Статья «Этнопедагогические основы формирования речевой грамотности младших школьников»

9
0
Материал опубликован 12 November 2017 в группе

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из глобальных проблем современности является проблема речевой культуры общества. Обеднение словарного запаса, «загрязнение речи» ненормативной лексикой, словами-паразитами разрушают и душу, и тело.

Формирование функционально-грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности, т.к. именно в это время идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Задача учителей начальных классов – довести речевые умения учащегося, заканчивающего 4 класс, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе. Другими словами нужно совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, т.к. речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Фольклористы, этнографы, а также ученые-диктаты, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. В нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека с момента его рождения. Исследование Г.Н.Волкова, посвященное сферам влияния народного воспитания и фольклору, как сокровищнице народной педагогики обозначило необходимость включения этнографических материалов в современный учебно-воспитательный процесс: «Творческое использование традиций народа в образовательном процессе способствует формированию личности ребенка в духе высокой нравственности, духовности. Родное слово является основой воспитания детей».[2, c.310]

Язык и речь – проявления одной и той же способности человека и важнейшее средство общения между людьми, инструмент познавательной деятельности, средство выражения и совершенствования внутреннего мира человека. Эти свойства языка и речи создают их единство, взаимосвязь. Язык – явление общественно-историческое, развивающееся в связи с историей его носителя, народа, говорящего на этом языке. Речь же теснейшим образом связана с индивидуальными особенностями говорящего и слушающего (пишущего и читающего) и изменяется по мере жизни и общего развития человека.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. К. Д. Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки». [1, c.12]. Они впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, искусной ритмикой. Многим детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц и поговорок.

Употребление в речи этих коротких, но метких выражений, способствует обогащению словарного запаса детей. Одновременно учит элементам культурной, правильной речи, как устной, так и письменной. Специально организованное обсуждение заложенного смысла в пословице способствует развитию памяти, логического мышления, аналитических способностей, активизации мыслительных процессов, направленных на понимание речи, ее многозначности.

В начальных классах идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, закладывается фундамент грамотной речи.

Речь – одна из важнейших психических функций человека. «Слово является и единицей речи, и единицей мышления, которые в ходе развития ребенка объединяясь, образуют речевое мышление и проявляются в речемыслительной деятельности – считает Пожарская И. Л. - оба процесса тесно связаны между собой, поэтому отставание в развитии одного из них неизбежно ведет к торможению в развитии другого. [5, c. 69]

Ребёнок, осваивая язык, не пользуется ни словарями, ни грамматиками. Единственное, что имеется в его распоряжении – это образцы живой речи. Родной язык – это то, что повседневно окружает человека с момента его рождения. Задача учителя организовать такую литературную жизнь в школе, чтобы она стала привлекательной для детей. И тут следует обратиться «к генезису традиционных языковых практик в собственной культуре. В какие языковые формы ребенок втягивался сам по себе без специального обучения? ... все то, что мы теперь называем фольклором, это было живым языком..» [4, c. 22].

Современным младшим школьникам трудно дается овладение элементарными приемами подготовки к устным высказываниям. Поэтому необходима система упражнений, развивающих связную устную речь учеников. Этому способствуют следующие упражнения: сравнение, сопоставление текста и его отдельных предложений; выделение в тексте начала, середины, концовки (воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по готовому плану или опорным словам); восстановление деформированного текста и т.д. Наилучшим материалом для отработки этих навыков являются, конечно же, сказки: как народные, так и авторские. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был высокого мнения о сказках, поэтому включил их в свою педагогическую систему.

Важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников – литературное слушание. Уроки слушания предусмотрены всеми учебными комплектами допущенными Министерством образования, но особенно ярко, на мой взгляд, это выражено в «Литературном чтении» Л. А. Ефросининой. Автор считает, что «уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития… условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя»[3, с.10].

В программе по литературному чтению для начальной школы отражены принципы: эстетический и литературоведческий. Учитель должен помнить, что урок чтения – это урок искусства, сотворчества с писателем, где главными являются такие цели, как сопереживание героям, уделяется внимание выразительному чтению, связи с музыкой и живописью.

На практике уделяю большое внимание подготовке речевого аппарата ребенка к работе. Важную роль в этом имеет правильное дыхание. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Этому искусству надо научить детей. Правильное дыхание – это здоровье. В этом помогают чистоговорки и скороговорки. Каждую из них учу проговаривать с разными интонациями: сначала беззвучно, только артикулируя, затем шепотом в медленном темпе и только потом – вслух и в быстром темпе. Такие упражнения развивают дикцию.

Роль выразительного чтения как раз и состоит в том, что оно позволяет почувствовать особенности речевого выражения (стилистические, жанровые, изобразительные), что особенно важно для начальной школы, где знания во многом заменяются чувством языка. Отсюда и возможность влияния выразительного чтения на развитие речевого, литературного слуха.

Литературное чтение и языковое образование не должны отрываться друг от друга. Уроки русского языка вместе с уроками чтения образуют систему овладения языком, которое осуществляется через речевую деятельность и требует взаимосвязи всех ее видов: говорения, слушания, чтения, письма.

Особенность предмета «Русский язык» заключается в том, что язык является одновременно предметом изучения и средством обучения. Правильно подобранный языковой материал упражнений побуждает учащихся к более продуктивному усвоению знаний, умений и навыков. Овладение языком приведет к повышению культуры речи, тайны языка научат ярче и точнее выражать мысли. Оптимальная интеграция литературного чтения и языкового образования, умелое включение в образовательный процесс фольклорных материалов позволяет оживить и разнообразить урок, способствует формированию личности младшего школьника, помогает в решении проблемы, связанной с развитием речевой деятельности, как основы функциональной грамотности школьников.

Список литературы:

1. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-

1994.-№3.- С.12.

2. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. – М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – Т.1 – 460 с.

3.Ефросинина Л. А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2005, - 224 с.

4.Кушнир А. Пушкин выбрал бы любовь. // Народное образование. 2009. № 5. с. 10 – 23.

5. Пожарская И. Л. Элементы коррекционной педагогики на уроках обучения грамоте и русского языка.// Начальная школа. 2011. № 1, с. 67 - 69.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации