12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перевозская Ольга Радиславовна234
Учитель английского языка МОУ "СОШ №7"
Россия, Архангельская обл., Коряжма

"Рефлексивная деятельность обучающихся как условие и результат формирования универсальных учебных действий"

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Время, отводимое на рефлексивную образовательную деятельность, должно быть сопоставимо с деятельностью по учебному предмету в "чистом" виде, поскольку только в этом случае возможно осознание и формулирование личностных образовательных результатов учеников.

Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.

Учебной рефлексии может подвергаться:

настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.

деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии.

По содержанию:

Устная

Письменная

По цели:

Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

По функции:

Личностная рефлексия (духовная, физическая, сенсорная)

Интеллектуальная рефлексия

По способам проведения:

Анкета

Вопрос

Символ

Таблица

Ситуация

Рисунок

По форме деятельности:

Фронтальная (выборочная)

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Структура рефлексивной деятельности педагога и учащихся многокомпонентна. Разберем приемы рефлексии по цели: рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Учитель использует ее, чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков эмоциональный фон. ( Личностные УУД) .

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. (Познавательные УУД).

Рефлексия деятельности. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД (осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке)

Приемы организации рефлексии на уроке

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

4. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия деятельности

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  1. Today I have learnt about…

    I would praise myself for …

    Most of all I liked …

    Now I want to…

    Today I could …

    It was difficult to …

    Now I can …

    I was surprised to know …

“Our communication in the lesson was ….

- enjoyable

- entertaining

- informative

- exciting

- boring

-pleasant

-friendly

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. In the lesson I was

2. The results of my work

3. The lesson seemed … to me

4. In the lesson I was

5. The information I’ve got is

7. My homework is … to me.

active / passive

satisfy / don’t satisfy me

short / long

not tired / tired

clear / not clear

useful / not useful

interesting / not interesting

easy / difficult

interesting / not interesting

Рефлексия "Благодарю…" Thank You.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

5. Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

7. «Мишень»

Рефлексия содержания учебного предмета

Говоря о преподавании иностранного языка, здесь целесообразно выделить следующие подкатегории

б) спонтанная, нерегулярная  рефлексия– реплики, мнения, суждения, сомнения, вопросы, выводы учащихся в произвольной форме. Для думающего учителя спонтанные, стихийные проявления рефлексии со стороны учащихся представляют огромную ценность и также являются богатейшим материалом для анализа своей педагогической деятельности и корректировки образовательного процесса.

This task is more difficult for me.

It is too fast. I can’t understand.

I need some time to think.

Также учитель может спровоцировать обратную связь «по запросу»:

Whose dialogue did you like best?

Whose story did you like best?

Have we revised the words? …

в) циклическая – в начале или в конце определенного цикла, этапа обучения.

г) тематическая – рассматривающая отдельные вопросы учебного процесса или анализирующая изучение конкретных языковых навыков (skills), действий. Говоря об изучении иностранного языка, следует отдельно рассмотреть овладение всеми навыками, а именно speaking, listening, pronunciation, grammar, writing, vocabulary, reading. Это позволит учащимся проанализировать каждый аспект изучения языка и сконцентрировать свои усилия на наиболее проблемных навыках, а также выгодно проявлять себя в том, что лучше дается. 


 

 

I know the words

I can use the words in the sentences

I can ask and answer the questions about …

I can listen and do the tasks after it…

I can read and understand the text about

I can make up the story about …

Very well

           

Ok

           

Not very well

           

Из личного опыта могу поделиться следующими вариантами рефлексии:

Открытый урок в 3-м классе по теме “Happy birthday, Jim!” (УМК Биболетова М.З.)

Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Дети на уроке готовились пойти к Джиму на день рождения: прочитали письмо-приглашение Джима на свой день рождения, выбирали подарок для Джима, делились своими пожеланиями, что они сами бы хотели получить на день рождения, послушала, что мисс Чаттер и ее ученики собираются подарить Джиму, вспомнили правила поведения за столом (в форме диалогической речи), в группах подготовили подарок для Джима – праздничную открытку.

В конце урока была проведена рефлексия:

Покажите знак «!», если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажите знак «?», если у вас остались вопросы и нужна помощь.

Продолжите фразы на доске:

I know

I can …

It is difficult to …

I must …

Открытый урок в 6-м классе по теме “Favourite holidays” (УМК Биболетова М.З.)

Урок комплексного применения знаний и способов действий. Обучающиеся на уроке повторили лексические единицы по теме «Праздники», говорили о существующих праздниках, о том, как люди готовятся к праздникам и отмечают их, составили монологическое высказывание о своем любимом празднике, слушали аудиозапись о том, как отмечают свой день рождения британские дети и работали в парах по заполнению таблицы, читали текст о Пасхе с выполнением различных заданий, и получили в качестве домашнего задания, имея набор определенных фраз, составить рассказ о необычном празднике (мальчики – о Дне футбольного мяча, девочки – о Дне мороженого).

В конце урока рефлексия осуществлялась с помощью таблицы:

Student’s Self-Assessment form Name_____________________________________________

 

I know the words to speak about holidays

I can speak about holidays, preparations and celebrations

I can make up and tell the story about my favourite holiday

I can read and find information about Easter in Russia

I can make the story about an unusual holiday at home

Very well

         

OK

         

Not very well

         

My mark ______________________________

Открытый урок в 6-м классе по теме «Семья» (УМК Комаровой Ю. А.)

Обучающиеся повторили лексические единицы по теме семья, отвечали на вопросы о членах своей семьи и родственниках, их внешности, отношениях в семье, работали в парах по составлению мини-диалогов о родственниках и диалогов о семье с опорой на модели, работали с текстом о семье Симпсонов, составили Family Tree семьи Симпсонов, осмыслили полученную информацию, заполняя пропуски в предложениях. Домашним заданием было изобразить семейное древо и подготовить рассказ о своей семье, опираясь на вопросы.

В конце урока была проведена рефлексия (анализ собственных действий о достижении цели урока) в виде таблицы:

Name,surname____________________________________________________

 

I know the words

I can use the words in the sentences

I can ask and answer the questions about the family

I can draw a family tree

I can read and understand the text about the Simpsons

At home I can make the story about my family

Very well

           

Ok

           

Not very well

           

My mark _______

Из опыта коллег (город Великий Устюг):

    1. Урок по теме “Hobby” (УМК Афанасьева) 5 класс

Цель урока: тренировка составления вопросов и диалогов по теме.

Рефлексия использовалась как логическое завершение каждого этапа урока (Учитель: Let’s assess. How can you …?)

Каждый ученик в начале урока получил рефлексивную карту и по завершении этапа урока оценивал свои действия и результаты деятельности, отмечая в карточке и проговаривая вслух (учитель спрашивал нескольких человек).

Name, surname ________________________________

 

I know the words

I know English tenses

I can watch the video and answer the questions

I can ask questions about hobbies

I can make dialogues and help others

Very well

         

Partly

         

Not very well

         

На оборотной стороне листа составляли вопросы к предложению и оценивали свою работу по образцу на слайде.

    1. Урок по теме “My Last Travel” (УМК Афанасьева)

Рефлексия осуществлялась на заключительном этапе урока в виде таблицы

 

Very well

Partly

Not so well

I remember the words about travelling

     

I can make up the sentences in Past Simple Tense

     

I can listen to the text and do the tasks after it

     

I can tell about my travelling in Past Simple Tense

     

If your score is “12-11 points”, your mark is “5”

If your score is “10-8 points”, your mark is “4”

If your score is “7-5 points”, your mark is “3”

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроках позволяет формировать личностные, регулятивные и познавательные УУД. Тем самым рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

2.Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008.

3.Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.

4.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002.

5.Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М: АРКТИ, 2002.

6.Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

7.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

8. www.school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm

9. www.khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.