Копилка заданий по формированию математической грамотности «Работа с диаграммами, схемами, таблицами» (3 класс)
Гмызина Надежда Викторовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа
Работа с диаграммами, схемами, таблицами.
Копилка заданий по формированию математической грамотности на уроках математики в 3 классе
Пояснительная записка
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Стремительное увеличение количества информации требует от современного человека уметь быстро ориентироваться в информационном потоке, перерабатывать различную информацию (находить, видеть ценное, сохранить, анализировать, преобразовывать). Умение работать с информацией начинают формировать в начальной школе.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «...следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания..., дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Навыки каллиграфического письма, счёта, чтения сейчас всё в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры.
Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты по новым стандартам ФГОС построены таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью добывать и фиксировать информацию; понимать информацию и уметь ее преобразовывать; применять информацию в учебной деятельности; уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Актуальность
Задача учителей начальных классов сегодня заключается в формировании у школьников навыка умений работать с информацией, как показателем общего развития личности.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Проблема
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, поэтому необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение.
В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и, наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям.
Чаще встречаются задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы.
Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице.
В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на овладение способами свёртывания и хранения информации, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания. При этом велика роль учителя.
Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, диаграммы.
Рассмотрим, как может строиться работа по формированию первичных навыков работы с информацией с помощью таблицы на уроках математики.
В ходе работы с таблицами школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В учебниках математики для начальной школы М.И. Моро «Школа России», предусмотрено целенаправленное формирование умений работы с информацией.
В учебниках этой программы раздел «Работа с информацией» является частью каждой темы начального курса математики. Это можно увидеть в формулировке заданий учебника и в способах организации учебной деятельности младших школьников. В соответствии с логикой построения курса, учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами, такими как: рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма, использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логиче¬ские выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то...», «верно /неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые» и пр.
Диагра́мма — (изображение, рисунок, чертёж)— графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники.
Таблица — способ представления информации. Сведения в таблице располагаются в строчках и столбиках. Составь памятку для работы с таблицами.
Внимательно прочитай название таблицы.
Выполни задания или ответь на вопросы, используя информацию в таблице.
Изучи данные, представленные в строчках и столбиках таблицы.
Назови, сколько столбиков и строчек содержится в таблице.
Задание №1. Какая из таблиц соответствует данным текста?
Медведи - самые крупные наземные современные хищники. Масса наиболее крупного представителя – белого медведя – достигает 1000 кг, масса наиболее мелкого представителя – малайского медведя – достигает 70 кг. Вес панды достигает 160 кг, очкового медведя – 140 кг, а бурого медведя 250 кг.
Вид медведя |
Масса тела |
|
Вид медведя |
Масса тела |
Малайский |
70 кг |
|
Малайский |
70 кг |
Очковый |
160 кг |
|
Очковый |
250 кг |
Панда |
140 кг |
|
Панда |
140 кг |
Белый |
1000 кг |
|
Белый |
1000 кг |
Бурый |
250 кг |
|
Бурый |
160 кг |
Вид медведя |
Масса тела |
|
Вид медведя |
Масса тела |
Малайский |
70 кг |
|
Малайский |
70 кг |
Очковый |
140 кг |
|
Очковый |
140 кг |
Панда |
160 кг |
|
Панда |
160 кг |
Белый |
250 кг |
|
Белый |
1000 кг |
Бурый |
1000 кг |
|
Бурый |
250 кг |
Задание №2. Рассмотри страничку классного журнала по математике. В таблице указаны оценки некоторых учеников, полученные в период с 9 сентября (09.09) по 13 сентября (13.09). Выбери все верные утверждения.
Журнал
Математика
Фамилия, имя ученика |
Дата |
||||
09.09 |
10.09 |
11.09 |
12.09 |
13.09 |
|
Абрамов Антон |
|
5 |
|
4 |
|
Голубев Дмитрий |
4 |
|
|
4 |
4 |
Крымская Вероника |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Потибенко Лана |
|
|
|
5 |
5 |
Строев Егор |
|
5 |
5 |
4 |
|
Яковлева Анна |
|
|
4 |
5 |
4 |
У Димы, Ани и Егора одинаковое количество оценок.
12 сентября все ученики получили оценку по математике.
Строев Егор 10 октября получил оценку 5.
За указанный период Вероника получила больше оценок, чем другие ученики.
Задание №3. Изучи данные таблицы. Установи соответствие.
Расписание уроков
|
|
3А класс |
3Б класс |
|||
№ урока |
Время урока |
Понедельник |
Вторник |
Понедельник |
Вторник |
|
1 |
8:00 – 8:40 |
чтение |
чтение |
чтение |
чтение |
|
2 |
9:00 – 9:40 |
математика |
русский язык |
математика |
русский язык |
|
3 |
10:00 – 10:40 |
русский язык |
английский язык |
окружающий мир |
математика |
|
4 |
11:10 – 11:50 |
технология |
окружающий мир |
физическая культура |
английский язык |
|
5 |
12:10 – 12:50 |
|
физическая культура |
музыка |
технология |
В 3А в понедельник после урока чтения |
|
технология |
Во вторник в 3Б пятый урок |
|
4 урока |
После третьего урока перемена длится |
|
5 уроков |
Уроки длятся |
|
30 минут |
По вторникам в 3Б и в 3А классах по |
|
Математика |
В понедельник в 3А |
|
40 минут |
Задание №4.
Используя данные таблицы, вбери все верные утверждения.
Расписание движения автобусов |
|||
Маршрут |
Остановки |
Время движения |
Интервал |
113 |
МГУ – Метро «Профсоюзная» |
с 5:21 до 01:09 |
каждые 20 минут |
72 |
Метро «Водный стадион» - Савёловский вокзал |
с 4:57 до 01:49 |
каждые 12 минут |
С920 |
Болотная площадь – метро «Лубянка» |
с 05:55 до 01:33 |
каждые 7 минут |
□ От метро «Водный стадион» до метро «Профсоюзная» можно добраться на автобусе 72.
□ Автобус по маршруту 72 отправляется каждые 12 минут.
□ До метро «Лубянка» от Болотной площади можно уехать на автобусе только до 1:33.
□ Если автобус 113 отправился в 08:01, то следующий автобус отправится в 08:21.
□ От МГУ до метро «Профсоюзная» можно доехать на автобусе с920.
Задание №5. Проанализируй данные таблицы и выполни задания.
Покупка Игоря |
||
Товар |
Количество |
Цена |
Ручка |
6 шт. |
20 руб. |
Линейка |
2 шт. |
96 руб. |
Альбом |
1 шт. |
135 руб. |
Клей |
2 шт. |
160 руб. |
Альбом дороже ручки на _______ рублей. На 100 рублей Игорь может купить ____________ ручек. За все ручки и линейки Игорь заплатил ____________ рублей. Ручка дешевле клея в ___________________ раз. За всю покупку мальчик заплатил ____________ рублей.
Задание №6. Расставь цифры возле изображений следующим образом:
Схема
Диаграмма
Таблица
Задание №7. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
В каком месяце ученики получили наибольшее количество отметок «4»?
В каком месяце ученики получили наименьшее количество оценок «4»?
В каком месяце ученики получили наибольшее количество оценок «5»?
В каком месяце ученики получили наименьшее количество оценок «3»?
Назови количество отметок «4», которые получили ученики в апреле.
Задание №8. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
Что такое комплекс ГТО?
Из какого класса больше всего учеников приняли участие в сдаче нормативов ГТО?
На сколько больше учеников сдавали нормативы из 3 «Г», чем из 3 «А»?
Во сколько раз меньше учащихся сдавали нормативы из 3 «В», чем из 3 «Б»?
Сколько всего третьеклассников сдавали нормы ГТО?
Задание №9. Рассмотри диаграмму и таблицы и выполни задание.
Выбери таблицу, которая соответствует диаграмме.
Задание №10. Рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Сколько всего дежурных было в мае в кружке «Умелые ручки»?
Сколько девочек дежурило в кружке?
На сколько больше дежурило мальчиков, чем девочек?
Задание №11. Кто из мальчиков не посещает кружок «Робототехника»?
|
Хор |
Рисование |
Робототехника |
Теннис |
Коля |
|
Х |
|
Х |
Иван |
|
|
Х |
Х |
Дима |
Х |
|
Х |
|
Задание №12. Отметь верное описание ошибки в заполнении таблицы
На территории ВДНХ расположены фонтаны. Высота струи воды фонтана «Золотой колос» достигает 25 м, высота струи воды фонтана «Каменный цветок» на 10 метров меньше, чем у «Золотого колоса», а высота струи воды фонтана «Дружба народов» на 5 метров выше высоты струи фонтана «Каменный цветок».
|
«Золотой колос» |
«Каменный цветок» |
«Дружба народов» |
Высота струи воды (м) |
25м |
10м |
?м, на 5 метров выше высоты струи фонтана «Каменный цветок» |
а) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Золотой колос»
б) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Каменный цветок»
в) неверно обозначена высота струи воды фонтана «Дружба народов»
Задание №13. Вычисли значение стоимости по данным таблицы.
|
Цена (р) |
Количество (шт) |
Стоимость (р) |
Тетрадь |
6 |
8 |
|
Ручка |
18 |
3 |
|
Дневник |
35 |
1 |
|
Карандаш |
21 |
4 |
|
Задание №14. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Во сколько раз масса лисы больше массы зайца?
Задание №15. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Кто из животных имеет самую большую скорость?
Задание №16. Рассмотри диаграмму и ответь на вопрос.
Витя любит рыбачить. Он ловил рыбу утром и вечером. Какие виды рыб в одинаковом количестве попались Вите утром?
Задание №17. Изучи таблицу «Масса продуктов». Запиши продукты, которые имеют одинаковую массу.
|
Чайная ложка (г) |
Столовая ложка (г) |
Соль |
10 |
30 |
Сахар |
8 |
25 |
Мёд |
10 |
20 |
Яблочный уксус |
5 |
15 |
Задание №18. Для каждой таблицы подбери соответствующую диаграмму.
Задание №19. Прочитай текст, рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать определённого времени. Данное время указано в таблице.
Во сколько раз больше продолжительность использования электронных средств обучения в 1–2 классах, чем у дошкольников?
На сколько минут больше продолжительность использования электронных средств обучения в 10–11 классах, чем в 3–4 классах?
На сколько минут увеличится продолжительность использования электронных средств обучения в 5–9 классах по сравнению с первоклассниками?
Задание №20. Изучи таблицу и выполни задания.
Сколько времени в день может заниматься за компьютером или ноутбуком ученик 1 класса?
Сколько времени в день может заниматься на планшете ученик 4 класса?
Сколько времени в день может заниматься за компьютером или ноутбуком ученик 3 класса?
Задание №21. Рассмотри различные варианты представления информации и ответь на вопросы.
Марк заинтересовался продолжительностью жизни деревьев. Он нашёл рисунок с информацией о дубе, ели, сосне, каштане и иве. Учитель предложил Марку представить найденную информацию в таблице. Мальчик перенёс данные рисунка в таблицу.
Чем таблица отличается от рисунка?
Какие данные расположены в столбцах и строках таблицы?
Какие данные являются заголовками столбцов в этой таблице?
Задание №22. Рассмотри таблицу. Выбери одно неверное утверждение.
Температура воздуха 30 июля
Адлер |
+29⁰С |
|
Москва |
+26⁰С |
|
Мурманск |
+16⁰С |
|
Омск |
+24⁰С |
|
Екатеринбург |
+20⁰С |
В Москве и Адлере одинаковая температура воздуха
В Омске температура воздуха ниже на 2⁰С, чем в Москве
В Екатеринбурге переменная облачность
Задание №23.
Папа в приложении покупает билет на поезд «Москва – Ярославль». Изучи найденную папой информацию и выбери все верные утверждения (несколько вариантов).
Поезд прибывает в Ярославль в 17 часов 2 минуты
Цена билета в плацкартный вагон дороже билета в купейный вагон
Дата поездки 2 августа
Номер поезда — 370Я
Задание №24. Проанализируй информацию, представленную в таблице. Ответь на вопрос задачи.
Бабушка с пятилетней внучкой и десятилетним внуком посетили Музей «Мосфильма». Сколько рублей они заплатили за билеты?
Музеи Москвы
Музей |
Цена билета |
|
Музей Археологии |
взрослый |
300 руб. |
детский (до 14 лет) |
150 руб. |
|
Музей «Мосфильма» |
взрослый |
400 руб. |
детский (до 14 лет) |
310 руб. |
|
дети до 7 лет |
бесплатно |
|
Музей уникальных кукол |
взрослый |
130 руб. |
детский (до 14 лет) |
70 руб. |
|
дошкольники |
бесплатно |
Задание №25. Какой абзац текста можно представить в виде таблицы?
undefined
1. В зоопарке нашего города много разных видов животных: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.
2. Из птиц здесь обитают 80 водоплавающих, 12 представителей семейства тетеревиных, 7представителей семейства ястребиных и 24 обитателя семейства попугаеобразных.
3. В зоопарке бережно охраняют животных, ухаживают за ними, создают естественные условия для их проживания.
Задание №26.undefined Заполни таблицу недостающими данными, используя информацию из текста.
Настя купила шоколад за 90 рублей, 4 пачки печенья по 50 рублей, 2 порции мороженого по 65 рублей и три бутылки лимонада по 73 рубля.
Товар |
Количество, шт. |
Цена, р. |
Лимонад |
3 |
73 |
Печенье |
4 |
50 |
Шоколад |
1 |
90 |
|
|
|
Задание №27.
undefined
Рецепт приготовления ватрушки с творогом.
Разотрите 220 г сливочного масла с 200 г сахара, 2 стаканами муки и 1 чайной ложкой разрыхлителя. Для начинки отдельно смешайте 3 яйца, 500 г творога, 100 г сахара. Выложите часть теста в форму, добавьте начинку, сверху выложите остальную часть теста. Ватрушка готовится в духовке 45 минут.
Оформи рецепт ватрушки в виде таблицы.
Сахар |
|
Творог |
|
Мука |
|
Яйца |
|
Разрыхлитель |
|
Сливочное масло |
|
г 500 г 220 г 3 шт. 2 ст. 1 ч. л.
Задание №28.undefined Изучи схему «Величины». Какая из таблиц соответствует данным схемы?
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
неделя |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
|
|
неделя |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
тонна |
год |
километр |
|
неделя |
|
Величины |
|
Единицы длины |
Единицы массы |
Единицы времени |
километр |
центнер |
час |
метр |
грамм |
секунда |
миллиметр |
килограмм |
минута |
сантиметр |
|
год |
|
|
неделя |
Задание №29. В данном задании тебе надо проверить правильность составления таблицы на основе информации из текста.
Дедушка сказал, что для ремонта в доме необходимо приобрести восемь пар перчаток, два валика, три кисточки, две банки краски, четыре рулона обоев и пачку клея. Внучка составила таблицу, в которую записала все необходимые материалы.
Верно ли внучка составила таблицу? Поясни свой ответ.
Задание №30. Ответь на вопросы и определи, какая таблица соответствует данным диаграммы.
Семья собирала в лесу грибы. Диаграмма показывает, сколько грибов собрал каждый.
Кто собирал грибы? Какие грибы собирали члены семьи? Сколько лисичек собрал внук? Кто собрал больше всех белых грибов? Сколько всего грибов собрал папа? |
|
Какая таблица соответствует данным диаграммы? |
Задание №31. Внимательно изучи данные таблиц. Соотнеси каждую таблицу с диаграммой.
Диаграммы |
Таблицы |
||||||||||||||||
Занятия в секциях
|
|||||||||||||||||
Любимые сказки
|
|||||||||||||||||
Досуг
|