Статья «Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 29 March 2022 в группе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.И. Яскевич

БОУ «Тарская гимназия №1», г.Тара


Для современной ситуации характерны изменения запроса на качество образования. Приоритетной целью и одной из основных задач ФГОС становится формирование функциональной грамотности в системе начального общего образования.

В новом словаре методических терминов и понятий функциональная грамотность определяется, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [3].

Н.Ф.Виноградова отмечает, что функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию [1,с.16-17].

То есть, функциональная грамотность, в современном понимании этого термина, - это достаточно широкое понятие, включающее освоение основ различных наук и дисциплин, сформированность навыков решения проблем и многое другое [2].

Н.Ф.Виноградова разделяет функциональную грамотность на интегративные (читательская, информационная, коммуникативная, социальная) и предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) [4].

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе организую проектную деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: на занятиях кружков и во внеклассной работе. Именно такая деятельность способствует формированию функциональной грамотности.

Одной из самых эффективных форм исследовательской (поисковой) деятельности являются всевозможные проекты.

Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты, как в рамках одного предмета или темы, так и межпредметные проекты. По продолжительности проекты подразделяются на мини-проекты, которые создаются в течение одного занятия, краткосрочные (5-6 уроков), среднесрочные (в течение месяца) и долгосрочные (в течение года и более).

Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству), а также заинтересованность и помощь родителей (создание благоприятствующей обстановки дома, подбор литературы, обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, поддержка). И, конечно, сам педагог должен быть исследователем, уметь организовывать поисковую деятельность учащихся.

Рассмотрим ход и содержание одного из вариантов среднесрочной проектной работы по формированию функциональной языковой грамотности. Проект называется «Этимологический словарь словарных слов». Данный проект посвящён этимологическому исследованию.

На первом занятии учитель проводит беседу с обучающимися, которая поможет понять суть и значение работы, которую им предстоит выполнить на протяжении месяца. Цель подобной беседы – это объяснение школьникам содержание их будущей коллективной работы. В ходе беседы учитель подводит детей к пониманию того, что написание словарных слов лучше будет запоминаться, если дети изучат вопрос об их происхождении, подобрав к каждому словарному слову проверочное (этимологическое) слово. Результатом проделанной работы станет подготовленный и оформленный ими этимологический словарь, которым все дети будут пользоваться. Затем учитель предлагает самостоятельно, по желанию разделиться на 4 группы, выбрать ответственного в группе, дома поработать с орфографическим словарём в конце учебника и самостоятельно выбрать те слова, о происхождении которых им бы хотелось узнать, при этом все выбранные слова должны быть именами существительными, и их нужно будет сгруппировать по общему значению, например «Названия растений», «Названия животных», «Названия инструментов», «Названия школьных принадлежностей».

В конце недели представители групп представят результаты проведённой работы, коллективно обсудят, сформируют словник будущего этимологического словаря и определят ход дальнейшей работы. Учитель предложит детям список словарей и справочной литературы. Например, это могут быть словари и пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: «Словарик устаревших слов», «Словарик словарных слов», Словарик цветовой гаммы» и др.

В течение второй, третьей и четвёртой недели обучающиеся работают, коллективно обсуждают и выполняют задания: каждая группа работает над своей группой лексических слов, распределяют функции каждого из членов группы (работа над этимологией слов, компьютерный набор и оформление раздела).

Пример раздела словаря

Таблица 1.

Названия растений

Словарное слово

Проверочное

(этимологическое)

слово


гвоздика

гвоздь


земляника

земли


малина

малый


пшеница

пшёнка


Пример раздела словаря

Таблица 2.

Названия школьных принадлежностей

Словарное слово

Проверочное

(этимологическое)

слово


альбом

из лат. albus - белый


карандаш

из тюркск. От «кара» - чёрный и «даш»- камень


На заключительном этапе каждая группа защищает мини-проект по следующему плану:

Название раздела

Количество слов в группе

Выделение возможных подгрупп

Выявление языков – источников слов

Определение языков – источников слов и подбор примеров

Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами и победителями муниципальных и региональных НПК, муниципального фестиваля «Восходящая звезда», чемпионатов «Школьные навыки» и по функциональной грамотности школьного уровня.

С целью стимулирования школьников важна оценка их работы. Лучше всего учеников, работавших над проектом, отмечать дипломами, памятными подарками. Важно, чтобы был отмечен каждый участник проекта.


Список использованной литературы:

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с.16-17

Формирование функциональной языковой грамотности у младших школьников. Исследовательская деятельность обучающихся: [Электронный ресурс]. IRL: https://uchitel.club/events/formirovanie-yazykovoi-funkcionalnoi-gramotnosti-u-mladsix-skolnikov-issledovatelskaya-deyatelnost-obucayushhixsya/

Функциональная грамотность: [Электронный ресурс]. IRL: https://methodological_terms.academic.ru/

Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации