12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Хапилина303
Работаю учителем географии с 1991 года
Россия, Костромская обл., Кострома
4

Изучение природного и исторического наследия в курсе географии Костромской Области

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.Л. Хапилина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Костромы

(из опыта работы)

«Все мы родом из детства» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Для кого-то детство – это родная деревня, поселок, уголок города, родная школа. Для кого-то – родник, речка, роща, куда убегал от проблем, стремясь побыть наедине со своими мыслями. И святая обязанность учителя, а учителя географии особенно, не просто показать их неповторимую красоту, но пробудить интерес к своему краю, его людям, уникальным природным объектам, привить навыки исследователя, понимание бережного отношения к своему прошлому и природе.

Сегодня в арсенале учителя ИКТ со всеми вытекающими из них возможностями. А начинали мы с мини-сочинений о родном крае, таких как «Тропинка к чувствам», в которых ученики описывали любимые места нашей области. Сегодня можно сказать, что это были мини-проекты, индивидуальные для учащихся. Сочинение можно было заменить стихами, рисунками. Предлагался и проект «Герб моей деревни» (той, где живет, например, бабушка…)

С началом компьютеризации проекты стали чаще долговременными, групповыми, эффектно представленными. Первым таким долговременным и крупным проектом в моей практике стала «Перепись учащихся школы № 24». Актуальность проекта выражалась в том, что результаты исследования, полученные при его реализации, были особенно интересны в связи с объявлением 2008 года годом семьи, поскольку отражали проблемы формирования семейных и духовных ценностей современных школьников, взаимоотношения в семье. Полностью ознакомиться с проектом можно по ссылке https://yadi.sk/d/-0AH077giGYUw.

Другим крупным проектом стал проект «Чудеса Костромского края» или «Уникальные природные и антропогенные объекты Костромского края», выполненный учащимся 10-го класса Голышевым Евгением. Гипотеза, выдвинутая учеником в начале работы – среди природных и антропогенных объектов Костромской области можно выделить семь самых уникальных. Первоначальное название проекта – «Семь чудес Костромской области». (Подражание общероссийскому проекту «Семь чудес России»). Цель проекта: пробудить интерес учащихся 8 – 9 классов к природным и антропогенным объектам своего края, их истории и географии, значению для наших предков, современников и потомков, воспитывать чувство гордости за свой родной край. Итогом работы над проектом стало электронное приложение «Чудеса Костромского края», разработанное в среде программирования Delphi. Основная форма представляет собой карту Костромской области, на которой при подводе мыши появляется название объекта и его изображение, при щелчке мыши по координатам объекта происходит переход на форму, содержащую информацию об объекте. Пособие может быть использовано на уроках в 8 – 9 классах при изучении регионального курса «География Костромской области». Пособие включает в себя работу с информацией об уникальных объектах области, контурной картой, кроссвордом, тестом, с краткой исторической справкой. Ознакомиться с данным электронным приложением и презентацией проекта вы можете по ссылке https://yadi.sk/d/fOwsSocgiGcry

В 2005 году на курсах КОИПКРО группой учителей географии была разработана программа элективного курса «Путешествие в мир народных промыслов своего края». С содержанием и идеей этой программы, а также с ее презентацией можно по ссылке https://yadi.sk/d/Ot72r_QTiGd6G.

Эта программа послужила не один раз в моей работе, особенно при подборе тем экзаменационных рефератов для выпускников 9-х классов. Наиболее интересными работами были такие, как «Деревянное кружево Костромы». Цель реферата: подробно показать костромскую домовую резьбу, ее развитие в течение ХIХ и в начале ХХ века вместе с развитием деревянного зодчества.

Выводы, сделанные учащимся:

Наш город действительно сохранил множество шедевров деревянного зодчества

Многие здания, которыми костромичи по праву могут гордиться, нуждаются в ремонте или реставрации.

О деревянном зодчестве Костромы имеется достаточно много информации в печатных изданиях и на сайтах Интернета.

О деревянном зодчестве населенных пунктов области информация практически отсутствует.

Разрабатывая подобную тему реферата, ученик получает много возможностей реализовать свои художественные способности через работу с фотографией, рисунком, через освоение современных цифровых программ.

Не обошли мы темы, связанные с демографической ситуацией в области, национальными проблемами, историей и географией ювелирного промысла, народной вышивкой, рекреационными ресурсами области, городами области и др. А вот историю и географию костромского судостроения затрагивали, я думаю, немногие. Актуальность работы «Судостроение в Костромском крае» выражается в том, что она отражает тему, которая мало известна. Работа рассказывает о связи судостроения с судьбами наших земляков, способствует развитию интереса учащихся к техническим профессиям, за которыми стоит будущее России. Реферат представляет практическую ценность для учителя и учащихся при проведении уроков географии, классных часов, предпрофильной подготовки учащихся, профориентационной работы.

В 2013-2014 учебном году ученица 10-го класса Груздева Наталья, являясь капитаном школьной команды «Костромская ладья», участвовавшей в «ДООГ-2014» (международная дистанционная обучающая олимпиада по географии» при МГУ им. Ломоносова), представила на городском Дне науки реферат на тему «Костромская «Атлантида». Гипотеза, выдвинутая в начале работы над рефератом, была сформулирована следующим образом: «Появление «Костромского моря» на участке Горьковского водохранилища, кроме положительных результатов имело также и отрицательные последствия, как для природы, так и для населения». Работая над рефератом, ученица встречалась с очевидцами тех событий, изучила ряд архивных документов. Особенно сложно было найти карту тех мест до создания водохранилища. Здесь на помощь пришла одна из мам учащихся нашей школы - Ляпина Виктория Александровна, главный инженер проекта ООО "Институт Гипроводхоз". Вся команда школы ещё раз выражает ей глубокую благодарность.

Главным результатом работы команды над данным проектом было создание дидактического материала, который распечатан в количестве 16 экземпляров и используется в 9-х классах при изучении темы «Население Костромской области». Ознакомиться с презентацией работы Натальи и раздаточным материалом вы можете по ссылке https://yadi.sk/d/AMCbNAC-iGeZk

Не раз учителя географии города и области ставили вопрос о создании единой цифровой программы по географии Костромской области. Многие мои коллеги работают над этим, но все ещё в одиночку. Давно пришло время объединить общие усилия для создания не только обновленной печатной версии по географии Костромской области, но и электронного приложения к ней.1


1 Использованная литература указана в проектах (см. ссылки)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.