Материал на проверке

Работа с детьми девиантного поведения

0
0
Материал опубликован 8 December 2023

Доклад: Работа с детьми девиантного поведения.


Вот он сидит перед нами, взгляните

Сжался пружиной, отчаялся он.

с миром оборваны тонкие нити

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили...Поздно учли......

Нет!!! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

Каждому педагогу, так или иначе, приходиться иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические походы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком - либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. В начальных классах нет явно выраженных детей девиантного поведения, но профилактическую работу предупредительного характера необходимо проводить на начальном этапе, выявить, не упустить и помочь ребёнку.

Говорят: Дети зеркало образа жизни отцов и матерей. Или ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Поэтому нам необходимо работать с семьями, быть в тесном контакте с родителями. Манеры общения детей девиантного поведения обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Существо поведения подростка - это эмоционально нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Учитель, воспитатель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. Предлагаются подразделять семьи на пять типов.

1.Семья, в которой трудные родители.

Это часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта. Нам необходимо:

расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и её, матери, будущее. Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в душевных контактах с ребёнком. (Идрисова, Штыбин)

2.Семьи, где господствует безнадзорность.

В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность.бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. задача педагога - терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их "образа жизни" на растущую личность, обратить внимание на испытываемые, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни. (Недолюбовы, Дурия)

3.Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.

В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и педагогов. Задача руководителя - сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию.

4.Семьи, в которых отдаётся приоритет материально благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога - изменить "дипломатический" подход, при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство.

5.Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью.Здесь нужно доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относится к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку - главное средство в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей даёт приём включения отцов и матерей в воспитательную работу. Деятельное участие родителей в педагогический процесс способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребёнком. (Табакова)

И в завершении вопроса с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций.

-прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

- определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных воздействий в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка.

- необходимо найти общий язык с ребёнком, суметь разобраться с волнующими его проблемами.

- признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

- владеть методами и приёмами коррекционной работы с трудными детьми.

- быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

При взаимодействии с агрессивным ребёнком:

Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Предъявляя к ребёнку свои требования, учитывая не свои желания, а его возможности.

Расширяйте кругозор ребёнка.

Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это большая добродетель, которая только может быть у родителей и у педагогов.

Объяснением. Подскажите ребёнку, чем интересным он может заняться.

Поощрением. Если вы похвалите своего ребёнка, воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание ещё раз услышать эту похвалу.


Если ребёнок испытывает страхи.

Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

Развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему своё время и своё внимание.

С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх.

Заранее проигрывайте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребёнок лжет, следуйте таким правилам.

Чаще хвалите, одобряйте ребёнка, поощряйте его за хорошие поступки.

Если вы уверены, что ребёнок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи.

Найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему.

Не наказывайте ребёнка, если он сам сознаётся во лжи, даст оценку собственному поступку.

От нас зависит многое и если мы вовремя окажемся рядом.заметим, протянем руку, то можем спасти и помочь многим ребятам.


Вот он сидит перед нами, взгляните

Сжался пружиной, отчаялся он.

с миром оборваны тонкие нити

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили...Поздно учли......

Нет!!! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С.Давидович







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.