Копилка заданий по формированию математической грамотности «Работа с диаграммами, схемами, таблицами» (3 класс)
Гмызина Надежда Викторовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа
Работа с диаграммами, схемами, таблицами.
Копилка заданий по формированию математической грамотности на уроках математики в 3 классе
Пояснительная записка
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Стремительное увеличение количества информации требует от современного человека уметь быстро ориентироваться в информационном потоке, перерабатывать различную информацию (находить, видеть ценное, сохранить, анализировать, преобразовывать). Умение работать с информацией начинают формировать в начальной школе.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «...следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания..., дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Навыки каллиграфического письма, счёта, чтения сейчас всё в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры.
Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты по новым стандартам ФГОС построены таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью добывать и фиксировать информацию; понимать информацию и уметь ее преобразовывать; применять информацию в учебной деятельности; уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Актуальность
Задача учителей начальных классов сегодня заключается в формировании у школьников навыка умений работать с информацией, как показателем общего развития личности.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Проблема
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, поэтому необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение.
В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и, наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям.
Чаще встречаются задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы.
Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице.
В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на овладение способами свёртывания и хранения информации, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания. При этом велика роль учителя.
Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, диаграммы.
Рассмотрим, как может строиться работа по формированию первичных навыков работы с информацией с помощью таблицы на уроках математики.
В ходе работы с таблицами школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В учебниках математики для начальной школы М.И. Моро «Школа России», предусмотрено целенаправленное формирование умений работы с информацией.
В учебниках этой программы раздел «Работа с информацией» является частью каждой темы начального курса математики. Это можно увидеть в формулировке заданий учебника и в способах организации учебной деятельности младших школьников. В соответствии с логикой построения курса, учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами, такими как: рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма, использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логиче¬ские выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то...», «верно /неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые» и пр.
Диагра́мма — (изображение, рисунок, чертёж)— графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники.
Таблица — способ представления информации. Сведения в таблице располагаются в строчках и столбиках. Составь памятку для работы с таблицами.
Внимательно прочитай название таблицы.
Выполни задания или ответь на вопросы, используя информацию в таблице.
Изучи данные, представленные в строчках и столбиках таблицы.
Назови, сколько столбиков и строчек содержится в таблице.
Задание №1. Какая из таблиц соответствует данным текста?
Медведи - самые крупные наземные современные хищники. Масса наиболее крупного представителя – белого медведя – достигает 1000 кг, масса наиболее мелкого представителя – малайского медведя – достигает 70 кг. Вес панды достигает 160 кг, очкового медведя – 140 кг, а бурого медведя 250 кг.
Вид медведя |
Масса тела |
|
Вид медведя |
Масса тела |
Малайский |
70 кг |
|
Малайский |
70 кг |
Очковый |
160 кг |
|
Очковый |
250 кг |
Панда |
140 кг |
|
Панда |
140 кг |
Белый |
1000 кг |
|
Белый |
1000 кг |
Бурый |
250 кг |
|
Бурый |
160 кг |
Вид медведя |
Масса тела |
|
Вид медведя |
Масса тела |
Малайский |
70 кг |
|
Малайский |
70 кг |
Очковый |
140 кг |
|
Очковый |
140 кг |
Панда |
160 кг |
|
Панда |
160 кг |
Белый |
250 кг |
|
Белый |
1000 кг |
Бурый |
1000 кг |
|
Бурый |
250 кг |
Задание №2. Рассмотри страничку классного журнала по математике. В таблице указаны оценки некоторых учеников, полученные в период с 9 сентября (09.09) по 13 сентября (13.09). Выбери все верные утверждения.
Журнал
Математика
Фамилия, имя ученика |
Дата |
||||
09.09 |
10.09 |
11.09 |
12.09 |
13.09 |
|
Абрамов Антон |
|
5 |
|
4 |
|
Голубев Дмитрий |
4 |
|
|
4 |
4 |
Крымская Вероника |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Потибенко Лана |
|
|
|
5 |
5 |
Строев Егор |
|
5 |
5 |
4 |
|
Яковлева Анна |
|
|
4 |
5 |
4 |
У Димы, Ани и Егора одинаковое количество оценок.
12 сентября все ученики получили оценку по математике.
Строев Егор 10 октября получил оценку 5.
За указанный период Вероника получила больше оценок, чем другие ученики.
Задание №3. Изучи данные таблицы. Установи соответствие.
Расписание уроков
|
|
3А класс |
3Б класс |
|||
№ урока |
Время урока |
Понедельник |
Вторник |
Понедельник |
Вторник |
|
1 |
8:00 – 8:40 |
чтение |
чтение |
чтение |
чтение |
|
2 |
9:00 – 9:40 |
математика |
русский язык |
математика |
русский язык |
|
3 |
10:00 – 10:40 |
русский язык |
английский язык |
окружающий мир |
математика |
|
4 |
11:10 – 11:50 |
технология |
окружающий мир |
физическая культура |
английский язык |
|
5 |
12:10 – 12:50 |
|
физическая культура |
музыка |
технология |
В 3А в понедельник после урока чтения |
|
технология |
Во вторник в 3Б пятый урок |
|
4 урока |
После третьего урока перемена длится |
|
5 уроков |
Уроки длятся |
|
30 минут |
По вторникам в 3Б и в 3А классах по |
|
Математика |
В понедельник в 3А |
|
40 минут |
Задание №4.
Используя данные таблицы, вбери все верные утверждения.
Расписание движения автобусов |
|||
Маршрут |
Остановки |
Время движения |
Интервал |
113 |
МГУ – Метро «Профсоюзная» |
с 5:21 до 01:09 |
каждые 20 минут |
72 |
Метро «Водный стадион» - Савёловский вокзал |
с 4:57 до 01:49 |
каждые 12 минут |
С920 |
Болотная площадь – метро «Лубянка» |
с 05:55 до 01:33 |
каждые 7 минут |
□ От метро «Водный стадион» до метро «Профсоюзная» можно добраться на автобусе 72.
□ Автобус по маршруту 72 отправляется каждые 12 минут.
□ До метро «Лубянка» от Болотной площади можно уехать на автобусе только до 1:33.
□ Если автобус 113 отправился в 08:01, то следующий автобус отправится в 08:21.
□ От МГУ до метро «Профсоюзная» можно доехать на автобусе с920.
Задание №5. Проанализируй данные таблицы и выполни задания.
Покупка Игоря |
||
Товар |
Количество |
Цена |
Ручка |
6 шт. |
20 руб. |
Линейка |
2 шт. |
96 руб. |
Альбом |
1 шт. |
135 руб. |
Клей |
2 шт. |
160 руб. |
Альбом дороже ручки на _______ рублей. На 100 рублей Игорь может купить ____________ ручек. За все ручки и линейки Игорь заплатил ____________ рублей. Ручка дешевле клея в ___________________ раз. За всю покупку мальчик заплатил ____________ рублей.
Задание №6. Расставь цифры возле изображений следующим образом:
Схема
Диаграмма
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №7. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
В каком месяце ученики получили наибольшее количество отметок «4»?
В каком месяце ученики получили наименьшее количество оценок «4»?
В каком месяце ученики получили наибольшее количество оценок «5»?
В каком месяце ученики получили наименьшее количество оценок «3»?
Назови количество отметок «4», которые получили ученики в апреле.
Задание №8. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
Что такое комплекс ГТО?
Из какого класса больше всего учеников приняли участие в сдаче нормативов ГТО?
На сколько больше учеников сдавали нормативы из 3 «Г», чем из 3 «А»?
Во сколько раз меньше учащихся сдавали нормативы из 3 «В», чем из 3 «Б»?
Сколько всего третьеклассников сдавали нормы ГТО?
Задание №9. Рассмотри диаграмму и таблицы и выполни задание.
Выбери таблицу, которая соответствует диаграмме.
Задание №10. Рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Сколько всего дежурных было в мае в кружке «Умелые ручки»?
Сколько девочек дежурило в кружке?
На сколько больше дежурило мальчиков, чем девочек?
Задание №11. Кто из мальчиков не посещает кружок «Робототехника»?
|
Хор |
Рисование |
Робототехника |
Теннис |
Коля |
|
Х |
|
Х |
Иван |
|
|
Х |
Х |
Дима |
Х |
|
Х |
|
Задание №12. Отметь верное описание ошибки в заполнении таблицы
На территории ВДНХ расположены фонтаны. Высота струи воды фонтана «Золотой колос» достигает 25 м, высота струи воды фонтана «Каменный цветок» на 10 метров меньше, чем у «Золотого колоса», а высота струи воды фонтана «Дружба народов» на 5 метров выше высоты струи фонтана «Каменный цветок».
|
«Золотой колос» |
«Каменный цветок» |
«Дружба народов» |
Высота струи воды (м) |
25м |
10м |
?м, на 5 метров выше высоты струи фонтана «Каменный цветок» |
а) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Золотой колос»
б) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Каменный цветок»
в) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Дружба народов»
Задание №13. Вычисли значение стоимости по данным таблицы.
|
Цена (р) |
Количество (шт) |
Стоимость (р) |
Тетрадь |
6 |
8 |
|
Ручка |
18 |
3 |
|
Дневник |
35 |
1 |
|
Карандаш |
21 |
4 |
|
Задание №14. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Во сколько раз масса лисы больше массы зайца?
Задание №15. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Кто из животных имеет самую большую скорость?
Задание №16. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Витя любит рыбачить. Он ловил рыбу утром и вечером. Какие виды рыб в одинаковом количестве попались Вите утром?
Задание №17. Изучи таблицу «Масса продуктов». Запиши продукты, которые имеют одинаковую массу.
|
Чайная ложка (г) |
Столовая ложка (г) |
Соль |
10 |
30 |
Сахар |
8 |
25 |
Мёд |
10 |
20 |
Яблочный уксус |
5 |
15 |
Задание №18. Для каждой таблицы подбери соответствующую диаграмму.
Задание №19. Прочитай текст, рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать определённого времени. Данное время указано в таблице.
Во сколько раз больше продолжительность использования электронных средств обучения в 1–2 классах, чем у дошкольников?
На сколько минут больше продолжительность использования электронных средств обучения в 10–11 классах, чем в 3–4 классах?
На сколько минут увеличится продолжительность использования электронных средств обучения в 5–9 классах по сравнению с первоклассниками?
Задание №20. Изучи таблицу и выполни задания.
Сколько времени в день может заниматься за компьютером или ноутбуком ученик 1 класса?
Сколько времени в день может заниматься на планшете ученик 4 класса?
Сколько времени в день может заниматься за компьютером или ноутбуком ученик 3 класса?
Задание №21. Рассмотри различные варианты представления информации и ответь на вопросы.
Марк заинтересовался продолжительностью жизни деревьев. Он нашёл рисунок с информацией о дубе, ели, сосне, каштане и иве. Учитель предложил Марку представить найденную информацию в таблице. Мальчик перенёс данные рисунка в таблицу.
Чем таблица отличается от рисунка?
Какие данные расположены в столбцах и строках таблицы?
Какие данные являются заголовками столбцов в этой таблице?
Задание №22. Рассмотри таблицу. Выбери одно неверное утверждение.
Температура воздуха 30 июля
Адлер |
+29⁰С |
|
Москва |
+26⁰С |
|
Мурманск |
+16⁰С |
|
Омск |
+24⁰С |
|
Екатеринбург |
+20⁰С |
|
В Москве и Адлере одинаковая температура воздуха
В Омске температура воздуха ниже на 2⁰С, чем в Москве
В Екатеринбурге переменная облачность
Задание №23.
Папа в приложении покупает билет на поезд «Москва – Ярославль». Изучи найденную папой информацию и выбери все верные утверждения (несколько вариантов).
Поезд прибывает в Ярославль в 17 часов 2 минуты
Цена билета в плацкартный вагон дороже билета в купейный вагон
Дата поездки 2 августа
Номер поезда — 370Я
Задание №24. Проанализируй информацию, представленную в таблице. Ответь на вопрос задачи.
Бабушка с пятилетней внучкой и десятилетним внуком посетили Музей «Мосфильма». Сколько рублей они заплатили за билеты?
Музеи Москвы
Музей |
Цена билета |
|
Музей Археологии |
взрослый |
300 руб. |
детский (до 14 лет) |
150 руб. |
|
Музей «Мосфильма» |
взрослый |
400 руб. |
детский (до 14 лет) |
310 руб. |
|
дети до 7 лет |
бесплатно |
|
Музей уникальных кукол |
взрослый |
130 руб. |
детский (до 14 лет) |
70 руб. |
|
дошкольники |
бесплатно |
Задание №25. Какой абзац текста можно представить в виде таблицы?
undefined
1. В зоопарке нашего города много разных видов животных: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.
2. Из птиц здесь обитают 80 водоплавающих, 12 представителей семейства тетеревиных, 7представителей семейства ястребиных и 24 обитателя семейства попугаеобразных.
3. В зоопарке бережно охраняют животных, ухаживают за ними, создают естественные условия для их проживания.
Задание №26.undefined Заполни таблицу недостающими данными, используя информацию из текста.
Настя купила шоколад за 90 рублей, 4 пачки печенья по 50 рублей, 2 порции мороженого по 65 рублей и три бутылки лимонада по 73 рубля.
Товар |
Количество, шт. |
Цена, р. |
Лимонад |
3 |
73 |
Печенье |
4 |
50 |
Шоколад |
1 |
90 |
|
|
|
Задание №27.
undefined
Рецепт приготовления ватрушки с творогом.
Разотрите 220 г сливочного масла с 200 г сахара, 2 стаканами муки и 1 чайной ложкой разрыхлителя. Для начинки отдельно смешайте 3 яйца, 500 г творога, 100 г сахара. Выложите часть теста в форму, добавьте начинку, сверху выложите остальную часть теста. Ватрушка готовится в духовке 45 минут.
Оформи рецепт ватрушки в виде таблицы.
Сахар |
|
Творог |
|
Мука |
|
Яйца |
|
Разрыхлитель |
|
Сливочное масло |
|
г 500 г 220 г 3 шт. 2 ст. 1 ч. л.
Задание №28.undefined Изучи схему «Величины». Какая из таблиц соответствует данным схемы?
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
неделя |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
|
|
неделя |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
километр |
|
неделя |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
|
год |
|
|
неделя |
Задание №29. В данном задании тебе надо проверить правильность составления таблицы на основе информации из текста.
Дедушка сказал, что для ремонта в доме необходимо приобрести восемь пар перчаток, два валика, три кисточки, две банки краски, четыре рулона обоев и пачку клея. Внучка составила таблицу, в которую записала все необходимые материалы.
Верно ли внучка составила таблицу? Поясни свой ответ.
Задание №30. Ответь на вопросы и определи, какая таблица соответствует данным диаграммы.
Семья собирала в лесу грибы. Диаграмма показывает, сколько грибов собрал каждый.
|
Кто собирал грибы? Какие грибы собирали члены семьи? Сколько лисичек собрал внук? Кто собрал больше всех белых грибов? Сколько всего грибов собрал папа? |
|
Какая таблица соответствует данным диаграммы? |
Задание №31. Внимательно изучи данные таблиц. Соотнеси каждую таблицу с диаграммой.
Диаграммы |
Таблицы |
||||||||||||||||
|
Занятия в секциях
|
||||||||||||||||
|
Любимые сказки
|
||||||||||||||||
|
Досуг
|