Становление личности ребенка – дошкольника посредством чувашской народной культуры

0
0
Материал опубликован В прошлом году

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. Сегодня нельзя мириться с тем, что эти традиции уходят из нашей жизни, теряют свои корни, разрывается связь времён и поколений, что носит большой нравственный урон и обедняет наши будни и праздники.

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим  ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).

Великий академик Г.Н.Волков утверждает: «Основной целью народной педагогики является воспитание личности, обладающей разносторонними положительными качествами, поэтому опыт воспитания, отразившийся в ней, может оказать значительное содействие в формировании личности, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство» («Этнопедагогика».М.:Академия, 1999, с.230).

В Послании Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год «Все для человека и во имя человека» Глава Чувашии М.В.Игнатьев подчёркивает, что государство должно поддержать  духовное развитие подрастающего поколения. И чтобы сохранить духовное здоровье будущего нации, мы должны повысить ответственность родителей.

Один из путей решения данной задачи, по мнению И.В.Махаловой и Е.И.Николаевой - этнопедагогизация физкультурно-оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.

Одним из средств воздействия на личность ребёнка является ознакомление их с чувашскими народными праздниками. В процессе такого ознакомления происходит знакомство с играми, песнями, танцами чувашского народа, с его национальным костюмом и декоративно-прикладным искусством. Дети узнают о своей малой Родине, знакомятся с обычаями и традициями своего народа. Знакомство детей с чувашскими народными праздниками помогает также развить у них устойчивый интерес к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре, тем самым являясь эффективным полем воспитательного воздействия.

Приоритетной задачей МБДОУ "ЦРР - детский сад № 177" г. Чебоксары является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка. Проблема, над которой коллектив ДОУ  работает более углубленно в течение последних пятнадцати лет – «Становление личности ребёнка средствами национальной культуры».

На сегодняшний день коллективом нашего детского сада проделана большая работа по реализации данной проблемы.

Центральное фойе украшено красочным панно с изображением детей в чувашских костюмах. На втором и на третьем этажах также перед взором детей и родителей возникают красочно оформленные панно – изображения взрослых и детей в чувашских национальных костюмах играющих в чувашские народные игры, выполненные художником - иллюстратором детской книги Т.И.Немцевой.

В каждую свободную минуту дети с воспитателями приходят в мини-музей «Бабушкина изба», где собраны подлинные экспонаты чувашского быта: домашняя утварь, посуда, одежда расшитая чувашскими узорами, музыкальные инструменты. В этой комнате созданы условия не только для ознакомления детей с жизнью крестьян, но и для организации народных игр.

 В спортивном зале «Спортландия» и на спортивной площадке «Крепыш» созданы условия для организации чувашских народных подвижных игр, проведения состязаний, праздников и развлечений. Наряду с классическим спортивным оборудованием, в них расположены брёвна для организации боёв во время спортивных развлечений, имеются столбы, для соревнований в ловкости. В каждой группе имеются:

 - уголки родного края, в которых живут куклы в национальных нарядах, народные игрушки, альбомы и наборы открыток о Чувашии, детская литература на чувашском языке;

-  уголки здоровья со спортивным традиционным и нетрадиционным материалом.

Творческой группой нашего детского сада разработана система работы с детьми по следующим циклам: «Дом. Двор. Деревня», «Изделия чувашского домашнего быта», «Праздники и обряды чуваш», «Игры и увеселения чувашских детей».

Детский сад много лет работает в тесном сотрудничестве с Чувашским национальным конгрессом. По решению президиума Чувашского национального конгресса за большой вклад в развитии чувашской культуры наш детский сад не раз награждён Почётными грамотами.

По сложившейся традиции, в ДОУ ежегодно, проводятся народные праздники «Сурхури» (Новогодний праздник), «Çăварни» (Встреча весны) и Праздник народного костюма (чувашского, русского, татарского), на которых дети знакомятся с традициями и обычаями своего народа и играют в народные игры. В начале лета, по окончании весеннее-полевых работ, в 2015 году 23-ий раз, провели музыкально – спортивный праздник «Акатуй» (Праздник земледелия) с приглашением жителей микрорайона, известных людей Чувашии. Во время этого массового празднества звучат стихи и песни на чувашском языке, проводятся чувашские народные игры, различные состязания и соревнования, выставляются детские работы, выполненные по мотивам чувашского декоративно-прикладного искусства. Сценарий праздника был составлен в 1992 году совместно с Чувашским национальным конгрессом. Со временем в сценарий вносились небольшие изменения, менялся детский и взрослый репертуар.

Для целенаправленной работы с детьми коллективом нашего ДОУ разработаны различные педагогические технологии. Технология «Совершенствование работы детского сада и семьи на основе народной педагогики» одобрена Министерством образования Чувашской Республики в 1997 году.

Педагогами разработаны и реализованы педагогические проекты:

·        «Мы б играли целый день»;

·        «Театр – музей народной сказки»;

·        «Асанне юмахĕсем»;

·        «По дороге к празднику»;

·        «Друзья Юмана»;

Таким образом, коллективом ДОУ проводится объёмная работа по проблеме формирования физического и психического здоровья детей и становления личности ребёнка посредством национальной культуры.

Комментарии

Уважаемые участники! Команда жюри сформирована. Продолжается регистрация участников.

18 January 2018