Распространение педагогического опыта в области формирования функциональной грамотности младших школьников
Пояснительная запискаDOCX / 16.93 Кб
Формирование ФГ на уроках литературного чтенияPPTX / 6.51 Мб
«Функциональная грамотность на уроках литературного чтения»
Слайд 1 | вводное слово |
Слайд 2 | Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетенций. Функциональная грамотность чтения – это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой, а также умение анализировать художественный текст. Функциональная грамотность чтения – это и развитие механизмов речи: умение подбирать синонимы, делать сжатый пересказ, предвидеть, предугадывать содержание текста, выделять главное в тексте, т. е совершать умственные операции, связанные напрямую с развитым критическим мышлением. С 1 класса мы с ученическим коллективом работаем над развитием критического мышления не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках математики, окружающего мира, даже на уроках изобразительного искусства ряд приемов оказываются эффективными. |
Слайд 3 | Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать. |
Слайд 4 | Исходя из этого, мы понимаем, что навык чтения имеет техническую составляющую и смысловую. |
Слайд 5 | Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание (просмотр, установление значений слов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ). Вторая – это интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья – это создание нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учебе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное, у читателя возникают чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений существования различных точек зрения по многим вопросам. Те, кто останавливаются на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты. Однако сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысление полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов. |
Слайд 6 | Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? Для начала нужно изменить подход к построению уроков, а именно позицию учителя. Его позиция второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалоговое обучение. Это работа в парах, микрогруппах. Организуя диалог в классе, мы получаем большую пользу для формирования функциональной грамотности, так как диалог: позволяет ученикам выражать своё понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, и правильно было бы этими идеями воспользоваться; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять, на какой стадии находятся его ученики в процессе своего обучения, а совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями», через диалог формируются и развиваются ключевые компетенции каждого ученика. Поэтому чрезвычайно важным аспектом урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт. |
Слайд 7 | Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. При анализе текста вопросы составляются в соответствии с таксономией Блума. Давайте попробуем составить вопросы на примере текста Валентины Осеевой «Сыновья», согласно таксономии Блума. Сыновья В. Осеева Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей, ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу! Знание и понимание: Что умел делать сын первой женщины? Где происходит событие? Кто находился у колодца? Применение: Выбери из перечисленных слов те, которые характеризуют хорошего сына. Анализ: Объясни, почему старик увидел только одного сына. Синтез: Что вы можете сказать о человеке, который написал это произведение? Оценивание: Чему тебя научил рассказ В. Осеевой «Сыновья»? |
Слайд 8 | В диалоговом обучении вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя, и ответы учеников. Для того чтобы научить моих ребят задавать вопросы, я использую Кубик Блума и таблицу тонких и толстых вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на всех этапах урока: на этапе актуализации знаний – это вопросы, которые ставятся до изучения темы; на этапе осмысления и восприятия информации - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления; на этапе применения и обобщения знаний - для демонстрации понимания изученного материала. |
Слайд 9 | Смотрим содержание вопросов. |
Слайд 10 | Хорошо получается отработать материал, используя ромашку Блума «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?». 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Умение работать с вопросами имеет большое значение в развитии критического мышления. Вопросы являются основной движущей силой мышления. Ученики, которые задаются вопросами и задают их по-настоящему, думают и стремятся к знаниям. Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, творческие – развивают творческое мышление школьников. |
Слайд 11 | Кубик Блума Демонстрация кубика Почему Объясни Назови Предложи Придумай Поделись Давайте составим вопросы к тексту, согласно этому приему. |
Слайд 12 | Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения: V - «Эта информация мне уже известна»; + - «Новые факты для меня»; — - «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»; ? - «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения». ИНСЕРТ может быть применён на любой стадии работы с учениками. Кроме того, ребята учатся: ориентироваться в источниках информации - в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения; сортировать материал на главный и второстепенный; критически подходить к оценке новых знаний; делать выводы и обобщать в процессе размышления. |
Слайд 13 | Синквейн Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывают одно слово – существительное, это есть тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строке записывают три глагола, описывающего действия, относящиеся к теме синквейна; на четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, заключение по теме, афоризм; последняя строчка - это слово - резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Стратегия КМ синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, потому что получается у всех. Зачитываю и демонстрирую синквейны о мифах, которые самостоятельно составили обучающиеся. Мифы Волшебные, загадочные Рассказывают, открывают, объясняют Мифы – это скрытая история Легенда Мифы Могущественные, фантастические Познают, рассказывают, поучают Когда истории стареют, они превращаются в мифы История Миф Интересные, пугающие Удивляют, рассказывают, восхищают То, что, возможно, существовало Легенды Мифы Древнегреческие, сказочные Почитают, услышат, поучают Много героев, богов и нереальности Сказания Мифы Недосказанные, загадочные Повествуют, передают, интересуют Мифы не совсем правда Легенды Мифы Загадочные, необыкновенные Удивляют, рассказывают, учат Мифы такие интересные, что заставляют задуматься Истории о жизни Мифы Древние, интересные Учат, рассказывают. Наставляют Каждый миф – одна из версий правды Легенда Мифы Сказочные, умные Учат, рассказывают, увлекают Мифы – это увлекательная выдумка
Мифы Неизвестные, интересные Интересуют, познают, удивляют Миф, в который верят, постепенно становится правдой Слухи Мифы Исторические, интересные Рассказывают, удивляют, объясняют Сказания о Богах История |
Слайд 14 | На внеурочной деятельности предлагаются задания на развитие технического навыка чтения: Чтение текста с решеткой Текст с пробелами Текст с перепутанными буквами Текст без пробелов Текст без нижней части букв |