Рабочий лист к уроку русского языка в 10 классе "Играем на русском!"
Пояснительная запискаDOCX / 18.59 Кб
Рабочий лист (в формате pdf)PDF / 306.74 Кб

Играем на русском!
(Лексика и фразеология)
Играл(а): _________________________________
Игра 1. Немного теории...
(Подберите для каждого научного понятия из левого столбика таблицы определение.)
1)Лексика | перенос свойств и действий человека на неживые предметы и явления окружающего мира |
2)Заимствованное слово | скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений |
3)Синонимы | слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением |
4)Паронимы | слова одной части речи с полным или частичным совпадением лексического значения |
5)Фразеологизмы | преувеличение |
6)Эпитет | устойчивые, неделимые сочетания слов, использующиеся в переносном смысле |
7)Сравнение | словарный состав языка |
8)Олицетворение | образное определение |
9)Метафора | слово, которое пришло в русский язык из другого языка |
10)Гипербола | открытое сопоставление предметов, явлений, понятий |
Игра 2. Кроссворд «В начале было слово...»
(Определите, какие слова пропущенные в каждой из пословиц о языке)

1. Язык ... острее.
2. Язык ..., а голова отвечает.
3. Умные ... приятно и слушать.
4. Живое слово ... мёртвой буквы.
5. Видна птица по перьям, а человек — по ....
6. Слово - ..., а молчание - золото.
7. Ласковым словом и ... растопишь.
Игра 3. Орфографическая разминка «Заморские слова».
Апл..д..сменты, аттр..кц..он, б..гаж, бр..ш..ра, в..н..грет,
в..т..ран, д..л..катес, д..р..жёр, к...пюшон, ор..нж..рея.
Съдъсъ (________________), бъчела (_____________), съдоровъ (______________),
двашьды (________________), дъстоканъ (_____________)
Игра 4. «Переводчики» (Запишите эти слова, используя современный русский язык.)
Игра 5. «В мире паронимов»
(Выберите верный вариант из каждой пары.)
1)(Абонемент, абонент) не отвечает.
2)На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
3)Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
4)В прошлом году (дипломантом, дипломатом) конкурса стал Сергей Иванов.
5)В нём проснулся (ярый, яростный) рыболов.
Игра 6. «Тропы к тропам»
(Определите, какой троп (художественное средство) используется в каждом из данных отрывков. Соедините стрелочками термины и примеры.)
Предложения | Тропы |
А) Из-под куста мне ландыш серебристый Б) Солнце останавливали словом, В) Слагаю я весёлые стихи Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев) Д) Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней... (М. Горький) Е) Им она не прекословит, Не перечат ей они. (А.С. Пушкин) | Синонимы Эпитет Метафора Сравнение Гипербола Олицетворение |
Игра закончена!
Мой результат: ________(баллов)
Моё мнение об игре: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: заполнить таблицу из игры 7 своими примерами
(в тетради)