Поселки и города Костромского края |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код |
Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2 |
Умение классифицировать, анализировать и обобщать факты (познавательное УУД) |
2.3 |
Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (познавательное УУД) |
2.4 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы (познавательные УУД) |
2.5 |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативное УУД) |
2.6 |
Умение обобщать информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств объектов и явлений во времени и в пространстве |
2.7 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
2.8 |
Умение ориентироваться в окружающем мире (регулятивные УУД) |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс географии Костромской области (8-й класс)
Код |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 |
Умение находить правильный вариант ответа среди предложенных |
3.2 |
Умение осмысливать и оценивать географическую информацию |
3.3 |
Знать и понимать основные термины и понятия, узнавать существенные признаки географических объектов |
3.4 |
Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств |
3.5 |
Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений |
3.6 |
Умение использовать знания о географических законах и закономерностях для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
3.7 |
Умение определять по контурной карте местоположение географических объектов |
3.8 |
Умение определять роль результатов деятельности земляков |
3.9 |
Умение использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач |
Спецификация
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым результатам предметного, матапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице №1
Таблица № 1
№ задания |
Уровень |
Что проверяется |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
|
А1 – А12 |
базовый |
1.1 – 1.14 |
Тест с выбором ответа |
15 |
|
В1 – В5 |
повышенный |
Заполнить пропуски в тексте, выстроить логическую последовательность установить причинно-следственные связи |
15 |
||
С1-С3 |
высокий |
Умение выстроить логическую последовательность, использовать географические знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
15 |
||
Оценка правильности выполнения задания |
Базовый: проверка по эталону Повышенный: проверка с выполненной учебной задачей по критериям |
Выполняется на следующем уроке (анализ контрольной работы) |
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности заданий разным количеством баллов, указанных в таблицах № 2 - 4
Таблица № 2
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
Итог |
1 |
Б |
1 |
Максимальное количество баллов – 12 Уровень выполнен, если получено 10 баллов |
2 |
В |
1 |
|
3 |
Г |
1 |
|
4 |
А |
1 |
|
5 |
Б |
1 |
|
6 |
А |
1 |
|
7 |
Б |
1 |
|
8 |
В |
1 |
|
9 |
А |
1 |
|
10 |
Г |
1 |
|
11 |
А |
1 |
|
12 |
В |
1 |
Таблица № 3
Уровень «В»
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
Итог |
В1 |
сапропель |
1 |
Максимальное количество баллов – 16 Уровень считается выполненным, если ученик наберет 14 баллов |
В2 |
21 |
2 |
|
В3 |
Б1 |
2 |
|
В4 |
А3Б4В1Г5Д2 |
5 |
|
В5 |
А2Б1В4Г3Д6Е5 |
6 |
Таблица № 4
Уровень «С»
№ задания |
Примерное содержание ответа |
Количество баллов |
Итог |
С1 |
Костромская область расположена в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины. Как нам известно, в основании Русской равнины расположена древняя платформа. Она имеет 2-х этажное строение: в основании кристаллический фундамент, перекрытый мощной толщей осадочных пород. Эти толщи сложены в основном песками и глинами, встречаются известняки, доломиты и мергели. |
2 При выполнении правильно части ответа – 1 балл |
Максимальное количество баллов – 6 Уровень считается выполненным, если ученик наберет 4 балла |
С2 |
Основным занятием жителей долгое время было выращивание льна. Но общероссийскую и мировую известность принес красносёлам другой промысел - изготовление медных, бронзовых и серебряных ювелирных изделий. Единственная в мире лосиная ферма расположена в посёлке Сумароково Красносельского района Костромской области, это одно из самых интересных мест области. Рога лосей (самцов) уникальны и из них делают лосекрин – ценное лекарство. Самки лосей меньше ростом и безроги, они дают уникальный продукт живой природы – лосиное молоко. |
2 При выполнении правильно части ответа – 1 балл |
|
С3 |
Еще в середине прошлого века в Костромской области проживало 919 тыс. человек. После 1959 года эта цифра начала уменьшаться, и к 2015 году численность населения региона упала до 650 тыс. человек. В ближайшие годы, по прогнозам, этот показатель будет только уменьшаться. Причины снижения численности населения области схожи с причинами, характерными для страны в целом. Во-первых, отрицательный естественный прирост. Смертность населения в нашем регионе превышает среднероссийские показатели. Население области стареет быстрыми темпами. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, средний возраст жителей вырос до 40,5 года (средние показатели по стране – около 39 лет). Самой крупной причиной естественной смертности являются болезни системы кровообращения. На втором месте — онкологические заболевания. Во-вторых, миграции (экономические и социальные причины). Все больше молодежи уезжает из региона в большие города в поисках работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и так далее. |
2 При выполнении правильно части ответа – 1 балл |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице № 5
Таблица № 5
Баллы |
Отметка |
Уровень «А» 10-12 баллов Уровень «В» 14-16 баллов Уровень «С» 4-6 баллов |
5 |
Уровень «А» 10-12 баллов Уровень «В» не менее 8-14 и 3 балла из уровня «С» |
4 |
Выполнен только уровень «А» - 10-12 баллов. Или при получении в уровне «А» менее 10 баллов, но при доборе нужного количества баллов в уровне «В» и «С» |
3 |
Если из всей контрольной работы не набрано 11 баллов |
2 |
Если из всей контрольной работы набрано менее 5 баллов |
1 |
Школьная отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Первичный балл |
34-29 |
28-21 |
20-11 |
менее 11 |
менее 5 |
Контрольная работа по теме «Природа и население Костромской области»
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по географии. На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читайте задания.
Уровень «А»
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (1-12) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
Костромская область расположена в центральной части ……. ….. .
А) Западно-Сибирской равнины
Б) Русской равнины
В) Среднесибирского плоскогорья
Г) Среднерусской возвышенности
Дата образования современной территории Костромской области
А) 8 июня 1929 года
Б) 10 сентября 1941 года
В) 13 августа 1944 года
Г) 18 октября 1948 года
Какой район Костромской области обозначен под цифрой 3?
А) Кологривский Б) Костромской В) Шарьинский Г) Вохомский
В целом рельеф Костромской области можно охарактеризовать как
А) холмисто-равнинный
Б) плоско-равнинный
В) горный
Г) плоскогорье
В основании территории Костромской области расположена
А) Сибирская платформа
Б) Русская платформа
В) Западно-Сибирская платформа
Г) Балтийский щит
Наиболее известный в нашей области курорт?
А) Солигаличский
Б) Буйский
В) Мантуровский
Г) Парфеньевский
Климат Костромской области
А) субарктический
Б) умеренно континентальный
В) континентальный
Г) резко континентальный
Почти вся территория Костромской области относится к бассейну реки
А) Днепр
Б) Сухона
В) Волга
Г) Дон
На территории области наиболее распространены почвы
А) дерново-подзолистые и подзолистые
Б) тундровые глеевые
В) лугово-чернозёмные
Г) солонцы
Лесом покрыто ……. Костромской области
А) менее 30 %
Б) около 45 %
В) около 63 %
Г) около 74 %
Какую птицу можно отнести к зимующим птицам Костромской области?
А) большой пёстрый дятел Б) ласточка-береговушка
В) славка-черноголовка Г) серая мухоловка
Какое растение, занесённое в Красную книгу Костромской области и РФ, произрастает на территории государственного природного заповедника «Кологривский лес»
А) лютик едкий
Б) борщевик Сосновского
В) башмачок настоящий
Г) спорыш птичий
Уровень «В»
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В5).
В1. Основные запасы этого полезного ископаемого сосредоточены в Галичском озере. Используется в основном в сельском хозяйстве в качестве удобрения, как химическое сырье в промышленности, а также в медицине.
Напишите его название в соответствии с количеством клеток, представленным в бланке с заданиями.
В2. Вставьте нужные цифры на месте пропущенных слов. На западе области в направлении с севера на юг тянется …………………………с абсолютной высотой 292 м над уровнем моря (близ села Раменье). В северо-восточную часть области заходят……………………………… , служащие водоразделом бассейнов рек Волги и Северной Двины.
южные отроги Северных Увалов 2) Галичско-Чухломская возвышенность
3) Ветлужско-Унженская низменность 4) Ярославско-Костромская низменность
В3. Вставьте нужные буквы и цифры на месте пропущенных слов.
Самые древние осадочные породы залегают в………………………... Они сформировались 280 миллионов лет назад (пермская система) и содержат большое количество…………………………..
А) Нерехтском и Красносельском районах |
1) морских организмов |
Б) Солигаличском и Чухломском районах |
2) сухопутных организмов |
В4. Соотнесите герб города и город, которому он соответствует
А Б В Г Д
1) Галич 2)Кологрив 3) Кострома 4) Буй 5) Кадый
В5. Соотнесите имя известного земляка с работой, которая его прославила
А. "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник "Щелыково" |
1. Шкот Н.Я. |
Б. Один из основателей Владивостока, капитан первого ранга |
2. Островский А.Н. |
В.Детский писатель |
3. Честняков Е.В |
Г. Сказочник-художник XX века |
4. Аким Я.Л. |
Д. Автор стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». «Хороша наша губерния, славен город Кострома»-писал автор в поэме «Коробейники» |
5. Невельской Г.И. |
Е. Основатель города Николаевск-на-Амуре. Именно он в своих исследованиях доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов, а Сахалин - остров. Его именем назван пролив, гора, залив и город на юге острова Сахалин. |
6. Некрасов Н.А. |
Уровень «С»
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите своими словами полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1 Почему на территории Костромской области не добывают цветные металлы.
С2 Чем знаменит на весь мир Красносельский район Костромской области?
С3 Назовите причины, влияющие на снижение численности населения Костромской области.