Работа над звукоизвлечением в классе гитары
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С .ШАРАН РБ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
С учеником 2 класса Дашкиным Артемом
ТЕМА:
«Работа над звукоизвлечением в классе гитары»
РАЗРАБОТАЛ: Соколова А.В.
преподаватель по классу гитары
ШАРАН 2023
Открытый урок преподавателя по классу гитары Соколовой А.В.
Тема урока: « Работа над звукоизвлечением в классе гитары»
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 минут.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока:
Научить правильному применению основных приёмов звукоизвлечения, добиться качественного звучания исполняемых упражнений, гамм и музыкальных произведений.
Задачи урока:
Развивающие:
-Развитие внимания, музыкально-слуховых представлений,
активизация слухового контроля, развитие координации движений.
Обучающие:
-Научить правильно извлекать звук и грамотно применять приёмы звукоизвлечения.
-Применение слухового контроля над звуком во время исполнения музыкальных произведений.
Воспитательные:
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении качественного звукоизвлечения.
- Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию. Воспитывать бережное и ответственное отношение к звуку.
Мотивационные:
-Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Здоровьесберегающие:
- Правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
-Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, чередование различных видов учебной деятельности.
- Обеспечение психологического комфорта во время урока, проявление доброжелательности учителя.
Методы: практические (игра и показ на инструменте), беседа, рассказ, демонстрация дидактического материала.
Реализуемые педагогические технологии: художественные, игровые, информационно-компьютерные, здоровьесберегающие, развивающего обучения.
Основные методические принципы: - принцип единства художественного и технического развития;
- принцип постепенности и последовательности;
- принцип всестороннего развития учащегося;
- принцип индивидуального подхода в работе с учащимся;
Оборудование: музыкальные инструменты, нотная литература, пюпитр, дидактические карточки, компьютер.
Ход урока:
Организационный этап
Основной этап
Заключительный этап. Выводы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
- приветствие, сообщение названия темы и цели урока;
- представление учащегося.
2. Основная часть:
- работа над инструктивным материалом, музыкальными произведениями, физкультминутка, пальчиковые игры.
3. Подведение итогов. Запись домашнего задания.
Ход урока:
Организационный момент.
Урок проводится с учащимся 2 класса Дашкиным Артемом. Сообщаю тему урока. Настраиваю учащегося на эффективную учебную деятельность и творческую атмосферу на уроке.
Вступительное слово преподавателя:
Один из важнейших моментов работы в классе гитары- это работа над звуком. Умение владеть качественным звукоизвлечением является основой для успешного формирования не только исполнительских , но и технических качеств музыканта.
Для более глубокого проникновения в данную тему нужно знать, что же из себя представляет звук. Звук - это упругие волны в среде, невидимые, но на определенных частотах воспринимаемые человеческим ухом. Источник звука - это обязательно колеблющиеся тела. Различают звуки музыкальные и шумовые. Музыкальные звуки имеют высоту, силу звучания (динамика), тембр (окраска), длительность.
Работа над звукоизвлечением в классе гитары начинается с первых уроков освоения инструмента с простейших упражнений и не заканчивается на протяжении всего периода обучения. Огромную роль играют правильная посадка, постановка рук учащегося, владение различными приемами звукоизвлечения ( апояндо, тирандо). Результатом такой долгой и кропотливой работы станет выразительность исполнения, тембровое и динамическое разнообразие звучания.
Основная часть:
Для расслабления исполнительского аппарата делаем упражнение «Потягушки»: встанем прямо, ноги на ширине плеч, поднимаем обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Руки болтаются, не останавливаем их. Повторяем упражнение несколько раз.
Предлагаю сесть за инструмент и вспомнить основы правильной посадки: садимся на край стула, спина прямая, левая нога находится на подставке выше правой на 10-15 см, точки опоры должны приходиться на левое бедро, внутреннюю часть правой ноги, грудь и предплечье правой руки. Чуть скругляем запястье правой руки над струнами у розетки. При этом большой палец правой руки находится на басовых струнах, остальные пальчики слегка прижаты друг к другу. Большой палец левой руки прячем за гриф параллельно порожкам, округляем остальные пальчики, следим, чтобы кисть левой руки находилась над грифом.
Вспоминаем о двух приемах звукоизвлечения на гитаре- апояндо (щипок пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на соседней струне.) и тирандо (палец после щипка не опирается на соседнюю струну, а свободно проносится над ней).
Упражнение «Скакалка».
Объясняю цель упражнения- научиться чистому извлечению звуков на первой струне в чередовании с открытой струной.
Проигрываю текст и прошу ответить на вопрос, почему упражнение имеет такое название ( имитация прыжков на скакалке).
Предлагаю учащемуся исполнить упражнение в медленном темпе аппликатурой m-i, на апояндо, тирандо. Начинаем с 10 лада и движемся по полутонам вниз, чередуя зажатую и открытую струну. Пальчики левой руки играют у порожка ближе к ногтю, плотно прижимая струну. Слушаем извлекаемые звуки- они должны звучать без треска и быть ровными по длительности.
Приступаем к исполнению гаммы Фа мажор в пределах одной позиции, с применением открытых струн. Вспоминаем, что такое гамма (поступенное движение нот вверх или вниз, начинающееся и заканчивающееся тоникой ) Объясняю, что гаммы нужны для развития беглости игры на инструменте, освоения грифа, для работы над звукоизвлечением.
Вспоминаем количество знаков при ключе, находим звук си бемоль на грифе инструмента. Демонстрирую технику игры гаммы на инструменте, затем предлагаю исполнить её учащемуся. Играем аппликатурой i-m на апояндо. Следим за постановкой пальчиков на ладах, добиваемся чистого звучания без треска.
Важно постоянное присутствие слухового контроля самим учеником над исполняемым материалом, учиться слушать и слышать свою игру.
М. Александрова Этюд.
Объясняю ученику, что этюд- это музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники музыканта. Наш этюд на арпеджио- звуки берутся поочередно один за другим.
Исполняю пьесу, разбираем движение басового хода, отдельно проигрывая его на апояндо, пропевая ноты вслух. Арпеджио на открытых струнах исполняем приемом тирандо, следим за ровным исполнением длительностей, пальчики левой руки округлые, кисть куполообразная.
Предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку:
«Замок»
Встаем, кисти собираем в замочек.
На двери висит замок, кто его открыть бы смог? ( раскачиваем замок рук вправо, влево)
Постучали (стучим основаниями ладошек друг о друга)
Покрутили ( круговые движения от себя, на себя)
Потянули ( тянем в разные стороны)
И открыли ( расцепляем замок рук)
«Для начала мы с тобой»
Стоим, руки на талии.
Для начала мы с тобой,
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А потом мы приседаем,
Мы конечно понимаем,
Ноги нужно укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять ( приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись,
И учиться снова сели.
Предлагаю ученику размять пальчики и поиграть в игру «Про мышонка».
Для того, чтобы научиться хорошо играть на инструменте , нужно иметь сильные развитые пальчики, хорошую координацию рук. Ученик кладет мягкую округлую кисть на стол и стучит каждым пальчиком по поверхности словно молоточком. Выясняем, что не все пальчики обладают одинаковой силой, поэтому их нужно развивать. Объясняю, что каждому слогу в стихотворении будет соответствовать свой пальчик. По схеме определяем их последовательность. Затем соединяем удары со стихотворным текстом. Особое внимание уделяется слаборазвитым 4 и 5 пальчикам.
Фокус- покус, трали- вали, 11 22 11 33
Едет мышь на самосвале. 11 44 11 55
Ты чего же это, мышь, 11 22 11 3
Сверху вниз на нас глядишь? 11 44 11 5
Кыш! Кыш! Кыш! Всей кистью
Д.Агуадо «Испанский вальс»
Дионисио Агуадо ( 1784-1849г.г.)- испанский гитарист, композитор и педагог. Один из создателей испанской школы исполнительства на гитаре.
Спрашиваю учащегося, какие сведения он знает о вальсе? Добавляю, что вальс - это парный танец, основанный на плавном кружении, трехдольного размера.
Исполняю пьесу, прошу определить тональность, характер, количество частей, фактуру мелодии ( одинарные, двойные ноты, аккорды).
В пьесе сложность представляет чередование исполнения верхних нот мелодии ( пальчики i-m) на тирандо и нижних (палец p) на апояндо. Отдельное внимание уделяем исполнению двойных нот- оба голоса должны хорошо прослушиваться, звучать без треска.
Чтобы добиться танцевального, полетного характера не следует прилагать чрезмерно больших усилий при игре , выдерживать звуковой баланс во всех голосах пьесы, в особенности проводимых большим пальцем правой руки, т.к. он имеет тенденцию к более форсированному исполнению.
В. Козлов Полька «Топ-топ»
Российский гитарист, педагог и концертный исполнитель. Живет и работает в г. Челябинск. Особое внимание уделяет написанию музыки для детей. Его пьесы обладают ярким и своеобразным колоритом.
Исполняю пьесу и прошу её проанализировать (тональность, характер, количество частей, динамику, штрихи).
Останавливаемся на штрихе стаккато, объясняю, что отрывисто на гитаре можно сыграть путем глушения звука, в результате которого они теряют часть своей длительности. Глушить звуки можно как левой рукой (ослабление давления пальцев левой руки, прижимающих струны к ладам, без снятия этих пальцев со струн), так и правой рукой (прикосновение к струнам). Иногда эти два вида объединяются.
Проигрываем отдельные отрывки пьесы на стаккато, следим за глушением звука, координацией рук.
Мелодию ведем на аккуратное апояндо, не перетягивая струну, мягким ровным звуком. Выполняем всю проставленную в нотах динамику.
Заключительная часть. Подведение итогов проделанной работы.
Объявляю, что наш урок подходит к концу, на занятии мы закрепили основы постановки исполнительского аппарата учащегося, продолжили формировать и закреплять работу над качеством звука, убедились, что качественное звукоизвлечение- это основа выразительного исполнения, тембрового и динамического разнообразия звучания.
Учащийся на протяжении урока был активен, заинтересован в результате, за что получает отличную оценку в дневник.
Дома нужно будет продолжить классную работу, закрепить основы качественного звукоизвлечения на примере инструктивного материала и изучаемых пьес.
Нотный материал:
Этюд М. Александрова