Доклад «Направления работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями»
Выступление на тематическом совещании социальных педагогов города Стерлитамак
«Направления работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями»
Мутагарова Н.А., социальный педагог высшей категории МАОУ «Гимназия №2»
г. Стерлитамак РБ
Цель: Ознакомление с опытом работы кафедры социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса гимназии с семьями одаренных детей.
Задача: рассмотреть направления работы социального педагога с одаренными детьми.
Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми – создание условий, стимулирующих развитие творческой личности.
Основными направлениями работы социального педагога с одаренными детьми являются:
Организационное направление:
- изучение проблемы одаренности;
- создание банка диагностических и методических материалов по выявлению и работе с одаренными учащимися;
- деятельность, отслеживающая исполнение законодательства о защите прав ребенка и других нормативных актов.
Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации. Очень важно дать учащимся определенный уровень знаний. Но такой уровень, который согласно ФГОС поможет им получать новые знания самостоятельно.
Изображение в файле |
|
Создание банка диагностических методик в основном ложиться на педагога-психолога, но в этом ему может помочь социальный педагог. Например, диагностический тест «Способности школьника», автора Валентина Ивановича Петрушина, позволяющий определить доминирующие направления способностей развития личности. А также диагностический опросник «Модификация карты интересов», авторов Голомшток А.Е., Климова Е.А., Мешковской О.П. и др, позволяющий выявить предметные предпочтения учащихся по 20 направлениям. В зависимости от параллели, в которой проводится диагностика, количество направлений целесообразно сократить.
Социальный педагог может подготовить разработки методических материалов по работе с одаренными детьми в рамках своей деятельности.
Диагностическое направление:
- помощь в выявлении одаренных детей;
- помощь в формировании информационной базы данных о талантливых и одаренных учащихся в ОУ.
Эта работа начинается еще в начальной школе и большая роль, конечно, отводится учителям начальных классов и руководителям кружков. Согласно концеплуальной модели Джозефа Ринзулли одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Современные психологи, изучающие проблему одаренности, считают, что к этому необходимо добавить абстрактно-логический стиль мышления.
Задача социального педагога состоит в организации и проведении диагностики склонностей учащихся, интеллектуальных способностей, абстрактно-логического и креативности мышления.
Данные диагностические исследования проводятся на всех ступенях обучения, а конкретно мною в 9 классах на занятиях по предпрофильной подготовке.
Изучение интеллектуальных способностей
Уровень |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
Выше среднего |
45% |
49% |
48% |
Средний |
60% |
62% |
63% |
На протяжении всего обучения учащимися ведутся портфолио достижений школьников, которые являются одним из критериев приема в 10 профильный класс.
Информационно-консультационное направление:
- консультации обучающихся, родителей и педагогов, основываясь на результаты диагностической работы по определению интересов, склонностей и профиля дальнейшего обучения одаренных детей;
- привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам одаренных детей.
Когда ребенок одарен в нескольких областях, а ему приходится делать профильный и профессиональный выбор, определить сложно и ребенку, и родителям. Поэтому по результатам диагностических исследований проводятся консультации с родителями для оптимального выбора профессиональных направлений.
Чтобы привлечь внимание средств массовой информации к проблемам одаренных детей необходимо опубликовать статьи и методические материалы на страницах педагогических сообществ учителей или в блоге на собственном сайте.
Изображение в файле |
Координационное направление:
- помощь в организации и проведении массовых мероприятий в образовательном учреждении;
- способствование участию детей в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
В гимназии проводится комплекс воспитательных, спортивных, развивающих, интеллектуальных мероприятий для развития одаренности.
«День гимназиста»
Изображение в файле |
Научно-практические конференции
Изображение в файле |
Республиканский социальный форум
Изображение в файле |
Участие в олимпиадах
Изображение в файле |
Коррекционное направление:
- проведение занятий по развитию коммуникативных навыков,
- проведение занятий по снятию эмоционального напряжения;
- вовлечение детей-инвалидов в творческие и спортивные мероприятия.
Занятия по развитию коммуникативных навыков
|
Занятия по снятию эмоционального напряжения перед сдачей
ОГЭ и ЕГЭ
|
Работа с детьми-инвалидами
|
Работа с педагогическим коллективом:
- оказание методической помощи педагогам, проведение консультаций по вопросам работы с одаренными детьми;
- помощь в подборе развивающих заданий для развития памяти, внимания, воображения, мышления.
- мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов.
Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к одаренным детям, они часто используют тактику количественного увеличения заданий, а не качественного их изменения. Задача социального педагога состоит в том, чтобы объяснить педагогу необходимость создания теплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе, способствовать формированию положительной самооценки, поощрять творчество и работу воображения, проявлять уважение к индивидуальности ученика.
Работа с родителями:
- индивидуальные консультации родителей по обсуждению развития индивидуальных задатков их детей;
- родительские собрания и организация праздников для родителей;
- осуществление контакта между педагогами и родителями.
Организация родительских собраний и праздников для родителей
|
Важно в социально-педагогической деятельности выявить явную и скрытую одаренность, провести соответствующую коррекционную работу, которая будет заключаться в специально созданных комфортных условиях обучающимся, преодолении или ослаблении недостатков или дефектов ее социализации.
Социальному педагогу следует обеспечить поддержку одаренному ребенку и его родителям. Помочь понять ребенку необходимость изучения полного курса школьной программы, а не только тех учебных предметов, которые ему более интересны, т.к. в изучении этих предметов он проявляет особые способности.
Отличительной особенностью в такой работе социального педагога с одаренными детьми является посреднический характер между учеником, родителями и учителями-предметниками, и руководителями кружков.