Урок на тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» (2 класс)
Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»
МБУ ДО «Центр эстетического воспитания и образования детей»
Конспект открытого занятия на тему:
Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.
(Дополнительная общеразвивающая программа
«Вокал»)
Автор: Фоменко Вера Анатольевна
Преподаватель эстрадного пения
Г. Кингисепп
2018 г.
Общие сведения:
Дата проведения: 05.10.2018
Помещение: класс эстрадного пения
Предмет: Постановка голоса
Год обучения: 2 год обучения
Возраст: 8 лет
Тема открытого учебного занятия
Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением
Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения
Степень сложности занятия: средней степени сложности для данного ученика
Цель учебного занятия и задачи
Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
* обучение правильному певческому дыханию
* обучение правильному произношению скороговорок
* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию
Развивающие
- развитие музыкальных и творческих способностей учащегося
- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата
Воспитательные
- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
- формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
Ожидаемые результаты
Личностные:
Воспитанники расширят кругозор через знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики и произношение скороговорок
формируется интерес к исполнительской деятельности
эмоционально отзывчиво исполняют произведения, с хорошей дикцией и правильной артикуляцией.
Метапредметные:
развивается эмоциональная восприимчивость, образное мышление,
развивается творческое воображение,
формируется стремление к творческому самовыражению;
Предметные:
Сформированы первоначальное понятие дикции и артикуляции;
Учащиеся учатся использовать активную артикуляцию,
Формируется правильная дикция
Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.
Форма организации работы. Индивидуальная.
Структура учебного занятия ( этапы).
Вводная часть. 4 мин
Приветствие. Введение в тему.
Основной этап. 32 мин
Теория.
Практика. Учебно-тренировочные упражнения.
Заключительный этап. 4 мин
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
VII. Содержательные блоки учебного занятия.
1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала».
Артикуляция как важнейшее условие работы
над вокальным произведением 4 мин
2. Основной этап:
- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 8 мин
- Артикуляционная гимнастика. 6 мин
- Вокальные упражнения 8 мин
- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин
3. Заключительный этап
- Подведение итогов 4 мин
- Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.
Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.
VШ. Планируемый результат занятия
Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.
Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.
IX. Методы обучения.
Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический
словесный (беседа, рассказ, словесные пояснения, рассказ-диалог)
наглядный (слуховая наглядность: вокальный показ, чтение скороговорок, аудиозапись, и т.д.; двигательная наглядность: жесты, движения рук, пластические иллюстрации, мимические иллюстрации и т.д.; зрительная наглядность: показ иллюстраций, слайдов и т.д.);
поисково-исследовательский (выполнение артикуляционной гимнастики с правильным и неправильным произношением звуков и слов с целью добиться положительного результата)
практический (исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)
X. Оборудование и материалы.
- учебный класс
- фортепиано
- фендер
- микрофон
- ноутбук
XI. Методическое обеспечение.
Литература:
Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.
Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО»Центрполиграф», Курск 2008г.
Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.
Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.
Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.
Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.
Сайты в интернете:
1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru
Наглядные пособия. Дидактический материал.
- Презентация с иллюстрацией по теме.
- Рисунки
Конспект открытого занятия.
Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке
В класс входит ученица 2 класса МБУ ДО «ЦЭВ и ОД» Прушинская Мария.
Организационный момент
Педагог (П): Здравствуй, Маша! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
( краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)
Вводная часть. Введение в тему. 4 мин
(П – преподаватель, М – учащаяся)
П: Маша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
Предполагаемый ответ ученицы: голос – это наш инструмент.
П: что нужно сделать, чтобы наш инструмент красиво звучал,?
М.: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться
П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Маша, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?
М.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
М: без чёткой дикции и слов
Основной этап. 32 мин.
Объяснение темы
П.: совершенно верно!
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.
Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.
Тем нашего сегодняшнего занятия . «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала».
Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?
Г. дыхательную гимнастику.
Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 8 мин.
П. А теперь приступим к теме нашего занятия.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
П. А от чего она зависит?
М. (Ответ ученицы)
П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
М. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?
П. , М.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно
Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.
(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..
Артикуляционная гимнастика 6 мин
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз
Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз
2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.( « Футбол» -«Расчёска» -«Киска» ) «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)
4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,
мышцы гортани К-Г,
нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.
5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения .
Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз.
( все органы речевого аппарата начинают работать более активно)
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду
Из - под водопровода.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
От топота копыт пыль по полю летит
Три сороки тараторки тараторили на горке
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
П.: молодец, Маша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.
Теперь приступим к вокальным упражнениям.
П. Маша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
М. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.
П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения: 8 мин
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.
3. Поем гласные И, Е, А, О, У . Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. ( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.
6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.
П.: молодец. Маша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?
М. Разборчивая, понятная.
П. Как нужно произносить слова в пении?
Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?
Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки
Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин
П.: Маша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.
Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.
- Исполнение произведения . 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. ( Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)
- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
Заключительный этап 4 мин
Подведение итогов. Рефлексия.
Предлагаю ответить на ряд вопросов: (что ты сегодня узнал? Было ли трудно?)
П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
М. (ученица анализирует свою работу на уроке).
П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом?
М. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.
Оценка: Маша, ты сегодня большая молодец! Справилась со всеми поставленными задачами, поэтому оценка за работу на уроке «отлично!»
Спасибо за урок. До встречи!