Рабочая программа ОП «Техническое черчение» по профессии «Автомеханик»

9
1
Материал опубликован 17 June 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины




ОП.05. Техническое черчение



23.01.03 Автомеханик






















2021


Рассмотрено и согласовано методической комиссией преподавателей специальных дисциплин


Протокол № _____ от ___ _________ 20 __ г.


Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, по профессии: 23.01.03. Автомеханик


Председатель методической комиссии


_____________ Л.В.Тишковская



Директор ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»


_____________ С.М. Евкова


Составитель: Евков А.А., заместитель директора по УПР ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»


Рецензент: директор ООО «АСТР» Мяделец Андрей Казимирович


_____________

МП



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год

Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.

Председатель МК _____________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год

Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.

Председатель МК _____________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год

Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.

Председатель МК _____________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20___ учебный год

Протокол № ___ заседания МК от « ____» ________20 __ г.

Председатель МК _____________________




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


4

результаты освоения учебной дисциплины


6

СТРУКТУРА и примерное содержание

учебной дисциплины


8

условия реализации программы

учебной дисциплины


13

Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины


15





















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. Техническое черчение


1.1. Область применения программы учебной дисциплины


Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС), в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 23.01.03. Автомеханик и разработана в рамках вариативной части с целью расширения и углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, и возможностями продолжения образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.


1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоение учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять деталирование сборочного чертежа;

решать графические задачи;

знать:

основные правила построения чертежей и схем;

способы графического представления пространственных образов;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации.


1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС

Ввиду отсутствия программ по изучению черчения в общеобразовательных учреждениях ЛНР и в ГОС ЛНР по профессии 23.01.03. Автомеханик, у обучающихся по данной профессии отсутствуют навыки чтения и составления чертежей, эскизов, схем и спецификаций, что в значительной мере затрудняет работу с технической документацией при разборочно-сборочных и ремонтных работах, являющихся основой профессии.

Для приобретения дополнительных базовых знаний и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности на современном рынке труда автотранспортной отрасли, для развития профессиональных и общих компетенций введена программа учебной дисциплины «Техническое черчение», в количестве 31 часа, за счет вариативной части программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Введение этой дисциплины необходимо для практической деятельности будущего рабочего, профиль получаемого профессионального образования которого – технический: чтение рабочих и сборочных чертежей, схем; выполнение эскизов, передача технической информации, языком техники (чертежа).

п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения

, наименования темы

Количество

часов

Обоснование

включения в

программу


ДПК 1.1

Читать чертежи средней сложности


ДПК 1.2 Использовать конструкторскую, нормативно-

техническую и

производственно- технологическую документацию


Знания:

-оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

-выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

-выполнять деталирование сборочного чертежа;

-решать графические задачи.

Умения:

-оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

-выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

-выполнять деталирование сборочного чертежа;

-решать графические задачи.

Тема 1. Введение в курс технического черчения и практическое применение геометрических построений.

7

Отсутствие программ по изучению черчения

Тема 2. Прямоугольные и аксонометрические проекции.

4

Отсутствие программ по изучению черчения

Тема 3. Сечения и разрезы.

7

Отсутствие программ по изучению черчения

Тема 4. Сведения о машиностроительном черчении.

11

Отсутствие программ по изучению черчения

Тема 5. Схемы.

1

Отсутствие программ по изучению черчения


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины


Всего - 46 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 46 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 31 час;

самостоятельной работы обучающихся – 15часов.


2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии.


Код (согласно ГОС СПО ЛНР)

Наименование результата обучения

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

ПК 1.1.

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2.

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4.

Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

ПК 2.1.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.2.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.3.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.4.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.5.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.



Код (согласно ГОС СПО ЛНР)

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.



3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Тематический план учебной дисциплины

ОП.05. Техническое черчение


Коды

компетенций

Наименование

тем

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная

нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы

и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1. – 1.2.

ПК 2.1. – 2.3.

ДПК 1.1. –1.2.

ОК 1. – ОК.6

Тема 1. Введение в курс технического черчения и практическое применение геометрических построений.

10

7

4

-

3

-

ПК 1.1. – 1.2.

ПК 2.1. – 2.3.

ДПК 1.1. –1.2.

ОК 1. – ОК.6

Тема 2. Прямоугольные и аксонометрические проекции.

6

4

2

-

2


ПК 1.1. – 1.2.

ПК 2.1. – 2.3.

ДПК 1.1. –1.2.

ОК 1. – ОК.6

Тема 3. Сечения и разрезы.

10

7

4

-

3

-

ПК 1.1. – 1.4.

ПК 2.1. – 2.5.

ДПК 1.1. –1.2.

ОК 1. – ОК.6

Тема 4. Сведения о машиностроительном черчении.

16

11

5

-

5

-

ПК 1.1. – 1.4.

ПК 2.1. – 2.5.

ДПК 1.1. –1.2.

ОК 1. – ОК.6

Тема 5. Схемы.

3

1

-

-

2

-

Промежуточная аттестация: зачет

1

1

-

-

-

-

Всего часов:

46

31

15

-

15

-


3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине

ОП.05. Техническое черчение


Наименование разделов, тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

1

2

3

Тема 1.

Введение в курс технического черчения и практическое применение геометрических построений.

Содержание

3

1.Начальные сведения о рабочих чертежах. Форматы – ГОСТ 2.301-68; масштабы – ГОСТ 2.302-68; линии чертежа – ГОСТ 2.303-68

1

2.Нанесение размеров ГОСТ 2.307-68

1

3.Шрифт ГОСТ 2.304-81

1

Практические занятия

4

4.Пр.№1 Выполнение чертежного шрифта с использованием ГОСТов

5.Пр.№2 Применение геометрических построений

6.Пр.№3 Линии сопряжения

7.Пр.№4 Линии чертежа

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Оформление основной надписи чертежа. Подготовка к графической работе. Оформление чертежных листов.

Тема 2.

Прямоугольные и аксонометрические проекции.

Содержание

2

8.Прямоугольные проекции. Аксонометрические проекции.

1

9.Изображение геометрических тел.

1

Практические занятия

2

10.Пр.№5 Комплексный чертеж геометрических тел (призма, пирамида, цилиндр, конус) и построение проекций точек, лежащих на поверхности предмета.

11.Пр.№6 Вычерчивание в системе трех прямоугольных проекций несложной детали с нанесением размеров.

1


1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка конспектов занятий. Вычерчивание в системе трех прямоугольных проекций несложной детали с нанесением размеров на оформленном чертежном листе.

Тема 3. Сечения и разрезы.




Содержание

3

12.Сечения, их классификация, графическое изображение. Различия между сечением и разрезом. Графическое обозначение материалов на сечениях.

1

13.Разрезы. Классификация разрезов. Простые разрезы. Местные разрезы.

1

14.Сложные разрезы. Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы, ступенчатые и ломаные.

1

Практические занятия

4

15.Пр.№7 Выбор необходимого сечения из нескольких заданных.

16.Пр.№8 Выполнение чертежа детали требующей применение простых разрезов с нанесением размеров.

17.Пр.№9 Выполнение чертежа детали с применением ступенчатого разреза.

18.Пр.№10 Соединение половины вида и разреза на чертеже детали.

1

1


1

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Проработка конспектов занятий. Изучение учебной литературы при подготовке к графической работе.

Тема 4. Сведения о машиностроительном черчении.












Содержание

6

19-20.Чертежи разъемных и неразъемных соединений. Соединение деталей сваркой. Зубчатая передача. Понятие о разъемных и неразъемных соединениях. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условия выполнения. Изображение соединений при помощи болтов, винтов и шпилек упрощенно по ГОСТ 2.315 – 68. Различные виды неразъемных соединений. изображение и обозначение сварных соединений по ГОСТ 2.312 – 72; чтение чертежей неразъемных соединений, полученных клепкой, пайкой, склеиванием по ГОСТ 2.313 – 68. Передачи и их элементы. Разновидности зубчатых передач и их изображение на чертеже.

2

21-22.Выполнение и чтение чертежей деталей. Требования к оформлению, составлению чертежей. Условности и упрощения на чертежах. Классификация и размещение видов на чертежах. Обозначение допусков и посадок, предельных отклонений формы. Последовательность выполнения эскизов деталей. Общие рекомендации по чтению рабочих чертежей. Примеры чтения рабочих чертежей.

2

23-24.Сборочный чертеж. Нанесение размеров на сборочных чертежах. Обозначение шероховатости поверхности деталей. Обозначения составных частей изделий на сборочных чертежах. Спецификация.

2

Практические занятия

5

25.Пр.№11 Изображение сварки на чертежах детали.

26.Пр.№12 Выполнение чертежей резьбовых соединений с использованием деталей по заданию преподавателя.

27.Пр.№13 Выполнение эскизов деталей.

28.Пр.№14 Чтение рабочих чертежей оборудования.

29.Пр.№15 Чтение сборочного чертежа оборудования.

1

1


1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Изучение учебной литературы при подготовке к графической работе. Ознакомиться с типами схем и чертежей.

Тема 5. Схемы.

Содержание

1

30.Классификация схем. Основные правила выполнения схем. Условные графические обозначения на электрических схемах. Чтение принципиальной электрической схемы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подбор материала и дополнительных источников по заданию преподавателя. Условные графические обозначения элементов на принципиальных схемах.

31.Промежуточная аттестация: зачет

1

Всего часов:

46



Прямоугольник 15Прямоугольник 16Прямоугольник 17Прямоугольник 18

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета приспособленного для выполнения технического черчения.

Подготовка внеаудиторной работы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

доска, презентации по предмету, компьютерные программы по черчению, инструменты для демонстрации приемов работы. Индивидуальные наборы инструментов для обучающихся, приспособлений и материалов: циркуль, линейка, угольник, карандаш,  резинка, транспортир, альбом для черчения, тетрадь в клетку. Модели геометрических фигур, макеты образования сечений и разрезов, для демонстрации методов проецирования, плакаты, карточки-задания, тесты.


Технические средства обучения:

компьютер, проектор, интерактивная доска.


4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение общепрофессиональной дисциплины как: «Техническое черчение» должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.

Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете согласно ГОС СПО по профессии.

Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление чертежей, схем по практическим занятиям и т.д.;

промежуточный контроль: зачет.


4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности

Требованием к кадровому обеспечению образовательной деятельности ОУ, осуществляющих реализацию ППКРС по профессии, является обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими высшее образование или среднее техническое соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет




4.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Антонович Е.А., Василишин Я.В., Шпильчак А.В.: Черчение. – К.«Мир» - 2006

Сидоренко В.К.: Техническое черчение. – Львов, 2000

Вышнепольский В.В.: Техническое черчение. – Москва, 1988


Дополнительные источники:

Вышнепольский В.В.: Машиностроительное черчение Москва, 1983

Бабулин Н.А.: Построение и чтение машиностроительных чертежей. – М.:В. школа, 1987

Вышнепольский В.В.: Техническое черчение. – Москва, 1984


Интернет-ресурсы:

Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс] : база данных содержит конспекты лекций и методические указания, словари, справочники - Электрон. дан. (23 файла). - Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/machinery/nig - Загл. с титул экрана.

Техническое черчение [Электронный ресурс]; Правила выполнения чертежей; Геометрическое черчение; Проекционное черчение; Аксонометрические проекции - Режим доступа: http://nacherchy.ru/, свободный - Загл. с титул. экрана

Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ING_GRAFIKA.RU9

Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ngeom.ru







5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, тематических кроссвордов.


Результаты обучения

Основные показатели

оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

-основы черчения и геометрии;

-требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

-правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;

-способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.


Требования к оформлению

чертежей: расположение

видов, форматы, основная

надпись, масштаб, линии

чертежа, нанесение размеров;

Способы и приемы

геометрических построений;

Виды и способы

аксонометрического и прямоугольного проецирования;

Особенности

машиностроительного чертежа;

Правила построения

изображений и видов;

Назначение и применение

разрезов и сечений;

Нормы и требования к выполнению рабочих

чертежей детали: нанесения

размеров, шероховатости

поверхности, условные

обозначения, соединение

деталей, изображение

резьбы;

Правила выполнения

сборочных чертежей:

нанесение размеров,

штриховки, надписей,

таблиц, условного

изображения смазочных и

уплотнительных устройств,

пружин;

Условное графическое

обозначение схем.


Оценка устного и письменного опроса.

Оценка тестирования.

Оценка результата деятельности на практических занятиях.

Оценка результата выполнения практических работ.

Уметь:

-читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

-составлять эскизы на детали с указанием допусков и посадок;

-пользоваться справочной литературой;

- пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

-выполненять расчеты величин предельных размеров и допусков по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров.


Использовать навыки

по оформлению чертежей, применять масштаб, линии чертежа;

Наносить размеры при

выполнении эскизов и

чертежей;

Наглядно изображать и проецировать предмет на плоскость, используя

аксонометрические и

прямоугольные проекции;

Выполнять разрезы и

сечения;

Использовать навыки

выполнения и чтения

чертежей, схем.


Оценка устного и письменного опроса.

Оценка результатов практической работы.

Оценка результата деятельности на практических занятиях.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо, коллега, за подробную и грамотную работу

17 June 2021