Доклад «Работа социального педагога с семьями»
Выступление на родительском собрании по теме: «Работа социального педагога с семьями».
Социальный кризис, который переживает сегодня Российская Федерация, особенно остро отразился на положении семьи как главного института социализации ребёнка. Многие семьи не имеют реальной возможности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, а отсутствие деятельной комплексной государственной социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, cпособствовало появлению семей социально риска.
Семьёй социального риска считается «семья, имеющая трудно-разрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов».
Выделяют две категории семей социального риска:
Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребёнком-инвалидом, многодетная семья, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением её членов и т.д.).
Семьи, нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребёнка, семья с новорождённым, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).
Социальный паспорт ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово» 2014-2015 учебного года.
Количество учащихся |
Опекаемые дети |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
Состав семьи |
Многодетные семьи |
Малообеспеченные семьи |
Семьи социального риска |
|||||
полная |
без отца |
без матери |
конфликтные |
химическая зависимость |
аморальные |
||||||
127 чел. |
14 чел. |
22 чел. |
51 |
36 |
4 |
16 |
28 |
6 |
- |
2 |
|
100% |
11 % |
18 % |
40 % |
29 % |
2 % |
12 % |
23 % |
5 % |
- |
2 % |
|
Всего семей- 90 2 ученика-из одной полной многодетной семьи |
Показатель |
Всего |
||
Количество детей-инвалидов в школе-интернате |
127 чел. |
мальчиков -78 чел.- 61 % |
девочек - 49 чел.- 39 % |
Количество детей, состоящих на внутришкольном учёте |
9 чел.- 7 % |
мальчиков – 7 чел.- 6 % |
девочек - 2 чел.- 1 % |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОДН |
0 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
Количество родительских детей |
105 чел. |
мальчиков - 64 чел.- 61 % |
девочек - 41 чел.- 39 % |
Количество родителей, из них: |
154 чел. |
отцов – 54 чел. - 35 % |
матерей-100 чел. – 65 %. |
служащие |
17 чел.-11 % |
||
рабочие |
59 чел.- 38 % |
||
предприниматели |
3 чел.- 2 % |
||
безработные |
56 чел.- 37 % |
||
пенсионеры |
19 чел.- 12 % |
||
Количество родителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих на учёте в ОДН |
4 чел.- 3 % |
мужчин – 0 чел. |
женщин - 4 чел. – 3 % |
Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте |
6 семей – 7 % |
||
Количество опекунов |
14 чел. |
мужчин – 0 чел. |
женщин- 14 чел. |
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.
По структуре: полные семьи, неполные семьи.
По материальной обеспеченности семьи.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи.
По взаимоотношениям.
По семейной ориентации.
Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями – это традиционные объекты деятельности школьного социального педагога.
Виды возможной работы социального педагога с такими семьями:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений, проектирование возможной помощи;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- консультирование членов семьи, социально педагогическая поддержка.
Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребёнок –это сверхтяжёлое испытание для родителей.
Семья, имеющая ребёнка-инвалида, нуждается в особой защите и помощи компетентных специалистов.
Социальный педагог обращает своё внимание на родителей. Им нужна помощь нисколько ни меньше, чем больному ребёнку.
При работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, школьный социальный педагог учитывает следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребёнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанкциями и структурами;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной исполнительной власти;
- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
Работа социального педагога по основным направлениям деятельности.
Работа по оформлению юридического статуса ребёнка.
Получены распоряжения об отстранении 3 опекунов от исполнения обязанностей опекуна от УМСРОиП Иркутской области по городам и районам. Двое детей поступили под надзор в ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово», один передан на воспитание матери.
Получено 1 распоряжение о назначении попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приёмной семье от УМСРОиП Иркутской области по городу, составлен акт передачи несовершеннолетнего.
Получены отказы в решении вопроса о лишении родительских прав двух родителей от УМСРОиРП Иркутской области по городам и районам.
Проведена работа по оформлению опеки и попечительства или написать заявление о невозможности принятия ребёнка на воспитание в свою семью с 28 родственниками воспитанников, находящихся на полном государственном обеспечении.
Проведена работа по восстановлению родственных связей, в делах имеются сведения о братьях и сёстрах, ведётся переписка с родственниками.
Получено 6 актов обследования жилищно-бытовых условий семьи 6 учащихся.
Проведена работа с 14 опекунами и попечителями по вопросу определения социального статуса опекаемых детей, оформления пенсии, закрепления жилья, недостающих документов в личных делах опекаемых детей и других вопросов.
Переданы на временное воспитание на период летних каникул 2 воспитанника в семьи родственников, составлены акты приёма-передачи.
Работа по защите жилищных прав.
Проведена проверка сохранности жилого помещения 1 ученицы. Получены сообщения управления Росреестра по Иркутской области, справка МУП СРЦ, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.
Работа с учреждениями.
Прошли лечение в ОГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница № 1 г. Иркутска» по разрешению родителей 2 ученика.
Поставлены в объединённый военный комиссариат Иркутской области по г. Черемхово, г. Свирск и Черемховскому району на первоначальный воинский учёт граждане 1998 г.р.- 5 чел. Прошли призывную комиссию в возрасте 18 лет -5 чел.
Направлена информация в ОДН МО МВД России «Черемховский»
- социальный паспорт школы;
- список опекаемых;
- список не приступивших к занятиям;
-список, оставленных на второй год;
- список «трудных» подростков, состоящих на внутришкольном учёте;
- список неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте.
4. Направлена информация в прокуратуру г. Черемхово по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
5. Направлена информация в Министерство образования Иркутской области об обучении детей-инвалидов в образовательном учреждении до 18 лет и об обучении инвалидов старше 18 лет в ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово».
6. Направлены ходатайства в УМСРОиП Иркутской области по городам и районам вернуть в школу для продолжения обучения, обследовать жилищно-бытовые условия семьи - на 10 учащихся.
7. Направлены ходатайства поставить на контроль на время летних каникул, обследовать жилищно-бытовые условия семьи в ОДН по месту жительства учащихся - на 6 чел.
Консультативное.
Проведены индивидуальные консультации родителей и обучающихся по возникшим проблемам.
Помещена информация в уголок для родителей «Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов».
Трудоустройство выпускников.
1. Направлены запросы справок с места учёбы в Новосибирское ПТУ-интернат, в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 11» г. Красноярск, в ОГБПОУСО «Иркутский реабилитационный техникум», ОГБОУСПО «Иркутский техникум архитектуры и строительства» на выпускников 2013-2014 г. на 19 чел. (Справки получены).
2. Направлена информация в министерство образования о количестве трудоустроенных выпускников из числа детей-инвалидов.
3. Помещена информация в уголок для родителей «Профессиональное училище-интернат № 2 для инвалидов по слуху» г. Челябинск.
Поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом!
От всего сердца хочу пожелать Вашим семьям здоровья, радости, свершения задуманных планов. Ведь семья это источник любви, заботы, защиты и ответственности для каждого человека. Желаю, чтобы Ваш дом всегда был согрет теплом сердец ваших родных и близких, чтобы в нём всегда звучал радостный голос ваших детей.
Счастья и благополучия Вашим семьям.