Работа над чувашской народной песней «Семерт сески суралать»
Конспект открытого занятия по среднему хору
МБУ ДО "Вурнарская ДШИ"
Преподаватель: Сухарева Елена Алексеевна, концертмейстер: Алексеева Анастасия Львовна
Предмет: Хор
Тема урока: Работа над чувашской народной песней "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обработке Ф. Павлова
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: комбинированный (урок-повторение, урок-обобщение, закрепление умений и навыков).
Цели урока: приобщение детей к чувашскому музыкальному наследию;
сохранение и развитие певческого национального искусства.
Задачи.
Образовательные:
• закрепление навыков трехголосного пения, пения a cappella;
• выработка чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
• выработка у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании других;
• закрепление навыков сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
• закрепление вокально-хоровых навыков и умений;
• продолжение развития гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.
Воспитательные:
• воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, содержание текста;
• воспитание интереса к народной музыке на примере чувашской народной песни "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи");
• воспитание желания исполнять песни в самостоятельной деятельности;
• воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• индуктивный;
• дедуктивный;
• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
• представление " в уме" первого звука уже на дыхании;
• вокализация песен на слог и сольфеджио;
• задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в трехголосии;
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением учащихся;
• одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей, создание ситуации успеха
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
Планируемые результаты:
учащиеся приобщатся к чувашскому музыкальному наследию;
закрепят вокально-хоровые навыки и умения, также навыки трехголосного пения, пения a cappella и сольфеджирования по хоровым партиям;
обобщат свои знания по изучению жанров народной песни, особенностей чувашской народной песни, а также композиторских обработок народной музыки;
научатся анализировать музыкальные произведения: производить зрительный и слуховой анализ изучаемых песен;
продолжат знакомство с творчеством композитора Федора Павловича Павлова.
Оборудование и методическое обеспечение:
рояль, фортепиано;
стулья;
ноты чувашской народной песни "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обработке Ф.П. Павлова;
ноты чувашской народной песни "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обработке Р.И. Ильгачевой;
Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре: Методическая литература. – Москва: «Музыка», 1987. – 48 с.
хоровые партии;
проектор;
экран;
ноутбук для воспроизведения презентации к уроку;
видеозапись исполнения чувашской народной песни "Семерт сески суралать " ("Цвет черемухи") в обработке Р.И. Ильгачевой. Исполняет фольклорный ансамбль ДК «Сувар», художественный руководитель - Вера Калинина, концертмейстер - Федоров Д.А.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Учитель:
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где, коль праздник - от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам – и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Петр Хузангай
Учитель: Ребята, о какой такой стране, о каком таком народе идет речь в стихотворении Петра Хузангая?
Дети: Чувашия, чувашский народ.
Учитель: Вы совершенно правы. Действительно Чувашский край - край ста тысяч слов, край ста тысяч вышивок, край ста тысяч песен. А кто сочиняет эти песни?
Дети: Народ, композиторы.
Учитель: Да, ребята, песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие песни выживали, другие забывались, ведь они не записывались, а передавались из уст в уста. Композиторы стали собирать и записывать мелодии народных песен, обрабатывали их. Например, сочиняли к мелодиям аккомпанемент, в котором подчеркивали то или иное настроение или же обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.
Учитель: А каких чувашских композиторов вы знаете?
Дети: Г. Лебедев, Ф. Павлов, С. Максимов, Ф. Лукин, В. Ходяшев, Г. Воробьев, Г. Хирбю, А. Асламас. Современные: Н. Казаков, В. Салихова, Л. Быренкова и т.д.
Учитель: Да, все эти композиторы делали обработки народных чувашских песен. Давайте, вместе с вами определим тему нашего занятия сегодня.
Дети: "Чувашская народная песня "Cемерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обработке Федора Павлова"
Слайд 1
Учитель: Да, ребята, сегодня мы обобщим опыт работы с чувашской народной музыкой, а именно с чувашской народной песней "Цвет черемухи" в обработке Ф. Павлова, а также закрепим навыки трехголосного пения.
2. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
(Выборочная проверка (по желанию) игры хоровой партитуры чувашской народной песни "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обработке Ф. Павлова)
Учитель: На прошлом занятии я давала вам домашнее задание - сыграть на инструменте хоровую партитуру чувашской народной песни "Семерт сески суралать" ("Цвет черемухи") в обр. Ф. Павлова. Кто желает продемонстрировать игру?
После игры на фортепиано - Слайд 2 (На слайде фото Ф.П. Павлова)
3. Основной этап.
Алгоритмы работы:
Творчество Федора Павловича Павлова
Учитель: Ребята, я надеюсь, вы все узнали этого человека? Да. Это Федор Павлович Павлов. Я кратко напомню вам биографию композитора.
Федор Павлович Павлов (1892-1931) принадлежит к числу наиболее крупных деятелей чувашской музыкальной культуры 20-х годов. Музыкант-педагог, хоровой дирижер, скрипач (играл в оркестре и сольно); собирал и обрабатывал народные песни, создавал новые песни, исследовал историю и теорию чувашской музыки, выступал как критик и даже как певец (в годы работы в Cимбирской школе). Талант его был разносторонним. Он – драматург (комедия «Сутра», драма «Ялта»), поэт, публицист, ученый, деятель юстиции.
Родился в семье крестьянина села Богатырево Цивильского района. Учился в Богатыревской школе (1901- 1904), затем в двухклассном Икковском училище 1904-1907), в 1907-1911 – в Симбирской чувашской школе, в мае 1916 - окончил Симбирскую духовную семинарию. Затем обучался как вольнослушатель в Казанском институте археологии, истории и этнографии (1918 – 1920) и на композиторском отделении Ленинградской консерватории (1930 -1931).
Трудовую деятельность начал в Симбирской чувашской школе учителем пения (1911-1920). В 1917-1919 – народный судья в волостном центре Акулево Чебоксарского уезда, в 1919-1920 – инструктор искусств Казанского Отдела образования, с 1920 г. – заведующий музыкальной секцией в Отделе образования Чувашской автономной области.
В Чебоксарах преподавал в музыкальной школе (1929-1922): вел класс скрипки, музыкальную этнографию и историю музыки, на педагогических курсах - музыку и пение. В Чувашском музыкальном техникуме (с 1929) -хоровое пение, сольфеджио. В 1928-1930 - дирижер Чувашского государственного хора.
Из автобиографии: «Я прежде всего культурный работник. Свою служебную деятельность в силу этого не могу ограничивать исключительно служебными рамками…По моему глубокому убеждению, сочетать служебную, научную, литературную и общественную деятельность — это не недостаток, а скорее достоинство. Конечно, об этом я заявляю с сознанием своих чрезвычайных скромных способностей. Будем работать, пока есть силы и здоровье" — писал об этом периоде сам Ф. Павлов».
Умер в Сочи в 1931 году после тяжелой болезни, находясь на лечении в санатории. Похоронен там же. Его именем названо музыкальное училище в Чебоксарах.
Сборник детских песен и игр — «Ача-пача сасси» (Голос детворы, 1921).
Для хора: обработки и гармонизации: «Туттёл» («Тютель»), Шупашкар туйи», «Хайматлах юрри», «Чёнтёрлё кёпер», «Туй юрри», «Серен», «Сырма херне ансассан», знаменитая «Пчелка» («Вёлле хурчё») на собственные стихи и т.д.
Сборник «Сарнай» (1924) – около 70 обработок и несколько оригинальных песен.
1 произведение чувашской симфонической музыки - балетная фантазия «Сарнайпа палнай» (1928).
Драма «Ялта», комедия «Сутра»
Библиографии по чувашской музыке, статьи «Чаваш кесли» (Чувашские гусли), "Чараннă саса («Умолкнувшие звкуи»), «Чăваш музыки»
Очерки «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество».
Жанры народной песни
Учитель: Ребята, так как наша тема посвящена народной песне, давайте вспомним, какие жанры народной (чувашской) песни вы знаете?
Дети отвечают. После их ответов
Слайд 3
Жанры (чувашской) народной песни
Учитель: А как вы думаете, к какому жанру относится наше произведение? (Хороводная)
Хороводная - самая яркая жемчужина народного чувашского песенного творчества. Молодежь после окончания весенне-полевых работ собиралась на большой поляне на гуляния, игры. У чувашей хоровод – глубокое уважение к природе, воспевание красоты весенне-летних вечеров – игровая форма для молодежи. Пора хороводов продолжалась до сенокоса.
Давайте вспомним, какими особенностями обладает чувашская народная песня?
Дети отвечают. После их ответов
Слайд 4
Особенности чувашской народной песни
А теперь проанализируем наше произведение, есть ли здесь соответствующие особенности?
Дети отвечают. После их ответов.
Слайд 5
Особенности чувашской народной песни “Семерт сески суралать” в обработке Р. И. Ильгачевой. Анализ хоровой партитуры. Видеофрагмент.
Учитель: Ребята, мы с вами говорили, что в обработках народных песен композиторы выражали свое отношение к песням, подчеркивали те или иные особенности, которые им казались важными. Для сравнения хочу представить вашему вниманию народную песню «Цвет черемухи», но в обработке Ильгачевой Рины Ивановны. Я вам сейчас раздам партитуры данного произведения.
Анализ партитуры:
Фактура разнообразная: унисоны, имитационная и подголосочная полифония, органный пункт;
Форма произведения: куплетно-вариационная;
В 1-ом четырехтакте – преобладание декламационности на распевностью.
Теперь послушаем и посмотрим исполнение этого произведения («Цвет черемухи» в обр. Р. Ильгачевой) на экране. Исполняет фольклорный ансамбль ДК «Сувар», худ. рук. Вера Калинина, концертмейстер Федоров Д.А.
Слайд 6
Видео №1
Слушание и видеопросмотр чувашской народной песни «Цвет черемухи»
в обр. Р.И. Ильгачевой, анализ хоровой партитуры
Учитель: Вопрос: Какой состав хора? (смешанный или однородный)
Вопрос: Какой хор, на ваш взгляд, исполняет произведение: профессиональный или самодеятельный?
Вопрос: Есть ли в хоре запевала?
Вопрос: Особенности народной песни прослеживаются в данном произведении? Какие? (Совершенно верно, мы их перечислили)
Учитель: Прежде чем, мы перейдем к работе над народной песней «Семерт сески суралать», я предлагаю всем встать для распевания.
Распевание
(Н. Добровольская "Вокально-хоровые упражнения в детском хоре"):
• Упражнение 67 стр.31 на звук «р-р-р», губами (по типу «моторчик»)
Цель: собрать внимание детей, «разогреть мышцы», работа над унисоном и расширением диапазона.
• Упражнение 23 стр.18 закрытым ртом, на слоги.
Цель: расширение диапазона, работа над унисоном, при пении на слоги выравнивание, округление звучания гласных на легато, поднять нёбо, сформировать положение "зевка", высокая позиция, выработка слитного хорового звучания.
Упражнение 94 стр. 43
Упражнение 93 стр. 44 (мажор, минор)
Упражнение 112 стр. 45 (мажор, минор)
«Веники»
Цель: выработка навыков трехголосного пения.
Пропевание: натуральный до мажор (7-ступенный)
6- ступенный
5-ступенный (пентатоника )натуральный до мажор (4ст. и 7 ст. пропеваются про себя)
мажорная пентатоника от до
Цель: произвести слуховой анализ натурального семиступенного, шестиступенного и пятиступенного мажора (пентатоники).
(Упражнения выполнялись стоя, дети присели на свои места по голосам).
Учитель: Прошу присесть всех на свои места.
Учитель: Ребята, давайте проанализируем наше произведение.
Анализ хоровой партитуры «Цвет черемухи» в обр. Ф. Павлова
Блиц-опрос:
Тональность, лад
Для какого хора? (женского, детского)
Для какого состава? Однородного, смешанного
(В чем выражаются особенности чувашской народной песни в этом произведении?)
Преобладание движения какими длительностями? Восьмыми, четвертными..
Каким образом исполняется произведение: в унисон, дивизи, каноническое двухголосное пение
Завершенность мелодии на тонике
Форма – куплетная
В 1-ом четырехтакте – преобладание декламационности на распевностью
Учитель: Ну, а теперь переходим к непосредственной работе над данным произведением
Слайды 7,8,9,10
Работа с текстом:
Перевод чувашского текста
Произношение, работа над орфоэпией (соблюдение ударений)
Слайд 7 (1 куплет с переводом)
Слайд 8 (2 куплет с переводом)
Слайд 9 (3 куплет с переводом)
Слайд 10 (4 куплет с переводом)
Учитель: Ребята, на слайдах представлены слова. Обратим еще раз свое внимание на перевод, он имеет философский смысл. (Прочитать выразительно перевод на русском языке)
А теперь прочитаем чувашский текст с правильными ударениями и с правильным произношением сначала вне ритма, потом в ритме и с соответствующей динамикой, на ударные слоги чуть приседаем. Обращаем внимание на то, что ударные слог в тексте песни не совпадают с музыкой (сильными долями в ней).
Исполнение хоровой партитуры в двухголосном варианте (нотами, со словами)
Учитель: Предлагаю спеть в медленном темпе, сольфеджируя, соблюдая дыхание до галочки. Следим за интонацией, дыханием. Потом поем со словами, соблюдая ударения, правильное произношение, динамику.
Исполнение хоровой партитуры a cappella
Учитель: Поем a cappella со словами, соблюдая ударения, правильное произношение. Следим за строем, однородностью звучания в партиях, балансом между голосами, дыханием и т.д.
- Ребята, а как вы думаете, можно этот произведение исполнить на три голоса?
- Конечно, и на 3, и на 4 и т.д.
- А с движениями, в хороводе?
Динамический план произведения, художественный образ исполняемого произведения
Учитель: С помощью перевода и презентации давайте определим динамический план и художественный образ данного произведения.
1,2 куплет - примерно одинаковые по динамике
в 3 куплете - усиление звучности, крещендо – эффект приближения
в 4 куплете - кульминация
Что такое кульминация? Где она находится?
В 4 куплете в конце замедление, на атаке закончить.
Из особенностей: как еще можно исполнить ее? (С солистами). С движениями. В виде игры, диалога. Многоголосно.
4. Заключительный этап
Подведение итогов, формирование выводов. Исполнение произведения в конечном варианте.
5. Рефлексия
Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок?
Определение домашнего задания.
Учитель: В заключении нашего урока творческое домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение (эссе) о роли и месте народной музыки в современном мире.
Урок окончен. Всем спасибо за внимание! До свидания!