Рабочая тетрадь по ОП Техническое черчение
РТ ОП 05 Техническое черчение
DOC / 2.92 Мб
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
ОП.05. Техническое черчение
23.01.03 Автомеханик
2021
Рассмотрено и согласовано методической комиссией преподавателей специальных дисциплин
Протокол № _____ от ___ _________ 20 __ г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, по профессии: 23.01.03. Автомеханик
Председатель методической комиссии
_____________ Л.В.Тишковская
Директор ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»
_____________ С.М. Евкова
Составитель: Евков А.А., заместитель директора по УПР ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»
Рецензент: директор ООО «АСТР» Мяделец Андрей Казимирович
_____________
МП подпись
Рабочая тетрадь рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.
Председатель МК _____________________
Рабочая тетрадь рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.
Председатель МК _____________________
Рабочая тетрадь рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.
Председатель МК _____________________
Рабочая тетрадь рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.
Председатель МК _____________________
Рабочая тетрадь рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.
Председатель МК _____________________
Пояснительная записка
Современная промышленность ставит перед образовательными учреждениями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, создание условий для раскрытия их творческого потенциала, формирование определенной модели выпускника.
Образовательные стандарты уделяют большое внимание самостоятельной работе обучающихся, которая является одной из основных форм самообразования.
Применение рабочих тетрадей позволяет научить обучающихся учиться самостоятельно, критически мыслить; размышлять, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения, а также оценивать значимость продукта проектной деятельности.
Рабочая тетрадь по предмету «Техническое черчение» предназначена для организации и контроля самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по профессии «Автомеханик».
Рабочая тетрадь составлена на основе тематического планирования по предмету «Техническое черчение», рассчитанного на 31 час теоретического обучения и 15 часов самостоятельной внеаудиторной работы.
В рабочую тетрадь входят самостоятельные практические работы и тестовые задания.
Выполнение обучающимися заданий, входящих в рабочую тетрадь, позволяет им лучше понять, запомнить, применить знания на практике при решении творческих задач.
В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у обучающихся интерес к самостоятельной внеаудиторной работе с рабочей тетрадью, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с нормативно-справочной литературой.
В результате выполнения работ обучающийся должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов.
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образцов и схем;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров
Методические рекомендации для выполнения работ
В данной рабочей тетради представлены задания по выполнению практических, графических и самостоятельных работ по предмету «Техническое черчение» по профессии «Автомеханик» в соответствии с требованиями ГОС.
Обучающиеся должны выполнить обязательные работы внесенные в тетрадь.
К каждой работе даны указания по выполнению, при необходимости приведены примеры выполнения и оформления графической работы.
Оформление графических работ.
Графические работы выполняются либо в самой рабочей тетради, либо на чертежной бумаге формата А4 (210х297) карандашом. Выполнение рамки и основной надписи обязательно. Форма, размеры и порядок заполнения основных надписей определены ГОСТ 2.104-68. Все надписи, как и отдельные обозначения в виде букв и цифр, на чертежах должны быть выполнены шрифтом номер 3,5 или 5 в соответствии с ГОСТ 2.304-81. Все чертежи, кроме эскизов выполняются с помощью чертежных инструментов. Толщина линий – в соответствии с ГОСТ 2.304-68.
Чертежные инструменты и принадлежности.
Для выполнения графических работ обучающийся должен использовать карандаши чертежные Т (Н), ТМ (НВ), М (В); измерительную линейку; 2 угольника (с углами 45х45х90 и 30х60х90); циркуль; резинку мягкую; приспособление для заточки карандашей.
ВВЕДЕНИЕ
Введение в предмет черчения. Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.
История возникновения графических способов изображений и чертежа
Гаспар Монж Мван Петрович Кулибин
Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.
Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»
В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.
Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.
Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка.
Разновидности графических изображений
Задание: подпишите названия изображений.
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.
Из истории
Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей.
В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.
Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».
Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы.
Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля.
Слово ластик, оказывается, произошло от сокращенного слова «гуммиэластик», что переводится как каучук.
Готовальня – набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ.
Необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.301-68 (форматы), ГОСТ 2.302-68 (масштабы), ГОСТ 2.303-68 (линии), ГОСТ 2.304-81 (шрифты чертежные), ГОСТ 2.306-68 (обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах), ГОСТ 2.307 -68 (нанесение размеров).
Задание № 1. Линии чертежа.
Упражнение 1.
На листе формата А4 вычертить заданные вертикальные, горизонтальные, наклонные и пересекающиеся прямые. Рекомендуемые расстояния между линиями 10 и 5 мм.
Упражнение 2.
На листе формата А4 вычертить заданные окружности и дуги сплошными – толстыми основными и тонкими, штриховыми и штрихпунктирными линиями. Интервалы между концентрическими окружностями и дугами равны 10 и 5 мм.
Упражнение 3
| - сплошная (толстая) основная |
| - сплошная тонкая
|
| - тонкая волнистая |
| - тонкая с изломами |
| -разомкнутая |
| - штрихпунктирная |
| - штриховая |
Задание для упражнений 1, 2
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________
Шрифты. Основная надпись чертежа.
Теоретическая часть. Необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.301-68 (форматы), ГОСТ 2.104 -2006 (основная надпись), (ГОСТ 2.304-81)
Вопросы для закрепления
Укажите размеры форматов
А4__________________________________
А2__________________________________
А3__________________________________
А1__________________________________
В каком месте поля чертежа располагают основную надпись?
_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие сведения о детали указывают в основной надписи?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть.
Расчеты параметров чертежных шрифтов
Параметры шрифта | Обозначение | Относит. размер | Размер в мм | ||||
3,5 | 5 | 7 | 10 | 14 | |||
Высота прописных букв | h | | 3,5 | 5 | 7 | 10 | 14 |
Высота строчных букв | с | 0,7 h | 2,5 | 3,5 | 5 | 7 | 10 |
Расстояние между буквами | а | 0,2 h | 0,7 | 0,1 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
Минимальное расстояние между основаниями строк | b | 1,7 h | 6,0 | 8,5 | 12,0 | 17,0 | 24,0 |
Минимальное расстояние между словами | е | 0.6 h | 2,1 | 3,0 | 4,2 | 6,0 | 8,4 |
Толщина букв | d | 0.1 h | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 0,1 | 1,4 |
Изучите форму и размеры представленной основной надписи для чертежей и перечертите её на формате А4.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________
Правила нанесения размеров
Необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.306-68 (обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах)
Размеры бывают:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знаки, которые применяют при нанесении размеров:
L –
R –
Ǿ -
S -
□ –
Задание:
Нанести размеры
Дата____________Оценка_________Подпись преподавателя___________
Работа № 4.
Геометрические построения на плоскости.
На листе формата А4 вычертить контур детали в масштабе, указанном в задании; нанести размеры.
Масштаб чертежа 1: 1. Наименование детали – Матрица. Материал – сталь.
Вопросы для самопроверки:
Прочитайте основную надпись, выполненную вами; как называется изделие? Из какого материала должно быть изготовлено изделие? В каком масштабе выполнен чертёж?
Что такое масштаб и как он обозначается на чертеже?
Какие габаритные разметы детали можно определить по чертежу?
Какие способы деления окружностей на три, шесть и двенадцать равных частей вы знаете?
Какими линиями определены центры трёх окружностей диаметром 11 мм?
Геометрические построения
Деление окружности на 5 и 10 частей
Деление окружности на 4 и 8 частей
Деление окружности на 3, 6 и 12 частей
Деление отрезка на 9 частей
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________
Сопряжения.
Сопряжение- _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть.
Выполнить чертеж дверного ключа
1. На листе формата А4 вычертить заданные примеры на выполнение сопряжения и нанести все размеры.
2. Сопряжение тупого, острого и прямого углов
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Виды. Аксонометрические проекции.
Необходимо изучить теоретический материал по теме " Виды. Аксонометрические проекции".
Получение аксонометрических проекций плоских фигур
Задание № 1.
На листе формата А4 постройте в прямоугольной диметрии прямоугольный параллелепипед размером 40х50х70мм.
Задание № 2.
На листе формата А4 постройте во фронтальной диметрии куб 50х50х50мм.
Задание № 3.
На листе формата А4 вычертите во фронтальной диметрии проекцию втулки, расположив ось втулки по оси (у). Наружный диаметр втулки – 60 мм, внутренний диаметр 45 мм, высота 50мм.
Задание на повторение. Построить на горизонтальной плоскости проекции геометрическую фигуру.
|
|
|
Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами
Эллипс–__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Овал- __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Виды. Расположения видов на чертеже.
Вид-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главный вид (вид спереди)- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид сверху –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид слева-
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть.
По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.
|
|
|
|
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Технический рисунок.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета (объекта), выполненное от руки в глазомерном масштабе, в котором раскрыты технические особенности, правильно переданы конструктивная форма и пропорциональные соотношения.
Теоретическая часть:
Вопросы для самоконтроля:
Что понимают под техническим рисованием?
Для чего предназначен технический рисунок?
Как выполняется рисунок окружности?
В какой последовательности выполняют технические рисунки многогранников?
В какой последовательности выполняют рисунки тел вращения?
Что называется светотенью?
Практическая часть:
По словесному описанию детали выполните технический рисунок на листе в клетку.
Вариант №1
Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.
Общая высота детали 30 мм.
Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.
Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.
Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 2
Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.
Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.
Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.
Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.
Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 3
Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.
Общая высота детали 65 мм.
Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.
Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.
Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.
Диаметр верхней части отверстия 15 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 4
Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.
Общая высота детали 60 мм.
Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.
Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.
Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.
Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 5
Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.
Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.
Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.
Диаметры отверстий 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 6
Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.
Ребро куба 60 мм.
Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.
Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант №7
Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.
Общая высота детали 60 мм.
Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.
Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).
Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 8
Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.
Общая высота детали 59 мм.
Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.
Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 9
Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.
Общая высота детали 50 мм.
Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.
Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.
Сторона основания призматического отверстия 10 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Эскизы
Назначение эскизов.
К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве. Изображение предмета на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с глазомерным соблюдением пропорций.
Порядок выполнения эскизов.
Приступая к выполнению эскиза, необходимо внимательно ознакомится с деталью, уяснить общую геометрическую форму и форму отдельных её частей. Затем определить количество видов необходимых для полного выявления формы и размеров детали, выбрать главный вид.
Практическая часть.
Что называется эскизом?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На миллиметровой бумаге форматом А4 по наглядному изображению детали выполните эскиз в необходимом количестве видов.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Сечения.
Сечение -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть.
Постройте сечения
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________
Разрезы.
Теоретическая часть.
1.Закончите предложение:
Разрезом называется_________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическая часть.
По двум проекциям детали построить третий вид – вид слева.
Для выявления внутреннего контура выполнить разрез на месте главного вида. Нанести размеры. Чертёж с разрезом выполните на листе форматом А4.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________
Вырезы и срезы на геометрических телах
Элементы деталей
ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин. Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при их завинчивании.
ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.
ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических, конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для захвата гаечным ключом и др.
ПРОТОЧКА - это кольцевая канавка на стержне, технологически необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении детали или других целей.
ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.
ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.
ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки детали.
Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Изображения соединений.
В сборочных единицах детали по-разному соединяются друг с другом. Соединение деталей в изделии может быть разъемным либо неразъемным. Рассмотрим названные типы соединений.
К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые допускают многократную разборку и сборку без разрушения деталей и соединительных элементов, входящих в них. К разъемным соединениям относятся резьбовые соединения (болтовые, винтовые, шпилечные), шлицевые или зубчатые, шпоночные и штифтовые (рис.). С помощью разъемных соединений можно осуществить разборку, настройку и ремонт изделия.
Рисунок – Разъемные соединения
К неразъемным соединениям относятся такие соединения, которые не подлежат разборке и могут быть разъединены только в результате разрушения соединяемых деталей либо элементов, их соединяющих. К неразъемным соединениям относятся клепаные, паяные, сварные, клеевые, сшивные и др. (рис.). Эти соединения применяются в тех случаях, когда необходимо упростить технологию изготовления изделия и сократить расход дефицитных материалов.
Рисунок – Неразъемные соединения
Задание № 1.
Выполнить презентацию в программе Power Point по теме «Чертежи соединений».
Презентация должна содержать:
Титульный слайд: название, фамилия и имя автора, группа, дата создания;
Теоретические основы по данной теме;
Графическое изображение соединения деталей;
Чертежи соединения деталей;
Последний слайд: список использованной литературы.
Выполненная работа предъявляется на проверку на электронном носителе.
Задание № 2.
Рассмотрите виды соединений, определите, как они называются, и заполните таблицу.
Рисунок- Виды соединений
Номер изображенного соединения | Название соединения |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Порядок чтения технической документации.
Прочесть чертёж—это значит ясно представить форму и размеры деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого невозможно произвести деталирование сборочного чертежа или выполнить по нёму сборку машины.
Задание
1.На какие вопросы необходимо ответить, что наиболее правильно прочесть сборочный чертёж?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.Из какого документа можно получить сведения об основных размерах стандартных изделий, изображённых на сборочном чертеже?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Какие сведения содержит паспорт изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.Какие элементы деталей можно не показывать на чертеже?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Для чего используются условности и упрощения на сборочных чертежах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Чтение схем.
Задание № 1.
Прочесть кинематическую схему механизма заднего моста гусеничного трактора.
Кинематическая схема заднего моста трактора ТДТ-55А с муфтами поворота: 1 - корпус; 2 - главная передача; 3 - стакан; 4,13 - ведущая и ведомая шестерни главной передачи; 5,6 - ведущая и ведомая шестерни бортовой передачи; 7 - ведущая звездочка; 8,12 - валы; 9 - картер бортовой передачи; 10 - ленточный тормоз; 11 - фрикционная муфта; 14 - бортовая передача ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
Используя условные графические обозначения в электрических схемах составить простейшую электрическую схему звукового сигнала, дальнего и ближнего света автомобиля. Схему оформить на листе форматом А4.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тестовые задания №1
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:
а) А1; б) А2; в) А4?
2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:
а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?
__________________________________________________________________
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
На каком месте чертежа располагается основная надпись:
а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?
2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:
а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:
А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?
2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:
а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:
а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?
2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:
а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?
Вариант №5.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:
а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?
2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:
а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?
__________________________________________________________________
Тестовые задания №2
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какая величина принимается за размер шрифта:
а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?
__________________________________________________________________
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему равна высота прописной буквы рифта №5:
а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?
__________________________________________________________________
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:
а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?
__________________________________________________________________
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:
а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?
__________________________________________________________________
Вариант №5.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:
а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?
__________________________________________________________________
Тестовые задания №3
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1. Какую длину предмета надо указать на чертеже, если она равна 1250 мм, а масштаб изображения 1:10:
а) 125: б) 1250; в) 12.5?
2. Какую букву следует нанести перед размерным числом при указании толщины детали:
а) R; б) L; в) S?
__________________________________________________________________
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета:
а) изображение больше действительной величины предмета; б) изображение соответствует действительной величине предмета; в) изображение меньше действительной величины предмета?
__________________________________________________________________
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали:
а) увеличения; б) уменьшения; в) натуральный?
2. Что обозначает знак R, нанесенный перед размерным числом:
а) длину окружности; б) диаметр окружности; в) радиус окружности?
__________________________________________________________________
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какой из вариантов соответствует масштабу уменьшения:
а) М 1:2; б) М 1:1; в) М 2:1?
2. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:
а) 5 мм; б) 7 мм; в) 10 мм?
__________________________________________________________________
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
(заполняется обучающимся)
Термин | Определение термина или понятия (вписать) |
Аксонометрия | |
Алгоритм | |
Анализ геометрической формы предмета | |
Бобышка | |
Буртик | |
Вал | |
Вершина | |
Вид | |
Вид главный | |
Вид дополнительный | |
Вид местный | |
Винт | |
Втулка | |
Габарит | |
Гайка | |
Галтель | |
Геометрическое тело | |
Горизонталь | |
Готовальня | |
Грань | |
Деление окружности | |
Деление отрезка | |
Диаметр | |
ЕСКД | |
Инструменты чертежные | |
Калька | |
Карандаш | |
Компоновка чертежа | |
Конструирование | |
Контур | |
Конус | |
Кривые лекальные | |
Кривые циркульные | |
Лекало | |
Линейки | |
Линия – выноска | |
Линия выносная | |
Линия перехода | |
Линия размерная | |
Линия сплошная | |
Линия штриховая | |
Линия штрихпунктирная | |
Лыска | |
Масштаб | |
Метод Монжа | |
Многогранник | |
Многоугольник | |
Моделирование | |
Надпись основная | |
Нанесение размеров | |
Обводка чертежа | |
Обрыв | |
Овал | |
Окружность | |
Окружность в аксонометрической проекции | |
Орнамент | |
Оси ксонометрические | |
Ось вращения | |
Ось проекций | |
Ось симметрии | |
Отверстие | |
Паз | |
Паз шпоночный | |
Параллелепипед | |
Пирамида | |
Плоскость проекций | |
Призма | |
Проекции аксонометрические | |
Проекция | |
Проекция изометрическая прямоугольная | |
Проекция фронтальная диметрическая косоугольная | |
Проецирование | |
Проточка | |
Развертка | |
Размер | |
Размеры габаритные | |
Размеры конструктивные | |
Размеры координирующие | |
Размеры элемента детали | |
Разрыв | |
Рамка чертежа | |
Ребро | |
Рисунок технический | |
Симметрия | |
Сопряжение | |
Стандарт | |
Стандартизация | |
Стрелки | |
Схема | |
Точка сопряжения | |
Транспортир | |
Угольники | |
Упрощения и условности | |
Фаска | |
Форматы чертежей | |
Фронталь | |
Центр проецирования | |
Центр сопряжения | |
Цилиндр | |
Циркуль | |
Чертеж | |
Чертеж рабочий | |
Черчение | |
Число размерное | |
Чтение чертежа | |
Шайба | |
Шар | |
Шлиц | |
Шрифт | |
Штриховка | |
Штриховка в аксонометрии | |
Эллипс | |
Эскиз | |
Источники
Антонович Е.А., Василишин Я.В., Шпильчак А.В.: Черчение. – К.«Мир» - 2006
Сидоренко В.К.: Техническое черчение. – Львов, 2000
Вышнепольский В.В.: Техническое черчение. – Москва, 1988
Вышнепольский В.В.: Машиностроительное черчение Москва, 1983
Бабулин Н.А.: Построение и чтение машиностроительных чертежей. – М.:В. школа, 1987
6.Стандарты ЕСКД
6.1.Основные положения. Общие положения:
ГОСТ- 2.001-70. Виды изделий: ГОСТ-2.101-68. Стадии разработки: ГОСТ-2.103-68. Основные надписи: ГОСТ-2.104-2006. Основные требования к текстовым документам: ГОСТ-2.105-68. Основные требования к рабочим чертежам: ГОСТ-2.107-68. Спецификация: ГОСТ-2.108-68. Правила выполнения чертежей деталей, сборочных, общих видов, габаритных и монтажных: ГОСТ-2.109-68. Технические условия, Правила построения, изложения и оформления: ГОСТ- 2.114-70.
6.2.Общие правила выполнения чертежей. Форматы:
ГОСТ- 2.301-68. Масштабы: ГОСТ- 2.302-68. Линии: ГОСТ-2.303-68. Шрифты чертежные: ГОСТ-2.304-81. Изображения – виды, разрезы, сечения: ГОСТ- 2.305-68. Обозначение графических материалов и правила их нанесения на чертежах: ГОСТ-2.306-68. Нанесение и указание размеров и предельных отклонений: ГОСТ-2.307-68, ГОСТ-2.308-68. Нанесение на чертежах обозначений шероховатости поверхностей: ГОСТ-2789-73. Нанесение на чертежах обозначений покрытий, термической и других видов обработки: ГОСТ- 2.310-68. Изображение резьбы: ГОСТ- 2.311-68. Условное изображение и обозначение швов сварных соединений: ГОСТ-2.312-68. Условное изображение и обозначение швов неразъемных соединений: ГОСТ- 2.313-68. Изображения упрощенные и условные крепежных деталей : ГОСТ- 2.315-68. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц: ГОСТ-2.316-68. Аксонометрические проекции: ГОСТ-2.317-69.
6.3.Правила выполнения чертежей различных изделий (пружин, зубчатых колес, реек, червяков, звездочек цепных передач, подшипников и т.п.): ГОСТ-2.401-68 - ГОСТ-2.421-70.
6.4.Правила выполнения схем и условные графические обозначения (общие требования, схемы электрические, кинематические, машины электрические и их элементы): ГОСТ-2.701-68 - ГОСТ-2.786-70.