Программа работы социального педагога с обучающимися с ОВЗ «SOS — "трудный" ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»

1
0
Материал опубликован 23 January 2019

Программа

по работе с обучающимися с ОВЗ

(категории умственная отсталость (интеллектуальные нарушения))

«SOS – «трудный» ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»

на 2017-2020 учебный год.

г. Елец, 2018 г.

Пояснительная записка

В настоящее время педагогами, психологами, медиками отмечается значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в возрастании количества правонарушений, безнадзорности, особенно среди несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями, росте подростковой алкоголизации, отчуждении от труда.

Несовершеннолетние с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее склонны к правонарушениям, что объясняется особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысления своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с нормальным интеллектом.

Программа «SOS – «трудный» ребёнок, семья, находящаяся в социально-опасном положении» разработана и действует на основании Конституции Российской Федерации, закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ Министерства образования РФ от 08.07.2003 г. № 2946 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.06.03 № 10/2 «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейного кодекса РФ, Устава школы, локальных актов, принятых школой.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» основывается на принципах специальной психологии, специальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Она обеспечивает взаимосвязь администрации школы, специалистов школы: социального педагога, психолога; классных руководителей, воспитателей ГПД по всем направлениям образовательного процесса, а также взаимодействие школы с другими учреждениями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.

Объектом реализации программы являются: обучающиеся, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники.

Участниками реализации программы являются: обучающиеся школы, родители лица, их заменяющие, педагогический коллектив школы, сотрудники учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Цель и задачи программы:

Цель программы: предупреждение асоциального поведения у обучающихся школы, создающего предпосылки к совершению ими преступлений и правонарушений, создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителям; ранее выявление асоциальных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание своевременной помощи.

Задачи:

Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данные проблемы.

Повышение уровня профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с КДН, ОДН, МРОУ УФСКН.

Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка.

Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков категорий: «трудные», «группы риска» во внеурочное и каникулярное время; развитие самоуправления.

Обеспечение социальной защиты и прав несовершеннолетних.

Формирование здорового образа жизни.

Основные направления деятельности:

Организационные мероприятия.

Работа с обучающимися.

Работа с родителями.

Работа с педагогическим коллективом.

Работа в социуме.

Взаимодействие с социальными партнёрами.

1. Организационные мероприятия и масштаб деятельности.

1. Планирование и корректировка работы по профилактике преступлений и правонарушений совместно с ОДН ОВД, МБУ СЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ельца, ГИБДД, КДН и ЗП.

2. Проведение мероприятий по выявлению обучающихся категорий «трудные», «группы риска» и асоциальных семей.

3. Систематическая работа с картотекой обучающихся категорий: «трудные», «группы риска».

4. Проведение месячника правовых знаний.

5. Проведение советов профилактики правонарушений в школе 1 раз в четверть.

6. Использование возможностей ГПД, дополнительного образования, спортивных секций, общественной работы, социума в работе с детьми.

8. Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.

2. Работа с обучающимися.

1. Индивидуальное консультирование по оказанию информационно-правовой помощи обучающимся и родителям.

2. Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка, Устава школы и чёткое соблюдение этих норм в школе.

3. Охват организованным трудом и отдыхом обучающихся категорий «группы риска», «трудные» в каникулярное время и включение таких обучающихся в досуговую деятельность образования в течение года.

4. Организация занятий для детей и подростков по обучению саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать свои эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов.

5. Организация психологической и социально-педагогической помощи детям, подросткам и родителям.

6. Включение детей категорий «группы риска», «трудные» в работу актива школы.

7. Проведение общешкольных праздников, мероприятий, экскурсий, тематических акций, спортивных мероприятий и т.д.

8. Проведение рейдов педагогов и родителей в места времяпровождения асоциальных групп по месту жительства.

9. Работа совета профилактики.

Правовой всеобуч учащихся.

1. Совместное проведение бесед, классных часов с обучающимися 1-10-х классов по правовому информированию и разъяснению правил поведения, по формированию здорового образа жизни. Воспитание законопослушного поведения обучающихся через систему классных часов:

«Права и обязанности школьника».

«Здоровье — это здорово»

«Конфликты в классе»

«Алкоголь. Правда и ложь»

«Человек среди людей»

«Человек в мире профессий».

2. Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов.

3. Разъяснение обучающимся ответственности за противоправное деяние согласно УК РФ.

4. Организация и проведение Декады правовых знаний (ежегодно в апреле).

5. Организация программы профилактики дорожно-транспортного травматизма.

3. Работа с родителями, семьёй.

Обследование и выявление семей, относящихся к группе социального риска. Ежегодное социологическое обследование семей.

Индивидуальное консультирование семьи по вопросам воспитания, правовой и социальной помощи.

Проведение рейдов совместно с ОДН, МБУ СЗН «Комплексным центром социального обслуживания населения» г. Ельца в неблагополучные семьи с целью контроля за воспитанием и обучением детей.

Информирование органов ОДН, КДН, органов опеки и попечительства, социальной защиты о принятии мер к родителям, уклоняющихся от воспитания детей.

Проведение индивидуальной работы с опекаемыми и опекунами. Связь со специалистами по опеки и попечительству (2 раза в год оформляются акты обследования опекаемых семей).

Общешкольные и классные родительские собрания.

Работа Совета родителей.

4. Работа с педагогическим коллективом.

Участие в работе МО классных руководителей.

Изучение уровня и причин педагогической запущенности обучающихся.

Новые технологии в работе с детьми.

Гуммано - личностный подход к трудновоспитуемым детям.

Проведение семинаров, практикумов, консультаций, психологических тренингов.

Проведение педагогических советов, педагогических чтений, дефектологических семинаров по проблеме «SOS – «трудный» ребёнок, «трудная» семья».

Работа Совета профилактики школы.

Встречи педагогического коллектива с инспектором ОДН ОМВД.

5. Работа в социуме.

Изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала.

Налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.

Заключение договоров в сотрудничестве с социальными партнёрами.

6. Взаимодействие с другими учреждениями и службами.

Использование возможностей других учреждений для решения школьных проблем.

Сотрудничество с правовой и антинаркотической службами города.

Организация каникулярного отдыха и полноценного досуга детей.

Выстраивание схемы сотрудничества с социальными партнёрами.

 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

План мероприятий

по реализации программы

«SOS! - «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении»

на 2018 – 2019 учебный год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

План мероприятий

в рамках реализации программы

«SOS! - «трудный» ребенок

семья, находящаяся в социально-опасном положении»

на 2018 – 2019 учебный год

 

Содержание работы

Сроки

Форма работы

Ответственный

 

 

Утверждение плана работы Совета профилактики правонарушений и беспризорности на 2018 – 2019 уч. год

сентябрь

заседание Совета

профилактики


 


 


 

председатель Совета профилактики

социальный педагог

 

 

Уточнение и утверждение списков обучающихся, стоящих на профилактических учетах (ВШУ, ОДН ОМВД, КДН и ЗП)

ежемесячно

сверка в ОДН ОМВД, КДН и ЗП

социальный педагог

 

 

Выявление обучающихся, не приступивших к занятиям, выяснение причин непосещения школы.

сентябрь

изучение журнала посещаемости, беседы с кл.рук.

социальный педагог

классные руководители

 

 

Обновление банка данных, оформление социальных паспортов классов, социального паспорта школы.

сентябрь

январь

изучение личных дел обучающихся

классные руководители, социальный

педагог

 

 

Согласование планов совместной работы с ОДН ОМВД Г. Ельца.

сентябрь

разработка совместного плана работы

социальный педагог

 

 

Утверждение планов индивидуальной работы, индивидуальных программ реабилитации обучающихся и их семей, состоящих на различных видах учета

сентябрь

Разработка планов индивидуальной работы, индивидуальных программ реабилитации

классные руководители,

психолог, социальный

педагог

 

 

Работа по формированию и пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни обучающихся и их родителей.

в течение года

классные часы,

лекторий,

анкетирование, родительские собрания

(приложение)

классные руководители,

психолог, социальный

педагог

 

 

Профилактика совершения правонарушений среди обучающихся.

в течение года

классные часы,

лекторий,

анкетирование, родительские собрания

(приложение)

классные руководители,

психолог, социальный

педагог

 

 

Профилактическая работа по устранению причин формирования вредных привычек, популяризация знаний о вреде алкоголя, курения, употреблению ПАВ.

в течение года

классные часы,

лекторий,

анкетирование, родительские собрания

(приложение)

классные руководители,

психолог, социальный

педагог

 

 

Проведение мероприятий направленных на правовое воспитание обучающихся, на формирование толерантного отношения, профилактику экстремизма и терроризма

в течение года

классные часы, викторины, конкурсы рисунков, стенгазет, круглые столы, встречи с представителями правовых структур, просмотр тематических видеороликов, проведение тематических общешкольных линеек и.т.п.

классные руководители,

педагог-организатор, социальный

педагог

 

 

Выявление детей, склонных к совершению правонарушений, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении.

в течение года

индивидуальная работа

(беседа, рейды,

анкетирование)

социальный педагог,

психолог, классные руководители, сотрудники ОДН ОМВД

 

 

Мониторинг занятости обучающихся, стоящих на различных видах учета, во внеурочное и каникулярное время.

октябрь

индивидуальная работа

(беседа,

анкетирование)

классные руководители, социальный

педагог

 

Совместные рейды сотрудников ОДН ОМВД, классных руководителей, психолого-социальной службой школы в семьи детей категорий: ВШК, КДН и ЗП, «трудные», «группы риска». Итоги рейдов.

в течение года

рейды

классные руководители, социальный педагог,

психолог

 

 

Мониторинг успеваемости, поведения, посещаемости обучающихся, склонных к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ, с приглашением для профилактической беседы подростков и их родителей.

январь

заседание Совета профилактики

председатель Совета профилактики,

социальный педагог, психолог, сотрудники ОДН ОМВД

 

 

Работа по выявлению фактов жестокого обращения с детьми в семье.

сентябрь

октябрь

в течение года

анкетирование, рейды

социальный педагог

психолог, сотрудники ОВД ОМВД

 

 

Обследование условий социальной комфортности детей, состоящих на учете ВШУ, ОДН, КДН, «группы риска». Итоги рейдов

в течение года (не реже 2 раз в год)

рейды

классные руководители, социальный педагог

 

 

Оформление информационных стендов «Для вас, родители», «На страже правопорядка», «Социально-психологическая служба информирует»

в течение года

ознакомление с информацией

социальный педагог

 

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей: индивидуальные беседы и консультации, проведение общешкольных и классных родительских собраний, размещение рекомендаций по вопросам воспитания и обучения детей, ответственности родителей по соблюдению прав и интересов несовершеннолетних на школьном сайте,

в течение года

консультирование,

размещение информации на сайте школы, разработка буклетов

социальный педагог, психолог

 

 

Мониторинг занятости детей различных категорий в летний период.

май

беседа, анкетирование


 


 


 


 

классные руководители,

социальный педагог

 

 

Анализ работы школы по реализации плана мероприятий в рамках реализации программы «SOS» - «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении» на 2018 – 2019 учебный год, выявление актуальных проблем, постановка целей и задач на 2019-2020 учебный год

май

заседание Совета профилактики


 


 


 


 

председатель Совета профилактики,

социальный педагог,

психолог

 

 

Организация каникулярного времени и полноценного досуга детей.

июнь

организация работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

администрация школы, начальник лагеря, классные руководители, социальный педагог

 
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

План работы психологической службы

с «трудными детьми» в 2018-2019 уч.году.

Содержание работы

Сроки

Примечание

1

Выявление обучающихся группы риска:

- изучение личных дел обучающихся;

- обследование жизненных условий;

- заполнение личных карт


 

I четверть


 

совместно с соц. педагогом, кл. руководителями

2

Анкетирование обучающихся:

- «Вредные привычки»


 

I четверть

обучающиеся

5-10 кл.

3

Диагностика эмоциональных состояний в школе (опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»).

сентябрь, декабрь

5 «А» кл.

4

Диагностика личностных установок, самопознание (самооценка и др.).


 

в теч. года

обучающиеся

3-10 кл.

5

Диагностика личностного самоконтроля (Дж.Роттер)

III четверть

8 «А» кл.

6

Анкетирование «Последний год в школе»

I четверть

10 «А» кл.

7

Диагностика родительских установок и реакций («Хороший ли я родитель?»), методов семейного воспитания (Методика АСВ)


 

в теч. года


 

родители

8

Выявление коммуникативного контроля.

4 четверть

5 «А» кл.

9

Проведение групповых занятий по коррекции:

- эмоционально-волевой сферы

- познавательных процессов и коммуникативных навыков

- эффективного общения

- личностных и поведенческих проблем

- осложнённого поведения подростков

- поведения

- самосознания, осложнённого поведения

- социального поведения

- саморегуляции (подготовка к экзаменам)


 


 

II-IIIчетв.

II-IIIчетв.


 

II-IIIчетв.

II-IIIчетв.


 

IV четв.

IV четв.

III-IV четв.


 

III четв.

IV четв.


 


 

2«А» кл.

3 «А» кл.


 

4 кл.

5«А» кл.


 

6 «А»кл.

7 кл.

8 «А» кл.


 

10 «А» кл.

10 «А» кл.

10

Проведение индивидуальных занятий:

- по коррекции поведенческих проблем

- по стабилизации эмоционального состояния обучающихся


 

в теч. года


 

обучающиеся

11

Проведение профилактической и просветительской работы через индивидуальные и групповые консультации.


 

в теч. года


 

обучающиеся;

родители

12

Консультирование по выбору оптимального поведения с детьми «группы риска».


 

в теч. года


 

педагоги

 

Сообщения по ЗОЖ на школьных линейках (по актуальным проблемам).

в теч. года

обучающиеся

 

Модульный курс профилактики употребления ПАВ и суицидальных тенденций (на кл. часах):

- Правда и ложь.

- Хорошие и плохие вещества.

- Вы курите, молодой человек?

- Умеешь ли ты радоваться праздникам?

- Хорошие и плохие поступки.

- Полёт и падение.

- Привычки и здоровье.

- Не начинать! Почему?

- Я умею говорить «нет».

- Саморегуляция.

- Как отказаться от дурной привычки.

- Психология привычки.

- Последствия курения для человека.

- Как отстоять свою точку зрения.

- Ответственность за свой образ жизни.

- Физиологические последствия курения.

- ПАВ как угроза здоровью.

- Наркотики — начало полёта, в конце которого падение.

- Да здравствует чистый воздух!

- Что такое успех?

- Ближайшие и далёкие цели.

- Психология влияния группы.

- Как распознать манипуляцию и защититься от неё.

- Жизнь — как главная ценность.

- Умей справляться с трудностями.

- Позитивные жизнеутверждающие установки.

в течение года


 

II четв.

III четв.

III четв.

IV четв.


 

II четв.

III четв.

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

I четв.


 

II четв.


 

III четв.

IV четв.


 

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

I четв.


 

II четв.

III четв.

IV четв.

совместно с кл. руководителями


 

2«А» кл.


 

3 «А» кл.


 


 

4 кл.


 

5«А» кл.


 


 


 

6«А» кл.


 


 


 

7«А» кл.


 


 


 


 


 


 

8 «А» кл.


 


 


 

10 «А» кл.

13

Выступления на родительских собраниях:

- Психологические особенности личности детей с ОВЗ.

- Детская агрессия и пути её преодоления.

- Роль семейного воспитания в привитии норм социального поведения у детей.

- Неправильное половое воспитание и его результаты.

- Трудности подросткового возраста.

- Неврозы подросткового возраста.

- Что значит: быть мужчиной, женщиной?

- Взаимосвязь общественной среды и модели поведения личности.

- Ранняя половая жизнь подростка

в течение года

I четв.


 

I четв.


 

II четв.


 


 

IV четв.


 

III четв.

II четв.

III четв.


 

IV четв.


 

III четв.

Родители


 

1«А» кл.


 

2«А» кл.


 

3 «А» кл.


 


 

4 кл.


 

5«А» кл.

6 «А» кл.

7«А» кл.


 

8 «А» кл.


 

10 «А» кл.

14

Психопросвещение посредством стендовой информации.

в течение года


 

обучающиеся

15

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.

в течение года


 

обучающиеся

16

Постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи

в течение года


 

обучающиеся

17

Рейды в семьи детей «группы риска».

в течение года

совместно с соц. педагогом, кл. руководителями, инспектором ОДН

18

Участие в проведении советов по профилактике правонарушений и антиобщественного поведения среди подростков

1 раз в четверть

соц. педагог, инспектор ИДН, зам. дир. по УВР

19

Привлечение «трудных подростков» к общественно полезному труду и творческой деятельности.

в течение года

совместно с соц. педагогом, кл. руководителями

20

Оформление характеристик.

в течение года

в суд, ОДН, КДН и др.инстанции

21

Анализ работы с «трудными детьми».

по запросу

совместно с соц. педагогом, кл. руководителями


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.