12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария22

Рабочая тетрадь для учащихся
по географии Приморского края (раздел «Природа»)

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь поможет учащимся в изучении регионального курса «Физическая география Приморского края». Она предназначена для того, чтобы сократить время на записи заданий, вычерчивание таблиц, графиков при выполнении практических и самостоятельных работ.

Содержание тетради поможет учащимся не только успешно освоить данный школьный курс, но и совершить увлекательные исследования природы Приморского края. Тетрадь позволяет закрепить полученные на уроке знания, сделать записи практических наблюдений за окружающей природой. Тетрадь является организатором работы учащихся с контурными картами, картами атласа, консультантом в выполнении практических работ. Пособие поможет не только вести наблюдения за природными объектами, делать выводы, но и покажет, как лучше оформить результаты своих наблюдений.

Тема №1. Географическое положение Приморского края

Образовательно-воспитательные задачи темы: определить физико-географическое положение территории Приморского края и оценить его влияние на природу края. Сформировать знание о территории, омывающем море, соседях. Закрепить практические умения по определению координат точек, протяженности территории в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

Оборудование: карты – физическая, политическая России, Приморского края, атлас, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся заполняет таблицу «Влияние географического положения Приморского края на особенности его природы», и делает вывод. Выполняет практическую работу №1 «Нанесение на контурную карту границ и крайних точек Приморского края», итоговым заданием является заполнение таблицы общих сведений о Приморском крае.

Тема №2. Японское море

Задачи: определить географическое положение Японского моря, оценить его влияние на природу края. Сформировать знание о размерах, теориях происхождения, характере береговой линии, свойствах водных масс и обитателях Японского моря.

Оборудование: – физическая карта Приморского края, атлас, учебник, тетрадь, контурные карты.

В ходе изучения темы учащиеся выполняют следующие задания:

Используя текст учебника и карты атласа, составляют описание Японского моря.

Составляют и заполняют кроссворд «Береговая линия Приморья», данное задание является творческим.

Тема №3. История открытия и исследования Приморского края

Образовательно-воспитательные задачи темы: сформировать представления об освоении и заселении Российского Дальнего Востока, о первопроходцах, установлении русско-китайской и русско-японской границ.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся заполняет таблицу и делает вывод о наиболее содержательном этапе изучения территории края. Работают в контурной карте.

Тема №4. Рельеф и геологическое строение

Образовательно-воспитательные задачи темы: сформировать представление о развитии природы на территории Приморского края, знания об абсолютном возрасте горных пород, основных тектонических структурах; главных чертах рельефа, его основных формах, их сочетания на территории края. Продолжить формирование умений устанавливать связи между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Показать роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся выполняет Практическую работу№2 «Нанесение на контурную карту главных форм рельефа и крупнейших месторождений полезных ископаемых Приморского края».

Дают оценку рельефа края с точки зрения развития отдельных видов отраслей хозяйства:

Тема № 5. Климат

Образовательно-воспитательные задачи темы: обеспечить положительную мотивацию изучения темы, показав значимость климатологических знаний и отношения к ним общества. Сформировать знания о целостной системе факторов, обуславливающих особенности климата, показать роль каждого фактора и их взаимосвязь; показать значение циркуляции атмосферы (образование летнего и зимнего муссонов), особенностях сезонов года на территории края, влияние климата на жизнь здоровье, хозяйственную деятельность человека. Раскрыть проблемы охраны атмосферы.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты, статистические данные о погоде, дневник наблюдения за погодой.

В процессе работы в тетради учащийся отвечает на предложенные вопросы по данной теме ориентированы на усвоение и закрепление нового материала, работаюет с климатическими картами и статистическими материалами, строят климатограмму, заполняют таблицу «влияние климата и погоды на разные сферы жизни людей в Приморском крае»

Тема № 6. Внутренние воды

Образовательно-воспитательные задачи темы: содержание темы имеет большое значение в экологическом, нравственном, эстетическом воспитании учащихся. Водные объекты всегда играли важную роль в жизни общества. Сформировать знания о гидрографической сети края, формировать нравственно-ценностное и эстетическое отношение к воде как к источнику жизни человека.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся заполняет таблицу «Реки Приморского края», выполняет практическую работу № 3 «Описание озера Ханка» и практическую работу №4 «Описание одной из рек Приморского края» (по выбору учащегося), выполняет творческое задание «Путешествие по реке».

Тема № 7. Почвы

Образовательно-воспитательные задачи темы: показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к земле. Сформировать понятие о почвообразующих факторах, свойствах почв, изучить основные типы почв края.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся дает характеристику почв Приморского края по плану, Заполняет таблицу «Почвенное районирование Приморского края».

Тема № 8. Растительный и животный мир Приморского края

Образовательно-воспитательные задачи темы: показать общие закономерности размещения растительного и животного мира, роль растений и животных в природе, растительные и охотничье-промысловые ресурсы края, способствовать развитию экологического мышления у учащихся.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся заполняет таблицу «Растительный и животный мир края».

Тема № 9. Природно–территориальные комплексы Приморского края

Образовательно-воспитательные задачи темы: создать целостное представление о разнообразии и единстве природы края, сформировать знания о ландшафтах, раскрыть сущность и значение природного районирования, показать свойства комплексов и их значение в природе и в жизни человека, закрепить знания о ПТК, его свойствах, значении.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

В процессе работы в тетради учащийся выполняет практическую работу №4 «Сравнительная характеристика физико-географических областей Приморского края».

Тема № 1. Географическое положение Приморского края

Оборудование: карты – физическая, политическая России, Приморского края, атлас, учебник, тетрадь, контурные карты.

Задание № 1. Заполните таблицу № 1. Сделайте вывод о влиянии особенностей географического положения Приморского края на особенности его природы.

Таблица № 1 «Влияние географического положения Приморского края на особенности его природы»

Особенности географического положения края

Особенности природы края

Большая площадь территории

(__________кв.км.)

 

Большая протяженность с севера на юг

(__________кв.км)

 

3. Омывается Японским морем

 

4. Расположен на стыке самого большого материка и самого большого океана планеты

 

5.Оценка географического положения Приморского края.

 

6. Вывод

 

 

Практическая работа № 1

Тема: нанесение на контурную карту границ и крайних точек Приморского края.

Оборудование: атлас России, атлас Приморского края.

Ход работы:

По политико–административной карте России определите местоположение Приморского края. Определите линии границ и обозначьте их на контурной карте, выделите участок государственной границы.

Нанесите на контурную карту крайние точки Приморского края. Обозначьте ближайшие объекты в качестве ориентиров.

Подпишите соседей Приморского края.

Обозначьте море омывающее Приморский край и острова входящие в состав нашего края.

Выделите территорию своего административного района, обозначьте свой населенный пункт.

Обозначьте краевой центр. Покажите удаленность вашего населенного пункта от краевого центра.

Задание№2.По тексту учебника составьте «Общие сведения о Приморском крае».

Площадь территории___________________

Протяженность границ ___________, из них

сухопутная граница составляет _________, морская ________

Протяженность края с севера на юг ___________________

Протяженность края с запада на восток __________________

Приморский край омывает ___________________________________________

Крайние точки: северная _____________находится в ___________________ районе

южная _____________находится в ___________________ районе

западная _____________находится в ___________________ районе

восточная _____________находится в ___________________ районе

Соседи Приморского края:

на севере _______________________________________

на юге _________________________________________

на западе _______________________________________

Краевой центр Приморского края _____________________________

Количество административных районов ________________________

Тема № 2. Японское море

Оборудование: – физическая карта Приморского края, атлас, учебник, тетрадь, контурные карты.

Задание №1.Используя текст учебника и карты атласа, составьте описание Японского моря.

Географическое положение Японского моря ______________

Японское море соединяется с морями Тихого океана ____________________________проливами ___________________________________

Площадь моря составляет __________

Глубина средняя _______________, максимальная __________

Объем ______________

Течения: холодное _____________, теплое ______________

Средняя температура воды: в августе _____________, в феврале ________

Средняя соленость воды у берегов Приморья _____________

Средняя высота волн в Японском море составляет:

зимой __________, летом _______

В Японском море отмечаются __________________________ движения воды, имеющие __________ период колебаний.

Сильные штормы в Японском море связаны с _____________________________

Береговая линия моря ____________________

Берега Приморья ____________________________________________________

Органический мир моря представлен: растительность ____________________

животные __________________________________________________________

рыбы ______________________________________________________________

Промысловое значение имеют: водоросли_______________________________

животные __________________________________________________________

рыбы ______________________________________________________________

Задание №2. Составьте и заполните кроссворд «Береговая линия Приморья».

Б

Е

Р

Е

Г

О

В

А

Я

Л

И

Н

И

Я

П

Р

И

М

О

Р

Ь

Я

 

Тема № 3. История открытия и исследования Приморского края

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

Задание № 1. Заполните таблицу №2 , используя текст учебника §3. Сделайте вывод о наиболее содержательном этапе изучения территории края.

Таблица № 2

Этапы исследований

Имена исследователей

Характер исследований и территории

Открытие новых русских земель на востоке России в 17 веке

 

 

Морские экспедиции в 18 веке

 

 

Комплексное изучение природы

в 19 веке

 

 

Изучение отдельных компонентов природы в 20 веке

 

 

Вывод __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Задание №2.Используя карту атласа на стр9 нанесите на контурную карту маршруты О.Степанова, Н.М.Пржевальского, В.К.Арсеньева.

Задание №3. Используя карту атласа на стр9 надпишите названия первых поселений на территории Приморского края. Используя текст учебника, стрелками укажите направления продвижения первопоселенцев.

 

Тема №4.Рельеф и геологическое строение

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты.

Задание №1. На основании текста учебника и тектонической карты (атлас Приморского края стр.16) ответьте на вопросы:

Какие тектонические структуры составляют территорию вашего административного района?___________________________________________

Какой геологический возраст имеют горные породы слагающие территорию вашего административного района?____________________________________

Какой характер рельефа преобладает на территории вашего административного района?___________________________________________ Сделайте вывод: ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Практическая работа №2

Тема: Нанесение на контурную карту главных форм рельефа и крупнейших месторождений полезных ископаемых Приморского края.

Оборудование: Атлас Приморского края, контурная карта, учебник.

Ход работы:

Используя карту атласа на стр.14 нанесите на контурную карту основные формы рельефа Приморского края.

Отметьте самые высокие вершины края. Укажите наивысшие отметки.

Цветом покажите низменности края.

.Используя атлас Приморского края стр.17, нанесите на контурную карту условные значки основных месторождений Приморского края.

.Сделайте и запишите вывод о размещении месторождений полезных ископаемых на территории края.

Установите зависимость между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми края.

Запишите вывод.________________________________________________________

Задание №4 Из предложенного списка (перлиты, железо, каменный уголь, олово, вольфрам, бор, цеолиты, золото, свинец, цинк, бурый уголь, графит, плавиковый шпат, вермикулит, известняк, глины )выберите породы:

Магматические__________________________________________________

Осадочные _____________________________________________________

Метаморфические _______________________________________________

Задание №5Дайте оценку рельефа края с точки зрения развития отдельных видов отраслей хозяйства:

Строительства____________________________________________________

Транспорта_______________________________________________________

Сельского хозяйства_______________________________________________

Рекреации ________________________________________________________

Тема №5. Климат

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты, статистические данные о погоде, дневник наблюдения за погодой.

Задание №1. Определите тип климата и назовите главные климатообразующие факторы для территории Приморского края:

1.__________________________

2.__________________________

3. __________________________

4. __________________________

Задание №2. Пользуясь картой атласа «Климат» на стр. 20, таблицей №2 приложения учебника заполните пропуске в тексте:

Наибольшая среднегодовая температура воздуха =_____

Она зарегистрирована в __________

Наименьшая среднегодовая температура воздуха =______

Она зарегистрирована в_______

Наибольшая абсолютная температура =________

Она зарегистрирована в_______

Наименьшая абсолютная температура =________

Она зарегистрирована в_______

Самая большая годовая амплитуда температуры отмечена в __________________

Наименьшая годовая амплитуда температуры отмечена в __________________

Больше всего осадков в течении всего года выпадает на ____________________

Меньше всего осадков в течении всего года выпадает на ____________________

Наиболее продолжительное лето в Приморском крае на ______________________

Наиболее продолжительная зима в Приморском крае на ______________________

Задание №3. По картам атласа Приморского края, таблицам и собственным наблюдениям составьте описание климата своего административного района.________________________

Задание №4. Определите атмосферные процессы (теплый фронт, холодный фронт, циклон, антициклон), с которыми связано установление погоды:

Ветреной с ливневыми дождями ______________________________________

Прохладной с моросящими дождями __________________________________

Сухой и морозной __________________________________________________

Ветреной с облачностью и осадками __________________________________

С низким атмосферным давлением ____________________________________

С высоким атмосферным давлением ___________________________________

Устойчивой ________________________________________________________

Неустойчивой ______________________________________________________

Задание №5. По данным своих наблюдений за погодой постройте климатограмму для своего населенного пункта

t1712646890aa.gif месяцы

 

 

Задание №6. Используя текст учебника и карты атласа Приморского края, заполните таблицу №3 « Как влияют климат и погода влияют на разные сферы жизни людей в Приморском крае»

Таблица №3

сфера жизни

примеры влияния

сельское хозяйство

 

лесное хозяйство

 

транспорт

 

строительство

 

повседневная жизнь

 

развитие рекреации

 

 

Тема №6. Внутренние воды.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты

Задание №1. Используя показатели приложения учебника, таблицы№4, выберите шесть крупнейших рек Приморского края по протяженности и площади водосбора. Заполните таблицу №4.

Реки Приморского края. Таблица №4

название

длина

площадь бассейна

исток

устье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №3.

Тема: Описание озера Ханка.

Оборудование: атлас Приморского края, контурная карта, учебник.

Ход работы:

Составьте характеристику озера Ханка по следующему плану:

Географическое положение________________________________________

Размеры _________________________________________________________

Характер берегов в связи с рельефом ________________________________________________________________________

Происхождение котловины_________________________________________

Глубины, впадающие и вытекающие реки ________________________________________________________________________

Время замерзания и вскрытия _______________________________________

Использование озера в хозяйстве_____________________________________

Практическая работа №4.

Тема: Описание одной из рек Приморского края.

Оборудование: атлас Приморского края, контурная карта, учебник.

Ход работы:

Составьте характеристику одной из рек Приморского края по следующему плану:

Название реки, положение ее истока и устья, направления течения;

К бассейну, какой реки, озера или моря относится, главные притоки;

Характер течения в связи с рельефом;

Источники питания;

Режим реки (половодье, межень, расход воды, сроки замерзания и вскрытия);

Хозяйственное значение реки.

Задание №2.Совершите воображаемое путешествие по рекам и озерам Приморского края. Составьте план – проспект этого путешествия._____________________________________________________________

 

Тема 7.Почвы.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты

Задание №1. Охарактеризуйте почвы по плану:

Распространенные типы почв _______________________________________________

Назовите почвообразующие факторы в Приморском крае:

1.__________________________________________________________

2. _________________________________________________________

3. _________________________________________________________

4. _________________________________________________________

5. _________________________________________________________

6. _________________________________________________________

Виды мелиорации ______________________________________

___________________________________________________________

Хозяйственное использование ______________________________

______________________________________________________________

Задание №3. Используя текст учебника, карту «Почвы» (атлас Приморского края стр. 23), заполните таблицу №5.

Почвенное районирование. Таблица №5

тип почв

географическое положение

особенности

лугово-дерновые

 

 

лугово-глеевые

 

 

лугово-болотные и

болотные

 

 

пойменные

 

 

бурые лесные

 

 

горно-лесные

 

 

горно-тундровые

 

 

 

Тема 8. Растительный и животный мир Приморского края.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты

Задание №1. Используя текст учебника и карты «Растительность», «Животный мир» в атласе Приморского края стр.24-25, заполните таблицу №6.

Растительный и животный мир Приморского края.

Таблица №6

тип растительности

местоположение

в крае

типичные представители

растительного мира

типичные представители

животного мира

 

горные тундры

 

 

 

лесостепная растительность

 

 

 

приречные леса

 

 

 

широколиственные леса

 

 

 

кедрово-широколиственные леса

 

 

 

таежные темнохвойные леса

 

 

 

кустарниковая растительность

 

 

 

прибрежная растительность

 

 

 

 

Тема 9. Природно–территориальные комплексы Приморского края.

Оборудование: – атлас Приморского края, учебник, тетрадь, контурные карты

Практическая работа №4.

Тема: Сравнительная характеристика физико-географических областей Приморского края.

Оборудование: атлас Приморского края, контурная карта, учебник, справочники.

Ход работы:

По предложенному плану заполните таблицу №7. Сравните физико-географические области Приморского края и сделайте вывод о причинах их сходства и различия.

Таблица №7

План характеристики

Сихотэ-Алиньская

область

Область

Восточно-Маньчжурских гор

Приханкайская

область

географическое положение

 

 

 

рельеф

 

 

 

климатические условия

 

 

 

почвы и их свойства

 

 

 

типичные растения

 

 

 

типичные животные

 

 

 

особо охраняемые компоненты ПК

 

 

 

возможности использования человеком

 

 

 

Вывод:

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.