Статья «Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.И. Яскевич
БОУ «Тарская гимназия №1», г.Тара
Для современной ситуации характерны изменения запроса на качество образования. Приоритетной целью и одной из основных задач ФГОС становится формирование функциональной грамотности в системе начального общего образования.
В новом словаре методических терминов и понятий функциональная грамотность определяется, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [3].
Н.Ф.Виноградова отмечает, что функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию [1,с.16-17].
То есть, функциональная грамотность, в современном понимании этого термина, - это достаточно широкое понятие, включающее освоение основ различных наук и дисциплин, сформированность навыков решения проблем и многое другое [2].
Н.Ф.Виноградова разделяет функциональную грамотность на интегративные (читательская, информационная, коммуникативная, социальная) и предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) [4].
Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе организую проектную деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: на занятиях кружков и во внеклассной работе. Именно такая деятельность способствует формированию функциональной грамотности.
Одной из самых эффективных форм исследовательской (поисковой) деятельности являются всевозможные проекты.
Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].
Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты, как в рамках одного предмета или темы, так и межпредметные проекты. По продолжительности проекты подразделяются на мини-проекты, которые создаются в течение одного занятия, краткосрочные (5-6 уроков), среднесрочные (в течение месяца) и долгосрочные (в течение года и более).
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству), а также заинтересованность и помощь родителей (создание благоприятствующей обстановки дома, подбор литературы, обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, поддержка). И, конечно, сам педагог должен быть исследователем, уметь организовывать поисковую деятельность учащихся.
Рассмотрим ход и содержание одного из вариантов среднесрочной проектной работы по формированию функциональной языковой грамотности. Проект называется «Этимологический словарь словарных слов». Данный проект посвящён этимологическому исследованию.
На первом занятии учитель проводит беседу с обучающимися, которая поможет понять суть и значение работы, которую им предстоит выполнить на протяжении месяца. Цель подобной беседы – это объяснение школьникам содержание их будущей коллективной работы. В ходе беседы учитель подводит детей к пониманию того, что написание словарных слов лучше будет запоминаться, если дети изучат вопрос об их происхождении, подобрав к каждому словарному слову проверочное (этимологическое) слово. Результатом проделанной работы станет подготовленный и оформленный ими этимологический словарь, которым все дети будут пользоваться. Затем учитель предлагает самостоятельно, по желанию разделиться на 4 группы, выбрать ответственного в группе, дома поработать с орфографическим словарём в конце учебника и самостоятельно выбрать те слова, о происхождении которых им бы хотелось узнать, при этом все выбранные слова должны быть именами существительными, и их нужно будет сгруппировать по общему значению, например «Названия растений», «Названия животных», «Названия инструментов», «Названия школьных принадлежностей».
В конце недели представители групп представят результаты проведённой работы, коллективно обсудят, сформируют словник будущего этимологического словаря и определят ход дальнейшей работы. Учитель предложит детям список словарей и справочной литературы. Например, это могут быть словари и пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: «Словарик устаревших слов», «Словарик словарных слов», Словарик цветовой гаммы» и др.
В течение второй, третьей и четвёртой недели обучающиеся работают, коллективно обсуждают и выполняют задания: каждая группа работает над своей группой лексических слов, распределяют функции каждого из членов группы (работа над этимологией слов, компьютерный набор и оформление раздела).
Пример раздела словаря
Таблица 1.
Названия растений | Словарное слово | Проверочное (этимологическое) слово |
| гвоздика | гвоздь |
| земляника | земли |
| малина | малый |
| пшеница | пшёнка |
Пример раздела словаря
Таблица 2.
Названия школьных принадлежностей | Словарное слово | Проверочное (этимологическое) слово |
| альбом | из лат. albus - белый |
| карандаш | из тюркск. От «кара» - чёрный и «даш»- камень |
На заключительном этапе каждая группа защищает мини-проект по следующему плану:
Название раздела
Количество слов в группе
Выделение возможных подгрупп
Выявление языков – источников слов
Определение языков – источников слов и подбор примеров
Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами и победителями муниципальных и региональных НПК, муниципального фестиваля «Восходящая звезда», чемпионатов «Школьные навыки» и по функциональной грамотности школьного уровня.
С целью стимулирования школьников важна оценка их работы. Лучше всего учеников, работавших над проектом, отмечать дипломами, памятными подарками. Важно, чтобы был отмечен каждый участник проекта.
Список использованной литературы:
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с.16-17
Формирование функциональной языковой грамотности у младших школьников. Исследовательская деятельность обучающихся: [Электронный ресурс]. IRL: https://uchitel.club/events/formirovanie-yazykovoi-funkcionalnoi-gramotnosti-u-mladsix-skolnikov-issledovatelskaya-deyatelnost-obucayushhixsya/
Функциональная грамотность: [Электронный ресурс]. IRL: https://methodological_terms.academic.ru/
Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock