Рабочие и маршрутные листы для обучающихся. «Праздники как одна из форм исторической памяти. Пасха-религиозный праздник»
Пояснительная записка к ресурсу
Автор | Шеломова Елена Юрьевна, начальных классов высшей категории |
Название ресурса | Рабочие и маршрутные листы |
Вид ресурса | Дидактические материалы |
Тип ресурса | Инструкционные карты |
Предмет, УМК | Окружающий мир, ОРКСЭ УМК любой |
Классы | 3-4 классы |
Темы | «Праздники как одна из форм исторической памяти. Пасха-религиозный праздник» |
Цель и задачи ресурса | Актуализация знаний, выработка или закрепление знаний по указанным темам. Создание условий для развития познавательного интереса, аналитического и логического мышления, межполушарного взаимодействия, памяти, внимания, аккуратности. Формирование навыков само-и взаимоконтроля, работы в парах, стремления достичь результата, чувства ответственности. |
Формы учебной деятельности | Групповая, парная |
Сложность | Средняя |
Рекомендации по использованию | Инструкционные карты и рабочие листы можно использовать как при актуализации опорных знаний, так и для фиксации новой информации, при изучении материала. Каждая карта представлена в различных вариантах и может быть использована как для парной, так и для групповой работы. |
Правила использования | Выполнить задания инструкционной карты, используя рабочие листы. |
Источники информации | Идея и исполнение полностью авторские. |
Инструкционная карта. 1. Ответьте на вопрос. - Какие праздники вы знаете? 2. Выполните задания: - Прочитайте названия праздников. - Запишите названия праздников в нужную группу кластера рабочего листа. Названия праздников: Новый год, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День России (12 Июня), День Рождения, День защитника Отечества, День Военно-морского флота, День народного единства, День святого Валентина, Всемирный день защиты детей, Всемирный день здоровья, День авиации, День города, День знаний, День космонавтики, День милиции,, День учителя, День физкультурника, Татьянин день, День Победы, День Конституции..) |
|
Инструкционная карта для группы №1. 1.Рассмотрите рабочий лист. 2. Прочитайте задания вслух. 3. Распределите обязанности. 4. Роли распределены, приступайте к работе: - прочитайте текст «Пасха»; -заполните рабочий лист, ответив на вопросы и заполнив схему «Празднование Пасхи». 5. Подготовьте выступление. |
Рабочий лист для группы №1. 1.Что означает слово Пасха?_______________________________________________________________ 2.Как ещё этот праздник называют в народе?__________________________________________________ 3.Когда Пасху отмечают в этом году?________________________________________________________ 4.Прочтите текст «Пасха». Заполни схему “Празднование Пасхи”. Пасха Пасха - самый большой христианский праздник, главное событие года. Слово “Пасха” пришло к нам из еврейского языка и означает “возрождение”. Это победа жизни над смертью! По преданию Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! Вот почему верующие христиане в этот день приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» Пасху называют «Праздником праздников, торжеством из торжеств». По числу отмечающих его этот праздник занимает третье место - выше только Новый год и собственный день рождения. Начинается Великая неделя. Особо выделяют последние дни этой недели: Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и наконец, Светлое Воскресение – Пасха. «Празднование Пасхи» Подготовка к празднику. Великая неделя. |
Рабочий лист для группы №2. 1.Что вы знаете о главном символе Пасхи?____________________________________2.Какие существуют секреты варки яиц?______________________________________ 3. Проведите эксперимент: перед вами в тарелочке 2 яйца – сырое и варёное. Используя полученные знания, определите, какое из яиц сырое, свежее оно или нет. Приготовьтесь продемонстрировать данный эксперимент. 4.Что обозначают узоры на скорлупе?________________________________________ Приготовь выступление по плану: Мы прочитали о…………….. Оказывается………….. Мы узнали…………. Нам удалось выяснить……. Самым интересным было…….. |
|
Рабочий лист для группы №3. 1.Как готовили дом к празднику? 2. Какие блюда подавали на стол? (приведите 2-3 примера)______________________ 3.Накройте стол в соответствии с народными традициями и опишите его. |
Подготовка дома к празднику. На Руси по традиции готовились к Пасхе с чистого четверга на последней неделе поста. В этот день убирали дом, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи. Застолье отличалось помимо множества вкусных блюд, и красотой оформления. Этому уделялось особое внимание. Стелили парадную скатерть, ставили распустившиеся зеленые веточки, на которые крепили цветы, или вазы с букетами весенних первоцветов. Цветами из бумаги украшали и блюда на столе. А крашеные яйца укладывали на тарелку, покрытую соломой или зелеными листьями пророщенного салата. Для пасхальных крашеных яиц в доме держали даже специальную глиняную посуду, например, блюда в виде курицы и петуха. |
Рабочий лист для группы №4. 1.Как в старину праздновали Пасху?_________________________________________ 2. Какие игры и развлечения проводились в Светлое Воскресенье?_________________ 3. Разыграйте 2-3 игры. |
Игры и развлечения. На Пасху принято ходить в гости и принимать гостей. Пасхальные дни не обходились без народных гуляний. Крашеные яйца не только подают к праздничному столу или украшают ими его, их принято было дарить друг другу всю пасхальную неделю. Известно много игр с яйцами. В деревнях и селах «катали» яйца. Выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, чтобы получилась площадка, в земле делали неглубокие лунки. Каждый из участников игры приносил свои расписные яйца. Их раскладывали по лункам. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яйцо из лунки. Тогда он становился победителем. Яйца выкатывали с помощью специального тряпочного мяча со сплющенными боками, похожего на колесо. А ещё яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело. Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться. Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше. Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое. Для детей устраивалась "охота за яйцами". Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки. Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы. |
Рабочий лист для группы №5. 1.Прочтите вопросы. 2. Проведите опрос присутствующих в классе гостей, записывая ответы на лист. На каждого гостя заводится свой опросный лист. 3.Опрос начинайте со слов: «Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”?» 4. Внесите данные в таблицу. На основе обобщённых данных заполните диаграммы. Учитывая то, что 1 ответ=1клетке. 5.Подготовьте выступление о результатах анкетирования, используя заполненные схемы-опоры. |
Анкета. - Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”? 1) Празднуете ли вы Пасху? да нет 2) Что для Вас является символом этого праздника? ___________________ 3) Знаете ли вы историю Пасхи? да нет 4) Какого числа будет Пасха в этом году? _______________________ 5) Праздник Пасхи отмечают только в России? да нет не знаю | Анкета. - Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”? 1) Празднуете ли вы Пасху? да нет 2) Что для Вас является символом этого праздника? ___________________ 3) Знаете ли вы историю Пасхи? да нет 4) Какого числа будет Пасха в этом году? _____________________ 5) Праздник Пасхи отмечают только в России? да нет не знаю | |