Сценарий брейн-ринга «Сбережём тундру вместе»
Сценарий брейн - ринга «Сбережем тундру вместе»
Цели:
1. Воспитание чувства коллективизма обучающихся;
2. Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.
3. Развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников;
Оформление: тема занятия «Сбережем тундру вместе», на доске счетное табло, плакаты о защите окружающего мира, карта Ямало-Ненецкого автономного округа.
План:
1. Стихотворение «Берегите Землю, берегите!»
2. Объединение по командам (название команд)
3. Проведение конкурсов:
- Разминка
- «Загадки о ягодах тундры»
- «Экологические ситуации»
- Игра «Растения лечат людей»
- «Жалобная книга леса»
- «Знаете ли Вы?»
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем, брейн - ринг, на тему: «Сбережем тундру вместе» (чтение стихотворения)
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите! (М. Дудин).
Объединение по командам.
- Сейчас мы объединимся в 3 команды. И я раздам вам карточки с символами. (Объединения по группам)
- Придумайте название своей команде, но не забывайте о теме брей - ринга. (Дети придумывают название команды)
3. Проведение конкурсов.
1 раунд «Разминка» (прослушав внимательно вопрос, команда дает ответ, за каждый правильный получает 2 балла).
Вопросы команде №1
-Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный)
-Дикая птица из семейства куриных (куропатка)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
Вопросы команде №2
- Заяц-русак, заяц-...(беляк)
-Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
-Этим растением питаются северные олени (мох)
Вопросы команде №3
- На конце холма чернеет уголёк (песец)
- В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье (олень)
-Как называется олений мох (ягель)
(Подсчет баллов)
2 раунд: «Загадки о ягодах тундры»
Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно отгадать загадки. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. – 2 балл.
Команда 1.
А) Даже за Полярным кругом
Я цветаста и густа.
А малину лучшим другом
Я считаю неспроста (морошка)
Б) Не сосна я и не ель,
Но в родном лесном краю
И зимою зеленею
Холодов не признаю (брусника)
В) Я живу себе привольно
На болотах средь дубрав.
Я кустарник, это правда,
Но расту не выше трав (клюква)
Команда 2.
А) Как всегда иглист и зелен,
Схож я с елочкой вполне,
Но родня на самом деле
Кипарис и туя мне (можжевельник)
Б) Стужа - вовсе не помеха,
Пусть зима пришла давно,
У меня под белым снегом
Красной ягоды полно (клюква)
В) Лежат на кочках кусочки янтаря,
В рот положишь, тут же растают (морошка)
Команда 3.
А) На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек (брусника)
Б) Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами,
Черна, сладка, мала
И ребятам мила (черника)
В) Белые цветочки на зеленом кусточке,
Цветочки осыпаются, в черные ягоды превращаются (черная смородина)
(Подсчет баллов)
3 раунд: «Экологические ситуации»
Команды должны разрешить экологическую ситуацию. За правильный ответ – 2 балла.
Команда №1:
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать, что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем, ребята, не правы?
Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?
Команда №2:
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором?
В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
Возвращаясь домой после похода, вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять его домой. Как вы поступите?
Команда № 3
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, что вы сделаете перед тем как уйти домой?
Идя в лес, Вася захватил с собой своего четвероногого друга — собаку. Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?
Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?
(Подсчет баллов)
Игра «Растения лечат людей»
Ребята, на уроках мы много читали полезного о лекарственных растениях Ямала. Нам пришло много телеграмм - и все они срочные.
Герда из Снежного королевства пишет: «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут нам? Герда».
«Дорогие ребята! Подскажите, какие лекарственные растения можно собрать на Ямале осенью? Мальвина».
«У моего сыночка пропал аппетит. Он не ест, не пьет. Что делать? Слон».
- Подумайте, ребята, чем мы можем помочь нашим друзьям?
4. Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям,
Но я совсем не плакал, я вылечился сам.
- Как вылечился наш друг? (ответы детей)
5. Еще одна телеграмма «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишут вам зверята из жаркой Африки. Недавно приезжал к нам доктор Айболит. Он оставил много лекарств и растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Присылаем вам изображение этого растения. Напишите, пожалуйста, что это за растение, и от каких заболеваний его надо принимать?» (фотография одуванчика).
4 раунд: «Жалобная книга леса»
Жалоба 1
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова с 1964 года сова находится под охраной государства) Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба, а сова уничтожает 1000 мышей.
Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)
Жалоба 3:
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» (Грибы)
(Подсчет баллов)
Раунд 5: «Знаете ли вы..?»
Сейчас мы проведем бонусный раунд. За правильный ответ команде насчитывается 3 балла.
Знаете ли Вы, для чего дятел «барабанит» весной?
барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
Зачем слону слюни?
слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
Зачем страус голову в песок прячет?
опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
Сколько перьев у птиц?
У голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
Для чего дельфины плачут?
Слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
(Подсчет баллов)
Давайте подведем итоги брейн -ринга. В ринге победила команда ________ (вручение грамот победителей и дипломов участников). Все ребята молодцы и я очень надеюсь что стихотворение не оставит вас равнодушными к нашей природе. И когда вы будете отдыхать на природе в тундре, то будете помнить о том, что нас много, а она одна... И её нужно беречь...
Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна.
(В. Шефнер)
Описание работы: Материал полезен для учителей начальных классов, студентов педагогических институтов и колледжей. Конспект разработан для учащихся 3 класса. Работа может быть использована во внеурочной деятельности.