Урок музыки «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5»
Открытый урок
преподавателя Ахмедовой Александры Владимировны
по предмету «Эстрадный вокал»
с ученицей Чуйкиной Валерией
Тема урока:
«Работа над дикцией в классе
эстрадного вокала»
г. Тула
2023 год
Тема урока:
«Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.»
Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
* обучение правильному певческому дыханию
*обучение правильному произношению скороговорок
* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию
Развивающие
- развитие музыкальных и творческих способностей учащегося
- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата
Воспитательные
- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
- формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.
Форма организации работы. Индивидуальная.
Ход урока
I.Подготовительный этап
1. Предварительное вступительное слово преподавателя.
2. Обоснование метода организации работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей детей.
В последнее время, мы часто сталкиваемся с тем, что детям во время исполнения произведений не хватает дикции и свободы движений.
Артикуляционная гимнастика, это комплекс упражнений, который направлен на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить ученика делать правильные движения, для произнесения того или иного звука.
Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, который можно настроить на правильное звучание.
Комплекс скороговорок – делает речь четкой, понятной для окружающих.
II. Исполнительский этап
Артикуляционная гимнастика
Комплекс скороговорок
Исполнение вокального произведения.
1. Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
- Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?
Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.
Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. (Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности). Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз
Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз
2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта. «Расчёска», «Маятник», «Поцелуйчики».
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)
4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,
мышцы гортани К - Г,
нижнюю челюсть на слоги До, Да, Ду.
Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.
3.Комплекс скороговорок
Для чего нужны скороговорки?
Скороговорки используются для тренировки произношения и дикции. Для большего развития речевого аппарата скороговорки произносятся с изменением темпа речи и громкости, то есть тихо, громко, медленно или быстро. Главная задача при чтении скороговорок – делать это внятно и чисто.
Как работать со скороговорками?
Читаются скороговорки сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.
Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)
- Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
- Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке.
- У осы, не усы, не усища, а усики.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Исполнение произведения с учетом сделанных упражнений.
Козлова София песня «Колдунье не колдуется»
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни в темпе с хорошей артикуляцией.
- Исполнение произведения (1 куплет и припев). Работаем по фразам. Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко. После работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, необходимо поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
III. Заключение
Подведение итогов, домашнее задание
Чтение скороговорок.
Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни, обращая внимание на то, чтобы гласные звуки не укорачивались за счёт чёткой артикуляции согласых.
Литература:
Бархатова И. Б. «Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.
Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО «Центрполиграф», Курск 2008г.
Белоброва Е. Ю. «Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.
Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.
Зебряк Т. «Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.
Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.
I.Подготовительный этап
1.Предварительное вступительное слово преподавателя.
2.Обоснование метода организации работы с учащимися с учетом индивидуальных особенностей детей.
II.Исполнительский этап
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Комплекс скороговорок.
3.Исполнение вокального произведения.
III.Заключение
Подведение итогов.