Программа работы социального педагога с обучающимися с ОВЗ «SOS — "трудный" ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»
Программа
по работе с обучающимися с ОВЗ
(категории умственная отсталость (интеллектуальные нарушения))
«SOS – «трудный» ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»
на 2017-2020 учебный год.
г. Елец, 2018 г.
Пояснительная записка
В настоящее время педагогами, психологами, медиками отмечается значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в возрастании количества правонарушений, безнадзорности, особенно среди несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями, росте подростковой алкоголизации, отчуждении от труда.
Несовершеннолетние с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее склонны к правонарушениям, что объясняется особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысления своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с нормальным интеллектом.
Программа «SOS – «трудный» ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении» разработана и действует на основании Конституции Российской Федерации, закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ Министерства образования РФ от 08.07.2003 г. № 2946 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.06.03 № 10/2 «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейного кодекса РФ, Устава школы, локальных актов, принятых школой.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» основывается на принципах специальной психологии, специальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Она обеспечивает взаимосвязь администрации школы, специалистов школы: социального педагога, психолога; классных руководителей, воспитателей ГПД по всем направлениям образовательного процесса, а также взаимодействие школы с другими учреждениями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.
Объектом реализации программы являются: обучающиеся, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники.
Участниками реализации программы являются: обучающиеся школы, родители лица, их заменяющие, педагогический коллектив школы, сотрудники учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Цель и задачи программы:
Цель программы: предупреждение асоциального поведения у обучающихся школы, создающего предпосылки к совершению ими преступлений и правонарушений, создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителям; ранее выявление асоциальных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание своевременной помощи.
Задачи:
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данные проблемы.
Повышение уровня профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с КДН, ОДН, МРОУ УФСКН.
Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков категорий: «трудные», «группы риска» во внеурочное и каникулярное время; развитие самоуправления.
Обеспечение социальной защиты и прав несовершеннолетних.
Формирование здорового образа жизни.
Основные направления деятельности:
Организационные мероприятия.
Работа с обучающимися.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа в социуме.
Взаимодействие с социальными партнёрами.
1. Организационные мероприятия и масштаб деятельности.
1. Планирование и корректировка работы по профилактике преступлений и правонарушений совместно с ОДН ОВД, МБУ СЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ельца, ГИБДД, КДН и ЗП.
2. Проведение мероприятий по выявлению обучающихся категорий «трудные», «группы риска» и асоциальных семей.
3. Систематическая работа с картотекой обучающихся категорий: «трудные», «группы риска».
4. Проведение месячника правовых знаний.
5. Проведение советов профилактики правонарушений в школе 1 раз в четверть.
6. Использование возможностей ГПД, дополнительного образования, спортивных секций, общественной работы, социума в работе с детьми.
8. Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.
2. Работа с обучающимися.
1. Индивидуальное консультирование по оказанию информационно-правовой помощи обучающимся и родителям.
2. Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка, Устава школы и чёткое соблюдение этих норм в школе.
3. Охват организованным трудом и отдыхом обучающихся категорий «группы риска», «трудные» в каникулярное время и включение таких обучающихся в досуговую деятельность образования в течение года.
4. Организация занятий для детей и подростков по обучению саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать свои эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов.
5. Организация психологической и социально-педагогической помощи детям, подросткам и родителям.
6. Включение детей категорий «группы риска», «трудные» в работу актива школы.
7. Проведение общешкольных праздников, мероприятий, экскурсий, тематических акций, спортивных мероприятий и т.д.
8. Проведение рейдов педагогов и родителей в места времяпровождения асоциальных групп по месту жительства.
9. Работа совета профилактики.
Правовой всеобуч учащихся.
1. Совместное проведение бесед, классных часов с обучающимися 1-10-х классов по правовому информированию и разъяснению правил поведения, по формированию здорового образа жизни. Воспитание законопослушного поведения обучающихся через систему классных часов:
«Права и обязанности школьника».
«Здоровье — это здорово»
«Конфликты в классе»
«Алкоголь. Правда и ложь»
«Человек среди людей»
«Человек в мире профессий».
2. Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов.
3. Разъяснение обучающимся ответственности за противоправное деяние согласно УК РФ.
4. Организация и проведение Декады правовых знаний (ежегодно в апреле).
5. Организация программы профилактики дорожно-транспортного травматизма.
3. Работа с родителями, семьёй.
Обследование и выявление семей, относящихся к группе социального риска. Ежегодное социологическое обследование семей.
Индивидуальное консультирование семьи по вопросам воспитания, правовой и социальной помощи.
Проведение рейдов совместно с ОДН, МБУ СЗН «Комплексным центром социального обслуживания населения» г. Ельца в неблагополучные семьи с целью контроля за воспитанием и обучением детей.
Информирование органов ОДН, КДН, органов опеки и попечительства, социальной защиты о принятии мер к родителям, уклоняющихся от воспитания детей.
Проведение индивидуальной работы с опекаемыми и опекунами. Связь со специалистами по опеки и попечительству (2 раза в год оформляются акты обследования опекаемых семей).
Общешкольные и классные родительские собрания.
Работа Совета родителей.
4. Работа с педагогическим коллективом.
Участие в работе МО классных руководителей.
Изучение уровня и причин педагогической запущенности обучающихся.
Новые технологии в работе с детьми.
Гуммано - личностный подход к трудновоспитуемым детям.
Проведение семинаров, практикумов, консультаций, психологических тренингов.
Проведение педагогических советов, педагогических чтений, дефектологических семинаров по проблеме «SOS – «трудный» ребёнок, «трудная» семья».
Работа Совета профилактики школы.
Встречи педагогического коллектива с инспектором ОДН ОМВД.
5. Работа в социуме.
Изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала.
Налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.
Заключение договоров в сотрудничестве с социальными партнёрами.
6. Взаимодействие с другими учреждениями и службами.
Использование возможностей других учреждений для решения школьных проблем.
Сотрудничество с правовой и антинаркотической службами города.
Организация каникулярного отдыха и полноценного досуга детей.
Выстраивание схемы сотрудничества с социальными партнёрами.
План мероприятий
по реализации программы
«SOS! - «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»
на 2018 – 2019 учебный год
План мероприятий
в рамках реализации программы
«SOS! - «трудный» ребенок
семья, находящаяся в социально-опасном положении»
на 2018 – 2019 учебный год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Форма работы |
Ответственный |
|
|
Утверждение плана работы Совета профилактики правонарушений и беспризорности на 2018 – 2019 уч. год |
сентябрь |
заседание Совета профилактики
|
председатель Совета профилактики социальный педагог |
|
|
Уточнение и утверждение списков обучающихся, стоящих на профилактических учетах (ВШУ, ОДН ОМВД, КДН и ЗП) |
ежемесячно |
сверка в ОДН ОМВД, КДН и ЗП |
социальный педагог |
|
|
Выявление обучающихся, не приступивших к занятиям, выяснение причин непосещения школы. |
сентябрь |
изучение журнала посещаемости, беседы с кл.рук. |
социальный педагог классные руководители |
|
|
Обновление банка данных, оформление социальных паспортов классов, социального паспорта школы. |
сентябрь январь |
изучение личных дел обучающихся |
классные руководители, социальный педагог |
|
|
Согласование планов совместной работы с ОДН ОМВД Г. Ельца. |
сентябрь |
разработка совместного плана работы |
социальный педагог |
|
|
Утверждение планов индивидуальной работы, индивидуальных программ реабилитации обучающихся и их семей, состоящих на различных видах учета |
сентябрь |
Разработка планов индивидуальной работы, индивидуальных программ реабилитации |
классные руководители, психолог, социальный педагог |
|
|
Работа по формированию и пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни обучающихся и их родителей. |
в течение года |
классные часы, лекторий, анкетирование, родительские собрания (приложение) |
классные руководители, психолог, социальный педагог |
|
|
Профилактика совершения правонарушений среди обучающихся. |
в течение года |
классные часы, лекторий, анкетирование, родительские собрания (приложение) |
классные руководители, психолог, социальный педагог |
|
|
Профилактическая работа по устранению причин формирования вредных привычек, популяризация знаний о вреде алкоголя, курения, употреблению ПАВ. |
в течение года |
классные часы, лекторий, анкетирование, родительские собрания (приложение) |
классные руководители, психолог, социальный педагог |
|
|
Проведение мероприятий направленных на правовое воспитание обучающихся, на формирование толерантного отношения, профилактику экстремизма и терроризма |
в течение года |
классные часы, викторины, конкурсы рисунков, стенгазет, круглые столы, встречи с представителями правовых структур, просмотр тематических видеороликов, проведение тематических общешкольных линеек и.т.п. |
классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог |
|
|
Выявление детей, склонных к совершению правонарушений, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении. |
в течение года |
индивидуальная работа (беседа, рейды, анкетирование) |
социальный педагог, психолог, классные руководители, сотрудники ОДН ОМВД |
|
|
Мониторинг занятости обучающихся, стоящих на различных видах учета, во внеурочное и каникулярное время. |
октябрь |
индивидуальная работа (беседа, анкетирование) |
классные руководители, социальный педагог |
|
|
Совместные рейды сотрудников ОДН ОМВД, классных руководителей, психолого-социальной службой школы в семьи детей категорий: ВШК, КДН и ЗП, «трудные», «группы риска». Итоги рейдов. |
в течение года |
рейды |
классные руководители, социальный педагог, психолог |
|
|
Мониторинг успеваемости, поведения, посещаемости обучающихся, склонных к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ, с приглашением для профилактической беседы подростков и их родителей. |
январь |
заседание Совета профилактики |
председатель Совета профилактики, социальный педагог, психолог, сотрудники ОДН ОМВД |
|
|
Работа по выявлению фактов жестокого обращения с детьми в семье. |
сентябрь октябрь в течение года |
анкетирование, рейды |
социальный педагог психолог, сотрудники ОВД ОМВД |
|
|
Обследование условий социальной комфортности детей, состоящих на учете ВШУ, ОДН, КДН, «группы риска». Итоги рейдов |
в течение года (не реже 2 раз в год) |
рейды |
классные руководители, социальный педагог |
|
|
Оформление информационных стендов «Для вас, родители», «На страже правопорядка», «Социально-психологическая служба информирует» |
в течение года |
ознакомление с информацией |
социальный педагог |
|
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей: индивидуальные беседы и консультации, проведение общешкольных и классных родительских собраний, размещение рекомендаций по вопросам воспитания и обучения детей, ответственности родителей по соблюдению прав и интересов несовершеннолетних на школьном сайте, |
в течение года |
консультирование, размещение информации на сайте школы, разработка буклетов |
социальный педагог, психолог |
|
|
Мониторинг занятости детей различных категорий в летний период. |
май |
беседа, анкетирование
|
классные руководители, социальный педагог |
|
|
Анализ работы школы по реализации плана мероприятий в рамках реализации программы «SOS» - «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении» на 2018 – 2019 учебный год, выявление актуальных проблем, постановка целей и задач на 2019-2020 учебный год |
май |
заседание Совета профилактики
|
председатель Совета профилактики, социальный педагог, психолог |
|
|
Организация каникулярного времени и полноценного досуга детей. |
июнь |
организация работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей |
администрация школы, начальник лагеря, классные руководители, социальный педагог |
План работы психологической службы
с «трудными детьми» в 2018-2019 уч.году.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Примечание |
1 |
Выявление обучающихся группы риска: - изучение личных дел обучающихся; - обследование жизненных условий; - заполнение личных карт |
I четверть |
совместно с соц. педагогом, кл. руководителями |
2 |
Анкетирование обучающихся: - «Вредные привычки» |
I четверть |
обучающиеся 5-10 кл. |
3 |
Диагностика эмоциональных состояний в школе (опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»). |
сентябрь, декабрь |
5 «А» кл. |
4 |
Диагностика личностных установок, самопознание (самооценка и др.). |
в теч. года |
обучающиеся 3-10 кл. |
5 |
Диагностика личностного самоконтроля (Дж.Роттер) |
III четверть |
8 «А» кл. |
6 |
Анкетирование «Последний год в школе» |
I четверть |
10 «А» кл. |
7 |
Диагностика родительских установок и реакций («Хороший ли я родитель?»), методов семейного воспитания (Методика АСВ) |
в теч. года |
родители |
8 |
Выявление коммуникативного контроля. |
4 четверть |
5 «А» кл. |
9 |
Проведение групповых занятий по коррекции: - эмоционально-волевой сферы - познавательных процессов и коммуникативных навыков - эффективного общения - личностных и поведенческих проблем - осложнённого поведения подростков - поведения - самосознания, осложнённого поведения - социального поведения - саморегуляции (подготовка к экзаменам) |
II-IIIчетв. II-IIIчетв.
II-IIIчетв. II-IIIчетв.
IV четв. IV четв. III-IV четв.
III четв. IV четв. |
2«А» кл. 3 «А» кл.
4 кл. 5«А» кл.
6 «А»кл. 7 кл. 8 «А» кл.
10 «А» кл. 10 «А» кл. |
10 |
Проведение индивидуальных занятий: - по коррекции поведенческих проблем - по стабилизации эмоционального состояния обучающихся |
в теч. года |
обучающиеся |
11 |
Проведение профилактической и просветительской работы через индивидуальные и групповые консультации. |
в теч. года |
обучающиеся; родители |
12 |
Консультирование по выбору оптимального поведения с детьми «группы риска». |
в теч. года |
педагоги |
Сообщения по ЗОЖ на школьных линейках (по актуальным проблемам). |
в теч. года |
обучающиеся |
|
Модульный курс профилактики употребления ПАВ и суицидальных тенденций (на кл. часах): - Правда и ложь. - Хорошие и плохие вещества. - Вы курите, молодой человек? - Умеешь ли ты радоваться праздникам? - Хорошие и плохие поступки. - Полёт и падение. - Привычки и здоровье. - Не начинать! Почему? - Я умею говорить «нет». - Саморегуляция. - Как отказаться от дурной привычки. - Психология привычки. - Последствия курения для человека. - Как отстоять свою точку зрения. - Ответственность за свой образ жизни. - Физиологические последствия курения. - ПАВ как угроза здоровью. - Наркотики — начало полёта, в конце которого падение. - Да здравствует чистый воздух! - Что такое успех? - Ближайшие и далёкие цели. - Психология влияния группы. - Как распознать манипуляцию и защититься от неё. - Жизнь — как главная ценность. - Умей справляться с трудностями. - Позитивные жизнеутверждающие установки. |
в течение года
II четв. III четв. III четв. IV четв.
II четв. III четв. I четв. II четв. III четв. IV четв. I четв. II четв. III четв. IV четв. I четв.
II четв.
III четв. IV четв.
I четв. II четв. III четв. IV четв. I четв.
II четв. III четв. IV четв. |
совместно с кл. руководителями
2«А» кл.
3 «А» кл.
4 кл.
5«А» кл.
6«А» кл.
7«А» кл.
8 «А» кл.
10 «А» кл. |
|
13 |
Выступления на родительских собраниях: - Психологические особенности личности детей с ОВЗ. - Детская агрессия и пути её преодоления. - Роль семейного воспитания в привитии норм социального поведения у детей. - Неправильное половое воспитание и его результаты. - Трудности подросткового возраста. - Неврозы подросткового возраста. - Что значит: быть мужчиной, женщиной? - Взаимосвязь общественной среды и модели поведения личности. - Ранняя половая жизнь подростка |
в течение года I четв.
I четв.
II четв.
IV четв.
III четв. II четв. III четв.
IV четв.
III четв. |
Родители
1«А» кл.
2«А» кл.
3 «А» кл.
4 кл.
5«А» кл. 6 «А» кл. 7«А» кл.
8 «А» кл.
10 «А» кл. |
14 |
Психопросвещение посредством стендовой информации. |
в течение года |
обучающиеся |
15 |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся. |
в течение года |
обучающиеся |
16 |
Постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи |
в течение года |
обучающиеся |
17 |
Рейды в семьи детей «группы риска». |
в течение года |
совместно с соц. педагогом, кл. руководителями, инспектором ОДН |
18 |
Участие в проведении советов по профилактике правонарушений и антиобщественного поведения среди подростков |
1 раз в четверть |
соц. педагог, инспектор ИДН, зам. дир. по УВР |
19 |
Привлечение «трудных подростков» к общественно полезному труду и творческой деятельности. |
в течение года |
совместно с соц. педагогом, кл. руководителями |
20 |
Оформление характеристик. |
в течение года |
в суд, ОДН, КДН и др.инстанции |
21 |
Анализ работы с «трудными детьми». |
по запросу |
совместно с соц. педагогом, кл. руководителями |