Технологии, методы и приёмы, используемые на уроках химии для работы со слабоуспевающими детьми
Метод исследовательского химического эксперимента. Проведение мини-исследований в рамках уроков. Например, «Изучение закономерностей протекания химических реакций», «Определение содержания примесей в воде», «Наглядное изучение влияние кислотных дождей на постройки и растительный мир на примере опытов в пробирке», «Факторы, влияющие на коррозию металлов», «Изучение природных биоиндикаторов кислотности среды».
Метод проектов. Разработка и выполнение краткосрочных проектов, связанных с теоретическими исследованиями в области химии, бытовой химической грамотности, роли вклада ученых в развитие страны. Например, «Значение личности Д.И. Менделеева в истории Отечества», «Химия в кулинарии», «Вода. Уникальное вещество».
Метод дискуссии. Обсуждение спорных вопросов химии, требующих размышлений и анализа, например, польза и вред химических веществ для окружающей среды.
Приём визуализации. Использование интерактивных материалов, таких как видеоуроки, презентации и анимации, для объяснения сложных понятий и процессов. Использование материалов ФГИС «Моя школа», а также материалов платформы «Видеоуроки.нет».
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроках химии для работы с одарёнными детьми
Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций и задач, требующих творческого подхода и нестандартного мышления. Приведу несколько примеров. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний. Например, я демонстрирую аллотропные видоизменения элементов и предлагаю объяснить, почему они возможны. Использование противоречия между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, я задаю вопрос: «может ли при пропускании углекислого газа через известковую воду получиться прозрачный раствор?». Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, и тогда я демонстрирую им образование гидрокарбоната кальция. Объяснение фактов на основе известной теории. Почему при электролизе сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде кислород? Учащиеся должны ответить, пользуясь справочными таблицами. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка. Например, я задаю вопрос, будет ли уксусная кислота , как кислота органическая, проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают предположения, я ставлю эксперимент и даю теоретическое объяснение. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель. Например, решение экспериментальной задачи по определению веществ в трёх пробирках с наименьшим числом проб. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это творческая задача, для решения которой необходимо использование дополнительной литературы, справочников. Использование принципа историзма. Например, поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в конечном счете, Д. И. Менделеева к открытию периодического закона.
Проектная деятельность. Организация долгосрочных проектов, требующих глубокого изучения и анализа химических процессов и явлений. Например: «Наука побеждать. Вклад советских химиков в победу в Великой Отечественной войне», «Гуминовые удобрения как альтернатива минеральным», «Альтернативные виды сырья для производства целлюлозы», «Снег как индикатор состояния атмосферы», «Берёзовые почки. Химико-биологический интерес».
Исследовательская деятельность. Проведение самостоятельных исследований в области химии, направленных на получение новых знаний и результатов. Работа с обучающимися, которых серьезно увлекают химические исследлования, а также исследования в смежных областях: экология, прикладная химия, физхимия, химическая биология, химическая экспертиза.
Мотивация. Создание стимулов и наград для детей, которые достигают успехов в изучении химии, чтобы поддерживать их мотивацию и интерес к предмету. Участие в олимпиадах и конкурсах, что позволит им продемонстрировать свои знания и умения.
Работа с разными категориями обучающихся на уроках химии
Для работы с одарёнными детьми использую исследовательскую деятельность, проектную работу и проблемные задачи, разноуровневые задания, индивидуальная поддержка, предоставление дополнительных занятий и консультаций для мотивированных детей.
Для работы со слабоуспевающими детьми применяю визуализацию, индивидуальную поддержку и практические задания, разноуровневые задания, индивидуальная поддержка, предоставление дополнительных занятий и консультаций для детей, испытывающих трудности в обучении.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья адаптирую задания и материалы.
Для работы с детьми из социально уязвимых слоёв населения учитываю их интересы и потребности, предоставляю дополнительные ресурсы и поддержку.
Обучающихся привлекаю к общим мероприятиям в качестве исполнителей различных ролей. Например, конференции, викторины, конкурсы.