Учебно-методический материал «Рефлексия на уроках иностранного языка»
"Рефлексивная деятельность обучающихся как условие и результат формирования универсальных учебных действий"
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Время, отводимое на рефлексивную образовательную деятельность, должно быть сопоставимо с деятельностью по учебному предмету в "чистом" виде, поскольку только в этом случае возможно осознание и формулирование личностных образовательных результатов учеников.
Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.
Учебной рефлексии может подвергаться:
настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии.
По содержанию:
Устная
Письменная
По цели:
Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
По функции:
Личностная рефлексия (духовная, физическая, сенсорная)
Интеллектуальная рефлексия
По способам проведения:
Анкета
Вопрос
Символ
Таблица
Ситуация
Рисунок
По форме деятельности:
Фронтальная (выборочная)
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Структура рефлексивной деятельности педагога и учащихся многокомпонентна. Разберем приемы рефлексии по цели: рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Учитель использует ее, чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков эмоциональный фон. ( Личностные УУД) .
Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. (Познавательные УУД).
Рефлексия деятельности. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД (осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке)
Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
4. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
-
Today I have learnt about…
I would praise myself for …
Most of all I liked …
Now I want to…
Today I could …
It was difficult to …
Now I can …
I was surprised to know …
“Our communication in the lesson was ….
- enjoyable
- entertaining
- informative
- exciting
- boring
-pleasant
-friendly
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. In the lesson I was 2. The results of my work 3. The lesson seemed … to me 4. In the lesson I was 5. The information I’ve got is 7. My homework is … to me. |
active / passive satisfy / don’t satisfy me short / long not tired / tired clear / not clear useful / not useful interesting / not interesting easy / difficult interesting / not interesting |
Рефлексия "Благодарю…" Thank You.
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.
Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
5. Оценочная лесенка
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак
7. «Мишень»
Рефлексия содержания учебного предмета
Говоря о преподавании иностранного языка, здесь целесообразно выделить следующие подкатегории
б) спонтанная, нерегулярная рефлексия– реплики, мнения, суждения, сомнения, вопросы, выводы учащихся в произвольной форме. Для думающего учителя спонтанные, стихийные проявления рефлексии со стороны учащихся представляют огромную ценность и также являются богатейшим материалом для анализа своей педагогической деятельности и корректировки образовательного процесса.
This task is more difficult for me.
It is too fast. I can’t understand.
I need some time to think.
Также учитель может спровоцировать обратную связь «по запросу»:
Whose dialogue did you like best?
Whose story did you like best?
Have we revised the words? …
в) циклическая – в начале или в конце определенного цикла, этапа обучения.
г) тематическая – рассматривающая отдельные вопросы учебного процесса или анализирующая изучение конкретных языковых навыков (skills), действий. Говоря об изучении иностранного языка, следует отдельно рассмотреть овладение всеми навыками, а именно speaking, listening, pronunciation, grammar, writing, vocabulary, reading. Это позволит учащимся проанализировать каждый аспект изучения языка и сконцентрировать свои усилия на наиболее проблемных навыках, а также выгодно проявлять себя в том, что лучше дается.
I know the words |
I can use the words in the sentences |
I can ask and answer the questions about … |
I can listen and do the tasks after it… |
I can read and understand the text about |
I can make up the story about … |
|
Very well |
||||||
Ok |
||||||
Not very well |
Из личного опыта могу поделиться следующими вариантами рефлексии:
Открытый урок в 3-м классе по теме “Happy birthday, Jim!” (УМК Биболетова М.З.)
Урок комплексного применения знаний и способов действий.
Дети на уроке готовились пойти к Джиму на день рождения: прочитали письмо-приглашение Джима на свой день рождения, выбирали подарок для Джима, делились своими пожеланиями, что они сами бы хотели получить на день рождения, послушала, что мисс Чаттер и ее ученики собираются подарить Джиму, вспомнили правила поведения за столом (в форме диалогической речи), в группах подготовили подарок для Джима – праздничную открытку.
В конце урока была проведена рефлексия:
Покажите знак «!», если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажите знак «?», если у вас остались вопросы и нужна помощь.
Продолжите фразы на доске:
I know …
I can …
It is difficult to …
I must …
Открытый урок в 6-м классе по теме “Favourite holidays” (УМК Биболетова М.З.)
Урок комплексного применения знаний и способов действий. Обучающиеся на уроке повторили лексические единицы по теме «Праздники», говорили о существующих праздниках, о том, как люди готовятся к праздникам и отмечают их, составили монологическое высказывание о своем любимом празднике, слушали аудиозапись о том, как отмечают свой день рождения британские дети и работали в парах по заполнению таблицы, читали текст о Пасхе с выполнением различных заданий, и получили в качестве домашнего задания, имея набор определенных фраз, составить рассказ о необычном празднике (мальчики – о Дне футбольного мяча, девочки – о Дне мороженого).
В конце урока рефлексия осуществлялась с помощью таблицы:
Student’s Self-Assessment form Name_____________________________________________
I know the words to speak about holidays |
I can speak about holidays, preparations and celebrations |
I can make up and tell the story about my favourite holiday |
I can read and find information about Easter in Russia |
I can make the story about an unusual holiday at home |
|
Very well |
|||||
OK |
|||||
Not very well |
My mark ______________________________
Открытый урок в 6-м классе по теме «Семья» (УМК Комаровой Ю. А.)
Обучающиеся повторили лексические единицы по теме семья, отвечали на вопросы о членах своей семьи и родственниках, их внешности, отношениях в семье, работали в парах по составлению мини-диалогов о родственниках и диалогов о семье с опорой на модели, работали с текстом о семье Симпсонов, составили Family Tree семьи Симпсонов, осмыслили полученную информацию, заполняя пропуски в предложениях. Домашним заданием было изобразить семейное древо и подготовить рассказ о своей семье, опираясь на вопросы.
В конце урока была проведена рефлексия (анализ собственных действий о достижении цели урока) в виде таблицы:
Name,surname____________________________________________________
I know the words |
I can use the words in the sentences |
I can ask and answer the questions about the family |
I can draw a family tree |
I can read and understand the text about the Simpsons |
At home I can make the story about my family |
|
Very well |
||||||
Ok |
||||||
Not very well |
My mark _______
Из опыта коллег (город Великий Устюг):
-
-
Урок по теме “Hobby” (УМК Афанасьева) 5 класс
-
Цель урока: тренировка составления вопросов и диалогов по теме.
Рефлексия использовалась как логическое завершение каждого этапа урока (Учитель: Let’s assess. How can you …?)
Каждый ученик в начале урока получил рефлексивную карту и по завершении этапа урока оценивал свои действия и результаты деятельности, отмечая в карточке и проговаривая вслух (учитель спрашивал нескольких человек).
Name, surname ________________________________
I know the words |
I know English tenses |
I can watch the video and answer the questions |
I can ask questions about hobbies |
I can make dialogues and help others |
|
Very well |
|||||
Partly |
|||||
Not very well |
На оборотной стороне листа составляли вопросы к предложению и оценивали свою работу по образцу на слайде.
-
-
Урок по теме “My Last Travel” (УМК Афанасьева)
-
Рефлексия осуществлялась на заключительном этапе урока в виде таблицы
Very well |
Partly |
Not so well |
|
I remember the words about travelling |
|||
I can make up the sentences in Past Simple Tense |
|||
I can listen to the text and do the tasks after it |
|||
I can tell about my travelling in Past Simple Tense |
If your score is “12-11 points”, your mark is “5”
If your score is “10-8 points”, your mark is “4”
If your score is “7-5 points”, your mark is “3”
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроках позволяет формировать личностные, регулятивные и познавательные УУД. Тем самым рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2.Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008.
3.Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
4.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002.
5.Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М: АРКТИ, 2002.
6.Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
7.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
8. www.school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm